Технология разработки СИПР для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Учитель – дефектолог
Мельникова М.М.
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Центр психолого – педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»
СИПР - это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель, задачи и структура которой определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребёнка.
СИПР разрабатывается на основе адаптированной общеобразовательной программы (АООП вариант 2).
Вариант 2 – это вариант программ для учащихся, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость и тяжелые и множественные нарушения развития.
Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования (дети с тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития), характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.
В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (п. 2.9.1 приложения ФГОС) структура СИПР включает 9 компонентов:
1. Общие сведения
2. Характеристика ребенка
3. Индивидуальный учебный план
4. Содержание образования
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР
7. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося
8. Перечень необходимых технических средств
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
2. Характеристика ребенка
Составляется в начале учебного года и корректируется по его окончанию на основе данных промежуточной аттестации результатов обучения ребенка (в конце учебного года).
В структуру характеристики включаются:
1) сведения о семье (социально-бытовые условия, взаимоотношения в семье, отношение к ребенку);
2) заключение ПМПК;
3) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
4) характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);
5) особенности проявления познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;
6) сформированность импрессивной и экспрессивной речи;
7) сформированность социально значимых навыков, умений;
8) потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;
9) выводы по итогам оценки: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.
3. Индивидуальный учебный план
отражает доступные для обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.
В соответствии с пр. АООП разд. 3.3.1.:
Для детей особые образовательные потребности которых не включают освоение предметов основной части учебного плана АООП, учебная нагрузка для СИПР формулируется следующим образом:
увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом АООП. (в соответствии с п.2.6. приложения соответствующего ФГОС).
4. Содержание образования
Включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ актуальных для образования и включения в его индивидуальный план.
Внеурочная деятельность
- перечень возможных рабочих программ и мероприятий внеурочной деятельности, в реализации которых он принимает участие
Внеурочная деятельность в структура СИПР представлена планом мероприятий внеурочной деятельности
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
Выделяются следующие области и требования профессионального ухода:
прием пищи (кормление и помощь при приеме пищи, соблюдая правила кормления и этикета),
одевание, раздевание и забота о внешнем виде (одевание и раздевание полностью или оказание частичной помощи ребенку, выбор опрятной одежды, соответствующей погоде и ситуации; забота о комфортности, прическе и внешнем виде ребенка),
передвижение (например, в кресле-коляске, на вертикализаторе, подъемнике или другом устройстве, перенос на руках с соблюдением техники безопасности),
совершение гигиенических процедур с ребенком (смена памперса, уход за телом с использованием средств гигиены, регулярность в выполнении процедур по гигиене тела);
соблюдение санитарных правил и норм в помещении (проветривание, уборка и дезинфекция помещений, сантехники, дидактических материалов),
поддержка жизненно важных функций организма (выполнение назначений врача: прием лекарств, профилактика пролежней и др.),
реализация коммуникативных и социально-эмоциональных потребностей (создание комфортной окружающей обстановки, восполнение недостатка личного общения)
Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности, а также перечня необходимых специальных материалов и средств
Пример планирования реализации потребности в уходе и присмотре для СИПР
6. Перечень специалистов, участвующих в разработке СИПР
Согласно требованиям к кадрам ФГОС образование обучающихся с интеллектуальными нарушениями, в реализации АООП участвуют междисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники).
В списке специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР, обычно учитель класса и/или предмета, учитель адаптированной физкультуры, музыки, изобразительной деятельности, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др.
7. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося
Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося.
При разработке данного раздела СИПР учитывается отношение родителей к ребенку в целом и к его образованию в частности.
При приеме ребенка в образовательную организацию с родителями подписывается договор об образовании, в котором устанавливается ответственность и обязательства основных участников образовательного процесса.
В целях психологической поддержки родителей, по желанию организуются группы, в которых родители обсуждают специально отобранные психологом темы. В рамках данного направления проводятся индивидуальные консультации родителей и членов семьи с психологом.
8. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
В качестве примера возможных средств, которые могут быть включены в данный раздел СИПР, приводим следующие:
кресло-коляска, подъемник, душевая каталка, ортопедическое кресло (мешок), вертикализатор;
прибор для альтернативной коммуникации (коммуникатор, планшет), электронная кнопка для привлечения внимания;
игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажер;
предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины);
средства для фиксации ног, груди; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; автомобильное кресло;
средства для развития двигательных функций: гимнастический мяч большого диаметра, гамак, коврики, тренажеры типа «Мотомед» и др.;
другой материал, предложенный в программах по учебным предметам примерной АООП.
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие. Результаты заносятся в «Листы достижения».
Итоговые результаты образования за оцениваемый период отражаются в итоговой характеристике за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Пример содержания раздела СИПР
| |
- не выполняет задание | - |
- выполняет задание со значительной помощью | зп |
- выполняет задание с частичной помощью | чп |
- выполняет задание по подражанию | п |
- выполняет задание по образцу | о |
- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки | сш |
- выполняет задание самостоятельно (без ошибок) | + |
В соответствии с ФГОС п. 1.7
Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивается:
Существенными изменением содержания образования;
Обязательной индивидуализацией обучения;
Дозированным расширением образовательного пространства внутри Организации и за ее пределами
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.