Технология разработки СИПР для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Оценка 4.7

Технология разработки СИПР для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Оценка 4.7
Семинары
pptx
дефектология
Взрослым
08.11.2018
Технология разработки СИПР для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Идеология ФГОС обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью построена на двух взаимодополняющих составляющих: академические результаты учащихся и их жизненные компетенции. Все дети, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные особенностями их развития, имеют возможность получить образование. Чем тяжелее нарушения развития учащегося, тем больше возрастает составляющая жизненных компетенций при проектировании специальной индивидуальной программы развития (СИПР).
Презентация СИПР.pptx

Технология разработки СИПР для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Технология разработки СИПР для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития


Технология разработки СИПР для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития


Учитель – дефектолог
Мельникова М.М.

Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Центр психолого – педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»

СИПР - это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем

СИПР - это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем

СИПР - это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель, задачи и структура которой определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребёнка.

СИПР разрабатывается на основе адаптированной общеобразовательной программы (АООП вариант 2)

СИПР разрабатывается на основе адаптированной общеобразовательной программы (АООП вариант 2)

СИПР разрабатывается на основе адаптированной общеобразовательной программы (АООП вариант 2).
Вариант 2 – это вариант программ для учащихся, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость и тяжелые и множественные нарушения развития.
Для  обучающихся,  получающих  образование  по  варианту  2 адаптированной  основной  общеобразовательной  программы  образования (дети с тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития), характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными  нарушениями  зрения,  слуха,  опорно-двигательного  аппарата, расстройствами аутистического  спектра,  эмоционально-волевой  сферы, выраженными в различной степени тяжести.

В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (п

В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (п

В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (п. 2.9.1 приложения ФГОС) структура СИПР включает 9 компонентов:

1. Общие сведения
2. Характеристика ребенка
3. Индивидуальный учебный план
4. Содержание образования
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР
7. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося
8. Перечень необходимых технических средств 
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

персональные данные о ребенке и его родителях, формулировку заключения ПМПК. 1. Общие сведения

персональные данные о ребенке и его родителях, формулировку заключения ПМПК. 1. Общие сведения

персональные данные о ребенке и его родителях,
формулировку заключения ПМПК.

1. Общие сведения

Характеристика ребенка Составляется в начале учебного года и корректируется по его окончанию на основе данных промежуточной аттестации результатов обучения ребенка (в конце учебного года)

Характеристика ребенка Составляется в начале учебного года и корректируется по его окончанию на основе данных промежуточной аттестации результатов обучения ребенка (в конце учебного года)

2. Характеристика ребенка
Составляется в начале учебного года и корректируется по его окончанию на основе данных промежуточной аттестации результатов обучения ребенка (в конце учебного года).
В структуру характеристики включаются:
1) сведения о семье (социально-бытовые условия, взаимоотношения в семье, отношение к ребенку);
2) заключение ПМПК;
3) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
4) характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);
5) особенности проявления познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;
6) сформированность импрессивной и экспрессивной речи;
7) сформированность социально значимых навыков, умений; 
8) потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;
9) выводы по итогам оценки: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.

Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося

Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося

3. Индивидуальный учебный план
отражает доступные для обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.
В соответствии с пр. АООП разд. 3.3.1.:
Для детей особые образовательные потребности которых не включают освоение предметов основной части учебного плана АООП, учебная нагрузка для СИПР формулируется следующим образом:
увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом АООП. (в соответствии с п.2.6. приложения соответствующего ФГОС).

Технология разработки СИПР для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Технология разработки СИПР для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Содержание образования Включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ актуальных для образования и включения в его индивидуальный план

Содержание образования Включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ актуальных для образования и включения в его индивидуальный план

4. Содержание образования

Включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ актуальных для образования и включения в его индивидуальный план.

Пример содержания учебных предметов

Пример содержания учебных предметов

Пример содержания учебных предметов СИПР для ребенка с ТМНР.

Пример содержания учебных предметов

Пример содержания учебных предметов

Пример содержания учебных предметов СИПР для ребенка с ТМНР.

Внеурочная деятельность - перечень возможных рабочих программ и мероприятий внеурочной деятельности, в реализации которых он принимает участие

Внеурочная деятельность - перечень возможных рабочих программ и мероприятий внеурочной деятельности, в реализации которых он принимает участие

Внеурочная деятельность
- перечень возможных рабочих программ и мероприятий внеурочной деятельности, в реализации которых он принимает участие

Внеурочная деятельность в структура СИПР представлена планом мероприятий внеурочной деятельности

Примерное содержание раздела «Внеурочная деятельность»

Примерное содержание раздела «Внеурочная деятельность»

Примерное содержание раздела «Внеурочная деятельность» СИПР для ребенка с ТМНР

Условия реализации потребности в уходе и присмотре

Условия реализации потребности в уходе и присмотре

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
Выделяются следующие области и требования профессионального ухода:
прием пищи (кормление и помощь при приеме пищи, соблюдая правила кормления и этикета),
одевание, раздевание и забота о внешнем виде (одевание и раздевание полностью или оказание частичной помощи ребенку, выбор опрятной одежды, соответствующей погоде и ситуации; забота о комфортности, прическе и внешнем виде ребенка),
передвижение (например, в кресле-коляске, на вертикализаторе, подъемнике или другом устройстве, перенос на руках с соблюдением техники безопасности),
совершение гигиенических процедур с ребенком (смена памперса, уход за телом с использованием средств гигиены, регулярность в выполнении процедур по гигиене тела);
соблюдение санитарных правил и норм в помещении (проветривание, уборка и дезинфекция помещений, сантехники, дидактических материалов),
поддержка жизненно важных функций организма (выполнение назначений врача: прием лекарств, профилактика пролежней и др.),
реализация коммуникативных и социально-эмоциональных потребностей (создание комфортной окружающей обстановки, восполнение недостатка личного общения)

Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности, а также перечня необходимых специальных материалов и средств

Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности, а также перечня необходимых специальных материалов и средств

Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности, а также перечня необходимых специальных материалов и средств
Пример планирования реализации потребности в уходе и присмотре для СИПР

Перечень специалистов, участвующих в разработке

Перечень специалистов, участвующих в разработке

6. Перечень специалистов, участвующих в разработке СИПР
Согласно требованиям к кадрам ФГОС образование обучающихся с интеллектуальными нарушениями, в реализации АООП участвуют междисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники).
В списке специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР, обычно учитель класса и/или предмета, учитель адаптированной физкультуры, музыки, изобразительной деятельности, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др.

Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося

Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося

7. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося
Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося.
При разработке данного раздела СИПР учитывается отношение родителей к ребенку в целом и к его образованию в частности.
При приеме ребенка в образовательную организацию с родителями подписывается договор об образовании, в котором устанавливается ответственность и обязательства основных участников образовательного процесса.
В целях психологической поддержки родителей, по желанию организуются группы, в которых родители обсуждают специально отобранные психологом темы. В рамках данного направления проводятся индивидуальные консультации родителей и членов семьи с психологом.  

Пример содержания СИПР «Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося»

Пример содержания СИПР «Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося»

Пример содержания СИПР
«Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося»

Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации

Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации

8. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
В качестве примера возможных средств, которые могут быть включены в данный раздел СИПР, приводим следующие:
кресло-коляска, подъемник, душевая каталка, ортопедическое кресло (мешок), вертикализатор;
прибор для альтернативной коммуникации (коммуникатор, планшет), электронная кнопка для привлечения внимания;
игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажер;
предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины);
средства для фиксации ног, груди; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; автомобильное кресло;
средства для развития двигательных функций: гимнастический мяч большого диаметра, гамак, коврики, тренажеры типа «Мотомед» и др.;
другой материал, предложенный в программах по учебным предметам примерной АООП.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие. Результаты заносятся в «Листы достижения».
Итоговые результаты образования за оцениваемый период отражаются в итоговой характеристике за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Пример содержания раздела СИПР

 
Уровни самостоятельности при выполнении заданий

- не выполняет задание

-

- выполняет задание со значительной помощью

зп

- выполняет задание с частичной помощью

чп

- выполняет задание по подражанию

п

- выполняет задание по образцу

о

- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки

сш

- выполняет задание самостоятельно (без ошибок)

+

В соответствии с ФГОС п. 1.7 Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития…

В соответствии с ФГОС п. 1.7 Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития…

В соответствии с ФГОС п. 1.7
Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивается:
Существенными изменением содержания образования;
Обязательной индивидуализацией обучения;
Дозированным расширением образовательного пространства внутри Организации и за ее пределами

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2018