« Критическое мышление – система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью»
Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте
Устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным;
метапредметным;
предметным.
Технология развития
Технология развития
критического мышления
критического мышления
через чтение и письмо на
через чтение и письмо на
уроках окружающего
уроках окружающего
мира в начальной школе.
мира в начальной школе.
ТРКМЧП
ТРКМЧП
« Важнейшая задача
цивилизации –
научить человека
мыслить»
Эдисон
Для чего ребенок приходит в
Для чего ребенок приходит в
школу?
школу?
Чтобы учиться!
Что такое « критическое
Что такое « критическое
мышление»
мышление»
« Критическое мышление – система
мыслительных стратегий и
коммуникативных качеств,
позволяющих эффективно
взаимодействовать с
информационной реальностью»
И. О.
Загашев
Критическое
Критическое
мышление
мышление
Д. Клустер
Это мышление самостоятельное
Это мышление обобщенное
Это мышление проблемное и
оценочное
Это мышление
аргументированное
Критическое мышление есть
мышление социальное
Отказ от
использован
ия
«Партнерские
» отношения
между
клише
обобщений
Умение мыслить критически – это не
выискивание недостатков, а
педагогом и
обучаемым
объективная оценка
положительных и отрицательных
сторон в познаваемом объекте
Не присвоение
« готового»
знания, а
Умение
применять
информаци
ю в жизни
Совместны
й поиск
решения
проблем
конструирован
ие своего
Какими вы хотите видеть
Какими вы хотите видеть
своих учеников на уроке:
своих учеников на уроке:
Такими?
или
Такими?
Федеральный
Федеральный
государственный
государственный
образовательный
образовательный
стандарт
стандарт
Устанавливает требования к
результатам обучающихся,
освоивших основную
образовательную программу
начального общего
образования:
личностным;
метапредметным;
предметным.
Компетентностный
Компетентностный
подход
подход
Компетентност
но –
ориентированн
ые задания
СОТ
У каждого свой личный опыт,
У каждого свой личный опыт,
свои интересы, способности
свои интересы, способности
……
Ребенок учится лучше
и научится ́большему,
когда он изучает то,
что соответствует его
интересам и
потребностям.
Ребенок учится лучше
и научится ́большему,
когда он изучает то,
что соответствует его
возможностям.
Ребенок учится лучше
и научится ́большему,
когда в процессе
обучения он может
активно использовать
имеющийся у него
личный опыт.
Ребенок учится лучше
и научится ́большему,
если он может
реализовать свои
знания и опыт
в активной
деятельности
ТРКМЧП
ТРКМЧП
Основоположники ТРКМЧП
Основоположники ТРКМЧП
Д. Клустер
Загашев И.
Заир – Бек С.
Ч. Темпл
И.
Муштавинская
Д. Стил
О.
З
К.
Мередит
Д. Огл
Трифонова
Генике Е.
И.В.
Е. А.
А.
Цели и задачи
Цели и задачи
ТРКМЧП
ТРКМЧП
Цель: развитие критического мышления
путем интерактивного включения
учащихся в образовательный процесс.
Задачи:
повышение интереса к процессу
обучения;
развитие способностей к работе с
информацией любой сложности;
формирование коммуникативных
навыков;
воспитание ответственности за знание.
Базовая модель урока в
Базовая модель урока в
ТРКМЧП
ТРКМЧП
П
Ч
М
К
Р
ВЫЗОВ
ОСМЫСЛЕНИ
Е
РЕФЛЕКСИЯ
Актуализация имеющихся
знаний (представлений)
Побуждение интереса к теме
Конструирование процесса
изучения
Получение новой информации
Соотнесение новой
информации с собственными
знаниями
Целостное осмысление и
обобщение полученной
информации
Анализ всего процесса
изучения материала
Приемы технологии
Приемы технологии
РКМЧП
РКМЧП
Вызов:
кластер;
корзина идей;
мозговой штурм;
верные – неверные
утверждения;
перепутанные логические
цепочки.
Приемы технологии
Приемы технологии
РКМЧП
РКМЧП
Осмысление:
« инсерт»;
бортовые журналы;
таблица – ЗХУ;
таблица – синтез;
чтение с остановками.
Приемы технологии
Приемы технологии
РКМЧП
РКМЧП
Рефлексия:
концептуальная таблица;
хокку;
синквейн;
сочинение;
эссе.
Урок окружающего
Урок окружающего
мира по теме« Тундра».
мира по теме« Тундра».
кластер
тунд
ра
климат
занятия
населен
ия
располо
жение
экология
растительн
ый мир
животный
мир
Синквейн.
Синквейн.
Тундра.
Холодная, суровая.
Приспосабливаются,
выживают, развиваются.
Условия для жизни живых
организмов имеются, но
ограниченные.
Вечная мерзлота.
Урок окружающего
Урок окружающего
мира по теме « Лесная
мира по теме « Лесная
зона».
зона».
« +»
прием « инсерт»
« ? »
« ?» на
поставьте
« + » на
полях , если
то, что вы
читаете,
является
для вас
новым.
« V »
поставьте на
полях «V»,
если то, что
вы читаете,
соответству
ет тому, что
вы знаете.
поставьте
полях, если
то, что вы
читаете,
непонятно,
или же вы
хотели бы
получить
подробные
сведения по
данному
вопросу.
более
Концептуальная
Концептуальная
таблица.
таблица.
Тундра
Лесная зона
Линии
сравнения
Географическое
положение
Освещенность
Почва
Климат
Растительный
мир
Животный мир
Деятельность
человека
Список литературы.
Список литературы.
1. И. О. Загашев, С. И. Заир – Бек « Критическое мышление: технология
развития». Пособие для учителя. СПб: Альянс «Дельта», 2003 г.
2. С. И. Заир – Бек, И, Муштавинская « Развитие критического мышления
на уроке». Пособие для учителя. М., 2004 г.
3. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория,
практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002.
4. Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления
через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Самара: Профи, 2002.
5. Кларин М.В. Развитие критического и творческого
мышления//Школьные технологии. 2004. №2. C.3-10.
6. Клустер Д. Что такое критическое мышление?//Критическое мышление
и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ, 2005. С.5-13.
7. Материалы Методической лаборатории « ТРКМЧП» Центра Развития
Молодежи. /www.cerm.ru./