«Технология развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся начальных классов».
Оценка 5
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа
1 кл
09.04.2017
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?
Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.
KuzminaIW.docx
«Технология развития критического мышления для
формирования мыслительной деятельности учащихся
начальных классов».
Кузьмина И.В, г. Железноводск,
учитель начальных классов
МБОУ «Начальная школа»
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым
связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит
увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.
Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления
протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной
деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их
возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или
проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление
чтото понять, в чёмто разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как
вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?
Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что
решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классноурочную
систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре
которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное
использование различных способов обучения позволит создать условия,
которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.
Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске
таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали
мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более
продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются
трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.
Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие
качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление значит
развивать умение думать.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных
результатов в формировании мыслительной деятельности младших
школьников, является технология развития критического мышления.
Однако анализ психологопедагогической литературы, изучение
массового опыта свидетельствуют о том, что в педагогической теории и практике еще не накоплен достаточный материал по использованию
технологии развития критического мышления как средства для формирования
мыслительной деятельности учащихся в учебновоспитательном процессе.
Недостаточно изучены педагогические условия формирования мыслительной
деятельности младших школьников на основе использования на практике
инновационных форм и средств, в частности технологии развития
критического мышления.
Развитие критического мышления является одним из значимых
направлений и в зарубежной психологопедагогической науке. Этот вопрос
рассматривают К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл, С. Уолтер, Д. Халперн и
другие. В работах Э. Боно, Д. Гудледа, В. Оконь и других рассматриваются не
только теоретические вопросы относительно проблемы критического
мышления, но и формулируются методические рекомендации для учителя. В
целом технология «Развитие критического мышления» разработана
американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом
Темплом и Скоттом Уолтером.
Под критическим мышлением понимают проявление детской
любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному
вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование
исследовательских методов.
В основе технологии формирования критического мышления через
чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…
всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы
человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения,
которые он применял раньше к другим».
Д. Халперн определяет шесть основных признаков критически
мыслящего человека. Мы придерживаемся этой трактовки и для своей
дальнейшей работы определяем следующие качества критически мыслящего
человека:
1. Готовность к планированию. Планирование первый и очень важный
шаг к критическому мышлению.
2. Гибкость. Критически мыслящий человек готов мыслить поновому,
пересматривать очевидное и не отступаться от задачи, пока она не будет
решена.
3. Настойчивость. С настойчивостью тесно связана готовность взяться
за решение задачи, требующей напряжения ума. Мышление это напряженный
труд, который требует от человека терпения и настойчивости.
4. Готовность исправлять свои ошибки. Думающие люди, вместо того
чтобы попытаться оправдать свои ошибки, умеют их признать и тем самым
учатся на них.
5. Осознание. Подразумевает наблюдение за собственными действиями
при продвижении к цели. Критически мыслящие люди развивают привычку к
самосознанию собственного мыслительного процесса. 6. Поиск компромиссных решений. Групповые формы деятельности
являются преобладающими в современном мире. Критически мыслящему
человеку необходимо обладать как хорошо развитыми коммуникативными
навыками, так и умением находить решения, которые могли бы удовлетворить
большинство.
Д. Клустер, Е.В. Прямикова, Г.В. Сорина и др. определяют критическое
мышление как «мышление социальное» или «социальнонаправленное»,
существующее в обществе и стремящееся это общество улучшить
посредством переосмысления его проблем и вынесения выводов относительно
их решения.
Американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом в
середине 90х годов XX века была разработана педагогическая технология
развития критического мышления посредством чтения и письма (РКМЧП).
Одна из основных целей данной технологии научить ученика самостоятельно
мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы
другие узнали о том, что новое он открыл для себя. Конструктивную основу
технологии развития критического мышления составляет базовая модель трех
стадий: «вызовосмыслениерефлексия». Каждой стадии урока соответствует
определенный методический прием.
Теоретический анализ современных исследований различных аспектов
формирования критического мышления на философском, социальном,
психологическом и педагогическом уровне указывает на актуальность
проблемы и интерес ученых к решению ряда задач начального образования.
Среди ученых, которые занимаются этой проблемой с философской,
психологической и педагогической точек зрения, можно отметить таких
исследователей, как Э. де Боно, Д. Дьюи, Р.Х. Джонсон, Д. Клустер, М.
Липман, К. Меридит, Д. Спиро, Дж. Стил, Ч. Темпл, Д. Халперн, П. Фрейре.
Лишь в последние 510 лет задача формирования критического мышления
вновь привлекла внимание отечественных ученых (В.А. Болотов, А.В.
Бутенко, А.В. Коржуев, В.А. Попков, Г.Б. Сорина, Д.М. Шакирова, Л.И.
Шрагина и др.), хотя исследования по формированию критического
мышления школьников были начаты еще в 70е гг. прошлого столетия (М.
Векслер, А.С. Байрамов, А.И. Липкина, У.М. Мунчаева, В.М. Синельников,
Л.А. Рыбак) и возобновлены лишь в конце 90х гг.
В исследованиях Е.С. Полат убедительно доказано, что современная
система образования должна быть построена на предоставлении учащимся
возможности размышлять, формулировать и аргументировать собственную
точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, а
также на собственные наблюдения и опыт других людей.
Анализ педагогической литературы показал, что в основном
традиционно данную технологию применяют при изучении гуманитарных
дисциплин, мотивируя это тем, что именно при изучении этих дисциплин
происходит работа с большим количеством текстовой информации. Критичность ума крайне необходима во всех звеньях процесса
проблемного обучения, поскольку всюду требуется анализ, сравнение,
обобщение и отрицание. Без критической оценки задачи, проблемы
невозможно выдвижение предположений, гипотез. Критическое мышление
явно «включается» на этапе доказательства гипотезы или ее опровержения,
Критическое мышление возникает на этапе подведения итогов, оценки
процесса и результата учебной деятельности, т.е. на этапе диагностики
процесса выполнения задания, решения задачи, оценки результатов
деятельности или поведения, подтверждения выводов, поиске наиболее
рационального способа решения проблемы, задачи. Уже на самом первом
этапе проблемного обучения этапе анализа проблемной ситуации и
формулировки проблемы важны критика, самокритика, самооценка.
Реализация критического мышления, и, следовательно, его формирование в
определенной степени возможна на всех этапах, везде, где существует
альтернатива при анализе проблемной ситуации (анализ требует
критического отношения), различными могут быть и речевые формулировки
проблемы, т. е. может быть выбор.
Таким образом, критическое мышление в педагогике это не только
обучение познавательным умениям, но и формирование правильных
отношений (межличностных, общечеловеческих); формирование качеств
личности (духовность, самокритичность, оценка чужого и самооценка своего
поведения, свойств характера, познавательного действия, результата
деятельности).
Литература
1. Альберт, Х. Трактат о критическом разуме [Текст] / Пер с нем. М.: Едиториал
УРСС, 2003.
2. Бедненко, В.Г. Педагогический контекст развития творческого и критического
видов мышления [Текст] / В.Г. Бедненко // Воспитание в современной России: проблемы и
достижения: материалы научнопрактической конференции. Пятигорск ПГЛУ, 2008.
С.1822.
3. Бутенко, А.В., Ходос, Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика
[Текст]. Учеб.метод. пособие. М.: Мирос, 2002.
4. Великанова, А.В. и др. Технология развития критического мышления через
чтение и письмо. Дебаты. Портфолио [Текст]. Самара: Профи, 2002.
5. Гамзина, О.В. Развитие критического мышления [Электронный ресурс] // Режим
доступа: http://festival.1september.ru
6. Загашев, И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке:
образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма
[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm
7. Загашев, И.О., ЗаирБек, С.И. Критическое мышление технология развития
[Текст]. СПб.: Скифия, 2003. 284 с.
8. Загашев, И.О., ЗаирБек, С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить
критически [Текст]. СПб.: Речь, 2003. 192 с. 9. ЗаирБек, С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии
и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. C. 6672.
«Технология развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся начальных классов».
«Технология развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся начальных классов».
«Технология развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся начальных классов».
«Технология развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся начальных классов».
«Технология развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся начальных классов».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.