Технология развития критического мышления на уроке литературы
Оценка 4.7

Технология развития критического мышления на уроке литературы

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
doc
русская литература
5 кл—11 кл
30.04.2018
Технология развития критического мышления на уроке литературы
Современная жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет по-новому оценивать его эффективность. Нарастает неудовлетворенность общества образовательными результатами, полученными в процессе школьного образования. В связи с этим назрела необходимость создания Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Характерной чертой нового стандарта является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Ученик сам открывает знания через содержание учебно-методического комплекса, его способность к саморазвитию и самосовершенствованию означает умение учиться. Формировать и развивать универсальные учебные действия – значит, научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образца; передать сам способ выполнения метапредметного действия; научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости развивать его. Главные цели современного урока литературы состоят в том, чтобы учащиеся не просто овладели знаниями и умениями согласно требованиям программ, а смогли прикоснуться к слову мастера, увидеть и почувствовать его красоту, чтобы нашли какие-то нравственные ориентиры для себя, для своего собственного жизненного пути и смогли применить свои знания в практической жизни. Эти требования предъявляются ко всем урокам литературы, но всё-таки особенно важны и актуальны они для уроков в старших классах. Важнейшими средствами для достижения данных целей обучения являются: - использование разнообразных форм и методов организации учебной работы, позволяющих раскрыть субъективный характер деятельности уч-ся -создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе группы, класса; -стимулирование учащихся к высказываниям, использование различных способов выполнения задания без боязни ошибиться; -создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять самостоятельность, избирательность в способах работы; -создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Внимание учителей все больше и больше привлекают активные методы и приемы Современный урок литературы немыслим, на мой взгляд, без приемов технологии развития критического мышления: 1. Инсерт 2. Кластер 3. Синквейн 4. Фишбоун 5. Ключевые слова 6. Ассоциативные ряды 7. Перекрестная дискуссия 8. Письменная рефлексия
Технология критического мышления.doc
Технология критического мышления Технология развития критического мышления на уроке литературы   Современная жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет по­новому  оценивать его эффективность. Нарастает неудовлетворенность общества  образовательными результатами, полученными в процессе школьного образования. В связи  с этим назрела необходимость создания Федерального государственного образовательного  стандарта второго поколения. Характерной чертой нового стандарта является деятельностный характер, ставящий  главной целью развитие личности учащегося. Ученик сам открывает знания через  содержание учебно­методического комплекса, его способность к саморазвитию и  самосовершенствованию означает умение учиться.   Формировать и развивать универсальные учебные действия – значит, научить выполнять  учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе  образца; передать сам способ выполнения метапредметного действия; научить встраивать  данный способ в учебную деятельность и при необходимости развивать его. Главные цели современного урока литературы состоят в том, чтобы учащиеся не просто  овладели знаниями и умениями согласно требованиям программ, а смогли прикоснуться к  слову мастера, увидеть и почувствовать его красоту, чтобы нашли какие­то нравственные  ориентиры для себя, для своего собственного жизненного пути и смогли применить свои  знания в практической жизни. Эти требования предъявляются ко всем урокам литературы,  но всё­таки особенно важны и актуальны они для уроков в старших классах. Важнейшими средствами для достижения данных целей обучения являются: ­ использование разнообразных форм и методов организации учебной работы, позволяющих раскрыть субъективный характер деятельности уч­ся ­создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе группы, класса; ­стимулирование учащихся к высказываниям, использование различных способов  выполнения задания без боязни ошибиться; ­создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять  самостоятельность, избирательность в способах работы; ­создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Внимание учителей все больше и больше привлекают активные методы и приемы  Современный урок литературы немыслим, на мой взгляд, без приемов технологии  развития критического мышления: 1.  Инсерт 2. Кластер 3. Синквейн 4. Фишбоун 5. Ключевые слова 6. Ассоциативные ряды 7. Перекрестная дискуссия 8. Письменная рефлексия Инсерт — один из приемов технологии развития критического мышления.  Прием Инсерт лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний, для урока  коррекции ЗУН или для урока актуализации новых знаний и умений (по ФГОС). Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто  пропускал непонятные моменты в тексте, то прием Инсерт заставляет обратить на них  внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста. Инсерт довольно эффективен, когда нужно проработать большой пласт теоретического  материала. 1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками: V — я это знаю; + — это новая информация для меня; — я думал по­другому, это противоречит тому, что я знал; ? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения. Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит  полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники. 2.Заполняется таблица V + Здесь тезисно записываются  термины и понятия,  встречающиеся в тексте,  которые уже были известны. Отмечается все  новое, что стало известно из  текста — Отмечаются  противоречия. То  есть, ученик  отмечает то, что идет вразрез с его  знаниями и  убеждениями. ? Перечисляются  непонятные моменты,  те, что требуют  уточнения или  вопросы, возникшие  по мере прочтения  текста. Остановлюсь на этом приеме  на фрагменте  произведения Ф.М. Достоевского  «Преступление и наказание». Как вы воспринимаете статью Раскольникова о теории сильной личности в «Периодической печати»? Текст можно промаркировать с позиции: + Я понимаю героя, его убеждения. Раскольников несчастен, «заблудшая» душа, очень  искренен, способен сострадать (идея Миссии) ­ Я не согласен с героем. Это противоречит моим убеждениям. Он ставит себя выше всех,  эгоцентризм (идея Наполеона) ? Мне трудно определиться в этом вопросе. Раскольников вызывает у меня двойственные  чувства. Мне нравится этот герой, умеющий сострадать ближнему, но мне трудно понять,  почему человек, поднимает топор и идет убивать. 3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто  зачитывание тезисов. 4. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом  таблица может пополниться, либо какие­то тезисы уже перейдут из одной колонки в  другую. 5. Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ  того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и  понятным. «Кластер». Теперь перейдем к следующему приёму, который называется «кластер». Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графической организации  материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые  происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий проста и логична: Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение,  которое является «сердцем» идеи, темы. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники») По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются  новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления,  определяет информационное поле данной теме. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. Постараться построить как можно больше связей. На завершающей стадии  урока можно применить следующий метод: синквейн. Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза  информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию,  излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой  рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. Пример 1. 1.Раскольников. 2. Эгоистичный, несчастный. 3. Отвергает, страдает, убивает. 4.В сознании рождается чудовищная теория . 5. Воскрешение. Пример 2. 1. Соня. 2. Религиозная, милосердная. 3. Жертвует, страдает, помогает. 4. Идет на каторгу за Раскольниковым. 5.Любовь.   4. «Фишбоун». Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием  «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет  рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно­ содержательной форме. Суть данного методического приема ­ установление причинно ­  следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами,  совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки  работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Что такое фишбоун? Схемы Фишбоун дают возможность: 1. организовать работу участников в парах или группах; 2. развивать критическое мышление; 3. визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями; Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста,  верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы. Голова ­ проблема, вопрос, тема, которые, подлежат анализу, сравнению,  обсуждению. Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом  45 градусов сверху при горизонтальной) ­ на них фиксируются основные понятия темы,  причины, которые привели к проблеме. Нижние косточки (изображаются напротив) ­ факты, подтверждающие наличие  сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме. Хвост­ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения. Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них  для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть  краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий. Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого  методического приема для анализа какой­либо ситуации, либо выступать стратегией  целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и  систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо, привести все  изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей  и отношений Пример. Фишбоун на примере романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Голова — Обновление Раскольникова на каторге. Верхние косточки —1. Он раскаялся, осознал свое преступление. 2.Изменил отношение к Соне и к людям. 3.Начинается исцеление души. 4.Усомнился в своей теории. Нижние косточки —1. Под подушкой Евангелие. 2.Обливается слезами, прильнул к ее ногам, даже бывшие враги стали смотреть на него по­ другому. 3.Яркий пейзаж (утро, солнце, поле). 4. Сон про «трихины», люди времен Авраама. Хвост — Осознание вины, раскаяние – путь к очищению, исцелению. Современный учитель должен идти в ногу со временем, не отставать от новых технологий.  Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств,  используемых для достижения педагогических целей.

Технология развития критического мышления на уроке литературы

Технология развития критического мышления на уроке литературы

Технология развития критического мышления на уроке литературы

Технология развития критического мышления на уроке литературы

Технология развития критического мышления на уроке литературы

Технология развития критического мышления на уроке литературы

Технология развития критического мышления на уроке литературы

Технология развития критического мышления на уроке литературы

Технология развития критического мышления на уроке литературы

Технология развития критического мышления на уроке литературы

Технология развития критического мышления на уроке литературы

Технология развития критического мышления на уроке литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2018