ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Оценка 4.7
Семинары
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
30.06.2017
Принципиальное отличие ФГОС заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Основным результатом системно – деятельностного подхода является развитие личности ребенкана основе учебной деятельности.
Основной педагогической задачей является создание и организация условий,инициирующих детское действие в новом стандарте образования результатом является деятельность.ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Технология системного подхода.docx
ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В
ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Обоснование необходимости применения системно – деятельностного
подхода.
Принципиальное отличие ФГОС заключается в том, что целью является не
предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого
ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма
знаний, накопленная за время обучения в школе. Исходя из общих положений
федеральных государственных образовательных стандартов основного общего
образования (ФГОС ООО) основное образование должно гарантировать
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального
развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого
обогащение форм учебного
потенциала,
познавательных мотивов,
сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
В соответствии с требованиями ФГОС меняется система требований к
результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся.
В качестве основного результата образования выступает овладение набором
универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие
жизненные и профессиональные задачи. Решающее значение для успешной
реализации перечисленных требований ФГОС ООО принадлежит системно
деятельностному подходу, который лежит в основе стандарта.
Государственный федеральный образовательный стандарт общего
образования ставит перед учителем новые цели, требует владения новыми
технологиями, средствами обучения. Ученик должен иметь не только умения и
навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь
готовность и способность учиться. Идеологической основой ФГОС является системно деятельностный
подход.
Целевые ориентиры деятельности ОУ
1.Достижение и поддержание высокого уровня мотивации ребёнка к
образованию.
2.Достижение уровня знаний, необходимых и достаточных для следующей
ступени образования, обеспечивающего компетентностное освоение и решение
(на уровне самостоятельной деятельности) задач учебной и социальной
направленности.
3.Достижение самостоятельности в учебной и социально направленной
деятельности, рефлексивной оценке и самооценке результатов.
Основным результатом системно – деятельностного подхода является
развитие личности ребенкана основе учебной деятельности.
Основной педагогической задачей является создание и организация
условий,инициирующих детское действие в новом стандарте образования
результатом является деятельность.
Стандарт преподавательских умений включает:
Планирование и подготовка уроков
• высокий темп работы
• концентрация и переключение внимания учеников
• многообразие форм презентации материала
Управление классом
• максимальная включенность всех учеников
• разнообразие форм работы и заданий
• сотрудничество между учителем и детьми
Максимальное соответствие потребностям учеников
• максимальный учет индивидуальных потребностей учащихся
• дифференциация заданий по сложности и объёму • использование творческих заданий
Обеспечение активности и самостоятельности учеников
• самостоятельная работа в группах и парах
• эмоциональная вовлеченность учеников
• построение коммуникации между учениками
• индивидуальная работа и обратная связь
Использование разнообразных методов оценивания
• разнообразие инструментов оценивания
• оценивание для управления учебным процессом
Алгоритм конструирования урока в рамках системно
деятельностного подхода.
1. Представить урок в виде логически законченных модулей с четко
определенной целью и планируемым результатом.
2. Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных
психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием
или технику.
3. Подготовить учебные задачи на основе материала учебника.
4. Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно
деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на
предмет использования ИКТ для их реализации.
5. Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный
эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности
учителя.
В основе деятельностного подхода в обучении лежит личностное включение
школьника в процесс. Когда компоненты деятельности им самим направляются
и контролируются.
Учебный процесс протекает в условиях мотивированного включения
ученика в познавательную деятельность, которая становится привлекательной для него, приносящей удовлетворение от участие в ней. При данном способе
обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие
обучающихся, снижение конфликтных ситуаций. Создаются благоприятные
условия для повышения уровня общекультурной подготовки учащихся, развития
их творческого потенциала.
«Деятельностный подход в процессе обучения биологии предполагает
развитие не только всех компонентов учебной деятельности (мотивов, способов,
средств, приемов контроля), но и основных качеств ее участников: активности,
самостоятельности, самоорганизации» [2, с. 28].
К технологиям, отвечающим принципам деятельностного подхода,
реализация которых возможна в процессе обучения биологии относятся:
технология личностно
проектное обучение,
проблемное обучение,
ориентированного обучения, игровые технологии, компьютерные технологии,
исследовательская деятельность, обучение в сотрудничестве, дальтон –
технологии.
На своих уроках в целях реализации системнодеятельностного подхода
отдаю предпочтение следующим технологиям:
Проблемное обучение.
Постановка проблемных вопросов и задач
заставляет ученика мыслить, находить нужные решения. При отборе задач
учитываю не только их актуальность и занимательность, но и интеллектуальное
затруднение. Решая такие задачи, ученик делает для себя маленькое открытие.
Например, на уроке «Земноводные» в 7 классе задаю вопрос: Какие задачи
нужно решить земноводным в связи с их выходом на сушу?
Компьютерные технологии. Электроннообразовательные ресурсы по
биологии обеспечивают научность и наглядность при проведении уроков.
Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным.
Компьютерные презентации, видеоролики позволяют акцентировать внимание
обучающихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать
наглядные эффектные образы. Проектное обучение. Обучение на основе проектной деятельности один из
методов системнодеятельностного подхода, направленный на выработку
самостоятельных умений: ставить проблему, цели, задачи, собирать и
обрабатывать информацию, проводить эксперименты, анализировать результаты,
делать выводы. Данную методику использую в 511 классах и в работе кружка
«Росинка».
Применение на уроках биологии технологии системно – деятельностного
подхода помогут учащимся научиться самостоятельно мыслить, принимать
решения, быть уверенными в себе, правильно оценить свои интересы и
способности.
Активность и самостоятельность учащихся в учебной деятельности
возможны только при установлении субъектносубъектных отношений(учитель
ученик). Механизмом таких отношений в процессе обучения биологии могут
являться различные виды деятельности, участвуя в которых учащиеся реализуют
свои склонности и интересы.
Список литературы
1. Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В.,
Карабанова О.А. Культурноисторическая системнодеятельностная парадигма
проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. –
2007. №4.
2. Боброва Н.Г. Деятельностный подход в системе биологического
образования // Самарский научный вестник. 2014. №4 (5). С. 2730.
3. Боброва Н.Г. Аспекты применения педагогических технологий при
обучении биологии в контексте деятельностного подхода // Биологическое и
экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и
пути их решения: материалы II Международной научнопрактической
конференции, посвященной 100летию со дня рождения профессора М.П. Меркулова. 78 февраля 2014 года. Самара, Россия /отв. ред. А.А. Семенов.
Самара: ПГСГА, 2014. С. 2229.
4. Кондаков, А.М. О Федеральном государственном образовательном
стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / Под
ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова // Педагогика. – 2008. №10.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения
квалиф. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под
ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2003. 272 с.
ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.