Технология создания ситуации успеха как стимул личностного развития ребенка
Оценка 4.6

Технология создания ситуации успеха как стимул личностного развития ребенка

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
28.03.2017
Технология создания ситуации успеха как стимул личностного развития ребенка
Доклад на МО воспитателей. Данный материал предназначен воспитателям и учителям коррекционной школы для успешной работы с детьми во внеурочное время, с подробным описанием методов, приемов, положительных и негативных моментов при создании ситуаций успеха. Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы,уверенности в своих силах.
создание ситуации успеха во внеурочной деятельности.docx
МКОУ «Чермозская КШИ» Доклад на МО воспитателей подготовила и выступила воспитатель Борисова  Светлана Николаевна. Слайд  «Технология создания ситуации успеха как стимул личностного   развития ребенка»     Нынешние школьники с ограниченными возможностями здоровья – главные  действующие лица социально­экономических процессов XXI века. Дети с ОВЗ должны быть обязательно подготовленными к жизни в нынешнем  информационном пространстве, чему способствует организация внеурочной  деятельности школьников. Важным моментом внеклассной работы является  создание ситуации успеха, где ребенок имеет возможность испытать радость,  почувствовать веру в себя, что способствует дальнейшему продвижению  учащихся в их творческой и познавательной  деятельности.      Ребенок, поступая в коррекционную школу, не знает, что его здесь  ожидает. Он надеется и мечтает, чтобы его любили и уважали учителя,  воспитатели и одноклассники, с которыми он впервые здесь встречается. Если эти мечты не сбываются ­ это является самой серьезной проблемой обучения  и воспитания. Почему же он теряет интерес к учебе? Кто в этом виноват?  Какую роль при этом играет учитель и воспитатель?  "Воспитание – дело  совести; образование – дело науки. Позднее, в  уже сложившемся человеке,  оба эти вида познания дополняют друг друга".Учитель должен помочь  ребенку добиваться успеха в учебной деятельности, а воспитатель во  внеурочной деятельности.  Для этого нужно создавать ситуацию успеха.  Внеклассная работа, внеурочная работа, составная часть учебно­ воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного  времени обучающихся.      Система работы во внеурочное время не копирует уроки, но должна, быть  взаимосвязь. Значит, в процессе повседневной практической жизни  обучающихся  необходимо повторять, закреплять и расширять знания,  полученные в ходе учебного процесса.      В ходе воспитательной работы, таким образом, расширяется и дополняется  трудовое, нравственное, эстетическое воздействие на ребенка.      Повседневная  жизнь детей организуется с  учётом  ими  усвоенного: это и  выполнение   учащимися хозяйственно – бытовых и других заданий,   соблюдение ими  правил  поведения, санитарно – гигиенических правил,   постепенно  из года в год,  повышая  уровень  требований. Этому в  определенной мере способствует распорядок дня: зарядка, учеба, питание в  школьной столовой, уборка класса, дежурство по спальным комнатам, по  классу, по школе.    Успеху способствует также  заранее  спланированная   совместная  деятельность классного руководителя и  воспитателей  в   подготовке  и  проведении  различных  мероприятий; конкурсов, праздников. Главный смысл работы воспитателя  состоит в том, чтобы создавать  каждому ученику ситуацию успеха. Здесь нужно разделить понятия «успех» и  «ситуация успеха».      Стремление к успеху у ребенка ­ это период, который помогает ему  достигнуть определенного статуса в каком­либо виде деятельности.      А задача педагогического коллектива  ­ создать ситуацию успеха не только на уроке, но и во внеурочное время и убедить родителей в необходимости  создания ситуации успеха дома.  Слайд   Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а  сам успех – результат подобной ситуации. Слайд  Успех – это оптимальное соотношение между ожиданиями  окружающих, личности и результатами деятельности, как удача в достижении  чего­нибудь, как общественное признание, как хорошие результаты в работе,  учебе. Слайд  С педагогической точки зрения  Успех ­ это достижение значительных результатов в деятельности как  отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. С психологической точки зрения Успех ­ это скорее переживание состояния радости, удовлетворения оттого,  что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо  совпал с ее надеждами, ожиданиями, либо превзошел их  Переживание же радости – это то, что скрыто взгляду со стороны. Главная  задача воспитателя  дать каждому из своих учеников возможность переживать радость достижения, верить в себя. Создавая ситуацию успеха       Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых  осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет  снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с  этим  учителя и  воспитатели довольно часто сталкиваются с другой  проблемой ­ когда благополучный и, в общем­то, успевающий ученик, считая,  что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать  усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха,  создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного слоеного пирога,  где между слоями теста (между двумя ситуациями успеха) располагается  начинка (ситуация неуспеха) Слайд  Ситуация успеха ­ целенаправленный, специально организованный  комплекс условий, позволяющий достичь значительных результатов в  деятельности ребенка, которые сопровождаются позитивными  эмоциональными, психологическими переживаниями.      Создание  ситуации успеха у младших школьников процесс  целенаправленный и требует использования и применения следующих  приёмов: Слайд   «Неожиданная радость» «Даю шанс» ­ подготовленные педагогические ситуации, при которых  ребёнок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя  собственные возможности. «Исповедь» ­ этот приём можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искреннее обращение учителя к лучшим чувствам детей получит  понимание, вызовет ответный отклик. «Лестница» — ситуация, когда учитель постепенно ведёт ученика вверх,  поднимаясь с ним по ступеням знаний, обретения веры в себя и окружающих. Слайд    «Общая радость»    «Следуй за нами» — даёт возможность разбудить дремлющую мысль ученика, Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом  пробуждения и стимулом познания, и результатом усилий. «  Эмоциональный всплеск», «Заражение» педагог должен найти способ  разбудить интеллектуальный потенциал, который скрывается в каждом  ученике, помочь родить усилие, которое родит мысль, а мысль превратится в  знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге появится вера в себя, вера в успех. Слайд    «Радость познания»  «Эврика»­ суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребёнок,  выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришёл к выводу,  раскрывающему неизвестные для него ранее возможности.  «Линия горизонта» — однажды открыв для себя увлекательность поиска,  погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами.    Внеурочная деятельность  рассчитана на развитие творческих способностей  учащихся и активной жизненной позиции и включает в себя  последовательность операций создания ситуации успеха: Слайд   1.Снятие страха (помогает преодолеть неуверенность в собственных  силах). ­ «Это совсем не трудно... Если даже не получится, ничего страшного, мы  поищем другой способ...»  ­ «Я же рядом, я всегда готова помочь» ­ «Я тоже ничего не умела, но научилась же» ­ «Мы все пробуем и ищем, только так может что­то получиться. Люди учатся на своих ошибках,  и находят способы решений» Слайд    2.Авансирование успешного результата (помогает учителю  выразить свою убеждённость в том, что его ученик обязательно справиться с  поставленной задачей). ­ «Я уверена, у тебя обязательно  все получится»  ­ «Я даже не сомневаюсь в успешном результате» ­ «Уверена, ты, это сможешь» Слайд    3.Скрытое инструктирование ребёнка в способах и формах  совершенствования деятельности (помогает ученику избежать поражения). «Возможно, лучше всего начать с…..» «Выполняя работу, не забудьте о…..»  «Ты помнишь, конечно, что  нужно сначала намочить...» Слайд   4.Внесение мотива ( показывает ребёнку ради чего, ради кого  совершается эта деятельность). «Без твоей помощи товарищам не справиться»  «Для тебя это важно…» Слайд   5.Персональная исключительность ( обозначает важность усилий  ребёнка). «Только ты и мог бы….»  «Именно на тебя у меня большая надежда»  «Только тебе я и могу доверить…»  «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…» Слайд    6.Мобилизация активности или педагогическое внушение  (побуждает к выполнению конкретных действий). отдельных слов ("красиво", "аккуратно", "прекрасно", "здорово", "вперед",  "продолжай") высказываний ("Я горжусь тобой", "Мне нравится, как ты работаешь", "Я рад  твоей помощи", "Спасибо", "Все идет прекрасно" прикосновений (потрепать по плечу дотронуться до руки; обнять его)   выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок,  смех) Слайд    7. Высокая оценка детали ( помогает эмоционально пережить успех  не результата в целом, а какой­то отдельной детали). «Больше всего мне в твоей работе понравилось…» «Обратите  внимание, как  Диме удачно  удалось изобразить дремучий лес,  используя только темные тона» «Молодец Саша, он не только навел порядок в строительном уголке, но и по  цвету разложил кубики» «Как здорово, у тебя получился самый озорной котенок» «Ты всегда с улыбкой поешь и это так приятно видеть» «Как удачно ты использовала эти яркие цвета, у нас у всех сразу повысилось  настроение» Позитивные моменты: — переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах; — появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз  пережить радость от успеха; — положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной  деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему  миру. Негативные моменты: — успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к  переоценке, точнее, к завышенной оценке своих возможностей; — переживание успеха может быть омрачено для субъекта деятельности, если результат, важный и значимый для него самого, не будет адекватно оценен  другими людьми;     Существует определённый стиль взаимодействия педагога и учащегося в  реализации ситуации успеха:  ­ авторитарно­догматический;  ­ сочувствующий или попустительский; ­ демократический стиль руководства: ­ косвенные формы побуждения к  действию (совет, просьба); ­ побуждение к самостоятельности, активности; ­ искренность взаимоотношений; ­ переживание неудач ребенка; ­ радость за успехи каждого ребенка; ­ уважение личности ребенка; ­ создание комфортного микроклимата в классе; ­ поддержка полезных начинаний каждого ребенка; ­ поощрение инициативы и творчества; ­ оказание поддержки каждому ребенку.     Можно ли создать ситуацию успеха для всех учащихся сразу? Можно ли ожидать, что школьники одинаково отреагируют на предложенные  учителем приемы и условия? — Успех сугубо индивидуален. — Значимость его определяется нормами, установленными заранее: учащийся каждый раз вынужден сверять свои достижения с предложенным уровнем.    Достижение успеха возможно при следующих условиях — личная заинтересованность ученика; — уровень обще учебных умений и навыков учащегося; — взаимоотношения, сложившиеся с конкретным учителем, стиль общения  педагога; характер взаимоотношений, принятый в конкретном ученическом  коллективе, классе; — отношения родителей или других  лиц к самому учебно­воспитательному  процессу; — стиль общения между педагогами, стиль преподавания, принятый в данной  школе.    Слайд   В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу  преисполненный желания учиться и общаться. Именно успех является  источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления  трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод:  успех в обеспечении образования и воспитания – завтрашний успех в жизни! Слайд    «Успех окрыляет ребенка, способствует выработке  у него  инициативы, уверенности в своих силах»

Технология создания ситуации успеха как стимул личностного развития ребенка

Технология создания ситуации успеха как стимул личностного развития ребенка

Технология создания ситуации успеха как стимул личностного развития ребенка

Технология создания ситуации успеха как стимул личностного развития ребенка

Технология создания ситуации успеха как стимул личностного развития ребенка

Технология создания ситуации успеха как стимул личностного развития ребенка

Технология создания ситуации успеха как стимул личностного развития ребенка

Технология создания ситуации успеха как стимул личностного развития ребенка

Технология создания ситуации успеха как стимул личностного развития ребенка

Технология создания ситуации успеха как стимул личностного развития ребенка

Технология создания ситуации успеха как стимул личностного развития ребенка

Технология создания ситуации успеха как стимул личностного развития ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017