Тема: «Текст. Определение темы и основной мысли текста».
Цели: обучающие: формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков и исследовательской деятельности учащихся, научить определять тему и основную мысль текста; развивающие: развивать умение критически мыслить; воспитательные: прививать бережное отношение к природе; формировать эстетический вкус детей.
Задачи:
Обучающие:
è закрепить понятия «тема» и «основная мысль текста»;
è формировать умение определять тему текста и подбирать к нему заголовок;
è формировать навык нахождения основной мысли текста и способы её раскрытия;
è учить составлять текст, исходя из темы, опираясь на основную мысль.
Развивающие:
è развивать наблюдательность, внимательность и культуру речи;
è развивать монологическую речь;
è развивать мыслительную деятельность, то есть умение анализировать, синтезировать, обобщать;
è предупреждать утомляемость.
Воспитательные:
è создание на уроке психолого-педагогических условий для личностного роста учеников;
è воспитание культуры устного ответа, нравственных и эстетических качеств учащихся.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают смысл понятий «текст», «тема» и «основная мысль»; правильно определяют тему и основную мысль текста.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями.
Тип урока: урок развития речи.
1. Организационный момент
Здравствуйте! Садитесь.
Запишем число, «классная работу»
2. Актуализация знаний
Упр. 63 – обсуждение вопросов и заданий, фонетический и синтаксический разбор на доске.
Комментарии
В предложениях первого абзаца цепная связь. Средства связи второго предложения с первым, третьего со вторым, четвёртого с третьим, пятого с четвёртым – местоимения (много воробьев – к ним, я – передо мной, воробышек – какой, нарядный – этого), шестое предложение связано с пятым и четвёртым подробным описанием, свёрнутым в предыдущих предложениях (нарядный – этого – верх головки серенький...); седьмое предложение с шестым связано повтором (серенький – серенькая – серые); восьмое с седьмым связано контекстным антонимом (потемнее: коричневатые пёстренькие – белая).
Фонетический разбор: [гл'ижу].
Тип текста – повествование.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Ребята, для начала напомните, что такое речь? (Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом). Для чего она нужна? Для чего нам нужны предложения? (предложения нужны для того, чтобы выражать свои мысли) Какие бывают предложения по интонации (восклицательные и невосклицательные) и по цели высказывания (предложения по цели высказывания разделяются на повествовательные, вопросительные, побудительные)?
Ребята, а сейчас посмотрите на доску и скажите, какая из записей является текстом? Ответ аргументируйте.
1.Маленькая льдина быстро плыла по реке. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков.
2. Богатство Восточно-Казахстанской области – пихтовые, кедровые и осиновые леса. В них обитают медведи, рыси, маралы, черные аисты и множество других животных. Через всю область протекает судоходная река Ертис.
Что называется текстом? (Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически) Из чего состоит текст? (предложения, абзацы, разделы, главы) Какими могут быть тексты по форме? (Устными и письменными) Как различаются тексты по виду речи? (Монологические и диалогические) На какие типы речи делятся тексты? (Описание, повествование, рассуждение.)
А вот чтобы тему урока узнать, надо запись расшифровать.
· 20, 6, 12, 19,20 (текст)
· 6, 4, 16 (его)
· 20, 6, 14,1 (тема)
· 10 (и)
· 16,19,15,16,3,15,1,33 (основная)
· 14,29,19,13,30 (мысль)
Да, сегодня на уроке вы будете учиться определять тему и основную мысль текста.
- Как вы думаете, что такое тема текста (ответы детей)
- А что такое основная мысль? (ответы детей)
Определение цели урока (ответы детей)
Цель урока: научиться определять тему, более детально ознакомиться с основной мыслью текста. Сегодня на уроке мы проанализируем, сравним тексты. В процессе анализа текста очень важно определить тему текста и понять авторскую мысль: в чём убеждает читателя автор текста.
4. Работа над темой урока
Знакомство с теоретическими сведениями, помещенными в учебнике (пар. 14, стр. 37, 38), беседа по прочитанному, составление кластера в тетради (схема), комментарии учителя.
Что такое тема текста? (То, о чём говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. д.) Каждый текст создаётся на определённую тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.
Что такое основная мысль, идея текста? (Это то главное, что хотел сказать автор текста.)
Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Например, в басне основная мысль, идея текста, как правило, даётся в виде конкретного высказывания. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке.
Какое значение имеет заглавие текста? (Оно может выражать тему или основную мысль текста.) Заглавие должно быть ёмким, кратким, точным. В заглавии содержится общий смысл текста. Важно кратко и точно его передать.
5. Первичная проверка понимания
Упр. 64 – выразительное чтение текста, обсуждение.
Какова тема текста? (Она выражена в заглавии — «Гусь и журавль».)
Какова основная мысль текста? (Она выражена в последнем предложении текста: «Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем всё, да плохо».)
Произведения каких жанров напоминает этот текст? (Жанр текста близок к короткой сказке, притче, басне.)
6. Физкультминутка
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
7. Первичное закрепление
Работа с текстом (в парах).
А теперь вы будете выполнять задания на определение темы и основной мысли текста (раздать карточки).
Для упрощения задачи я написала вам несколько вариантов ответа. Правильный только один.
1) Что касается красоты, то она различна для каждого возраста. Красота юности заключается в обладании телом, способным переносить труды, будут ли они заключаться в беге или в силе, и в обладании наружностью, своим видом доставляющей наслаждение…
Красота зрелого возраста заключается в обладании телом, способным переносить военные труды, и наружностью приятной и, вместе с тем, внушительной.
Красота старца заключается в обладании силами, достаточными для выполнения необходимых работ, и в беспечальном существовании благодаря отсутствию всего того, что позорит старость.
(Аристотель)
Темой текста является:
1) старость;
2) красота и безобразие;
3) добродетель;
4) красота всех возрастов.
Какова основная мысль текста?
1) Красивыми бывают лишь юные.
2) Всё в жизни относительно.
3) У каждого возраста своя красота.
4) Красота тела с возрастом уходит.
2) Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчет своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнается и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. Напротив того, человек с сильным умом и твердою волею, получая себе заслуженную дань уважения, испытывает глубокую и вместе спокойную радость, которая удваивает его бдительность над собою, его внимательность к чистоте своей личности и его непоколебимую решительность идти вперед по тому же неизменному пути правильного расчета.
(Д. Писарев)
Темой текста является:
1) лесть;
2) реакция на лесть;
3) тщеславие;
4) путь правильного расчёта.
Какова основная мысль текста?
1) Все люди тщеславны.
2) Надо быть сильным человеком.
3) Уважении надо заслужить.
4) Только пустой и слабый человек зазнается после лестного отзыва.
3) Молодость есть прелестная эпоха бытия нашего! Сердце, в полноте жизни, творит для себя будущее, какое ему мило; все кажется возможным, все близким. Любовь и слава, два идола чувствительных душ, стоят за флером перед нами и подымают руку, чтобы осыпать нас дарами своими. Сердце бьется в восхитительном ожидании, теряется в желаниях, в выборе счастья и наслаждается возможным еще более, нежели действительным.
(Н.Карамзин)
Темой текста является:
1) молодость;
2) любовь и слава;
3) ожидание счастья;
4) будущее.
Какова основная мысль текста?
1) Молодость – прекрасная пора.
2) Любовь и слава – идолы чувственных душ.
3) Любовь возможна лишь в молодые годы.
4) В молодости возможное лучше, чем действительное.
4) Есть по обращению два сорта людей. Одни – с тобою очевидно такие же, какие они со всеми. Приятны они или нет, это дело вкуса, но они не опасны; другие боятся тебя оскорбить, огорчить, обеспокоить, или даже обласкать. Они говорят без увлечения, очень внимательны к тебе, часто льстят. Эти люди большей частью приятны. Бойся их. С этими людьми происходят самые необыкновенные превращения и большей частью превращения в противоположности – из учтивого делается грубый, из льстивого – оскорбительный, из доброго – злой...
(Л.Н. Толстой)
Темой текста является:
1) грубость;
2) типы людей «по обращению»;
3) приятные люди;
4) превращения в противоположное.
Какова основная мысль текста?
1) Люди могут превращаться из учтивых в грубых.
2) Люди часто льстят.
3) Следует опасаться льстецов.
4) Следует опасаться приятных людей.
Хорошо!
8.
Рефлексия
Что нового вы узнали о тексте?
Что является темой текста?
Какова основная мысль текста?
Чем отличается тема текста от его основной мысли?
Что должен отражать заголовок текста?
Давайте выполним небольшой тест. Работа по карточкам
1.Текст – это:
а) группа слов, связанных по смыслу и грамматически; б) отдельные предложения;
в) группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу;
2. Текст имеет:
а) только заглавие; б) заглавие и части; в) только части.
3. По заглавию можно определить:
а) то, о ком или о чем говорится в тексте, т.е. тему текста; б) сколько предложений в тексте; в) кто автор текста.
4. Части текста должны располагаться в таком порядке:
а) основная, концовка, вводная; б) вводная, основная, концовка; в) концовка, вводная, основная.
5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:
а) да; б) нет.
Самопроверка.
1. А
2. Б
3. А
4. Б
5. А
9. Домашнее задание
Параграф 14, выполнить упражнение 65, 66
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.