по теме: «Тепловой эффект реакции».
достигаемые метапредметные результаты:
познавательные УУД - извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; построение логических цепей рассуждений; осознанное и произвольное построение речевых высказываний в письменной форме; выделение только существенной информации;
коммуникативные УУД - адекватное использование речевых средств для аргументации своей позиции; умение представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме.
регулятивные УУД - обнаружение отклонений и отличий от эталона, внесение корректив; оценивание результата;
по теме: «Тепловой эффект реакции».
достигаемые метапредметные результаты:
познавательные УУД извлечение необходимой информации из текстов различных жанров;
построение логических цепей рассуждений; осознанное и произвольное построение речевых
высказываний в письменной форме; выделение только существенной информации;
коммуникативные УУД адекватное использование речевых средств для аргументации своей
позиции; умение представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме.
регулятивные УУД обнаружение отклонений и отличий от эталона, внесение корректив; оценивание
результата;
Прочтите отрывок из книги Л.Ю. Аликберовой «Занимательная химия».
В некотором царстве, в некотором государстве жилабыла королева по имени Энергия,
повелительница химических реакций. И были у неё две дочки, две волшебницыфеи, которых звали
Энтальпия и Энтропия.
Именамито сестры были похожи, а характером – нисколько. Старшая сестра Энтальпия любила
чистоту и аккуратность в делах и развлечениях, всё у неё в комнатах было разложено по полочкам,
подсчитано и измерено. Часто она приговаривала:
Везде порядок у меня,
Порою, правда, мало дня,
Чтоб все сложилось, отнять, умножить…
Но каждый час мой с пользой прожит!
А младшая сестра Энтропия была болтушка, хохотушка и ужасная растрепа. В её комнате
обычно царил хаос, и частенько она не могла отыскать среди всякого хлама самые нужные свои вещи.
Где моя расческа? Где моё пальто?
Кто же мне поможет? Видимо, никто…
Стол завален хламом, сломана кровать.
В доме нет порядка. Где и что искать?
Одно хорошо – дверь была постоянно на замке и никто не видел, что за нею творится.
Королева матушка Энергия приглядывала да подсказывала, а все важные дела в государстве
решали феисестры. Целыми днями шли к ним толпой просители и посетители, разные химические
вещества. И спрашивали: быть или не быть между ними химической реакции? А если быть, то в каких
условиях надлежит её вести – истопить ли печку, принести ли лёд из погреба или попросту открыть
окошки?...
Чуть ли не круглые сутки сестры судили и рядили, что сбудется непременно, а чему не бывать
никогда, предсказывали грядущее и отгадывали прошлое. Слух об этом прошел по всем соседним
царствам и королевствам – и физическому, и биологическому, и географическому. Даже в
математической империи всем захотелось узнать, как это удается двум юным феям так успешно
управлять целым химическим народом.
Фея Энтальпия отвечала за тепловые эффекты химических реакций. И проверяла, какие
химические процессы идут с выделением тепла, а какие, наоборот, с поглощением.
У феи Энтальпии на каждого жителя химического царства заведен «документ», в котором
указано значение энтальпии вещества, измеряется в кДж\моль.
Вот так благополучно среди своих подданных – химических веществ живутпоживают две
правительницы мира реакций, феи со странными именами Энтальпия и Энтропия. В результате их
совместных усилий определяется энергия Гиббса, и становится ясно, какой судьбы заслуживает та или
иная реакция – «казнить» её или «помиловать». Если «казнить» значит, такой реакции не будет, а сели
«помиловать» то химическая реакция получит возможность людей посмотреть и себя показать.
Выполните следующие задания:
1 Прочитайте внимательно текст и озаглавьте его, объясните, почему вы выбрали такое
название.
2 Сделайте рисунок, который бы показывал особенность Энтальпии и Энтропии.
3 Выскажите свое мнение к тезису: Если «казнить» значит, такой реакции не будет, а сели
«помиловать» то химическая реакция получит возможность людей посмотреть и себя показать.
4 Докажите, что Энтальпия отвечает за тепловые эффекты, а Энтропия за значение
энтальпии вещества.5 Задайте три вопроса к тексту, один из которых начинается с вопроса «Почему», другой
«Зачем», а третий «Как».