Духовно-нравственное воспитание-одна из важных составляющих формирования личности школьника.В данном выступлении подчёркивается роль коллективного творческого дела в воспитании патриотических чувств учащихся.Ценность опыта в том, что , как бы ни назывался процесс создания альманаха: кружок, объединение,проект-всё равно это творческое содружество взрослых и детей во имя высокой цели.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Моё появление на этом семинаре связано с участием в областном этапе конкурса «За нравственный
подвиг учителя». Мы (я говорю от лица редакционной коллегии школьного альманаха «Строка,
рождённая тобой») представляли свой опыт работы с одарёнными детьми в номинации «Лучший
издательский проект».
Коротко об издании: первый номер альманаха вышел в 2004 году. Это был сборник, в котором
воплотились мечты многих детей и учителей.
Вопервых, было проведено два литературных конкурса, которые выявили одарённых, с «лица необщим
выраженьем» детей. Это был конкурс «Внуки дедушки Крылова», где школьники 510 классов сочиняли
басню на тему «Котёнок и портфель» (зачитываю удачную работу) Второй конкурс «Песнь о Сибири» для
юных прозаиков и поэтов призывал воспеть красоты малой родины, рассказать о путешествиях, любимых
уголках природы. Кроме удачных работ ребят, в содержание альманаха вошли творческие работы
учителей. В составе редколлегии были выпускники прошлых лет и родители, они же помогли оформить,
сверстать и напечатать первое школьное творческое издание. Второй номер посвящался 60летию Победы,
состоял из сочинений «Война в истории моей семьи» и был от начала до конца изготовлен
старшеклассниками школы. Одарённые дети смогли благодаря альманаху найти путь к развитию своих
способностей.
Вовторых, наше литературнопублицистическое издание играет большую роль в воспитании любви к
семье, школе, городу. С этого, как известно, начинается воспитание патриота. Очень интересно было
вместе с детьми собирать материал к 80летнему юбилею писателя земляка В.А.Чивилихина.Эта
кропотливая работа во многом повлияла на выбор одной из выпускниц профессии филолога.
Множество статей, посвящённых школе, любимым учителям, написаны учащимися и выпускниками к
60летнему юбилею нашего образовательного учреждения. Уместить их не смогли два сборника, в
редакционном портфеле ещё много неизданного. Один из этих альманахов с подзаголовком «Учителями
славится Россия, ученики приносят славу ей» как раз стал победителем областного конкурса.А теперь вашему вниманию представляется вариант проведения вводного занятия внеурочной
деятельности курса «Творческая лаборатория» для учащихся 711 классов.
До проведения занятия необходимо провести подготовительную работу, подключить библиотекаря для
рекламы альманаха в беседах с учащимися. Объявление о первом занятии должно быть необычным,
интригующим. Возможно размещение в необычном месте или появляется на доске объявление только
часть анонса, на первой перемене – продолжение, на второйещё часть и так далее. В самом тексте тоже
изюминка, например, просьба принести с собой на занятие 3 осенних листочка.
Само занятие представляет собой спаренные уроки, в кабинете выставка альманахов школьного,
городского, областного уровня. Кроме детей, пришедших и по приглашению, и по собственному желанию,
присутствуют заместитель директора по воспитательной работе, учитель информатики ( или
старшеклассник – редактор компьютерной газеты), руководитель фотокружка (или старшеклассник –
фотограф – любитель), учитель истории, руководитель школьного музея, библиотекарь, выпускники –
члены редколлегии школьного альманаха «Строка, рождённая тобой».
Цель занятия: Формирование коммуникативных способностей через овладение видами речевой
деятельности и основами культуры речи, базовыми умениями и навыками использования языка в разных
сферах и ситуациях общения.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
1. Помогать формировать самооценку и искать самоопределение к видам деятельности (личностное УУД).
2. Формировать умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленной цели (личностное УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1.Учить работать в группе. Помощь учащихся в совместном освоении коммуникативных задач. Умение
слушать и вступать в диалог с учителем и сверстниками. (коммуникативное УУД).
2. Развивать умение планировать, контролировать и давать оценку своим действиям (регулятивное УУД).3. Оформлять свою мысль в устной и письменной речи на уровне одного предложения или небольшого
текста, участвовать в проекте (познавательное УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
1. Развивать языковые, лингвистические способности для более качественного выполнения творческих
заданий.
2. Закреплять умение создания собственного текста и работы в паре, группе.
3. Знакомить с особенностями профессии журналиста.
Результаты: сформируются умения для индивидуальной и коллективной творческой работы.
Обратимся к технологической карте вводного занятия внеурочной деятельности по курсу
«Творческая лаборатория»Этапы занятия
Мотивация к учебной
деятельности.
Время
2 мин.
Актуализация знаний
3 мин.
8 мин.
Работа по теме
занятия и повторение
пройденного
материала.
Приветствует учащихся,
проверяет готовность к занятию.
Предлагает план занятия,
организует беседу, которая
помогает обучающимся
сформулировать цели и задачи на
занятие.
Задает вопросы
кто такие журналисты?
какие жанры журналистики вам
известны?
какие газеты и журналы вы
знаете?
Проводит словарную работу:
редакционная коллегия,
журнал, альманах,
редактор. Рассказывает об
истории школьного альманаха.
Закрепление
полученных знаний:
30 мин. Проводит практикумролевую
игру «Редакционная коллегия»
Организует работу по группам.
Действия учителя
Действия учащихся
Универсальные учебные действия
Приветствуют учителя,
Знакомятся с планом,
принимают участие в беседе.
Взаимодействуют с учителем во
время беседы, осуществляемой
во фронтальном режиме
Отвечают на поставленные
вопросы
Выполняют упражнения, играют
в лингвистические и
литературные игры.
Компьютерщики (набор
заголовка, вёрстка материала),
стихотворцы (составляют
буриме), художники
(оформляют фон стенгазеты),
репортёры (пишут заметку
репортаж о занятии),
фотографы (делают снимки по
ходу занятия), редакторы
(оформляют газету полностью)
Познавательные. Эмоциональноположительный настрой на
занятие, создание ситуации успеха, доверия.
Познавательные. Осуществлять актуализацию полученных
ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте.
Регулятивные. Развивать умение осмысливать полученную
информацию и отвечать на поставленные вопросы.
Коммуникативные. Формировать умение грамотно строить
речевые высказывания.
Личностные. Проявлять интерес к различным видам
деятельности. Познавательные. Использовать специальную
терминологию публицистического стиля. Регулятивные.
Оценивать свою деятельность.
Коммуникативные. Приходить к общему решению в
совместной деятельности.
Личностные. Учиться выражать свои чувства и настроения,
при этом понимать других. Познавательные. Формировать
умение слушать , понимать смысл, излагать своё мнение о
прослушанном. Коммуникативные. Принимать участие в
коллективном деле. Регулятивные. Учиться анализировать,
делать выводы.
Оценивание
2 мин.
Подводит итог занятия.
Дают оценку своей работе.
Познавательные. Учатся излагать свою точку зрения.
Регулятивные. Оценивать свою деятельность и давать оценку
деятельности других.Курс: Творческая лаборатория.
Вводное занятие. Часть 2. Составление макета альманаха.
Время занятия: 45 мин.
Этапы занятия
Действия учителя
Время
Действия учащихся
Универсальные учебные действия
Мотивация к
учебной
деятельности.
Актуализация
знаний
5 мин.
5 мин.
5 мин.
Работа по теме
занятия и
повторение
пройденного
материала.
Мозговой штурм
Рассказывает об этапах создания
печатного издания. Организует диалог
со «знатоками» дела.
Задает вопросы:
Что нужно сделать, чтобы к
юбилею Победы в нашей школе вышел
новый номер альманаха?
Сколько людей нужно задействовать,
чтобы коллективное творческое дело
по выпуску альманаха было успешно
завершено?
Проводит словарную работу с
терминами: титульный лист,
форзац, рубрика, статья,
интервью, корректор,
дайджест,макет в форме поиска
соответствия между словом и
лексическим значением.
Взаимодействуют с
учителем во время беседы,
осуществляемой во
фронтальном режиме
Отвечают на поставленные
вопросы
Работают с терминами,
составляют с ними
предложения.
25 мин. Предлагает составить макет
альманаха, продумать примерное
содержание. Распределяет
обязанности, вместе со взрослыми
определяет темы проектов для
волонтёров («Живые голоса
истории»), для школьного музея
(«Учителя школы и Великая
Участвуют в обсуждении,
предлагают свои идеи,
выбирают себе дело в сборе
или оформлении
материалов.
Познавательные. Деловой настрой на работу, создание
атмосферы сотрудничества.
Познавательные. Осуществлять актуализацию полученных
ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте
Личностные. Соотносить свои знания с впечатлением от
события и своим настроением. Регулятивные. Развивать
умение осмысливать полученную информацию и отвечать на
поставленные вопросы. Коммуникативные. Формировать
умение грамотно строить речевые высказывания.
Личностные. Проявлять интерес к различным видам
деятельности.
Познавательные. Использовать специальную терминологию
публицистического стиля. Регулятивные. Оценивать свою
деятельность.
Коммуникативные. Приходить к общему решению в
совместной деятельности.
Личностные. Учиться выражать свои чувства и настроения,
при этом понимать других. Познавательные. Формировать
умение слушать , понимать смысл, излагать своё мнение о
прослушанном. Коммуникативные. Принимать участие в
коллективном деле.
Регулятивные. Учиться анализировать, делать выводы.Отечественная война»)
Рефлексия.
5 мин.
Подводит итог занятия.
Дают оценку своей работе. Познавательные. Учатся излагать свою точку зрения.
Регулятивные. Оценивать свою деятельность и давать оценку
деятельности других.
Результатом работы стал альманах, посвящённый 70летию великой Победы, Демонстрация основных разделов издания.
Спасибо за внимание.