ТЕКСТОТВОРЧЕСТВО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Оценка 4.9

ТЕКСТОТВОРЧЕСТВО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
10 кл—11 кл
07.08.2020
ТЕКСТОТВОРЧЕСТВО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
В статье поднимаются вопросы текстотворчества на уроках русского языка в старшей школе через призму восприятия старшеклассниками сказки «Колобок» и трансформации её содержания при изучении темы «Стилистика».
статья текстотворчество.docx

 

ТЕКСТОТВОРЧЕСТВО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

 

Аннотация. В статье поднимаются вопросы текстотворчества на уроках русского языка в старшей школе через призму восприятия старшеклассниками сказки «Колобок» и трансформации её содержания при изучении темы «Стилистика».

Ключевые слова: текстоведение, текстотворчество, «Стилистика», старшая школа, сказка «Колобок».

 

На современном этапе главным является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях.   Решающее значение  при этом имеет формирование коммуникативной компетенции, развитие которой происходит через умение воспринимать информацию, переосмысливать её,  создавать совершенно новый продукт речевой деятельности. При этом коммуникативная компетенция  может быть сформирована лишь на уровне текста.

Текстоцентрический подход к изучению русского языка – один из ведущих в современном образовании ввиду  его универсальности в формировании основных компетентностей.  Именно он позволяет одновременно работать над развитием языковой, речевой и правописной компетенции,  способствует формированию культуры речи.

По данному вопросу работают Ю.В. Казарин, Л.Г. Бабенко, М.В. Прохорова, Л. Н. Плыс и др., которые отмечают актуальность данной проблемы, предлагают пособия по текстоведению, обращают внимание на тесную взаимосвязь между знанием понятий, рассматриваемых на уроках текстоведения, с успешным выполнением лингвистического анализа в старшей  школе. Ю.В. Казарин акцентирует внимание на вопросах текстотворчества как процесса текстоведческих исследований [1] .

Основными  видами деятельности на уроках русского языка, предполагающими использование текста, являются  аудирование, говорение, письмо  и чтение.  Уместно использование текста не только  на уроках развития речи, а также при изучении языковых тем и выполнении контрольных видов деятельности.

Реализация текстоцентрического подхода возможна только через системность, которая включает  в себя  постоянное и методичное оттачивание умений и навыков при работе с данной единицей, причём далеко не последнюю роль играет  подбор материала к уроку. Добиться того, чтобы тексты не выглядели разрозненными, порой намного сложнее, чем продумать ход урока.

Всегда ли текстоцентрический подход предполагает работу с текстом? Всегда. Можно ли утверждать, что данный подход реализуется исключительно через репродуктивную деятельность? Решение данного вопроса и является темой нашей статьи.

Ещё в 1969 году Эдгар Дейл, выявляя наиболее эффективные  методы обучения, пришёл к выводу, что лекция – наименее эффективный способ изучения материала. Он путём практических исследований пришёл к выводу, что наиболее эффективным является выполнение реального действия, а полученные результаты оформил в виде геометрической фигуры, получившей название «Пирамида обучения»  (см. Рис.1) . Мы не будем касаться вопросов, как он получил данные результаты, нас интересует исключительно последний пункт – как совместить выполнение реального действия и текстоцентрический подход к изучению русского языка.

       http://www.openlesson.ru/wp-content/gallery/teorija/konus-1.jpg?i=1405422258

                                                                      Рис.1 «Пирамида обучения»

Эффективными жанрами в плане использования на уроках русского языка являются притчи, пословицы, поговорки, но по универсальности все они уступают сказкам, которые открывают безграничные возможности для работы с текстом, причём они служат материалом не для репродуктивной деятельности, а для создания совершенно нового продукта.

Но не всякая сказка подходит для использования на уроках, к ней предъявляются определённые требования:

-     небольшой объём;

-     многоплановость;

-     сюжет должен быть известен каждому из присутствующих;

-     русская народная сказка;

-     несколько действующих лиц;

-     возможность поставить несколько проблемных вопросов;

-     примитивность.

Учитывая всё вышеперечисленное, хотелось бы отметить, что наиболее оптимальной для работы является известная каждому  сказка «Колобок», на первый взгляд очень простая, изначально созданная для воспитания детей младшего школьного возраста, но с успехом используемая на уроках как в средней, так и в старшей школе.

Примитивность сказки и то, что она известна практически каждому ученику, - главные достоинства сказки «Колобок». При работе с более сложной сказкой велика вероятность того, что полученный продукт окажется проще оригинального, что недопустимо. Создаваемый текст должен быть ярче, современнее, достигать определённых как образовательных, так и воспитательных целей.

Особенная ценность текста сказки «Колобок» в том, что ввиду её общеизвестности возможность оказать поддержку во время работы, проконсультировать, а в итоге проверить качество выполненной работы намного проще, а потому и качество выполненной работы будет выше.

Нельзя не отметить, что, работая с текстом сказки «Колобок», мы уходим от вопросов  этики, так как на определённые темы невозможно говорить о реальных людях или даже вымышленных литературных персонажах, такую информацию невозможно проверить, а конечный продукт не будет иметь ценности.

Темы «Стилистика» и  «Текстоведение» наиболее оптимальны для работы со сказкой «Колобок», хотя возможности открываются практически на каждом уроке, что обеспечивает определённую системность.

Например, тема «Глагол» в 5-6 классах.

Задание: по памяти составьте глагольную сказку «Колобок».

Цель: закрепить изученное о глаголе; работать над повышением уровня грамотности учащихся; развивать навыки работы с текстом, умение анализировать, систематизировать, внимательность.

Во-первых, учащиеся практикуются в выборе лексических средств, во-вторых, учатся логически мыслить; в-третьих, уместно использование глаголов в определённой форме (например, начальной); в-четвёртых, учатся работать с текстом, обращая внимание на нюансы.

Но наибольшие возможности раскрываются перед нами при использовании сказки «Колобок» на уроках русского языка в старшей школе.

Сказка удобна тем, что даёт возможность анализировать окружающий нас мир с нескольких ракурсов:

- отношения в семье;

- отношения в обществе;

- модели современного общества;

- соблазны, царящие в современном мире;

- окружающая среда;

- моделирование ситуации.

Официально-деловой стиль. На первый взгляд совершенно несовместимые понятия, такие, как «сказка «Колобок» и «официально-деловой стиль», дают возможность не только в лёгкой свободной форме подать материал, но и без особых усилий закрепить его на практике. Учащиеся одинаково легко составляют резюме Колобка, характеристику на него, пишут его автобиографию. Для того чтобы выполнение задания протекало быстро, учащиеся получают только карточки с перечнем реквизитов указанных документов. Как показывает практика, этого вполне достаточно для создания оригинального продукта. Предоставление образцов для выполнения работы автоматически переводит данный вид деятельности из разряда продуктивных в разряд репродуктивных.

Научный стиль. Использование сказки «Колобок» возможно и при изучении научного стиля. Учащиеся получают задание написать о Колобке как о биологическом виде, описать технологию приготовления Колобка.

Публицистический стиль. Публицистический стиль открывает большие возможности для работы со сказкой «Колобок». Учащиеся имеют возможность создать статьи таких жанров, как:

1)  Репортаж;

2)  Интервью;

3)  Некролог;

4)  Рейтинг;

5)  пародия;

6)  очерк (репортажное, исследовательское и писательское начала);

7)  криминальная статья;

8)  новостная статья.

Существует несколько подходов к составлению рейтинга по сказке «Колобок»:

1)  по степени участия персонажей в жизни главного героя;

2)  по степени занятости в сказке (например, топ-10. Как известно, количество героев в сказке меньше десяти, поэтому предлагается проанализировать сюжет и сделать вывод, кто также участвует в сказке,  кроме известных персонажей);

3)  по уровню социальной адаптации;

4)  по влиянию  событий на исход сказки.

Поднимаются  определённые социальные проблемы и при составлении репортажа, когда обучающимся предлагается:

-     вести репортаж из зала суда, в котором решается вопрос о лишении родительских прав бабки и деда;

-     репортаж с места событий (гибели Колобка);

Наиболее результативной является работа по написанию криминальной статьи. При внешней простоте учащиеся практически на 100% демонстрируют умение составлять такого рода статьи, создавая совершенно уникальный текст.

Художественный стиль. Открываются перспективы и в создании текстов художественного стиля, а именно написание:

1)  эссе «А был ли Колобок?»;

2)  монолога Колобка;

3)  диалога Колобка со своим отражением;

4)  притчи по мотивам сказки.

Ещё один пример применения сказки «Колобок» - создание нового текста, используя информацию из трёх источников – сказки «Колобок», свидетельства о рождении и публицистической статьи, причём главное условие состоит в том, что сведения из них должны быть использованы максимально. Данное задание способствует развитию навыков работы с текстом, устной и письменной речи, умения логично мыслить, представляя собой  своеобразную языковую  головоломку.

Сказка «Колобок» - это материал, который даёт возможность переосмыслить действительность, трансформировать её в соответствии с поставленной целью, универсальный помощник на уроках текстоведения, способствующий без лишних усилий познакомить учащихся с понятиями «текстовая информация» и «подтекстовая информация», обеспечивающий доступность и результативность учебного процесса; неисчерпаемый источник для текстотворчества.

Список литературы:

1.   Казарин Ю.В. Лингвистический анализ текста: учеб. пособие для академического бакалавриата / Ю.В. Казарин; под науч. ред. Л.Г. Бабенко. – М.: Издательство Юрайт, 2018; Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. – 132с. – (Серия: Университеты России) / /  [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://books.google.com.ua/books?id=fiFZDwAAQBAJ&pg=PA35&lpg=PA35&dq=текстоведение+монографии&source=bl&ots=YyLzm3gSzz&sig=VVycJffT6Oy4JQju314PBxRNIi8 (дата обращения: 18.10.2018)

2.   Л.Г. Ларионова Подготовка к экзаменам: Текстоведение (Речеведение) / Русский язык в школе, 2011 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://naukarus.com/podgotovka-k-ekzamenam-tekstovedenie-rechevedenie (дата обращения: 18.10.2018)

3.   Материалы заочной научно-методической конференции «Лингвистические исследования и их использование в практике преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи», 2017/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  URL:   http://uarukaf.dfst.donntu.org/wpcontent/uploads/2017/06/Sbornik-2017.pdf (дата обращения: 18.10.2018)

4.   М.В. Прохорова Методическое пособие «Текстоведение», 2015 /  [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://infourok.ru/uchebnoe-posobie-po-russkomu-yaziku-tekstovedenie-kak-osnova-uspeshnogo-obucheniya-1735365.html (дата обращения: 18.10.2018)

5.   Л.Н. Плыс Электронный кейс «Аннотированная картотека видеоприложений к урокам текстоведения» / /  [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://mk-shahtersk.ucoz.org/load/filologija/russkij_jazyk/ehlektronnyj_kejs_annotirovannaja_kartkarto_videoprilozhenij_k_urokam_tekstovedenija/8-1-0-182 (дата обращения: 18.10.2018)

6.   Л.Н. Плыс Русский язык. Уроки текстоведения и развития речи. 5 класс. Электронное пособие для дистанционного обучения и самообразования обучающихся / сост. Плыс Л.Н. // под ред. Мельниковой Л.В. – Донецк: Истоки, 2017./ /  [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://drive.google.com/file/d/0B0ukXAm8axrtdzhIakFpOVlfalE/view?usp=sharing (дата обращения: 18.10.2018)

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ТЕКСТОТВОРЧЕСТВО НА УРОКАХ РУССКОГО

ТЕКСТОТВОРЧЕСТВО НА УРОКАХ РУССКОГО

Основными видами деятельности на уроках русского языка, предполагающими использование текста, являются аудирование, говорение, письмо и чтение

Основными видами деятельности на уроках русского языка, предполагающими использование текста, являются аудирование, говорение, письмо и чтение

Рис.1 «Пирамида обучения» Эффективными жанрами в плане использования на уроках русского языка являются притчи, пословицы, поговорки, но по универсальности все они уступают сказкам, которые открывают…

Рис.1 «Пирамида обучения» Эффективными жанрами в плане использования на уроках русского языка являются притчи, пословицы, поговорки, но по универсальности все они уступают сказкам, которые открывают…

Примитивность сказки и то, что она известна практически каждому ученику, - главные достоинства сказки «Колобок»

Примитивность сказки и то, что она известна практически каждому ученику, - главные достоинства сказки «Колобок»

Но наибольшие возможности раскрываются перед нами при использовании сказки «Колобок» на уроках русского языка в старшей школе

Но наибольшие возможности раскрываются перед нами при использовании сказки «Колобок» на уроках русского языка в старшей школе

Рейтинг; 2) пародия; 3) очерк (репортажное, исследовательское и писательское начала); 4) криминальная статья; 5) новостная статья

Рейтинг; 2) пародия; 3) очерк (репортажное, исследовательское и писательское начала); 4) криминальная статья; 5) новостная статья

Данное задание способствует развитию навыков работы с текстом, устной и письменной речи, умения логично мыслить, представляя собой своеобразную языковую головоломку

Данное задание способствует развитию навыков работы с текстом, устной и письменной речи, умения логично мыслить, представляя собой своеобразную языковую головоломку

М.В. Прохорова Методическое пособие «Текстоведение», 2015 / [Электронный ресурс]

М.В. Прохорова Методическое пособие «Текстоведение», 2015 / [Электронный ресурс]
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.08.2020