Тексты для проверки техники чтения 1-4 классов.
Оценка 4.8

Тексты для проверки техники чтения 1-4 классов.

Оценка 4.8
doc
13.12.2021
Тексты для проверки техники чтения 1-4 классов.
Диплом.doc

 

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Иркутской области

 «Иркутский региональный колледж педагогического образования»

 

ДЦК филологических дисциплин

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Дипломный проект

Использование скороговорок для развития техники речи младших школьников

 

 

Допущена к защите

«_____»______________ г.

 

_______________________

Зам. директора по НМР

Ф.И.О.

 

 

Зав. отделением

Ф.И.О.

«______»___________ г.

 

 

Выполнила: студентка группы Н-412/2

специальности 050146 Преподавание в начальных классах

Шишова Оксана Михайловна

 

 

Руководитель: Альбрехт Татьяна Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории

 

Зав. кафедрой

Ф.И.О.

«_____»___________ г.

 

 

 

 

 

 

Руководитель

Ф.И.О.

«_____»___________ г

 

 

 

Оценка ________________

«___»________ 201__ г.

 

Председатель ГЭК_______ 

Мухометзянова Т.П.

 

 

 

 

Иркутск 2016

 

 

Оглавление

 

Пояснительная записка………………………………………….....................

3

1.1 Квалификационные характеристики проекта. ……………………………

  3

1.2.  Техника речи младших школьников …………………………………….

  5

1.3. Скороговорка как малый жанр фольклора и методика работы с ней на уроках русского языка и литературного чтения………………………………

1

   7

1.4. Требования к составлению сборника дидактических и методических материалов для учителей ………………………………………………………

 

  12

1.5. Результаты апробации проекта …………………………………………..

15

Литература………………………………………………………..……………...  

15

II. Проектная часть.

Сборник дидактических и методических материалов для учителей «Скороговорка в урочной деятельности», направленный на развитие техники речи младших школьников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


I. Пояснительная записка

1.1. Квалификационные характеристики проекта

Проблема развития речи младших школьников всегда была актуальна в методике преподавания. Но в современных условиях, когда в школу приходят дети не просто слабо владеющие словом, а с бедным словарным запасом, с логопедическими проблемами, необходимо искать пути их решения. По ФГОС начального образования основная задача реализации содержания области «Филология»  - это развитие диалогической и монологической, устной и письменной речи учащихся. Скороговорка позволяет нам развивать устную монологическую речь учащихся. Упражнения со скороговорками полезны и для артикуляции, и для выработки хорошей дикции. [1, с. 36] В начальной школе предусмотрены отдельные уроки литературного чтения по работе со скороговорками, также учителя организуют работу со  скороговорками на разных уроках (обучения грамоте, русского языка и литературного чтения) для решения определенных задач по развитию речи учащихся, в том числе и для развития техники речи учащихся. Однако следует отметить, что при понимании учителями важности работы со скороговорками, недостаточно разработок по систематическому использованию скороговорок в учебном процессе.

Противоречие мы видим в том, что при понимании учителями важности работы со скороговорками, недостаточно методических разработок по систематическому привлечению скороговорок в учебном процессе.

Объект проектирования – структура, содержание и оформление сборника дидактических и методических материалов для учителей начальной школы «Скороговорка в урочной деятельности»

Цель – создать сборник дидактических и методических материалов для учителей начальной школы «Скороговорка в урочной деятельности» для развития техники речи младших школьников.

Цель определила постановку следующих задач:

1.     Раскрыть составляющие факторы техники речи и значимость их развития у младших школьников.

2.     Описать скороговорки и методику работы с ними на уроках русского языка и литературного чтения.

3.     Рассмотреть требования к составлению сборника дидактических и методических материалов для учителей.

4.      Систематизировать материалы для сборника по скороговоркам для учителей начальной школы.

5.     Проанализировать результаты частичной апробации проекта по использованию скороговорок для развития техники речи младших школьников.

Цели и задачи  проектной деятельности определили выбор следующих методов:

Теоретические: анализ методической, психологической, педагогической и специальной литературы; анализ понятийного аппарата исследования; моделирование.

Практические:  планирование, конструирование.

Практическая значимость нашего проектного исследования заключается в том, что в предлагаемом нами сборнике  предлагаются в систематизированном комплексном варианте дидактические и методические материалы по скороговоркам, которые может использовать учитель на уроках русского языка и литературного чтения.

Тип проекта: практический

Работа над проектом проходила в несколько этапов:

I этап – проблемно-ориентировочный (сентябрь - октябрь 2015): выявление проблемы и обоснование ее актуальности; выбор типа проекта, предмета проектирования, формулирование цели и задач проектной деятельности.

II этап – теоретический (ноябрь – декабрь 2015): определение теоретических источников и их анализ; обоснование выделенной проблемы.

III этап – собственно-проектировочный (январь-март 2016): разработка содержания, создание сборника дидактических и методических материалов.

IV этап -  практический (апрель 2016): апробация уроков по скороговоркам и фрагментов по русскому языку, доработка содержания сборника материалов.

V этап – обобщающий (май -июнь2016): обработка данных, их анализ, оформление работы; внешняя оценка проекта и защита.

 

1.2. Техника речи младших школьников

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи, письма и чтения.

Хорошо развитая техника речи служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника – средством успешного общения в школе.

Техника речи - это совокупность нескольких составляющих, зная которые можно постепенно научиться этому искусству. Она включает в себя несколько факторов, такие как дыхание, голос, артикуляция, темп речи и  дикция. Техника речи была бы невозможна без четкого произнесения звуков - гласных и в особенности согласных [2,с. 4].  Дадим краткую характеристику составляющим техники речи.

Дыхание. Правильно организованное дыхание играет в речи первостепенную роль. Дыхание, обслуживающее речь, так называемое фонационное дыхание, которое характеризует:

·        Активность, связанная с тем, что дыхание служит энергетической базой нашей речи;

·        Организованный выдох. При обычном дыхании мы не заботимся о том, как совершается выдох, куда он направлен;

·        Распределение выдоха - умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки.

Отсутствие необходимого запаса выдыхаемого воздуха приводит к срывам голоса, неоправданным паузам, искажающим фразу.

Существует неразрывная связь между дыханием и голосом. Правильно поставленный голос - очень важное качество устной речи. [3, с.332]

         Голосообразование - сложный многофункциональный процесс. Он совершается в организме человека автоматически, согласно особой «программе» , вырабатываемой специальными центрами головного мозга.

Выделяются следующие основные качества профессионального речевого голоса: достаточная сила звука, посыл звука, подвижность, гибкость голоса, тембр, выносливость.[3,с.338]

Артикуляция - совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. В произношении любого звука речи принимают то или иное участие все активные произносительные органы. Положение этих органов, необходимое для образования данного звука, образуют его артикуляцию, отделимость звуков, чёткость их звучания.

Артикуляция звука состоит из 3 этапов:

-подготовка речевого аппарата к произнесению звука, или начало

-само произношение с сохранением положения органов, необходимого для произнесения;

-окончание артикуляции, представляющее собой завершение звука, при котором органы речи меняют свое расположение для произнесения следующего звука или переходят в состояние покоя.[3,с.327]

Темп речи - скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов), является одним из компонентов интонации. Абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения; кроме того, наблюдается зависимость между длиной речевой единицы и скоростью её произнесения: чем длиннее слово, тем меньше средняя длительность звука (слога) в них. Повышение темпа речи осуществляется за счёт сокращения длительности как гласных, так и согласных звуков, в то время как снижение темпа достигается преимущественно путём увеличения длительности гласных.[3,с.360]

Дикция - четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетический норме данного языка. Отработка четкой дикции  всегда начинается с мышечной тренировки- артикуляционной гимнастики, позволяющей сознательно управлять нужными группами мышц. После отработки четкости действий активных органов речи при помощи артикуляционной гимнастики следует перейти к формированию правильных навыков произношения отдельных гласных и согласных звуков русской речи и их сочетаний. [3,с.351]

Работа над техникой речи младших школьников проводится учителем начальных классов, прежде всего, в рамках изучения курсов русского языка и литературного чтения. Работа над скороговорками направлена в первую очередь на отработку дикции, а так же правильной артикуляции, организованному дыханию и тренировке голосовых связок.  Учителю приходится сталкиваться также и с вопросами  темпа  речи. На уроках иногда требуется быстрая, легкая речь, четкость которой должна быть предельной. Поэтому работа над скороговоркой - средство к достижению четкости речи в любом темпе. Следовательно, систематическая работа со скороговорками на уроках в начальной школе будет способствовать развитию техники речи учащихся. Предлагаемый нами сборник дидактических и методических материалов «Скороговорка в урочной деятельности»  направлен на развитие техники речи младших школьников.[4,с. 101]

 

1.3. Скороговорка как малый жанр фольклора и методика работы с ней на уроках русского языка и литературного чтения

Одним из видов словесного искусства является устное народное творчество (устная словесность, устная литература), или фольклор. Фольклор имеет специфические особенности, каких нет у художественной литературы. Термин «фольклор» появился в Англии в середине XIX в. [5, с. 54]

Происходит от англ. folk-lore («народное знание», «народная мудрость») и обозначает народную духовную культуру в различном объеме ее видов. Фольклор — предмет изучения разных наук, он имеет свои художественные законы. Устная форма создания, распространения и бытования произведений — та главная особенность, которая порождает специфику фольклора, вызывает его отличие от литературы. [6, с. 236]

Фольклор развивался в зависимости от изменений в быту, социальной жизни народа и его сознании. Многие элементы фольклора менялись, перерабатывались, трансформировались. Происходила постепенная замена устаревшей системы жанров новой, художественной системой.

Русский фольклор имеет свою историю. Его корни уходят в древнеславянский период, а затем — во времена единой древне­русской народности. Феодальная эпоха привела к расцвету клас­сического фольклора.

Фольклорные произведения учат детей понимать доброе и злое, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у детей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

Одним из жанров фольклора и является скороговорка. Традиционно относится к малому фольклорному жанру - потешному фольклору, наряду

с детским и бытовым [7, с. 9]. Для того чтобы разобраться с содержанием термина скороговорка, мы обратились к современным толковым словарям. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «скороговорка — это специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка». [8, с. 312 ]Такой же точки зрения придерживаются авторы книги «Литература в схемах и таблицах» Титаренко и Хадько: «Скороговорки - это фразы для разработки речевого аппарата [7, с.10]

         Следовательно, скороговорка — это, как правило, короткая фраза или небольшой текст, который представляет собой предложение или набор предложений, построенных по синтаксическим законам определенного языка, и где содержатся сочетания звуков, намеренно затрудняющих быстрое произношение слов. Форма скороговорки может быть как рифмованная (в стихах), так и нерифмованная.

По мнению В.И. Даля,  «скороговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор». Скороговорки ритмичны, иногда они оформляются рифмой. Даль отмечал, что скороговорки могут одновременно восприниматься и как пословицы. [9, с. 21]

Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. Они отразили различные стороны жизни русского народа, его быта, интересов, верований, суеверий и т.д. Русские люди в древности верили в счастливые и несчастливые числа.  В скороговорках мы найдём указания на средства передвижения, о домашних животных, о распространённой пище, о церковных чинах, о религии и т.д. Некоторые скороговорки касаются вопросов торговли, высмеивают простофиль и т.д.

Скороговорки, записанные в середине XIX века, как правило, содержанием своим не были рассчитаны на детское восприятие. В настоящее время скороговорки широко используются в разных науках: риторике, культуре речи, так как их использование позволяет тренировать технику речи как у детей, так и у взрослых. Однако главное применение скороговорки находят в детской аудитории: играя словами,  дети одновременно развивают органы речи. [10, с. 16- 17]

В теории изучения скороговорок существует несколько классификаций по разным основаниям. Так в русском языке различаются простые и сложные скороговорки. При тренировке дикции в целях достижения профессионализма используются более сложные для произношения скороговорки. Кроме того, скороговорки пишутся как в стихотворной, так и в прозаичной форме. Первые более удобны для запоминания и чаще используются в логопедической практике.

Также в целом ряде скороговорок просматривается сюжетная линия. Такие скороговорки рассчитаны на детскую аудиторию. Их цель - не только работа над правильным произношением, но и привлечение внимания детей.

Одной из классификаций скороговорок является их разделение на возрастные категории. Часть скороговорок рассчитана на детскую аудиторию, а остальные – на взрослую. Отдельный пласт составляют скороговорки-пословицы. Также скороговорки делятся на подгруппы в зависимости от того, какие звуки отрабатываются. Каждому звуку – своя скороговорка. [11]

Учитель начальных классов, опираясь на знания скороговорки как жанра и классификации скороговорок, должен овладеть методикой работы с ними. Методика изучения скороговорок в начальной школе входит в раздел «Методика развития речи учащихся» и решает важную задачу в работе над техникой речи - совершенствование дикционных навыков учащихся.

Методика работы с уже выбранными или самостоятельно придуманными скороговорками достаточно известна: начиная с медленного и отчетливого проговаривания каждого слова и каждого звука, дойти до максимально четкого и быстрого произнесения всей скороговорки. Небольшие скороговорки произносятся на одном выдохе, для длинных текстов необходимо разметить интонацию (направление движения тона, паузы и т. д.). В учебном процессе учителя начальной школы опираются на достижения риторики как науки.

Используя скороговорки в учебном процессе, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения и прочее. Как всякая игра, скороговорки очень хорошо воспринимаются детьми. Весёлая и лёгкая форма обучения правильной речи – вот главное назначение скороговорок.

В школьной практике для совершенствования учащихся традиционно используется скороговорка, обладающая несомненными достоинствами: наличие звуковых повторов и ритма, занимательность содержания, краткость. Учителю следует избегать механической работы с чистоговоркой, когда основной задачей являются многократность и скорость произнесения. Напротив, совершенствование дикции требует несколько замедленного темпа.

Целесообразна такая последовательность работы:

1)    Медленное, размеренное произнесение чистоговорки учителем;

2)    Осмысление содержательной стороны, сопровождаемое при необходимости наглядным материалом;

3)    Повторное, с усиленной (яркой, выпуклой) артикуляцией, произнесение чистоговорки учителем;

4)    Обнаружение учащимися повторяющегося звука и хоровое размеренное произнесение;

5)    Индивидуальное произнесение в соответствии с действенной задачей, предложенными обстоятельствами;

6)    Анализ выполнения упражнения с точки зрения успешности решения дикционных и интонационных задач.  [12, с.  383]

Для большего эффекта можно рекомендовать выделение цветом или подчеркивание букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа. При заучивании скороговорок усилению мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово можно:

а) сжимать пальцы в кулачки;

б) загибать поочередно пальцы;

в) нажимать пальцами (каждым по очереди) на воображаемые клавиши;

г) стучать ладонью по столу;

д) притопывать;

е) кивать головой и т. д.

Скороговорки также хорошо использовать в играх, учитель может сам придумать игры со скороговорками в зависимости от целей урока. Эффективность такой работы велика, поскольку игровая форма помогает учащимся не только принять и полюбить такое замечательное речевое упражнение, как скороговорка, но и научиться правильному и четкому произнесению звуков и слов русского языка. С другой стороны, знание большого количества скороговорок расширяет представление учащихся о русском языке, его истории, культуре и традициях. Как уже отмечалось, вряд ли найдется человек, который не вспомнит ни одной скороговорки на родном языке. [13, с. 64]

 

1.4. Требования к составлению сборника дидактических и методических материалов для учителей

Методист Панина Т.С. в пособии «Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования» описывает требования к сборнику  дидактических и методических материалов для учителей.

Методические материалы для преподавателей - это материалы, содержащие указания, разъяснения, порядок, последовательность и технологию работы по подготовке к учебным занятиям, в них описываются цели, задачи, методы и приемы обучения, даются советы по организации учебного процесса.

Дидактический материал – это особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, растения, животные и т.д., в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий.

Сборник дидактических и методических материалов для учителей - это издание, предназначенное в помощь педагогам для практического применения.

Сборник дидактических и методических материалов для учителей - это вид методической продукции, и, как любая методическая продукция,  она должна содержать следующие структурные элементы: титульный лист, на котором указывается:

·       наименование вышестоящей организации и наименование учреждения;

·       заглавие (название) работы;

·       вид методической продукции (учебное пособие, методические указания, методические разработки, методические рекомендации, инструкции к лабораторным и практическим занятиям, программа и т.п., с указанием, для кого предназначено данное издание - отделение, курс);

·       место и год издания.

На обороте титульного листа необходимо указать:

·       библиографическое описание методической продукции (авторы или составители, полное название, вид, место, год и количество страниц издания);

·       аннотацию методической продукции (аннотация кратко, 3-4 предложения) указывается, какой проблеме посвящается методическая продукция, цель ее создания, какие вопросы раскрывает, кому адресована.

·       данные об утверждении методической продукции на заседании научно-методического совета колледжа (№ протокола, дата рассмотрения);

·       составитель/автор материалов (указывается ученая степень, звание, должность, ФИО автора/составителя);

·       рецензенты работы (указывается ученая степень, звание, должность, место работы, ФИО).

Введение (пояснительная записка) к методической продукции включает в себя:

·       Цель и конкретные задачи методической продукции (цель зависит от того, кому адресованы материалы; каково их назначение).

·       Обоснование актуальности (почему возникла потребность в разработке данных методических материалов в настоящее время).

·       Обоснование наиболее значимых положений, взятых за основу разработки методических материалов или педагогической идеи, лежащей в основе разработки материалов.

·       Обоснование принципов отбора содержания (на основе какого опыта или источников написаны материалы), принципы его структурирования, (логика изложения, которая принята автором) описание работы с ним.

·       Предполагаемый результат (какие результаты предполагается достигнуть при работе с данными материалами;  чёткость требований к ожидаемым результатам использования данной категории материалов).

·       Основная часть, которая раскрывает основное содержание методического материала, методический/дидактический аппарат по работе с ним.

·       Список использованной литературы. Список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания с учетом требований ГОСТ 7.1.-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание.

·       Список рекомендуемой литературы.

·       Содержание (оглавление);

·       Тезаурус (если необходим);

·       Приложения (памятки, схемы, графики, рисунки, фотографии, планы-конспекты занятий и т. д.).

Составленный нами сборник материалов для учителя состоит из двух частей: дидактической, в которой представлены подборки скороговорок по звукам и по темам и методической, в которой предлагаются конспекты уроков литературного чтения по скороговоркам и фрагменты уроков русского языка с их использованием. [14,с. 203-205]

 

1.5. Результаты апробации проекта

В начале преддипломной практики в МБОУ СОШ № 77 мы предложили учителям начальных классов анкету, с целью определения степени использования скороговорок в урочной деятельности. Нами было предложено пять вопросов:

1) Как часто вы используете на уроках скороговорки?

2) Какие приёмы по работе со скороговорками вы применяете?

3) Работаете ли вы с тематическими группами скороговорок?

4) Используете ли вы наглядный материал при работе со скороговорками?

5) Какую роль, на ваш взгляд, в урочной деятельности играют скороговорки?

В анкетировании приняло участие 10 учителей начальных классов. Проведенный нами анализ показал, что учителя в системе используют на уроках скороговорки, но опираются в основном на поклассовые поурочные разработки.  Качественно-количественный анализ

Мы убедились в том, что сборник дидактических и методических материалов для учителя «Скороговорка..» будет востребован учителями в процессе их подготовки к урокам русского языка и литературного чтения.

После анализа анкет мы приступили к апробации сборника. Нами было разработано 2 урока литературного чтения и 10 фрагментов уроков русского языка с использованием скороговорок. При подготовке уроков и их фрагментов по теме исследования, мы обращались к группам скороговорок по звукам…. тематическим группам, представленным в нашем сборнике с опорой на опыт учителей. Цели уроков лит. Чт. Этапы, приемы (анализ) + что получилось, а что нет?

Что касается фрагментов уроков русского языка, то мы учитывали возможность использования скороговорок на разных этапах урока: в начале урока -  в качестве речевой разминки, при объяснении нового материала в качестве наглядности, в середине -  при закреплении изученного материала, в конце урока - …

Мы применяли скороговорки на уроках русского языка по темам: ……

Как использовали, что получилось, а что нет!

 

 

В конце параграфа отзывы учителей (Дмитриева Людмила Владимировна, Зуева Вера Николаевна …)

 


Литература

 

1.     Антонова, Е.С. Боброва, С.В. Методика преподавания русского языка

a.     (начальные классы), учебник. [Текст]. – М.: СПО, 2013. – 464с.

2.     Культура русской речи : Словарь-справочник : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Скворцов. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. —224 с.

3.     Введенская, Л.А. Риторика и культура речи [Текст] /Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – М.: Фенекс, 2003. – 544 с.

4.       Никольская, С.Т. методический рекомендации и упражнения для лекторов [Текст] / С.Т. Никольская.-М.: Знание,1978. -230 с.

5.     Соколов, Ю. М. Русский фольклор [Текст]/ Ю. М. Соколов. — М.: Наука, 1941.- 170 с.

6.     Кирдан, Б. П. Русский фольклор [Текст]: Учебник для высших учебных заведений/ Б.П. Кирдан, Т.В.Зуева – М.: Издательский центр «Флинта»: «Наука», 2002. -  236 с.

7.      Титаренко, Е. А. Литература в схемах и таблицах [Текст] / Е.А. Титаренко Е. Ф., Хадько Е.Ф.- М.: Эксмо, 2012. –54с.

8.     Толковый словарь русского языка [Текст]: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений/ С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. – 27-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»

9.      Даль, В. И. Пословицы русского народа [Текст]: Сборник В.Даля / В.И. Даль. - М.: Вольфа, 1957. - 21 с.

10.  Кирдан, Б. П. Русский фольклор [Текст]: Учебник для высших учебных заведений/ Б.П. Кирдан, Т.В.Зуева – М.: Издательский центр «Флинта»: «Наука», 2002. -  236 с.

11.  Нестерова, Т.  Д. Скороговорки для детей [Электронный ресурс] / Т. Д. Нестерова // Социальная сеть работников образования. Режим доступа: nsportal.ru/.../rol-skorogovorok-v-razvitii-rechi-detey-metodika-raboty, свободный. – Загл. с экрана.

12.  Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. [Текст].  – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 472 с.

13.  Лаптева, Е. В. 1000 русских скороговорок для развития речи [Текст]: учеб. пособие / Е. В. Лаптева. – М.: Сфера, 2012. – 224 с.

14.  Панина, Т.С. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования [Текст]: методическое пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009.- 408 с.)

15. Толковый словарь русского языка [Текст]: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений/ С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. – 27-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»

16. Чемезова, Т. Ф. Звукоцветовые соответствия в русских скороговорках            [Электронный ресурс] / Т. Ф. Чемезова// Социальная сеть работников  образования. Режим доступа:  http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2011/11/06/issledovatelskaya-rabota-zvukotsvetovye-sootvetstviya-v-russkikh, свободный. – Загл. с экрана.

17. Шикова, Н.Р. Этнопедагогические технологии изучения скороговорок на уроках устного народного творчества//Начальная школа,  2013, -  № 4, 84-86 с.


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Оглавление Пояснительная записка …………………… ……………………

Оглавление Пояснительная записка …………………… ……………………

I. Пояснительная записка 1.1

I. Пояснительная записка 1.1

Раскрыть составляющие факторы техники речи и значимость их развития у младших школьников

Раскрыть составляющие факторы техники речи и значимость их развития у младших школьников

III этап – собственно-проектировочный (январь-март 2016): разработка содержания, создание сборника дидактических и методических материалов

III этап – собственно-проектировочный (январь-март 2016): разработка содержания, создание сборника дидактических и методических материалов

Распределение выдоха - умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки

Распределение выдоха - умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки

Повышение темпа речи осуществляется за счёт сокращения длительности как гласных, так и согласных звуков, в то время как снижение темпа достигается преимущественно путём увеличения длительности…

Повышение темпа речи осуществляется за счёт сокращения длительности как гласных, так и согласных звуков, в то время как снижение темпа достигается преимущественно путём увеличения длительности…

Термин «фольклор» появился в Англии в середине

Термин «фольклор» появился в Англии в середине

Следовательно, скороговорка — это, как правило, короткая фраза или небольшой текст, который представляет собой предложение или набор предложений, построенных по синтаксическим законам определенного языка, и…

Следовательно, скороговорка — это, как правило, короткая фраза или небольшой текст, который представляет собой предложение или набор предложений, построенных по синтаксическим законам определенного языка, и…

Первые более удобны для запоминания и чаще используются в логопедической практике

Первые более удобны для запоминания и чаще используются в логопедической практике

В школьной практике для совершенствования учащихся традиционно используется скороговорка, обладающая несомненными достоинствами: наличие звуковых повторов и ритма, занимательность содержания, краткость

В школьной практике для совершенствования учащихся традиционно используется скороговорка, обладающая несомненными достоинствами: наличие звуковых повторов и ритма, занимательность содержания, краткость

Скороговорки также хорошо использовать в играх, учитель может сам придумать игры со скороговорками в зависимости от целей урока

Скороговорки также хорошо использовать в играх, учитель может сам придумать игры со скороговорками в зависимости от целей урока

Сборник дидактических и методических материалов для учителей - это вид методической продукции, и, как любая методическая продукция, она должна содержать следующие структурные элементы: титульный лист,…

Сборник дидактических и методических материалов для учителей - это вид методической продукции, и, как любая методическая продукция, она должна содержать следующие структурные элементы: титульный лист,…

Цель и конкретные задачи методической продукции (цель зависит от того, кому адресованы материалы; каково их назначение)

Цель и конкретные задачи методической продукции (цель зависит от того, кому адресованы материалы; каково их назначение)

Результаты апробации проекта

Результаты апробации проекта

Мы применяли скороговорки на уроках русского языка по темам: ……

Мы применяли скороговорки на уроках русского языка по темам: ……

Литература 1. Антонова,

Литература 1. Антонова,

Загл. с экрана. 2. Львов,

Загл. с экрана. 2. Львов,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2021