Дата |
|
|
|
Завуч по УР |
Класс |
6а |
6б |
6в |
____________З.И.Яндиева |
Тема « Движение живых организмов»
Цель урока: познакомить с многообразием способов передвижения живых организмов в природе.
Задачи урока:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация «Движения живых организмов», таблицы по зоологии.
Методы обучения: репродуктивный, проблемно - поисковый.
Прогнозируемый результат: Учащиеся расширяют знания о типах, способах и видах движения животных, о зависимости способа передвижения от условий окружающей среды; знакомятся с причинами, вызывающими необходимость движения; развивают умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Кто забыл, откройте учебник на странице 14-15 (клеточное строение, индивидуальное
развитие, размножение, обмен веществ, раздражимость, рост, питание, дыхание, движение)
III. Изучение нового материала.
2. Решение познавательной задачи.
1) Беседа с элементами рассказа.
Движение может происходить на уровне клетки (движение цитоплазмы), на уровне органа (сокращение сердечной мышцы, движение конечности) или на уровне целого организма. Перемещение всего организма с одного места на другое называется локомоцией. Растениям свойственны движения на клеточном уровне и частично на органном. Локомоторная активность, т. е. перемещение всего организма характерна только для животных.
У огромного большинства животных за миллионы лет эволюции выработались сложные локомоторные системы, позволяющие искать и добывать пищу. Немногие представители этого царства приспособились к сидячему образу жизни, в связи, с чем их внешний вид напоминает растения (кишечнополостные, иглокожие и др.), однако даже у них отдельные части тела отличаются большой подвижностью. Какие еще функции, кроме добывания пищи, обеспечивает активное перемещение животных?
2) Создание проблемной ситуации.
Как осуществляется локомоция у одноклеточных организмов при отсутствии у них нервов и мышц?
·
·
·
Вывод: Простейшие организмы имеют специальные органы движения.
3) Локомоция дождевого червя.
Актуализация личного опыта учащихся. Вспомните, как передвигается дождевой червь? Какую роль выполняют щетинки?
Вывод: движение всех многоклеточных животных связано с мышечной деятельностью.
У многоклеточных животных в процессе исторического развития сформировалась опорно-двигательная система. Основой её является скелет. У позвоночных животных скелет внутренний. Части скелета соединяются неподвижно или с помощью суставов. К скелету прикрепляются мышцы.
4) Движение в водной среде. Слайды № 9 – 15
Постановка познавательной задачи.
Определить различные способы передвижения в воде у позвоночных и беспозвоночных животных, механизмы возникновения и относительный характер приспособлений к жизни в этой среде.
Решение познавательной задачи.
Рассказ с элементами беседы.
Работа в малых группах. Используя рис. на стр. 93 учебника, учащиеся приводят примеры приспособлений к плаванию у водных животных.
·
·
·
·
Сообщение о «рекордах» движения у водных животных.
Вывод: Благодаря своей высокой плотности вода обеспечивает опору для тела животных.
Плавание осуществляется с помощью разнообразных гребных устройств: плавников, видоизмененных конечностей (плавательных перепонок, ласт), реактивного способа движения (выталкивания воды из тела), волнообразного изгибания тела.
5) Движение в воздушной среде. Слайды №16 – 19
Чучело птицы, таблицы с изображением птиц, насекомых, летучей мыши.
Вопрос: Какими способами могут передвигаться данные животные?
Полет свойственен большинству насекомых, птиц, некоторым млекопитающим.
Крыло птицы – это видоизмененная передняя конечность.
Сообщение о «рекордах» движения у птиц.
6) Движение в наземной среде. Слайды №20– 27
Вопрос: Как осуществляется локомоция животных по твердой поверхности?
·
·
Сообщение о «рекордах» движения у наземных животных.
7) Движение растений.
Растения в отличие от животных не перемещаются в пространстве. Но это не значит, что они не совершают движений. Большинство движений растений – это результат их роста. Например, побеги бамбука растут очень быстро – в среднем на 0,6 мм в минуту.
У растений некоторые движения возникают в ответ на действия факторов внешней среды. Так, главный корень растет под действием силы земного притяжения вертикально вниз, а главный стебель под влиянием света – вверх. У листьев хорошо выражены движения на свет: листовая пластинка, особенно в условиях затенения, располагается перпендикулярно солнечным лучам.
IV. Обобщение. Движение – это проявление жизни.
V. Закрепление.
Тест. Какие утверждения верны?
1 вариант
1.Эвглена передвигается с помощью ложноножек.
2.У всех обитателей водоемов обтекаемая форма тела.
3. Движение животных связано с сокращением мышечных волокон.
4.Человек – стопоходящее животное.
5. Копытные бегают быстрее всех, потому что у них четыре ноги.
2 вариант
1.Все простейшие передвигаются с помощью мерцательного движения ресничек.
2.Морские змеи при движении совершают волнообразные движения.
3. Китообразные передвигаются с помощью ласт.
4.Крыло птицы – это видоизмененная конечность.
5.Медведь – пальцеходящее животное.
Взаимопроверка.
VI. Домашнее задание. Прочитать §35, ответить на вопросы стр.93. Для желающих - подготовить сообщение о животных – рекордсменах на скорость движения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.