Тема : "Среда обитания и ее факторы"
Оценка 4.7

Тема : "Среда обитания и ее факторы"

Оценка 4.7
Разработки курсов +1
docx
биология
5 кл
27.04.2020
Тема : "Среда обитания и ее факторы"
6.docx

Дата

 

 

 

Завуч по УР    

Класс

____________З.И.Яндиева

Урок № 7

Тема : "Среда обитания и ее факторы"

Цель урока: формировать экологическое мышление.

Задачи:

Образовательная: углубить понятия о среде обитания, её факторах и их влиянии на живые организмы.

Развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы, сравнивать; совершенствовать умение работать с учебником; развивать навыки исследовательской работы, логическое мышление и монологическую речь учащихся..

Воспитательная: прививать любовь к природе, всему живому, что нас окружает.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: постановка и решение учебной задачи.

Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах.

Методы и методические приемы: рассказ, применение имеющихся знаний, решение проблем методом мозгового штурма, учебно-исследовательская работа.

Средства обучения: комнатные растения, рисунки учебника.

Эколого-биологические понятия: среда обитания: водная, организменная, наземно-воздушная, почвенная; экология; экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

ХОД УРОКА

Органиационный момент

I.        Актуализация знаний.

Учитель: Добрый день! Я рад видеть ваши умные и добрые лица! 

Начать сегодняшний урок мне хотелось бы не совсем обычно - со сказки, которую вы мне поможете дополнить.

Итак, начнем! Давным-давно случилась-приключилась такая волшебная история… Никто сегодня точно не знает, когда это было, как это было.… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике, Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых тел природы обладали необычными чудесными волшебными качествами.

- Что за свойства отличали их от других неживых тел?

дыхание

размножение,

раздражимостью,

питание

выделение

рост и развитие

обмен веществ.

Учитель: Правильно, конечно же вы знаете эти существа, имя им на планете – живые организмы. До сегодняшнего дня живут они на той планете Земля, хоть многие и изменились с тех давних-давних времен, некоторые не дожили до настоящего, канули в прошлом лихолетье…

Но и сегодня их немало - 5 миллионов видов! И разные они – и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные - кровожадные и безобидные - растительноядные, неподвижные и стремительно – быстрые…

Несмотря на многообразие живых организмов их объединили в 4 царства, какие? (Называют царства: дробянки, грибы, растения, животные.)

- Почему же все живые организмы такие разные? Почему отличаются друг от друга? (Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях.)

Учитель: В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения живых существ.

На фоне звуков природы звучат стихи:

Глубины вод, простор небес,

Пустыня, горы, степь и лес –

В каком краю не окажись,

Везде кипит упрямо жизнь.

И здесь у каждого свой вкус:

Кому – в песок, кому – под куст.

И каждый выберет себе

Соседей в жизни и в судьбе.

- Ребята, о чем это стихотворение?

- Да, это стихотворение о среде обитания. Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

Запись темы урока на доске.

II.        Изучение нового материала

Учитель: Как вы думаете, как можно сформулировать задачи урока? Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?

(Узнать, что такое среда обитания организмов; познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов; найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них).

Темы блоков:

1. Среда обитания.
2. Экология.
3. Экологические факторы. 

1. Среда обитания.

- Что такое среда обитания? (Это часть природы, где живут организмы.)

- У каждого организма своя среда обитания. Какие среды обитания вам известны из курса природоведения? ( Выделяют четыре основные среды жизни: водную, почвенную, наземно-воздушную и организменную.)

- Ребята, а в какой среде возникла жизнь? (В водной.)

 

- Каковы условия жизни в разных средах?

Заполнение учащимися таблицы: «Характеристика условий жизни в разных средах».

1 ряд – водная среда; 2 ряд – наземно-воздушная среда; 3 ряд – почвенная среда.

 

Условия жизни

Водная среда

Наземно-воздушная среда

Почвенная среда

Плотность

плотная

неплотная

плотная

Кислород

недостаточно

достаточно

недостаточно

Вода

достаточно

недостаточно

достаточно

Свет

недостаточно

достаточно

отсутстие

Изменение температуры

незначительные

значительные

отсутстие резких перепадов температур

 

Учитель: Сейчас я вам загадаю загадки, а вы назовите животных, среду в которой они обитают и вспомните приспособления организмов к данной среде.

Загадка № 1

Зверь клыкастый,

Вместо ног – ласты.

Хвост по льду волочится,

Мороза зверь не боится.

(Морж. Водная среда.)

Приспособление моржа к среде обитания: Удлинённая, обтекаемая форма тела, видоизменённые конечности: ласты. Под кожей развит толстый слой жира, способствующий защите организма от переохлаждения и уменьшающий плотность тела.

Справка учителя: на лёд или на сушу моржи выходят в основном в период размножения и линьки.

Загадка № 2

Над водой – водицей –

Царевна круглолица,

Поёт царевна, да так напевно,

Что все на суше затыкают уши.

(Лягушка.)

Учащиеся затрудняются определить среду обитания лягушки.

Учитель: Действительно, лягушка приспособлена как к жизни в воде, так и на суше.

- Какие приспособления к жизни в водоёмах имеются у лягушки?(Плавательные перепонки между пальцами задних ног, кожное дыхание.)

- Какие приспособления появились у лягушки в связи с жизнью на суше?(Лёгочное дыхание, веки, защищающие глаза от высыхания, развитая мускулатура конечностей.)

Загадка № 3

Полосатый брат кота,

Шкура – просто красота.

С ним тягаться трудно в беге.

Не будите вы в нём зверя.

(Тигр. Наземно-воздушная среда.)

Вариант ответа учащихся:

Приспособление тигра к среде обитания: Опорный скелет, развитые мышцы тела и конечностей, терморегуляция, внутреннее оплодотворение, высокое развитие органов зрения и слуха.

Загадка № 4

В одежде богатой,

Да сам слеповатый,

Живёт без оконца,

Не видывал солнца.

(Крот. Почвенная среда.)

Вариант ответа учащихся:

Приспособление крота к среде обитания: Цилиндрическая форма тела, малые размеры, сильно развитая мускулатура, густая короткая чёрная шерсть, конечности роющего типа, редукция органов зрения, хорошо развитые обоняние и осязание.

Загадка № 5

Живу не в почве, и не в луже –

Мне кишечник домом служит.

И тепло, и сытно в нём,

Шведский стол: что хотим, то берём.

Коли что не по нутру –

Проверчу в кишке дыру.

(Паразитический червь – аскарида. Организменная среда.)

Вариант ответа учащихся:

Приспособление паразита к среде обитания: Наличие плотных покровов тела, органов фиксации - приспособлений для прикрепления в организме (могут быть крючки, присоски, либо заострённые концы тела), редукция многих органов, высокая плодовитость.

Справка учителя: аскарида за 5-6 месяцев откладывает 50 – 60 млн яиц.

Учитель: Приведите свои примеры организмов, обитающих в разных жизненных средах.

Примерные варианты ответов: водная среда – дельфин, кит, окунь, краб, жемчужница, кувшинка, водоросли; наземно-воздушная – рысь, стрекоза, пчела, ласточка, кенгуру, лось; почвенная – крот, дождевой червь,почвенные бактерии, личинка майского жука, грибы; организменная – гельминты, дизентерийная амёба, вирусы, клещи, блохи, гриб-трутовик.

 

Запись в рабочих тетрадях схемы:слайд 8

hello_html_m7fdda8b7.gif

Запись в рабочих тетрадях новых терминов: слайд 9

Гидробионты (греч. hydor – вода; biontos – живущий) – это организмы, обитающие в воде.

Эдафобионты (греч. edaphos – почва) - это организмы, обитающие в почве.

Аэробионты (греч. aer – воздух) - это организмы, обитающие в наземно-воздушной среде.

Эндобионты (греч. endon – внутри) - это организмы, обитающие внутри других организмов.

2. Экология

Учитель: Ребята, живые организмы неразрывно связаны между собой и с окружающей средой. У меня в руках таинственная шкатулка. Здесь находится объект, который, как мне кажется, лучше всего передает суть отношений организмов друг с другом и с окружающей средой. Как вы думаете, что это такое? Это цепь – символ взаимосвязи, единства. Уберем одно звено, нарушится целостность всей цепочки. И человеку, который тоже является звеном этой цепи природы, всегда нужно помнить об этом. Есть даже наука, которая изучает взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Как она называется? (Экология)

Справка учителя: Экология (греч. сл. ойкос – дом, логос – наука, учение)
Впервые термин « экология» ввел в 1869 году нем. ученый Эрнст Геккель, для обозначения науки о взаимосвязи организмов в природе.

Учитель:

Экология, друзья,

Наука очень нужная,

Без неё ты ни за грош

В наше время пропадёшь.

Ибо каждый знать обязан,

Кто, как, с кем в природе связан,

Чтоб случайно иногда

Ей не причинить вреда.



3. Экологические факторы. 
Учитель: Каждое живое существо тесно связано со своей средой обитания, испытывает ее влияние и в свою очередь на нее воздействует. Все компоненты и свойства среды, влиянию которых подвергаются организмы, называют экологическими факторами. Их можно оценить и измерить.

Запись в рабочих тетрадях нового термина:

Экологические факторы – это компоненты среды, воздействующие на живые организмы.

Учитель: Экологические факторы подразделяют на абиотические, биотические и антропогенные. Послушайте стихотворение и попытайтесь найти в нем все группы факторов.

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Кусты, деревья и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек, вода, погода –

Это факторы природы.

 

Запись в рабочих тетрадях схемы:

Экологические факторы среды

 

Абиотические Биотические Антропогенные

(Факторы неживой природы) (Факторы живой природы)

Свет Деятельность Влияние человека

Вода живых организмов на природу

Температура (грибов, растений, животных,

Состав почвы микроорганизмов)

Ветер

 

 Закреплени.



V. Домашнее задание

§5


VI. Оценки за урок.


 

Дата Завуч по

Дата Завуч по

Но и сегодня их немало - 5 миллионов видов!

Но и сегодня их немало - 5 миллионов видов!

Почвенная среда Плотность плотная неплотная плотная

Почвенная среда Плотность плотная неплотная плотная

Какие приспособления появились у лягушки в связи с жизнью на суше? (Лёгочное дыхание, веки, защищающие глаза от высыхания, развитая мускулатура конечностей

Какие приспособления появились у лягушки в связи с жизнью на суше? (Лёгочное дыхание, веки, защищающие глаза от высыхания, развитая мускулатура конечностей

Запись в рабочих тетрадях новых терминов: слайд 9

Запись в рабочих тетрадях новых терминов: слайд 9

Учитель: Экологические факторы подразделяют на абиотические, биотические и антропогенные

Учитель: Экологические факторы подразделяют на абиотические, биотические и антропогенные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020