Тема 1. Бережливое производство как основа новой философии менеджмента
Оценка 4.6

Тема 1. Бережливое производство как основа новой философии менеджмента

Оценка 4.6
Лекции
docx
другое
25.11.2024
Тема 1. Бережливое производство как основа новой философии менеджмента
Приоритетной целью курса «Основы бережливого производства» является ознакомление студентов с ключевыми принципами, идеями бережливого производства и возможностями их применения в процессе профессиональной деятельности. Соответствует ФГОС СПО.
лекция - глава 1 тема 1.docx

ЛЕКЦИЯ

ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ
БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА

Тема 1. Бережливое производство как основа новой
философии менеджмента

 

Стремительная динамика развития современных технологий
производства ставит качественно новые задачи перед профессиональными организациями, занимающимися подготовкой и повышением квалификации специалистов. Предприятия во главу управленческих процессов ставят выпуск высококачественных товаров и услуг, что обеспечивается знанием и внедрением инструментов обеспечения требуемого показателя качества.

Именно это условие определило необходимость знакомства студентов - будущих специалистов со спецификой логистической системы взглядов – концепцией бережливого производства.

Рассматриваемая система получила название Lean Production -
бережливое производство (от англ. leanproduction, leanmanufactu-
- «тощее производство»). Концепция опирается на систему организации производства, разработанную компанией «Тойота». Согласно видению основоположника системы, Тайити Оно, сущность концепции производственной системы «Тойота» состоит в повышении эффективности производства путем тщательного и последовательного исключения потерь.

Суть рассматриваемой концепции заключается в том, что она
направлена не на сокращение материальных затрат и расходов на
приобретаемое оборудование, влекущее за собой снижение показателя качества, а на устранение потерь, которые имеют место на любом
рабочем месте, независимо от социального профессионального статуса сотрудника. Компетентный подход к организационно-технологическим процессам управления предприятием способствует возрастанию показателей производительности труда, качества товаров или услуг, а также повышению мотивации работников, в конечном итоге приводящим к росту конкурентоспособности организации.

Бережливое производство - это логистическая концепция, исключающая ненужные затраты (временные, финансовые, трудовые), гарантирующая поставку клиенту продукции с заданным качеством в оговоренный срок, основной задачей которой является процесс оптимизации бизнес-процессов, ориентированных на потребности и запросы рынка, опирающаяся на удовлетворение мотивационных потребностей каждого сотрудника компании.

Таким образом, бережливое производство можно обозначить как
новое философское направление в области менеджмента организации, основными задачами которого определены:

- снижение объема трудовых операций;

- обеспечение качества предоставляемых услуг или изготовленной продукции;

- уменьшение времени обслуживания потребителей;

- поддержание должного качества продукции при наименьших
затратах.

Основная цель рассматриваемой концепции бережливого производства кроется в обеспечении полной прозрачности технологических процессов, обеспечивающих функционирование предприятия.

Опишем ведущие принципы (исходные положения), лежащие в
основе обеспечения успешности применения «бережливого производства» в конкретной организации.

1. Ценность каждого продукта или услуги определяется с позиции запроса и потребностей клиента (заказчика).

2. Описание (картирование) потока создания ценности для технологического процесса изготовления продукции (услуги) с целью
исключения и устранения тех операций (работы), которые не создают
ценности.

3. Все операции (действия), создающие и добавляющие ценность при создании продукции, осуществляются в логистической последовательности, что призвано обеспечить равномерное движение производственного потока.

4. Организация «вытягивающего» процесса ценностных для
клиента действий вместо «выталкивающего» (что сделали, то и предлагается заказчику, без ориентации на его запросы).

5. Повторяемость используемых принципов для достижения такого уровня организации производственного процесса, когда минимизируются все выявленные потери.

Феномен «бережливого производства» берет свое начало с
1943 г., когда основатель концепции Тайити Оно, используя мировой
производственно-промышленный опыт, пришел в компанию «ТМC»
(Toyota Motor Corporation). Именно он внедрил известную в европейской интерпретации систему Leanproduction. Эта система известна
как Toyota Production System (TPS).

Следует отметить важную роль его соратника, партнера по управлению компанией, Сигэо Синго, внедрявшего на «ТМС» абсолютно новые методы менеджмента, основанные на Lean-технологиях.

Впервые инсайты в направлении бережливости производственного процесса были обозначены и предложены Генри
Фордом (США, штат Мичиган), который в 1913 г. запустил первую
конвейерную линию для изготовления сложных деталей. Но существовавшие социально-экономические условия не способствовали восприятию представителями бизнеса таких нововведений, так как воистину инновационные идеи носили стратегический характер,  намного опережали время и не были актуальны для того периода.

В отличие от американской, концепция бережливого производства в Европе представляла собой коллаборацию прогрессивных
практик управления ведущих промышленных стран. Отличительным
фактором следует указать акцентуацию мотивационной составляющей персонала, уровня его лояльности к компании.

«Американский» взгляд на категорию сотрудников носил механистический характер: набирались неквалифицированные сотрудники, уровень их профессиональной подготовки был достаточно невысок. Однако возрастающие требования к производительности труда
приводили к быстрому износу «человеческого инструмента»: людей увольняли, а на их место принимали новых.

Возникновение феномена «бережливого производства» связано
с промышленным производством, в частности, с автомобилестроением. В Японии и в западных странах Lean-технологии вначале применялись только для дискретного (раздельного) процесса, позднее они
были перенесены на непрерывное производство. Эффективность от
внедрения бережливого производства обусловлена тем, что концепция опирается на правило Парето: 80% рациональных организационных мер позволяют получать наибольший результат при инвестиционной составляющей в 20%.

Практика показала оптимальность организационной работы при
использовании принципов «бережливого производства» в сфере торговли, оказания услуг, коммунальных службах, здравоохранении,
банковском секторе и в государственных учреждениях.

Со временем Lean-производство стало важной составляющей
международной философии менеджмента. Сформировались понятия
«бережливое мышление» (Lean Thinking) и «бережливая культура»
(Lean Culture). Главным критерием этих понятий является значимость
человеческого фактора, работы в команде (то, что позднее стали
называть командообразованием). Руководители предприятий, внедряющих систему бережливого производства в управленческо-
организационную деятельность, обращают важное внимание на развитие эмоционального интеллекта (EQ) сотрудников, успешно при меняют метод коучинга в формировании их мотивации к труду и достижению производственных целей.

Популяризация концепции бережливого производства на предприятиях и в организациях требовала логического включения в процесс непрерывного совершенствования (метод Кайдзен) предприятий - поставщиков и клиентов, распространения нового опыта в обществе. В связи с этим важно отметить значение научно-практических конференций по проблемам непрерывного совершенствования производственных процессов, которые проводятся на международном уровне под эгидой Lean Enterprise institute (США) и Lean
Enterprise Academy (Англия). Практика свидетельствует о государственной поддержке внедрения технологии «бережливого производства» во многих странах, так как успешность предприятий означает укрепление экономики страны.

«Бережливое производство» (сокращенное применение Lean) -
это идеология организации производства, суть которой состоит в том,
что любые ресурсы должны расходоваться с учетом создания стоимости продукта для покупателя, поэтому предприятие должно быть заинтересовано в минимизации этих ресурсных затрат. Понятие стоимости, с позиции клиента, определяется наличием тех действий (вложений, усилий), за которые он готов заплатить. В принципе, именно создание приемлемой стоимости для клиента и составляет основу бережливости: чем меньше потерь в производственном процессе, тем меньше необоснованных вложений (не создающих ценности для продукта).

Сущность философии «бережливого производства» определяется в первоисточнике из организационных условий производственной
системы Toyota Production System. Они фокусируются на выделении
семи видов потерь, которые повышают потребительскую ценность
продукта.

Рассмотрим еще одну системную составляющую концепции
«бережливого производства» стратегию «Кайдзен», суть которой
заключается в непрерывном постепенном совершенствовании всех
процессов, функционирующих в организации.

Более 70 лет компания «Тойота» применяет на практике
«кайдзеновские» приемы организации производства, продолжая
находить возможности повышения эффективности. По словам Сигео
Синго, эти действия можно сравнить с «выжиманием воды из сухого
полотенца».

Широкую популярность философия Кайдзен получила в конце ХХ в. после обобщения опыта ее использования в книге Масааки Иман «Кайдзен -
ключ к успеху Японии в области достижения конкурентоспособности».

Обратимся к историческому экскурсу. Происхождение философии непрерывного совершенствования качества процессов относится к послевоенному периоду восстановления экономической ситуации в Японии (именно там в сентябре 1939 г. завершилась Вторая мировая война).

Необходимо было быстрыми темпами восстанавливать разрушенное хозяйство. К этому историческому периоду относится появление основных концепций и инструментов непрерывного совершенствования: «точно-в-срок» (Just-in-Time), 5S (система рационализации рабочего пространства), TQM (система всеобщего управления качеством), принцип быстрой переналадки оборудования и др., среди персоналий выделялись такие практики менеджмента, как У. Э. Деминг, Т. Оно, С. Накаяма, С. Синго.

Процесс непрерывного совершенствования назвали термином
«Кайдзен», что в переводе с японского означает «изменение к лучшему».

Стремительный рост производства на японских предприятиях
способствовал распространению опыта, прежде всего, ведущей компании «Тойота» в европейском пространстве и в США, концепция
организации бизнес-системы получила название «Бережливое производство» (Lean manufacturing). Термином «Lean» обозначали определенный статус, состояние предприятий, которые были ориентированы на бизнес-успешность за счет повышения уровня рентабельности, основанном на снижении затрат, не добавляющих ценности при изготовлении продукции.

Со временем были обобщены и обозначены те улучшения, которые были достигнуты на ведущих мировых производственных предприятиях, применявших принципы и методы концепции Lean:

- снижение времени цикла при изготовлении заказа до 90%;

- рост производительности труда до 50%;

- уменьшение запасов незавершенного производства до 80%;

- высвобождение свободных площадей на территории предприятий (до 75%);

- повышение показателей качества продукции (до 80%);

- снижение количества ошибок в процессе обработки заказов;

- оптимизация работы подразделений, работающих в клиентской зоне;

- снижение времени операций переналадки в 4 раза;

- сокращение количества сотрудников;

- увеличение оплаты труда;

- повышение срока эксплуатации оборудования.

Существуют также определенные сложности и ограничения,
требующие преодоления в процессе внедрения инновационных изменений, которые заключаются в:

- проведении организационной реструктуризации;

- подготовке персонала к предстоящим изменениям;

- необходимости значительных материальных вложений;

- обеспечении профессиональной переподготовки, повышении квалификации кадрового состава;

- организации работы с поставщиками по соблюдению сроков
и качества поставок необходимого сырья и комплектующих;

- довольно длительных сроках внедрения «бережливого производства», требующего соблюдения определенного пошагового алгоритма.

 

Вопросы и задания к теме 1


1. Что означает термин «бережливое производство»?

2. Кем была сформулирована и обоснована концепция «бережливого производства»?
3. Каковы основные цели концепции «бережливого производства»?
4. Какие принципы заложены в основу концепции «бережливого производства»?

Источник литературы

Бурнашева Э.П. Основы бережливого производства: учебное пособие для СПО/ Санкт – Петербург: Лань, 2023. – 76 с.


 

ЛЕКЦИЯ ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА 1

ЛЕКЦИЯ ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА 1

Основная цель рассматриваемой концепции бережливого производства кроется в обеспечении полной прозрачности технологических процессов, обеспечивающих функционирование предприятия

Основная цель рассматриваемой концепции бережливого производства кроется в обеспечении полной прозрачности технологических процессов, обеспечивающих функционирование предприятия

Отличительным фактором следует указать акцентуацию мотивационной составляющей персонала, уровня его лояльности к компании

Отличительным фактором следует указать акцентуацию мотивационной составляющей персонала, уровня его лояльности к компании

Бережливое производство» (сокращенное применение

Бережливое производство» (сокращенное применение

Со временем были обобщены и обозначены те улучшения, которые были достигнуты на ведущих мировых производственных предприятиях, применявших принципы и методы концепции

Со временем были обобщены и обозначены те улучшения, которые были достигнуты на ведущих мировых производственных предприятиях, применявших принципы и методы концепции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2024