Тема 1.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПОЧЕК
Оценка 4.9

Тема 1.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПОЧЕК

Оценка 4.9
docx
14.05.2020
Тема 1.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПОЧЕК
Заболевание почек на сайт.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

ЛЕКЦИИ №36

 

ПМ 02. УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ

 

Раздел ПМ 1. Осуществление лечебно-диагностических вмешательств в терапии, фтизиатрии, дерматовенерологии, гериатрии, неврологии и психиатрии

МДК.02.01.  СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И СОСТОЯНИЯХ

Тема 1.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПОЧЕК

 

Специальность: 34. 02. 01. Сестринское дело Курс 2

(базовый уровень)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Купино

2020

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

ПЦМК по профессиональному модулю

ГАПОУ НСО «Купинский медицинский техникум»

протокол от__________   №

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор - составитель: преподаватель ПМ. 02. Участие в лечебно – диагностических и реабилитационных процессах квалификационная категория – первая. Романькова Тамара Андреевна.

 

 

                                           

 

 

                                                  

                                                  

                                                       

 

 

 

                                                    Пояснительная записка

  к методической разработке   ПМ. 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах по теме: Организация и оказание сестринской помощи   при заболеваниях почек.

Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний и умений по теме: Организация и оказание сестринской помощи   при заболеваниях органов желудочно-кишечного тракта, в ходе теоретического занятия студенты закрепляют полученные знания.  Используются следующие формы работы: индивидуальная работа, самостоятельная работа.

 Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.

  В соответствии   с   ФГОС, после   изучения   данной темы студент должен:

знать:

З. 1 - причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи;

ПК 2.1 - Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств;

ПК 2.2 - Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса;

ПК 2.3 - Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами;

ПК 2.4 - Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использованиями;

ПК  2.5 - Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса;

ПК 2.6 - Вести утвержденную медицинскую документацию;

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», », «Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний»,  (приложение №1),  «Изложение нового материала» (приложение №2), «Физкультминутка» (приложение №3), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№4), Подведение итогов (приложение №5).                                                                  

                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Ход занятия

 

 

 

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной деятельности.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

 

 

 

 

 

 

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

3.

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение №1)

Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию.

15 мин

 

 

 

Использование активных форм опроса с указанием цели:

-    тестовый контроль

- фронтальный опрос

 

 

Изложение нового материала (приложение №2)

Цель сформировать знания по теме

40 мин

 

 

 

Словесный, (вербальный) метод обучения.

 

 

6.

Физкультминутка

  (приложение №3).

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

3 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

7.

Осмысление и систематизация полученных знаний 

 (приложение №4)

Цель: систематизировать и закрепить полученные знания

20 мин.

Закрепление материала.

 

8.

Подведение итогов (приложение №5)

5 мин.

Обсуждаются и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.

9.

Задание на дом

2        мин.

Внеаудиторная работа: конспект лекции. Э.В. Смолева Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи стр 192 -209. Интернет-ресурсы  

 

Всего

90 мин

 

 

 

 

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия Организация и оказание сестринской помощи   при заболеваниях почек

Вид занятия лекция

Место проведения кабинет

Продолжительность проведения занятия 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала при изучении профессиональных модулей ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.

Цели занятия:

1. Образовательная: После изучения темы студент должен знать: консультирование пациента и его окружения по применению лекарственных средств при заболеваниях почек

2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.

3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать:

 - причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи;

·         ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств;

·         ПК 2.2Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса;

·         ПК 2.3 Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами;

·         ПК 2.4 Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использованиями;

·         ПК 2.5 Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса;

       ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.

Междисциплинарная интеграция:

Обеспечивающие: Анатомия и физиология человека, ПМ. 01. МДК. 01.01. Здоровый человек и его окружение, Основы патологии, Фармакология, Психология, Основы микробиологии и иммунологии, Гигиена и экология человека.

Обеспечиваемые: ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий, ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, ПМ 03. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях

Внутри дисциплинарные связи: Осуществление сестринской помощи при заболеваниях органов дыхания, Осуществление сестринской помощи при заболевании органов кровообращения, Осуществление сестринской помощи пациентам при заболеваниях почек.

Методическое обеспечение занятия: Содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала.

Внеаудиторная работа: конспект лекции. Э.В. Смолева Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи стр 192 -209. Интернет-ресурсы  

Перечень литературы:

Основная: Э.В. Смолева., Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи Серия «Медицина для вас», Ростов-на-Дону, «Феникс»

Дополнительная: Т. П. Обуховец., Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: ПРАКТИКУМ. Издание – 3. Ростов – на – Дону «Феникс»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                         Приложение №1

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний

Текст задания: Опишите правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения при заболеваниях почек

1.      Опишите правила использования изделия медицинской техники;

2.      Опишите правила использования медицинской аппаратуры;

3.      Опишите правила использования медицинского оборудования;

4.      Опишите правила использования средств защиты;

5.      Опишите правила использования рабочей части;

Система оценивания:

- Охарактеризованы правильно правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения при заболеваниях почек.

При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило: За правильное решение, соответствующее эталонному показателю выставляется 1 балл, за неправильное решение, несоответствующее показателю - выставляется 0 баллов. Максимальное количество-5 баллов.

Оценивание осуществляется по критерию

Оценка «Отлично» проставляется за 5 правильных ответов.

Оценка «Хорошо» проставляется за 4 правильных ответов.

Оценка «Удовлетворительно» проставляется за 3 правильных ответов.

Оценка «Неудовлетворительно» проставляется за 2 и менее правильных ответов.          

 Эталон ответа:

1.      Изделия медицинской техники - Изделия, предназначенные для диагностики, лечения, профилактики организма человека и/или обеспечении этих процессов;

2.      Медицинские аппараты - Изделия медицинской техники, предназначенные для получения, накопления и/или анализа информации о состоянии организма человека с диагностической или профилактической целью;

3.       Медицинское оборудование - Изделия медицинской техники, предназначенные для обеспечения необходимых условий для пациента и медицинского персонала при диагностических, лечебных и профилактических мероприятиях, а также при уходе за больными;

4.      Средство защиты - Средство, применение которого предотвращает или уменьшает воздействие на одного или более работающих опасных и/или вредных производственных факторов;

5.      Рабочая часть - Совокупность частей изделия, предназначенных для рабочего контакта (электрического, механического) с телом пациента, и относящихся к ним проводов, деталей, которые в рабочем положении могут касаться тела пациента;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                       Приложение №2

Консультирование пациента и его окружения по применению лекарственных средств при заболеваниях почек

Острая почечная недостаточность

·      больных госпитализируют

·      терапия направ­лена на:

ü удаление токсических веществ из организма

ü предотвращение повреждения канальцев, циркулятор­ных нарушений

·         для стимуляции диуреза применяют фуросемид (до1000 мг В день)

·         для коррекции белкового катаболизма применяют анаболические стероиды

·         проводят борьбу с гиперкалиемией, ацидозом

·         назначают крупномолеку­лярный декстран (полиглюкин, реополиглюкин)

·         для очищения организма от азотистых шлаков применяют длительные промывания желудка

·         при наличии инфек­ции проводят лечение антибиотиками

·         гемодиализ

1.      Контроль за соблюдением диеты,  стол № 7Б  и дать рекомендации: исключить белки животного происхождения (мясо, рыбу, молоко, сыр, яйцо), при I ст.- количество поваренной соли до 10 г, а при повышении АД и отёках, а также при II - III ст.- 5-7 г в сутки. Количество  потребляемой жидкости 300-400 мл + диурез предыдущего дня,  рекомендовать щелочные минеральные воды (Боржоми).

2.      Осуществлять инфекционную  безопасность пациента: ежедневная, влажная уборка и кварцевание палаты, не допускать контакта с больными с острыми респираторными инфекциями, дезинфекция предметов ухода.

3.      Осуществлять уход за кожей и слизистыми: для уменьшения кожного зуда - обработка кожи и полоскание полости  рта раствором 3% раствором бикарбоната натрия, смена нательного и постельного белья, осуществлять профилактику пролежней.

4.      При наличии воспалительных процессов в полости рта  - рекомендовать исключение употребление твёрдой и горячей  пищи,  полоскание полости - раствором фурациллина, отваром цветов ромашки, шалфея; при кровоточивости дёсен полоскание  отваром листьев  крапивы, коры дуба

5.      Обучить пациента и его родственников правилам личной гигиены и методам профилактики пролежней.  Избегать посещения бани, сауны, приёма горячей ванны, использовать в качестве моющих средств  детские шампуни и детское мыло, носить одежду из хлопчатобумажных тканей.

6.      Наблюдение  за состоянием пациента: контроль состояния сознания, частоты пульса, АД, ЧДД, суточного  диуреза, количества выпитой жидкости, массы тела, состояния  кожи и слизистых оболочек.

7.      Помощь при рвоте, лихорадке, одышке, диарее, носовых кровотечениях, при гипертонических  кризах

8.      Подготовка пациента к лабораторным и инструментальным методам исследования.

9.      Выполнение врачебных назначений: промывание желудка, сифонная клизма, дача и введение лекарственных препаратов.

Хроническая почечная недостаточность (ХПН)

·         проводится лечение основного заболевания

·         диета:

ü  полноценная, с достаточной калорийностью, но с ограничением белка до 60-40-20 г в сутки в зависимости от стадии болезни

ü  контролируется поступление с пищей поваренной соли, воды, калия, фосфатов (ограничение рыбы и молока)

ü  коррекция водного баланса,  нарушения электролитного обмена (коррекция калия в крови)

ü  контролировать количество потребляемой воды

ü  если нет отеков, ХСН, артериальной гипертензии, воды потребля­ется столько, чтобы диурез был 2-2,5 л в сутки (если его нет, добавляют фуросемид)

ü  в терминальную стадию прием жидкости регулируется по диурезу - к количеству выделен­

ной мочи за предыдущие сутки добавляется 300-500 мл.

·         под­держание в организме баланса натрия:

ü  обычно назначают диету с низким содержание слои (5-7 r в сутки)

ü  если нет отеков, артериальной гипертензии, количество соли не ог­раничивается)

·         коррекция количества калия в крови:

ü  в полиурической стадии бывает zиnокалиемия - назнача­ют калиевую диету (урюк, курага, чернослив, печеный кар­тофель) или вводят препараты калия (калия хлорид, па­нангин) и при необходимости калийсберегающие диурети­ки (верошпирон, триампур)

ü  в терминальную стадию - zиnернкалиемия (ограничивают продукты, богатые калием, запрещают применение калийсберегающих диуретиков и назначают калийвыводящие (фуросемид, гипотиазид)

·         назначаются сорбенты, которые адсорбируют на себе аммиак и другие токсические вещества (хофитол, леспенефрил, препараты чеснока, анаболические стероиды)

·         корректируется кис­лотно-щелочное равновесие (содовые клизмы и внутривен­ные вливания)

·         симптоматическая терапия:

ü  гипотензивные препараты;

ü  препараты железа при анемии;

ü  лечение инфекционных осложнений;

ü  поливитаминная терапия.

·         радикальным и оптимальным методом лечения является трансплантация почки

·         успешным методом лечения можно считать гемодиализ с помощью аппарата «искусственная почка», который продлевает" пациента до 10-20 лет

o   Контроль за соблюдением диеты,  стол № 7Б  и дать рекомендации: исключить белки животного происхождения (мясо, рыбу, молоко, сыр, яйцо), при I ст.- количество поваренной соли до 10 г, а при повышении АД и отёках, а также при II - III ст.- 5-7 г в сутки. Количество  потребляемой жидкости 300-400 мл + диурез предыдущего дня,  рекомендовать щелочные минеральные воды (Боржоми).

o   Осуществлять инфекционную  безопасность пациента: ежедневная, влажная уборка и кварцевание палаты, не допускать контакта с больными с острыми респираторными инфекциями, дезинфекция предметов ухода.

o   Осуществлять уход за кожей и слизистыми: для уменьшения кожного зуда - обработка кожи и полоскание полости  рта раствором 3% раствором бикарбоната натрия, смена нательного и постельного белья, осуществлять профилактику пролежней.

o   При наличии воспалительных процессов в полости рта  - рекомендовать исключение употребление твёрдой и горячей  пищи,  полоскание полости - раствором фурациллина, отваром цветов ромашки, шалфея; при кровоточивости дёсен полоскание  отваром листьев  крапивы, коры дуба

o   Обучить пациента и его родственников правилам личной гигиены и методам профилактики пролежней.  Избегать посещения бани, сауны, приёма горячей ванны, использовать в качестве моющих средств  детские шампуни и детское мыло, носить одежду из хлопчатобумажных тканей.

o   Наблюдение  за состоянием пациента: контроль состояния сознания, частоты пульса, АД, ЧДД, суточного  диуреза, количества выпитой жидкости, массы тела, состояния  кожи и слизистых оболочек.

o   Помощь при рвоте, лихорадке, одышке, диарее, носовых кровотечениях, при гипертонических  кризах

o   Подготовка пациента к лабораторным и инструментальным методам исследования.

o   Выполнение врачебных назначений: промывание желудка, сифонная клизма, дача и введение лекарственных препаратов.

Мочекаменная болезнь

·         При почечной колике:

ü  инъекции атропина сульфат (1 мл 0,1 % раствора) подкожно, морфина гидрохлорид (1 мл 1 % раствора) или омнопон внутривен­но

ü  кладут горячую грелку на область поясницы или при­меняют теплую ванну

ü  при частых приступах, присоеди­нении воспалительного процесса, нарушении мочевыведе­ния - оперативное вмешательство

·         Чтобы определить диету, показанную пациенту, выяс­няют основной состав конкрементов:

ü  При фосфатных кам­нях, щелочной реакции мочи назначают углекислые ми­неральные воды, кисломолочные продукты, лимон, мож­но мясо в умеренном количестве

ü  При мочекислых кам­нях показаны щелочные минеральныe воды, преоблада­ние в меню овощей и ограничение мяса

ü  Рацион должен быть разнообразным и полноценным (белки, жиры, вита­мины, углеводы)

·         Рекомендуется санаторно-курортное ле­чение в Ессентуках, Железноводске и на других курортах

Гломерулонефрит

1. Строгий постельный режим назначается  при остром гломерулонефрите и при обострении хронического гломерулонефрита  на срок 3-4 недели.

2. Диета – стол № 7 (ограничение жидкости не более 800 мл, поваренной соли до 2-3г в сутки, белков).

3. Лекарственные препараты:

·         пенициллинотерапия (10 дней по 500 тыс. – 6 раз в сутки для санации очагов инфекции)

·         иммунодепрессанты:  цитостатики (6-меркантоиурин, циклофосфан) под контролем клинического анализа крови (эритроцитов и лейкоцитов); глюкокортикоиды (преднизолон)

·         нестероидные противовоспалительные препараты (НГВП) - индометацин, вольтарен. мовалис и др. после еды

·         антикоагулянты (гепарин 5000 - 10000ЕД через каждые 4 часа под контролем свертывания крови,  курантил 2 табл. 3 раза в день)

·         симптоматическое лечение: гипотензивные препараты, мочегонные препараты, препараты калия, сердечные гликозиды и т.д.

Санаторно-курортное лечение проводится в тёплом сухом климате пустыни (Байрам  Али), а весной и летом - Южный берег Крыма.

1. Контроль за соблюдением постельного режима, способствующего улучшению клубочковой фильтрации и снижению артериального давления

2. Контроль за соблюдением диеты № 7 и рекомендации по диетотерапии:

·         приготовление пищи без соли; употребление жидкости с учетом суточного диуреза предыдущего дня + 300-400 мл,

·         употребление  творога,  мяса и рыбы в отварном виде, натуральных фруктовых соков, фруктов, овощей, варенья, меда, щелочных минеральных вод (Боржоми),

·         исключение  алкогольных напитков, чая, кофе, шоколада, острой пищи;

3. Осуществлять уход за кожей (выполнять гигиенические мероприятия) и профилактику пролежней при  тяжёлых формах гломерулонефрита.

5. Помощь при рвоте

6. Подготовить пациента к  лабораторным и инструментальным методам исследования

7. Контроль за  отеками при нефротическом синдроме (регулярное взвешивание и учет водного баланса).

8. Контроль артериального давления, характеристик пульса, частоты дыхательных движений, цвета кожных покровов, цвета мочи, суточного диуреза

9. Дать рекомендации пациенту:

·         сухое тепло на поясничную область (шерстяной платок),

·         при наличии отеков на нижних конечностях рекомендовать пациенту носить мягкую свободную обувь, носки без тугой резинки

·         не носить тугую стесняющую одежду

10. Обучить пациента и родственников измерению водного баланса и артериального давления,  уходу за кожей, взвешиванию.

11.Выполнение  врачебных назначений (рекомендации по приёму гипотензивных и мочегонных препаратов, глюкокортикоидов)

Острый пиелонефрит.

·         обязательна госпитализация в нефрологи­ческое (при гнойном пиелонефрите - в урологическое) от­деление

·         постельный режим

·         обильное питье по несколько стаканов минеральной или обычной воды, компота, молока, фруктовых соков в день сверх дневного нормального питьевого рациона

·         хороший эффект дают грелки

·         препараты:

ü  при резких болях применяют антиспастические препараты (папаверин, платифиллин, экстракт белладон­ны уменьшают спазм и улучшают отток мочи)

ü  антибиотики (назначаются после бактериологического исследования мочи, выявления бактери­aльной флоры и определения ее чувствительности к тому или иному антибиотику)

ü  основное правило антибактери­альной терапии - назначение оптимальных (иногда максимальных) доз, раннее начало и достаточная ее продол­жительность

ü  если определить чувствительность микрофлоры невозможно, назначают антибиотики широкого спектрп действия (цефалоспорины, ристомицин, сумамед, ванкомицин, вибрамицин и др.)

ü  избегать назначения нефротоксических антибиотиков (аминогликозиды, полимексин)

ü   если бактериальная флора не чувствительна к антибиотикамназначают сульфаниламидные препараты (этазол, бисептол)

ü  их можно сочетать с нитрофуранами (фурагин, фуразолидон, фурадонин и др.)

 

·         если улучшение не насту­пает, то прибегают к оперативному лечению (при абсцес­се, карбункуле почки)

·         после стационарного лечения проводится еще в тече­ние 6 месяцев амбулаторное лечение с целью предотвра­щения перехода острого пиелонефрита в хроническую фор­му

Хронический пиелонефрит

·         в период обострения госпитализация: с первичным пиелонефритом - в терапевтическое или нефрологическое отделение', со вторичным - в урологическое

·         режим постельный до изчезновения симптомов

·         Диета:

ü  исключаются острые блюда и приправы, наваристые бульоны, крепкий кофе

ü  при отсутствии проти­вопоказаний рекомендуется принимать 2-3 л жидкости

ü  при всех формах рекомендуется включать в диету арбузы, дыни, тыкву

·         этиотропная терапия - устранение причин, вызыва­ющих нарушение уродинамики, почечного кровообраще­ния

·         антибактериальная терапия (уроантисептики, антибиотики, нитрофураны, фторхинолоны, хинолины)

·         выбор препарата производится с учетом вида возбуди­теля и его чувствительности к антибиотику

·         надо помнить и не назначать аминогликозиды (гента­мицин, канамицин, бруламицин) - нефротоксичные ан­тибиотики

·         уроантисептики назначаются с первых дней лечения длительно - нитрофураны (нитраксолин, невиграмон, 5­-НОК и др.)

·         препараты, корригирующие кровообра­щение в почке (трентал, курантил)

·         лекарственные расте­ния

·         физиотерапия

·         симптоматическое лечение:

ü  гипотензивные препараты

ü  диуретики

ü  препараты железа

ü  гемостатики

·      Немедикаментозные методы лечения

ü УФО крови

ü плазмаферез

ü санаторно-курортное лечение

Лечение хронического пиелонефрита должно продол­жаться в течение 6-12 месяцев, со сменой антибиотиков, уроантисептиков, с фитотерапией и физиотерапией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                       

 

 

                                                                                                                         

                                                                                                                      Приложение №3

                                                             Физкультминутка

И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                     Приложение №4

Осмысление и систематизация полученных знаний

Перечислите пути введения лекарственных препаратов при заболеваниях почек.

Критерии оценивания

-Разъяснены правильно пути введения лекарственных препаратов согласно осуществлению фармакотерапии по назначению врача при заболеваниях почек.

(«да» - 1балл, «нет» - 0 баллов).

-Представлено не менее 4 путей введения лекарственных препаратов при  заболеваниях почек.

(«да» - 1балл, «нет» - 0 баллов).

-Названо правильно пути введения лекарственных препаратов при  заболеваниях почек.

(«да» - 1балл, «нет» - 0 баллов).

Система оценивания:

При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило:

За правильное решение, соответствующее эталонному показателю выставляется 3 баллов, за неправильное решение, несоответствующее показателю - выставляется 0 баллов. Максимальное количество- 3 балла.

Оценивание осуществляется по критерию

Оценка «Отлично» проставляется за 3 балла

Оценка «Хорошо» проставляется за 2 балла

Оценка «Удовлетворительно» проставляется за 1 балл

Оценка «Неудовлетворительно» проставляется за 0 баллов

Эталон ответа

Ректальный путь (>per rectum) – введение лекарства через анальное отверстие в ампулу прямой кишки.

 Преимущества метода

 Часть лекарства избегает метаболизма в печени, сразу поступая в системный кровоток. Можно использовать у пациентов с рвотой, стриктурами пищевода, массивными отеками, нарушением сознания. На лекарство не действуют пищеварительные ферменты.

Сублингвальное (под язык) и суббукальное  (в полость между десной и щекой).

Преимущества метода

На лекарство не действуют пищеварительные ферменты желудка и кишечника. Лекарство полностью избегает первичного печеночного метаболизма, поступая сразу в системный кровоток.

Парентеральное введение – путь введения лекарственного средства, при котором оно поступает в организм минуя слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта.

Инъекционное введение. При этом пути введения лекарство сразу попадает в системный кровоток, минуя притоки воротной вены и печень.

Внутривенное введение. Лекарство непосредственно вводится в системный кровоток.

Внутримышечное введение.  При внутримышечном введении лекарство всасывается менее полно, по сравнению с внутривенным введением, но лучше, чем при пероральном применении.

2 Текст задания: Проконсультируйте  пациента и его окружения с заболеваниями почек по применению лекарственных средств при решении тестовых заданий.

1. При лечении острого пиелонефрита используются

а) ампициллин, нитроксолин

б) корвалол, нитроглицерин

в) дибазол, папаверин

г) мезатон, кордиамин

2.    При остром пиелонефрите медсестра рекомендует пациенту лекарственные травы

а) алтей, термопсис

б) брусника, медвежьи ушки

в) мята, мать-и-мачеха

г) валериана, пустырник

3.    Диспансерное наблюдение лиц, перенесших острый пиелонефрит, проводится в течение

а) 1 года

б) 2 лет

в) 3 лет

г) 4 лет

4. Потенциальная проблема пациента с хроническим пиелонефритом

а) лихорадка

б) слабость

б) боль в пояснице

г) почечная недостаточность

5.    Почечную колику могут спровоцировать

а) сладкая пища

б) нерегулярное питание

в) гиподинамия

г) тряская езда

6.    Медсестра готовит горячую ванну пациенту при

а) желудочном кровотечении

б) кишечной колике

в) печеночной колике

г) почечной колике

7.    Зависимое сестринское вмешательство при почечной колике – введение

а) атропина, баралгина

б) дибазола, папаверина

в) кордиамина, кодеина

г) сальбутамола, эуфиллина

8.    Подготовка пациента к рентгенологическому исследованию почек

а) накануне вечером - проба на переносимость препарата

б) клизма накануне вечером и утром в день исследования

в) клизма накануне вечером и утром в день исследования, проба на переносимость препарата за 15 мин. до исследования

9.    При хронической почечной недостаточности на уменьшение ацидоза тканей направлено введение

а) гемодеза

б) гидрокарбоната натрия

в) глюкозы

г) хлорида натрия

10. Приоритет в лечении ХПН принадлежит

а) диетотерапии

б) физиотерапии

в) витаминотерапии

г) гемодиализу

Система оценивания:

Перечислены  лекарственные препараты используемые для лечения заболеваний почек при решении тестовых заданий.

При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило:

За правильное решение, соответствующее эталонному показателю выставляется 1 балл, за неправильное решение, несоответствующее показателю - выставляется 0 баллов. Максим альное количество-10 баллов.

Оценивание осуществляется по критерию

Оценка «Отлично» проставляется за 10 - 9 правильных ответов.

Оценка «Хорошо» проставляется за 8 правильных ответов.

Оценка «Удовлетворительно» проставляется за 7 правильных ответов.

Оценка «Неудовлетворительно» проставляется за 6 и менее правильных ответов.

Эталон ответа

1 а,   2 б,   3 б,  4 г, 5 г,   6 г,   7 а,  8 в,  9 б, 10 г

 

 

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                      Приложение№5

                                       Подведение итогов

Внешний вид

Активность

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний

Осмысление и систематизация полученных знаний

Осмысление и систематизация полученных знаний

 Тест-контроль

· Студент полностью готов к занятию (халат чистый, глаженный, сменная обувь. «+ 1» балл

· Студент небрежен (грязный и мятый халат, нет второй обуви «- 1» балл

· Студент четко, активно работает, аккуратно выполняет задания и делает записи в своей тетради «+ 1» балл

· Студент не внимателен, отвлекается, ведет посторонние разговоры, делает небрежные записи в тетради «- 1» балл

 

Система оценивания:

- Охарактеризованы правильно правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения при заболеваниях почек.

При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило: За правильное решение, соответствующее эталонному показателю выставляется 1 балл, за неправильное решение, несоответствующее показателю - выставляется 0 баллов. Максимальное количество-5 баллов.

Оценивание осуществляется по критерию

Оценка «Отлично» проставляется за 5 правильных ответов.

Оценка «Хорошо» проставляется за 4 правильных ответов.

Оценка «Удовлетворительно» проставляется за 3 правильных ответов.

Оценка «Неудовлетворительно» проставляется за 2 и менее правильных ответов.          

Критерии оценивания

-Разъяснены правильно пути введения лекарственных препаратов согласно осуществлению фармакотерапии по назначению врача при заболеваниях почек.

(«да» - 1балл, «нет» - 0 баллов).

-Представлено не менее 4 путей введения лекарственных препаратов при  заболеваниях почек.

(«да» - 1балл, «нет» - 0 баллов).

-Названо правильно пути введения лекарственных препаратов при  заболеваниях почек.

(«да» - 1балл, «нет» - 0 баллов).

Система оценивания:

Перечислены  лекарственные препараты, используемые для лечения заболеваний почек при решении тестовых заданий.

При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило:

За правильное решение, соответствующее эталонному показателю выставляется 1 балл, за неправильное решение, несоответствующее показателю - выставляется 0 баллов. Максим альное количество-10 баллов.

Оценивание осуществляется по критерию

Оценка «Отлично» проставляется за 10 - 9 правильных ответов.

Оценка «Хорошо» проставляется за 8 правильных ответов.

Оценка «Удовлетворительно» проставляется за 7 правильных ответов.

Оценка «Неудовлетворительно» проставляется за 6 и менее правильных ответов.

                 Соответствие баллов по пятибалльной системе оценки результатов

20 баллов

5 (отлично)

19 - 18 баллов

4 (хорошо)

17 – 16 балов

3 (удовлетворительно)

15 и менее

2 (неудовлетворительно)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

РАССМОТРЕНО ПЦМК по профессиональному модулю

РАССМОТРЕНО ПЦМК по профессиональному модулю

Пояснительная записка к методической разработке

Пояснительная записка к методической разработке

Ход занятия

Ход занятия

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Перечень литературы: Основная:

Перечень литературы: Основная:

Приложение №1 Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний

Приложение №1 Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний

Приложение №2 Консультирование пациента и его окружения по применению лекарственных средств при заболеваниях почек

Приложение №2 Консультирование пациента и его окружения по применению лекарственных средств при заболеваниях почек

ХСН, артериальной гипертензии, воды потребля­ется столько, чтобы диурез был 2-2,5 л в сутки (если его нет, добавляют фуросемид) ü в терминальную стадию прием жидкости регулируется…

ХСН, артериальной гипертензии, воды потребля­ется столько, чтобы диурез был 2-2,5 л в сутки (если его нет, добавляют фуросемид) ü в терминальную стадию прием жидкости регулируется…

АД, ЧДД, суточного диуреза, количества выпитой жидкости, массы тела, состояния кожи и слизистых оболочек

АД, ЧДД, суточного диуреза, количества выпитой жидкости, массы тела, состояния кожи и слизистых оболочек

Помощь при рвоте 6. Подготовить пациента к лабораторным и инструментальным методам исследования 7

Помощь при рвоте 6. Подготовить пациента к лабораторным и инструментальным методам исследования 7

Немедикаментозные методы лечения ü

Немедикаментозные методы лечения ü

Приложение №3

Приложение №3

Приложение №4 Осмысление и систематизация полученных знаний

Приложение №4 Осмысление и систематизация полученных знаний

Текст задания: Про консультируйте пациента и его окружения с заболеваниями почек по применению лекарственных средств при решении тестовых заданий

Текст задания: Про консультируйте пациента и его окружения с заболеваниями почек по применению лекарственных средств при решении тестовых заданий

При хронической почечной недостаточности на уменьшение ацидоза тканей направлено введение а) гемодеза б) гидрокарбоната натрия в) глюкозы г) хлорида натрия 10

При хронической почечной недостаточности на уменьшение ацидоза тканей направлено введение а) гемодеза б) гидрокарбоната натрия в) глюкозы г) хлорида натрия 10

Приложение№5

Приложение№5

Студент полностью готов к занятию (халат чистый, глаженный, сменная обувь

Студент полностью готов к занятию (халат чистый, глаженный, сменная обувь
Скачать файл