Тема 2.2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПАЦИЕНТА И ПЕРСОНАЛА

  • Лекции
  • docx
  • 15.09.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка составлена в помощь преподавателю. Содержит задания для теоретического осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний и умений, для осмысления и систематизации полученных знаний и умений с критериями оценивания.
Иконка файла материала Лекция №2 МДК2.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

                                                               ЛЕКЦИИ№2

ПМ 04.   ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ДОЛЖНОСТИ СЛУЖАЩЕГО МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ

МДК.02.01.  ОРГАНИЗАЦИЯ И ОХРАНА ТРУДА МЛАДШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ

Раздел 2. Участие в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса

Тема 2.2. ФАКТОРЫ,  ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПАЦИЕНТА И ПЕРСОНАЛА

Специальность: 34. 02. 01. Сестринское дело Курс 2

(базовый уровень)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Купино

2021

 

 

РАССМОТРЕНО

ПЦМК по профессиональному модулю

ГАПОУ НСО «Купинский медицинский техникум»

протокол от__________   №

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор - составитель: преподаватель ПМ. 04.  Выполнение работ по должности служащего младшая медицинская сестра по уходу за больными квалификационная категория – первая. Романькова Тамара Андреевна.

 

 

                                           

 

 

                                                 

                                                        

 

                                           

                                                        Пояснительная записка

  к методической разработке   ПМ. 04. Выполнение работ по должности служащего младшая медицинская сестра по уходу за больным по теме: Факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала. Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме: Факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала, в ходе теоретического занятия студенты закрепляют полученные знания. Используются следующие формы работы: индивидуальная работа, самостоятельная работа.

 Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.

  В соответствии   с   ФГОС, после   изучения   данной темы студент должен:

знать:

-          факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

-          принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения;

-          основы профилактики внутрибольничных инфекций;

-          ПК 4.7.  Обеспечивать инфекционную безопасность;

-          ПК 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала;

-          ПК4.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения;

       -    ПК4.11.  Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте;

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала», (приложение №1), «Изложение нового материала» (приложение №2), «Физкультминутка» (приложение №3), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№4), Подведение итогов (приложение №5)

 

                         

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: Факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала.

Место проведения кабинет.

Продолжительность проведения занятия 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала при изучении профессиональных модулей ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.

Цели занятия:

1.Образовательная: После изучение темы студент должен знать: условия труда младшей медицинской сестры, профессиональные риски, вредные и опасные производственные факторы. Факторы риска для пациента в МО.  Профессиональная безопасность.  Основные требования. Внешний вид медицинского работника. Правила пользования защитной одеждой. Уровни обработки рук. Правила надевания и снятия перчаток. Безопасность пациента. Факторы риска для пациента и персонала, связанные с перемещением и транспортировкой пациентов. Факторы риска для пациента с ограниченной двигательной активностью.

2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.

3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

Требования ФГОС к уровню подготовки студента:

знать:

-          факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

-          принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения;

-          основы профилактики внутрибольничных инфекций;

-          ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность;

-          ПК 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала;

-          ПК4.9.Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения;

       -    ПК4.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

Междисциплинарная интеграция: ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.

Внутри дисциплинарная интеграция: Способы реализации сестринского ухода.

Технология выполнения медицинских услуг.

 

Методическое обеспечение занятия: Вопросы для контроля знаний, содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, новые понятия и термины для самостоятельной работы.

Внеаудиторная работа: Обуховец Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». 16-е издание Ростов- на Дону, «Феникс» 2011. Стр. 295-300, 219-229, 353- 365. Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2011. Стр. 203-205, 379, 382-387. Составление схем по теме «Цепочка инфекционного процесса», «Способы передачи инфекции»

Учебники (основная литература) 

 Т. П. Обуховец. О.В. Чернова. Основы сестринского дела 16 – издание Ростов – на – Дону «Феникс» Л.И. Кулешова, Е. В. Путоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «ФЕНИКС». Ростов – на – Дону.

Дополнительные источники: 

1.Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. -2-е изд., исп. и доп.-М.: ГЭОТАР -Медиа,.

2.Обуховец Т.П., Склярова Т.А.Чернова О.В. Основы сестринского дела. –Ростов – на Дону е/д.: Феникс,  - (Медицина для вас)

3. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. - М.: ГЭОТАР – Медиа.

                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

 

 

                                                                 Ход занятия

 

 

 

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

3.

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение №1).

Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию

15 мин.

Использование активных форм опроса с указанием цели:

-    фронтальный опрос с целью определения уровня знаний

-    индивидуальный опрос

4.

Изложение нового материала (приложение №2)

Цель- сформировать знания

50 мин

 

Словесный, (вербальный) метод обучения.

 

Физкультминутка

  (приложение №3).

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

5 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

6.

Осмысление и систематизация полученных знаний 

 (приложение №4)

Цель: систематизировать и закрепить полученные знания

10 мин.

Закрепление материала.

 

7.

Подведение итогов (приложение №6)

 

3 мин.

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.

8.

Задание на дом

2        мин.

Внеаудиторная работа: Обуховец Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». 16-е издание Ростов- на Дону, «Феникс» 2011.

Стр. 295-300. 219-229. 353- 365.

Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова

Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2011

Стр. 203-205, 379, 382-387

Составление схем по теме «Цепочка инфекционного процесса», «Способы передачи инфекции» .

 

Всего

90 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                            Приложение №1

Теоретическое осмысление учебного материала

Текст задания: перечислите факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала

1.      ВБИ может развиться у:

а) у пациента, получающего медицинскую помощь в амбулатории;

б) у пациента, получающего медицинскую помощь в стационаре;

в) у человека, получившего медицинскую помощь от бригады скорой помощи;

г) у человека не получавшего медицинской помощи от медицинских работников.

2.      Источником ВБИ может бать:

а) сам пациент;

б) медсестра;

в) кухонный работник больницы;

г) санитарка;

д) посетитель

3.      Основные пути передачи ВБИ:

а) воздушно-капельный (аэрогенный);

б) контактный;

в) парентеральный;

г) стационарный.

4.      Микроб, который наиболее часто является возбудителем сепсиса;

а) стрептококк;

б) золотистый стафилококк;

в) пневмококк;

г) кишечная палочка.

5.      Главная роль в профилактике ВБИ принадлежит:

а) медицинским сестрам;

б) службе СЭН;

в) пациентам;

г) санитаркам.

6.      В инфекционный процесс входят:

а) резервуар инфекции;

б) возбудитель инфекции;

в) медицинская сестра;

г) входные ворота инфекции.

7.      Некоторые факторы, способствующие распространению ВБИ:

а) низкое санитарное состояние отделения ЛПУ;

б) слабая гигиеническая культура медицинского персонала;

в) чёткое выполнение всех указаний и инструкций по санэпидрежиму;

г) применение лекарственных средств, снижающих иммунитет.

8.      Дезинфекция это:

а) комплекс мероприятий, направленный на предотвращение попадания микроорганизмов в ЛПУ, распространения в нём и выноса из ЛПУ;

б) уничтожение патогенной микрофлоры (обеззараживание);

в) уничтожение всех микроорганизмов и их вегетативные формы (обеспложивание);

г) предупреждение попадания микроорганизмов в организм человека.

Система оценивания:

Выбраны правильно правильные ответы при решении тестовых заданий.

При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило:

За правильное решение, соответствующее эталонному показателю выставляется 1 балл, за неправильное решение, несоответствующее показателю - выставляется 0 баллов. Максимальное количество-8 баллов.

Оценивание осуществляется по критерию

Оценка «Отлично» проставляется за 8 - 7 правильных ответов.

Оценка «Хорошо» проставляется за 6 правильных ответов.

Оценка «Удовлетворительно» проставляется за 5 правильных ответов.

Оценка «Неудовлетворительно» проставляется за 4 и менее правильных ответов.

 

Эталон ответов на тесты

1.Г                                   6. а, б, г

2.а, б, в, г, д                    7. а, б, г

3.      а, б, в                            8. б

      4.   б                                   

      5.а                                  

 

 

 

1. Охарактеризуйте инфекционный процесс.

2. Пользуясь полученными знаниями, попробуйте в тетради самостоятельно составить цепочку инфекционного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 


ЧеловекПуть и способ передачиВозбудитель3. Как можно воздействовать на разные звенья и разрушить цепочку    инфекционного процесса? Заполните пустые фигуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4. У пациентов каких отделений наиболее высокий риск возникновения ВБИ?

 

5. Перечислите особенности свойств возбудителей внутрибольничных инфекций.

   

 

                                                                                                                   

 

 

                                                                                                                 Приложение№2

Универсальные меры предосторожности в профилактике ВБИ (УМП)

    - Обслуживающий персонал стационаров должен иметь комплект сменной рабочей одежды и обуви в количестве, обеспечивающем ежедневную смену санитарной одежды. Хранение ее надлежит осуществлять в индивидуальных шкафчиках. В наличии должен быть комплект санитарной одежды для экстренной ее замены в случае загрязнения.

 - Кровь и жидкие выделения пациентов необходимо рассматривать как потенциально инфицированные и работать с ними, используя средства защиты.

 - Все использованное оснащение сразу же после применения подвергать дезинфекции, с особой предосторожностью работать с острыми и режущими предметами.

- Медицинская сестра лечебного отделения должна быть безукоризненно опрятна и аккуратна. Обязательны ежедневный душ или ванна. Края рабочей (санитарной) одежды должны полностью закрывать личную одежду. Волосы должны полностью закрываться шапочкой. Косметика должна быть умеренной, украшения скромными, ногти коротко острижены и не окрашены лаком.  Нахождение в рабочей одежде и обуви за пределами лечебного учреждения запрещается. Студенты, занимающиеся в отделениях родовспоможения, инфекционных отделениях, операционных блоках, должны иметь сменную спецодежду.

- Медицинские работники должны обязательно мыть руки перед осмотром каждого пациента, перед и после выполнения процедур, а также после выполнения «грязных» процедур (уборки помещений, смены белья, посещения туалета и др.).

 Правила пользования защитной одеждой

    - Халаты носят постоянно, работая в отделении; меняют их каждую смену и, при загрязнении, немедленно; стирают в больничной прачечной.

   - Фартуки используются для ухода, предупреждая передачу инфекции, и подлежат смене после каждой процедуры, при которой происходит их загрязнение, например, смена постельного или нательного белья пациента. После использования халаты и фартуки снимают, не касаясь руками их наружных поверхностей так, чтобы наружная поверхность халата или фартука оказалась внутри.

     - Перчатки используют чистые или стерильные. Их надевают:

• при контакте с любой биологической жидкостью (кровью, семенной жидкостью или влагалищным секретом, отделяемым слизистых носа, слюной, слезной жидкостью, а также мочой, фекалиями, спинномозговой жидкостью, экссудатом, транссудатом);

• при нарушении целостности кожи, как пациента, так и медицинского работника;

• при выполнении инвазивных манипуляций.

     -  Маски обеспечивают минимальную защиту от микроорганизмов, передающихся воздушно-капельным путем (около 10%). Используются четырехслойные марлевые маски, маски из материала, обеспечивающего хорошую фильтрацию микроорганизмов (из нетканого материала), но их защитные свойства теряются при неплотном прилегании маски к лицу.

Маску все равно нужно надевать, но носить ее непрерывно можно не более двух часов. При увлажнении от выдыхаемого воздуха ее следует сменить раньше. При надевании маски завязывают сначала верхние завязки, а потом нижние; снимая маску, необходимо сначала развязать нижние завязки, а потом верхние.  

- Медицинские шапочки используют при проведении операций, родов и других инвазивных процедур.

- Защитные очки и щитки защищают глаза, рот, нос от попадания в них крови и других биологических жидкостей.

- Обувь должна быть из нетканых материалов, подвергающаяся дезинфекции, плотно облегать ногу, на невысоком устойчивом каблуке.

Пользуясь защитной одеждой, правильно снимайте ее, чтобы не загрязнить свои руки, одежду и окружающие предметы!

Гигиеническая обработка рук

Предусматривает удаление или уничтожение транзиторной (поверхностной) патогенной или условно-патогенной микрофлоры с целью предупреждения распространения ее через руки персонала на окружающие объекты и обслуживаемых больных, а также после манипуляций, могущих повлечь за собой загрязнение рук персонала при осмотре и лечении больных.

Гигиеническую дезинфекцию рук обязан проводить весь персонал регулярно. Способ обработки выбирают в зависимости от выполняемой работы и возможного заражения рук патогенной и условно-патогенной микрофлорой. В последнем случае обязательно применение дезинфицирующих средств.

Обычная (социальная) обработка рук (1 уровень)

Цель:

-        обеспечение инфекционной безопасности пациента и медперсонала, профилактика ВБИ;

-        механическое удаление транзиторной микрофлоры;

-        обеспечение чистоты и гигиены.

Показания:

1.      Перед и после ухода за пациентом.

2.      Перед приемом пищи, кормлением больных, работой с продуктами питания. 

3.      После посещения туалета.

4.      После сморкания.

5.      Во всех случаях, когда руки явно загрязнены.

Противопоказания: нет. 

Необходимые условия:

  1. Мыло – из настенного локтевого дозатора.
  2. Разовые бумажные салфетки или полотенца
  3. Локтевой кран в процедурном кабинете, перевязочной, операционном блоке.
  4. Теплая вода.
  5. Здоровая и неповрежденная кожа рук, ногти, выступающие не более 1 мм за подушечки пальцев, не покрытые лаком; отсутствие украшений на руках.

Рекомендуемая техника мытья рук:

1.      Проверить целостность кожи, снять часы и украшения с рук, поскольку они затрудняют эффективное удаление микроорганизмов.

2.      Открыть кран и отрегулировать напор воды.

3.      Под струей теплой воды руки следует энергично двукратно намылить и тереть друг о друга не менее 10 секунд.

4.      Смыть мыло под проточной водой: держать руки так, чтобы запястья и кисти были ниже уровня локтей (в этом положении вода течет от чистой зоны к грязной).

5.      Высушить руки бумажным полотенцем, которым затем закрыть кран.

6.      Полотенце сбросить в специально предназначенные для полотенец контейнеры.   

 

Гигиеническая обработка рук (2 уровень)

 

Подразумевает использование антисептических препаратов.

Цель:

-        Обеспечение инфекционной безопасности пациента и персонала.

-        Обеспечение высокого уровня чистоты и гигиены.

-        Удаление или уничтожение транзиторной микрофлоры.

Показания:

1.      Перед и после выполнения инвазивных процедур.

2.      Перед уходом за пациентами с ослабленным иммунитетом и новорожденными.

3.      Перед и после ухода за раной и использованием мочевого катетера.

4.      Перед надеванием и после снятия перчаток.

5.      После контакта с выделениями и предметами, содержащими кровь или имеющими вероятность микробной контаминации (например: осмотр инфицированного пациента, измерение ректальной температуры).

Необходимые условия:

1.      Мыло – из настенного локтевого дозатора.

2.      Разовые  бумажные  салфетки или полотенца.

3.      Локтевой кран в процедурном кабинете, перевязочной, операционном, смотровом кабинетах.

4.      Теплая вода.

5.      Здоровая и неповрежденная кожа рук, ногти, выступающие не более 1 мм за подушечки пальцев, не покрытые лаком; отсутствие украшений на руках.

6.      Кожные антисептические препараты, разрешенные к применению в РФ в установленном законом порядке

7.      Стерильные марлевые салфетки, тампоны (ватные шарики).

Рекомендуемая техника гигиенической антисептики:

1.      Проверить целостность кожи, снять часы и украшения с рук, поскольку они затрудняют эффективное удаление микроорганизмов.

2.      Открыть кран и отрегулировать напор воды.

3.      Вымыть руки, используя технику

-        энергичное механическое трение ладоней – 10 секунд, повторить 5 раз;

-        правая ладонь растирающими движениями моет (дезинфицирует) тыльную сторону левой кисти, затем левая ладонь также моет правую, повторить 5 раз;

-        левая ладонь находится на правой кисти; пальцы рук переплетены, повторить 5 раз;

-        пальцы одной руки согнуты и находятся на другой ладони (пальцы переплетены), повторить 5 раз;

-        чередующее трение больших пальцев одной руки ладонями другой; ладони сжаты, повторить 5 раз;

-        переменное трение ладони одной руки сомкнутыми пальцами другой руки, повторить 5 раз.

4.      Промойте руки под проточной водой, держите их так, чтобы запястья и кисти были ниже уровня локтей.

5.      Закройте кран (используя бумажную салфетку).

6.      Осушите руки бумажным полотенцем.

7.      Нанести на руки 3 – 5 мл антисептика и тщательно разотрите согласно инструкции

 

Если невозможно гигиеническое мытье рук водой, можно обрабатывать их с помощью 3 – 5 мл антисептика, который следует нанести на руки и втирать до высыхания (вытирать руки не следует).  Важно соблюдать время воздействия: руки должны быть влажными от антисептика не менее 15 сек.

Осложнения при обработке рук:

1.      Сухость кожи рук

2.      Образование трещин кожи

3.      Дерматит

Последовательность одевания стерильных перчаток

ris2s19ris1s19
ris3s19ris1s20

ris1s21ris2s21BMP

Последовательность снятия перчаток

ris2s22ris1s22


ris2s23ris1s23
ris2s24ris1s25

 

 

Факторы риска для пациентов


Каждый пациент в условиях стационара подвергается воздействию на него больничной среды, непривычной для него, как и в любой среде здесь существует множество факторов риска, отрицательно влияющих на здо­ровье человека.

При поступлении в стационар, пациент всегда испытывает стресс. Болезнь, новая окружающая среда вынуждают человека изменить образ жизни и по-новому удовлетворять свои потребности. Задача медсестры состоит в том, чтобы адаптировать пациента к жизни в болезни, к фак­торам риска в условиях больничной среды, т.е. помочь пациенту приспо­собиться к новому способу удовлетворения своих потребностей.

Факторы риска, негативно влияющие на пациента в ЛПУ, можно условно разделить на две группы:
1) психосоциальные;
2) угрожающие безопасности жизнедеятельности человека.

Факторы риска для пациентов, угрожающие безопасности жизнедеятельности человека.
• снижение защитных функций организма;
• нарушение (расстройство) схемы тела;
• нерешительность, противоречивость при принятии решения;
• высокий риск осложнений лекарственной терапии;
• высокий риск 
ВБИ;
• высокий риск травм, повреждений;
• высокий риск ожогов, переохлаждений;
• высокий риск поражений электрическим током во время процедур;
• пониженная физическая подвижность;
• обессиливание (общая слабость);
• недостаточная само гигиена.

Для предотвращения возникновения ситуаций, приводящих к нарушению жизнедеятельности человека, медицинская сестра в первую очередь должна ознакомить пациента с распорядком дня, режимом работы лечебного отделения и следить за их соблюдением. С целью снижения риска возникновения осложнений в результате проведенных процедур и манипуляций больной должен.
знать о возможных последствиях при несоблюдении правил поведения после них.

Сестринские вмешательства, направленные на снижение риска падений, травм, ожогов, пищевых отравлений и поражений электрическим током во время проведения процедур, должны быть
сконцентрированы на выявлении пациентов с высоким риском несчастных случаев. Особенно высок риск несчастных случаев у детей и пациентов пожилого и старческого возраста. Для профилактики ВБИ 
медицинская сестра должна соблюдать режим инфекционной безопасности и личной гигиены пациента. Далеко не всегда можно предусмотреть возникновение тех или иных ситуаций, угрожающих безопасности жизнедеятельности больного.

Опасность травматизма для пациента

Факторы риска

·         Возраст (старше 65 лет)

·         Нарушение зрения

·         Расстройство походки

·         Дезориентирование, спутанность сознания

·         Медикаментозное лечение (транквилизаторы, седативные, снотворные препараты).

Профилактика падения

·         Функциональная кровать с боковыми заграждениями и тормозом

·         Средства связи с медсестрой

·         Ночное освещение

·         Своевременность выполнения гигиенических процедур

·         Помощь при перемещении

Для предупреждения факторов риска пациентов необходимо придерживаться определенных правил.
1. Кровать больного, санузел должны быть снабжены звонками для экстренного вызова.
2. Для предупреждения падений в помещениях ЛПУ не должно быть высоких порогов, проводов и других предметов на полу.
3. Лестницы и коридоры должны быть хорошо освещены.
4. После попадания на пол жидкости ее необходимо немедленно вытереть, чтобы больной не поскользнулся на мокром полу.
5. Обувь пациентов должна быть удобная, не растоптанная, с нескользящей подошвой.
6. Ослабленных больных и пациентов с нарушениями координации следует приучать пользоваться перилами, поручнями, опорными ручками, ходунками. Периодически необходимо проверять
прочность закрепления перил и поручней. При использовании ходунков, костылей, тростей проверяют их прочность, целостность наконечников.
7. Все средства передвижения больного, имеющие колеса: каталки, кресла-каталки, функциональные кровати, должны иметь функционирующие тормоза. Перед использованием этих средств необходимо убедиться, что они исправны. Во время пересаживания
или перекладывания больного тормоза должны быть зафиксированы. Если медицинская сестра вынуждена оставить на время человека, находящегося на колесном средстве передвижения, то прежде чем отойти от больного, она должна зафиксировать тормоза.
8. Следует периодически проверять состояние стекол очков у пациентов со слабым зрением и их соответствие потребностям больного.
9. Необходимо периодически проверять качество работы слухового аппарата у плохо слышащих пациентов.
10. Ослабленные и престарелые больные должны пользоваться ванной комнатой и туалетом, не закрывая дверь на задвижку.
11. В больничной палате ночью должен гореть ночник, позволяющий проснувшемуся человеку сориентироваться в обстановке.
12. Чтобы избежать падения больного с кровати, пользуются кроватями, имеющими боковые бортики.
13. Больному необходимо избегать резких вставаний с постели или из кресла во избежание головокружения, потери сознания и падения.
14. При вставании из ванны или усаживании в нее больной не должен пользоваться в качестве поручня кранами или трубами водопровода. В случаях срыва крана или отрыва трубы человек
может получить ожоги.
15. В связи с плохой температурной чувствительностью кожи пациента при ряде заболеваний температуру воды в ванной нужно измерять не рукой, а с помощью водяною термометра.
16. Пациентам, страдающим недержанием мочи и кала, нельзя пользоваться электрической грелкой во избежание электротравм.
17. Пациенты с нарушениями глотания должны пить и есть только в присутствии второго лица.
18. Следует прятать спички от больных, страдающих слабоумием.
19. Нельзя курить и включать электроприборы рядом с больным, пользующимся кислородной подушкой.
20. Необходимо обеспечить пациентам возможность своевременно осуществлять гигиенические процедуры.
Необходимо максимально устранить влияние факторов риска на пациента и создать в ЛПУ такие условия, которые обеспечат ему безопасность все время, пока больной там находится.

 

 

                                                                                                               

 

                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                Приложение №3

Физкультминутка

 

И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

                                                                                                                 Приложение№4

Осмысление и систематизация полученных знаний

                                    Диктант

Текст задания: допишите верный ответ при написании диктанта                                                                                                            

1. Комплекс мероприятий по не проникновению инфекции в МО называется………………………………………………………………………………

 

2. Внутрибольничная инфекция - это………………………………………………..

3. Патогенный микроорганизм – это………………………………………………….

 

4. Условно-патогенный микроорганизм – это……………………………………….

 

5. Взаимодействие макроорганизма с микроорганизмом называется…………….

 

6. Детергенты – это……………………………………………………………………..

 

7. Резистентность – это………………………………………………………………..

 

8. Различают два уровня обработки рук медперсонала:

 

а)…………………………………………..

б)………………………………………….

 

9. Профилактика – это…………………………………………………………………..

 

10. Госпитализация………………………………………………………………………..

Система оценивания: дополнены все верные ответы при написании диктанта.

При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило:

За правильное решение, соответствующее эталонному показателю выставляется 1 балл, за неправильное решение, несоответствующее показателю - выставляется 0 баллов. Максимальное количество-10 баллов.

Оценивание осуществляется по критерию

Оценка «Отлично» проставляется за 10 - 9 правильных ответов.

Оценка «Хорошо» проставляется за 8 правильных ответов.

Оценка «Удовлетворительно» проставляется за 7 правильных ответов.

Оценка «Неудовлетворительно» проставляется за 6 и менее правильных ответов.

Эталон ответа:

1.санитарно-противоэпидемический режим

 

2. любое клинически распознаваемые заболевания, которые могут поражать пациентов при обращении их за медицинской помощью, а также инфекционные заболевания медработников, полученных при выполнении профессионального долга

 

3. микроорганизмы вызывающие инфекционные заболевания

 

4. микроорганизмы вызывающие инфекционные заболевания при определенных условиях

 

5. инфекционным процессом

 

6. моющие средства

 

7. устойчивость к заболеваниям

 

8.

а) гигиенический

б) хирургический

 

9. совокупность мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья

 

10. помещение в стационар лиц, нуждающихся в диагностике, лечении и уходе

 

Условия выполнения задания:

1. Место (время) выполнения задания: аудитория

2. Максимальное время выполнения задания: _10 _мин./час.

3. Вы не можете воспользоваться лекцией, учебником, словарем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                            Приложение№5

                                                    Критерии оценки 

Внешний вид

Активность

  Теоретическое осмысление учебного материала

 Осмысление и систематизация полученных знаний

 

· Студент полностью готов к занятию (халат чистый, глаженный, сменная обувь. «+ 1» балл

· Студент небрежен (грязный и мятый халат, нет второй обуви «- 1» балл

· Студент четко, активно работает, аккуратно выполняет задания и делает записи в своей тетради «+ 1» балл

· Студент не внимателен, отвлекается, ведет посторонние разговоры, делает небрежные записи в тетради «- 1» балл

 

· 9 - 10   правильных ответов – 5 баллов

 · 8 правильных ответов

 – 4 балла

 · 7 правильных ответов

 – 3 балла

 

 

Система оценивания: дополнены все верные ответы при написании диктанта.

При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило:

За правильное решение, соответствующее эталонному показателю выставляется 1 балл, за неправильное решение, несоответствующее показателю - выставляется 0 баллов. Максимальное количество-10 баллов.

Оценивание осуществляется по критерию

Оценка «Отлично» проставляется за 10 - 9 правильных ответов.

Оценка «Хорошо» проставляется за 8 правильных ответов.

Оценка «Удовлетворительно» проставляется за 7 правильных ответов.

Оценка «Неудовлетворительно» проставляется за 6 и менее правильных ответов.

· 90 % правильных ответов – 5 баллов

 · 80 % правильных ответов – 4 балла

 · 70 % правильных ответов – 3 балла

 

 

            Соответствие баллов по пятибалльной системе оценки результатов

22 баллов

5 (отлично)

21 - 20 баллов

4 (хорошо)

19 – 18 балов

3 (удовлетворительно)

17 и менее

2 (неудовлетворительно)

 

 

                                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru