Тема 3. Различные подходы к управлению

  • docx
  • 09.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-002350.docx

Тема 3. Различные подходы к управлению.

 

1. Процессный подход. Управление – это регулирование процессов вложения и обработки ресурсов, производства и реализации продукции. Характер и эффективность процесса производства товаров или услуг обуславливается уровнем организации его управления. Оно неотделимо от процесса производства, является его составной частью, необходимым элементом. Основные задачи управления – обеспечение наиболее эффективного использования материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов, создание предпосылок для всемерного повышения эффективности производства. Функциональное назначение управления – обеспечить единство, соответствие и согласованность всех звеньев производства, для того, чтобы производственно-хозяйственная деятельность осуществлялась бесперебойно и способствовала достижению плановых целей при наименьших затратах ресурсов. Схематически процесс управления можно представить следующим образом:

 

 

 

 

 

 

 

Функции процесса управления:

1.     Планирование

2.     Организация

3.     Мотивация

4.     Контроль

Данные функции составляют так называемый цикл менеджмента. Цикл – это совокупность процессов, совершаемых в течение определенного времени. В процессе производства продукции цикл менеджмента осуществляется непрерывно и имеет тенденцию к возобновлению.

Важнейшей функцией управления считают планирование. Оно позволяет поддерживать слаженную работу всех подразделений предприятия, рационально использовать имеющиеся материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Благодаря этому обеспечивается необходимая организация хода производства – динамическое равновесие внутренних процессов предприятия. При планировании необходимо ответить на следующие вопросы:

1.     Каково положение дел в организации (анализ)?

2.     Каковы должны быть цели дальнейшей деятельности?

3.     Как достичь поставленных целей?

Основными принципами планирования являются: комплексность, Точность, непрерывность, гибкость, экономичность. Целостность перспективного и текущего планирования – одно из главных условий, обеспечивающих непрерывность производственного процесса, бесперебойную работу предприятия, стабильность его хозяйственных связей. План предприятия выступает как научно обоснованная программа его дальнейшего развития. В плане не только ставятся определенные конечные цели, но и предусматриваются условия их достижения.

Долгосрочное планирование определяется как период, простирающийся за пределы того времени, которое дает возможность точного предвидения отдельных событий. Таким образом, долгосрочное планирование – это процесс определения желаемого положения предприятия в будущем и составления планов для достижения этого положения. Минимальные период эффективного долгосрочного планирования – пять лет, но некоторые компании формируют программы развития на 10 и более лет.

Планирование должно быть непрерывным: первоначально составленный план служит лишь отправной точкой, постоянный пересмотр и ревизия плвнов необходимы, чтобы они сохраняли свою актуальность и приносили максимальную пользу, чтобы можно было контролировать ход выполнения планов и изменять их в зависимости от конкретной обстановки.

Внимание, уделяемое планированию, является характерной особенностью современного производства: любой проект, прежде чем он доходит до производственной стадии, тщательно планируется.

Организация производства представляет собой совокупность методов, обеспечивающих наиболее целесообразное использование предметов и средств труда в процессе трудовой деятельности с целью выполнения установленных плановых заданий. Организация производства предполагает осуществление следующих мероприятий:

- подбор людей, способных осуществить планируемые действия;

- нормирование труда: выдача конкретных заданий конкретным исполнителям;

- делегирование полномочий, т.е. передача ответственности каждому исполнителю за конечные  результаты труда;

- рациональное использование ресурсов.

Итогом эволюции менеджмента явилось понимание необходимости мотивировать персонал для успешной работы организации в целом. Работа менеджера по организации производства тесно связана с взаимоотношениями между администрацией предприятия и персоналом. Стремления к процветанию предприятия можно добиться только при тесном личном контакте и взаимопонимании между руководящими работниками и сотрудниками. Для реализации данной проблемы подчиненные должны быть обеспечены достойным уровнем оплаты труда, определенным набором социальных благ, комфортными условиями труда и отдыха. Дополнительную мотивацию труда создает обстановка причастности каждого сотрудника к решению задач предприятия, доступ всех работников к информации о деятельности предприятия, внедрение инноваций в производство.

Контроль – это процесс обеспечения действительного достижения организацией своих целей. Контроль – это заключительная функция менеджмента, которая, в сою очередь, представляет собой процесс, состоящий из следующих этапов:

1.     Установление стандартов для измерения результатов деятельности

2.     Соотнесение достигнутого с установленными стандартами (измерение)

3.     Корректирующие действия при обнаружении отклонений от планируемых результатов

Связующим и процессами в цикле менеджмента являются коммуникация и принятие решений. Коммуникация – это процесс обмена информацией между двумя или несколькими лицами. Информация в условиях производства передается для принятия управленческих решений, которые будут исполняться. Принятие решений – выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

 

  2. Системный подход – это комплекс методов системного анализа организации и управления. Система – это некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Все организации являются социотехническими системами: выполнение работ обеспечивают люди и техника. Организация как система состоит из следующих элементов:

- структура;

- цели и задачи организации;

- используемые технологии;

- персонал.

Для эффективной работы организации руководителю необходима информация о состоянии всех элементов системы для выявления проблем и определения корректирующих действий.

В свою очередь, организация представляет собой открытую систему, представляющую собой следующую структуру:

Организационная диаграмма 

 

Если организация эффективно работает, то на выходе добавляется прибыль, увеличение рынка, объема продаж и т.д. В свою очередь, эффективная работа обеспечивается эффективным менеджментом.

3. Ситуационный подход: общий процесс  управления одинаков, но подходы и приемы могут быть разными в зависимости от ситуации. Выбор подходов и приемов обеспечивает эффективность управления. Таким образом, менеджеры должны уметь выбирать и отбирать те методы и средства, которые будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.     В чем состоит содержание процесса управления?

2.     Какова сущность цикла менеджмента?

3.     Почему цикл менеджмента является основой управленческой деятельности?

4.     Как осуществляется планирование деятельности предприятия?

5.     В чем особенность организационной составляющей цикла менеджмента?

6.     Почему важно для менеджера создать действенную систему мотивации персонала?

7.     В чем заключается взаимосвязь отдельных функций менеджмента?

8.     Могут ли различные подходы к менеджменту существовать автономно? Почему?