Тема 3. Различные подходы к управлению.
1. Процессный подход. Управление – это регулирование процессов вложения и обработки ресурсов, производства и реализации продукции. Характер и эффективность процесса производства товаров или услуг обуславливается уровнем организации его управления. Оно неотделимо от процесса производства, является его составной частью, необходимым элементом. Основные задачи управления – обеспечение наиболее эффективного использования материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов, создание предпосылок для всемерного повышения эффективности производства. Функциональное назначение управления – обеспечить единство, соответствие и согласованность всех звеньев производства, для того, чтобы производственно-хозяйственная деятельность осуществлялась бесперебойно и способствовала достижению плановых целей при наименьших затратах ресурсов. Схематически процесс управления можно представить следующим образом:
Функции процесса управления:
1. Планирование
2. Организация
3. Мотивация
4. Контроль
Данные функции составляют так называемый цикл менеджмента. Цикл – это совокупность процессов, совершаемых в течение определенного времени. В процессе производства продукции цикл менеджмента осуществляется непрерывно и имеет тенденцию к возобновлению.
Важнейшей функцией управления считают планирование. Оно позволяет поддерживать слаженную работу всех подразделений предприятия, рационально использовать имеющиеся материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Благодаря этому обеспечивается необходимая организация хода производства – динамическое равновесие внутренних процессов предприятия. При планировании необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Каково положение дел в организации (анализ)?
2. Каковы должны быть цели дальнейшей деятельности?
3. Как достичь поставленных целей?
Основными принципами планирования являются: комплексность, Точность, непрерывность, гибкость, экономичность. Целостность перспективного и текущего планирования – одно из главных условий, обеспечивающих непрерывность производственного процесса, бесперебойную работу предприятия, стабильность его хозяйственных связей. План предприятия выступает как научно обоснованная программа его дальнейшего развития. В плане не только ставятся определенные конечные цели, но и предусматриваются условия их достижения.
Долгосрочное планирование определяется как период, простирающийся за пределы того времени, которое дает возможность точного предвидения отдельных событий. Таким образом, долгосрочное планирование – это процесс определения желаемого положения предприятия в будущем и составления планов для достижения этого положения. Минимальные период эффективного долгосрочного планирования – пять лет, но некоторые компании формируют программы развития на 10 и более лет.
Планирование должно быть непрерывным: первоначально составленный план служит лишь отправной точкой, постоянный пересмотр и ревизия плвнов необходимы, чтобы они сохраняли свою актуальность и приносили максимальную пользу, чтобы можно было контролировать ход выполнения планов и изменять их в зависимости от конкретной обстановки.
Внимание, уделяемое планированию, является характерной особенностью современного производства: любой проект, прежде чем он доходит до производственной стадии, тщательно планируется.
Организация производства представляет собой совокупность методов, обеспечивающих наиболее целесообразное использование предметов и средств труда в процессе трудовой деятельности с целью выполнения установленных плановых заданий. Организация производства предполагает осуществление следующих мероприятий:
- подбор людей, способных осуществить планируемые действия;
- нормирование труда: выдача конкретных заданий конкретным исполнителям;
- делегирование полномочий, т.е. передача ответственности каждому исполнителю за конечные результаты труда;
- рациональное использование ресурсов.
Итогом эволюции менеджмента явилось понимание необходимости мотивировать персонал для успешной работы организации в целом. Работа менеджера по организации производства тесно связана с взаимоотношениями между администрацией предприятия и персоналом. Стремления к процветанию предприятия можно добиться только при тесном личном контакте и взаимопонимании между руководящими работниками и сотрудниками. Для реализации данной проблемы подчиненные должны быть обеспечены достойным уровнем оплаты труда, определенным набором социальных благ, комфортными условиями труда и отдыха. Дополнительную мотивацию труда создает обстановка причастности каждого сотрудника к решению задач предприятия, доступ всех работников к информации о деятельности предприятия, внедрение инноваций в производство.
Контроль – это процесс обеспечения действительного достижения организацией своих целей. Контроль – это заключительная функция менеджмента, которая, в сою очередь, представляет собой процесс, состоящий из следующих этапов:
1. Установление стандартов для измерения результатов деятельности
2. Соотнесение достигнутого с установленными стандартами (измерение)
3. Корректирующие действия при обнаружении отклонений от планируемых результатов
Связующим и процессами в цикле менеджмента являются коммуникация и принятие решений. Коммуникация – это процесс обмена информацией между двумя или несколькими лицами. Информация в условиях производства передается для принятия управленческих решений, которые будут исполняться. Принятие решений – выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.
2. Системный подход – это комплекс методов системного анализа организации и управления. Система – это некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
Все организации являются социотехническими системами: выполнение работ обеспечивают люди и техника. Организация как система состоит из следующих элементов:
- структура;
- цели и задачи организации;
- используемые технологии;
- персонал.
Для эффективной работы организации руководителю необходима информация о состоянии всех элементов системы для выявления проблем и определения корректирующих действий.
В свою очередь, организация представляет собой открытую систему, представляющую собой следующую структуру:
Если организация эффективно работает, то на выходе добавляется прибыль, увеличение рынка, объема продаж и т.д. В свою очередь, эффективная работа обеспечивается эффективным менеджментом.
3. Ситуационный подход: общий процесс управления одинаков, но подходы и приемы могут быть разными в зависимости от ситуации. Выбор подходов и приемов обеспечивает эффективность управления. Таким образом, менеджеры должны уметь выбирать и отбирать те методы и средства, которые будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем состоит содержание процесса управления?
2. Какова сущность цикла менеджмента?
3. Почему цикл менеджмента является основой управленческой деятельности?
4. Как осуществляется планирование деятельности предприятия?
5. В чем особенность организационной составляющей цикла менеджмента?
6. Почему важно для менеджера создать действенную систему мотивации персонала?
7. В чем заключается взаимосвязь отдельных функций менеджмента?
8. Могут ли различные подходы к менеджменту существовать автономно? Почему?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.