4 ТЕМАИ. Страховой рынок
1. Состав и структура страхового рынка
2. Внутренняя система и внешне окружение страхового рынка.
3. Лицензирование страховой деятельности
4. Страховой рынок Украины.
1. Страховой рынок - часть финансового
рынка, где объектом купли-продажи выступает
страховая
защита формируется спрос и предложение на него.
Главной функцией стр. рынка является аккумуляция и распределение страхового фонда с целью
страховой защиты общества.
Объективная необходимость возникновения и развития СР определяется наличием общественной
потребности на стр. услуги и наличием страховщика, способного их удовлетворить.
В зависимости от критерия , положенного в основу классификации СР различают общую,
институциональную, территориальную, отраслевую и организационную структуры.
Общая структура СР представлена: .
1. Мин. финансов, как орган гос надзора за страховой деятельностью ґ? _ -*
2 СК* ^ егМке*&*м}
3. Перестраховочные К*, общества взаимного страхования/стр.
посредники- агенты и брокеры
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ структура основана на разграничении
государственной(публичной),частной или комбинированной формы собственности, в которой создается страховая организации .Она может быть представлена акционерными, корпоративными, взаимными, государственными страховыми К*.
Публичные страховщики создаются и руководятся как правило, от имени правительства. Частные страховщики создаются физ. Лицами, акционерами, обществами с дополнительной ответственностью. Закон Украины «О хоз. Обществах» регламентирует конкретное использование различных организационно-правовых форм хозяйственных объединений.
Примером индивидуальных страховщиков может служить страховой рынок Ллойда .Такие же ринки организованы и в некоторых странах Европы и в отдельных штатах США, где физические лица, имеющие страховой бизнес, объединены в синдикаты. Синдикаты формируются , как правило, по видам страхования. Возглавляет синдикат андеррайтер, который берет на страхование риски от имени своих членов.
В Украине, как и во многих других странах, основу страховой системы составляют компании в виде акционерных обществ.,т.е.созданы и функционируют с уставным капиталом, поделенным на определенное количество частей - акций. В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ аспекте выделяют СР:
- местный(региональный)
- национальный (внутренний)
- мировой (внешний)
Местный (региональный) удовлетворяет) страховые интересы региона, национальный - интересы, которые переросли границы региона и расширились до уровня нации( государства), мировой -удовлетворяет спрос на страховые услуги в масштабе мирового хозяйства. ПО ОТРАСЛЕВОМУ признаку страховщики делятся на 3 группы:
- те, что страхуют жизнь,
, - осуществляют рисковые(имущественные) виды страхования предоставляют исключительно перестраховочные услуги.
Каждое из этих звеньев имеет свою структуру (сегментацию). ОРГАНИЗАЦИОННАЯ структура СР может быть представлена так:
1.Страховое общество или страховая компания, где осуществляется формирование страхового фонда и переплетаются индивидуальные, коллективные и групповые интересы. Свои отношения с другими страховщиками экономично обособленные страховые общества строят на основе Сострахования и перестрахования Существуют и такие организационные формы страхования как взаимное страхование, при которой каждый страхователь одновременное является членом страхового общества
2. Объединения
страховщиков.Страховые общества могут объединятся в общества,
ассоциации, пулы и другие объединения для координации
деятельности, защиты интересов
своих членов и осуществления общих
программ, если их создание не противоречит
законодательству Украины. Эти объединения не могут заниматься страховой деятельностью.
Объединения страховщиков действуют на основании уставов и приобретают права юр лица после их гос регистрации.
-(Лига страховых организаций Украины- объединение участников страхового рынка Украины.) -Страховщики, которым разрешено заниматься страхованием ответственности владельцев трансп средств обязаны создать моторное транспортное бюро - юр лицо, содержащееся за счет средств страховщиков. Осн задание МТСБ явл выполнения стр обязательств за страховщиков - его членов в случае их неплатежеспособности как на территории Украины так и на территории стран-членов м\н системы автострахования «ЗК». Страховщики, которым разрешено заниматься страхованием авиационных рисков и морских рисков могут создавать —Авиационное страховое бюро и Морское страховое бюро.
-Страховщики, кот имеют разрешение на страхование ответственности операторов ядерных установок обязаны создавать ядерный страховой пул.
Страховой пул-объединение страховых компаний для совместного страхования определенных рисков. Деятельность пула строится на принципе сострахования. Каждая компания передает в пул застрахованные риски, получая определенную долю собранных пулом взносов и в той же доле несет ответственность по возмещению убытков.
З.Общества взаимного страхования -могут создавать граждане и юридические лица -страховщики с целью страховой защиты своих имущественных интересов в порядке и на условиях определенных законодательством украины.. Уплата страхового платежа осуществляется за счет чистой прибыли , остающейся в распоряжении членов общества. Каждый член общества при условии использования им всех обязательств перед ОВС, независимо от размера страхового взноса имеет право получить полностью страховое возмещение при наступлении страхового случая .
4. Страховые
агенты и брокеры - страховые посредники, через которых страховщики
осуществляют
страховую деятельность (статья 15 ЗУ о страховании)
.Посредническая
деятельность
стр. агентов и брокеров в пользу иностранных страховщиков на территории
Украины
запрещена, кроме случаев, когда это предусмотрено международными договорами
Украины.
5. Перестраховочные К* - организации, которые не выполняют прямых страховых
операций,
а принимают в перестрахование риски
других страховщиков и могут часть из них передавать
в ретроцессию (передача
перестраховщиком некоторой части риска, принятого на
перестрахование другому страховщику или перестраховщику/
б.Орган надзора за страховой деятельностью — (Уполномоченный орган). Государственный надзор осуществляется с целью соблюдения требований законодательства Украины, эффективного развития страховых услуг, предотвращения неплатежеспособности страховщиков и защиты интересов страхователей. До 2000 г. надзор осуществлялся Государственным Комитетом по надзору за страховой деятельностью, с 2000 г - Департаментом финансовых рынков при Министерстве финансов Украины. Основными функциями органа надзора за стр. деятельностью является: 1.ведение единого гос. Реестра страховщиков (перестраховщиков) 2.выдача лицензий на проведение стр. деятельности
3. выдача свидетельств о включении страховых и перестраховых брокеров в гос реестр и проверка соблюдения ими законодательства о посреднической деят-ти в страховании и перестр и достоверности их отчетности
4.контроль за платежеспособностью страховщиков в части выполнения их страховых
обязательств перед страхователями
5.установление правил формирования, размещения и учета стр. резервов
6.
проведение
и координация обучения, подготовки и переподготовки кадров и установление
квалификационных требований к
субъектам стр деят-ти
7.
участие
в м\н сотрудничестве в сфере стр-я и посреднической деят-ти в стр и перестр,
организация
выполнения м\н договоров Украины
8. осущ-е организационно-методического
обеспечения проведения актуарных расчетов.
9.разработка нормативных и методических
документов по вопросам стр. деятельности
Ю.обобщение практики страховой деятельности, разработка и подача в
установленном порядке
предложений по развитию и
усовершенствованию законодательства Украины о стр.
деятельности.
2.ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА И ВНЕШНЕЕ ОКРУЖЕНИЕ СР.
К внутренней структуре СР относят.
1. страховые продукты (услуги по конкретным видам договоров страхования)
2. система организации продажи страховых полисов и формирование спроса на стр. продукты
3. гибкую систему тарифов ( цены, льготы, скидки, нацейки, штрафы, пеня и т.д.)
4.
собственную
инфраструктуру страховщика (агенства, конторы, филиалы, представительства,
каналы коммерческой связи)
5. материальные и финансовые ресурсы, определяющие состояние страховщика
6. человеческие ресурсы К*(кадры)
7. финансовое состояние К* и доверие к ней со стороны финансовых институтов
8. ликвидность СФ.
Страховые продукты - специфические услуги, предлагаемые на СР. Цена их отображается в
страховом тарифе .Формируется она на основе конкуренции при равновесии спроса и
предложения.
Нижняя граница цены определяется условиями равновесии между поступлениями платежей в СФ
и выплатой стр. возмещения и стр. сумм, верхняя - потребностями страховщика.
Цена услуги конкретного страховщика зависит от величины и структуры его стр. портфеля,
качества инвестиционной деятельности, величины управленческих расходов и ожидаемой
прибыли. Если цена его стр. услуги окажется слишком высокой , страховщик может оказаться в
невыгодном положении по сравнению со своими конкурентами и потерять клиентов.
Покупка- продажа стр. услуг оформляется стр. договором, а подтверждением этого акта является
стр. свидетельство( полис),выданный покупателю(страхователю) продавцом (страховщиком).
Перечень видов страхования называется ассортиментом СР.
Система организации продажи стр.полисов:
-непосредственно в представительствах и агенствах СК* -через страховых агентов
- через альтернативную сеть распространения(
Италия, Франция 50% стр. полисов
распространяют через банки;
Великобритания - 50% через телефонную сеть)
- комбинированные
формы.
Собственная внутренняя структура
страховщика
представительства - подразделения страховой К*, не имеющие статуса самостоятельного юридического лица и занимаются , как правило, сбором информации, рекламой, презентациями, поиском клиентов, но не осуществляют коммерческой деятельности; агенства - подразделения, имеющие право выполнять все функции представительства, а также осуществлять операции по заключению и обслуживанию договоров; филиалы (отделения) СК* - подразделения, тоже не имеющие права юрид. лица и осуществляющие свою деятельность, руководствуясь законодательством, нормативными актами, уставом и решениями общих сборов акционеров, совета директоров и
президента К*.Результаты работы филиала отображаются в консолидированном балансе страховой К*. Управление системой страхования осуществляется страховщиком.
Все элементы внутренней структуры СР взаимосвязаны., поэтому управленческому составу СК*
важно учитывать взаимосвязь этих элементов и согласовывать их с внешней средой. Внешняя среда СР - это система взаимодействующих факторов, окружающих внутреннюю
систему рынка и влияющих на нее.
Внешняя среда СР- состоит из элементов, которыми страховщик может управлять и из тех на
которые он влиять не может, но должен учитывать в своей деятельности. Факторы на которые страховщик может влиять: рыночный спрос конкуренция
ноу-хау страховых услуг и т.д.
инфраструктура СР( правовое и нормативное обеспечение, информационнае и аудиторская сеть, научное обслуживание, кадры, система организации профессионального образования, научное обслуживание, профессиональная этика ит.д.)
К составляющим, на которые страховщик влиять не может относятся: численность населения ,его возрастная и половая структура; сезонные миграции покупательная способность населения и др.
Таким образом, СР - это открытая система, способная к расширению и сужению, зависящая как от общей экономической ситуации в стране, так и от активности страховщика.
3. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ - выдача страховым организациям разрешений на право проведения тех или иных видов страхования. В Украине лицензирование стр. деятельности уполномочено осуществлять Минфинансов согласно ст. 38 ЗУ»о страховании».
Лицензионные условия проведения стр. деятельности утверждены приказом Гос. Ком. По вопросам регуляторной политики и предпринимательства Минфинансов от 16 июля 2001 г. Уполномоченный орган выдаёт страховщикам лицензию на проведение конкретных видов страхования и перестрахования, предусмотренных ст.6 и 7 ЗУ «О стр» Для получения Лицензии страховщик должен подать в департамент
- заявление
- копии учредительных документов
- копию свидетельства о регистрации
- справку банка, подтверждающую размер уплаченного уставного фонда
- справку о фин.
Состоянии учредителей страховщика, подтвержденную аудиторской фирмой,
если страховщик создан в форме полного или командитного или общества с
дополнительной
ответственностью
- правила (условия ) страхования
- экономическое обоснование запланированной страховой или перестраховой деятельности
- информацию об
участниках страховщика, главу исполнительного органа и его заместителе,
.копию
диплома руководителя о высшем образовании, информацию о
наличии
соответствующих
сертификатов в случаях, предусмотренных Департаментом.
Уполномоченный орган должен рассмотреть заявление страховщика в течении 30 дней с момента получения. За выдачу лицензии уплачивается определенный сбор.
В случае несоответствии документов требований действующего законодательства возможен отказ в выдаче лицензии. При выявлении нарушений страховщиком требований законодательства Департамент выдает предписания об их устранении, в случае невыполнения которых принимается
решение о приостановлении, ограничении действия лицензии или отзыве её и исключение таких страховщиков из государственного реестра. Споры об отзыве лицензии рассматривает суд или арбитражный суд.
4. СТРАХОВОЙ РЫНОК УКРАИНЫ
В Украине периодом становления СР считается начало 90-х годов .Именно тогда возникли первые частные СК*, положившие конец монополии Госстраха. На СР Украины начали приходить иностранные СК* в основном через совместную деятельность. По оценкам специалистов СР Украины в своем развитии прошел 3 этапа:
1. 1991-1993 г.г.
характеризовался отсутствием какой -либо методологии страхования, т.к. этот
вид деятельности регулировался ЗУ «О хозяйственных обществах Общества, хотя и
называли
себя
страховыми, практически не выполняли закрепленные за страховщиками функции,
однако
их
количество быстро росло, разрушая гос.монополию на страховые услуги.С
принятием
Декрета о страховании в 1993
г. страхование сформировалось в отдельную отрасль.
2.
Этап 1993-1996
г.г. характеризуется сложным периодом формирования методологии
страхования и системы взаимодействия на финансовом
рынке. В течении этого периода были
как положительные моменты, связанные
с организационными процессами, так и отрицательные
- банкротство страховых К* В Украине
Комитетом по стр. надзору Было зарегистрировано
более 800 страховщиков, но в период с
1994 по 1996 г. отозваны лицензии у280 из них
Основная причина - неспособность значительной части страховщиков выполнять взятые на себя обязательства перед страхователям^ уставный фонд был около 5 тыс.дол).Важным шагом стало принятие в 1996 г. ЗУ «О страховании», которым был поднят уровень УФ до 100 тыс. ЭКЮ (Сейчас - ЕВРО) и обязательство вносить 60% его деньгами .Принятый в марте 1996 г. Закон о страховании определил жесткую методологию и начался
3. этап развития СР( 1996-2001 г) Развитию
рынка полноценных субъектов страхования
способствовали следующие факторы:
-создание относительно больших страховых организаций с широкой сетью периферийных
филиалов( АСКО, СЛАВИЛ)
-образование СК* коммерческими, торговыми, банковскими и др. предпринимательскими
структурами
- создание акционерных СК* в отраслях, подотраслях страхования (Гарант-авто,
Нефтегазстрах,)
Наряду с этим создавались СК* с целью чисто трастовой деятельности - игры на инфляции, которые нанесли большой вред и подорвали доверие к СК*.
Закон Украины «О страховании » защищает отечественного страховщика, ограничивая долю иностранных учредителей в уставном фонде СК* 49% и поднимая планку уставного фонда для совместного предприятия до 500 тыс евро. Фактически на рынке Украины действуют 2 вида СК*:
акционерные СК*(кептивные) - созданные министерствами, ведомствами, финансово-промышленными союзами для обслуживания рисков своих предприятий; созданные на частном капитале, и функционирующие на конкурентной основе. (В Украине, как и в большинстве других стран основу страховой системы составляют К* в виде акционерных обществ).
С целью формирования конкурентной среды на СР и приведения организационной формы государственной и коммерческой деятельности в соответствие страховому законодательству Украины создана Национальная СК* открытого типа «Оранта», платежей над главным учредителем которой со стороны государства явился Фонд гос.имущества.
В настоящее время в Украине действуют 310 страховых К*, 1500 их филиалов и представительств, свыше 10 тыс. страховых агентов и брокеров.
- Страхование - одна из
отраслей экономики, в которой в последние годы наблюдается рост основных
показателей:
устранение
административных барьеров для отдельных видов страхования и создание равных
условий для всех страховщиков
- увеличение
инвестиционных возможностей страховщиков, превращения накопительных стр.
резервов в источник
инвестирования национальной экономики
достижение высокой конкурентоспособности украинских СК*, приведение отечественного СР в соответствие с мировыми стандартами. Определяющими показателями реформирования СР должны стать:
- законодательные
акты, регламентирующие функционирование СР, приведение ЗУ «О
страхованию^
соответствие с законодательством Европейского союза
- стратегия интеграции Украины в Европейский союз
- развитие социально значимых видов сграхования, реформирование системы соц. Страхования
повышение финансовой надежности страховщиков
- восстановление доверия к стр. отрасли
изменения в системе подготовки и обеспеченности кадров страхования
- изменения в системе подготовки и обеспеченности кадров страхования
- применение
мировых аналогов развития СР и собственного опыта
развития и
функционирования
СР.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.