Тема 4. Цели и функции управления
Любая деятельность обречена на провал, если нет хорошо продуманных и реалистических целей. Но цели не возникают сами по себе, они должны быть поставлены и сформулированы кем-то.
Цель – это конечные рубежи, достижению которых через выполнение конкретных задач направлена деятельность коллектива.
Типология целей выглядит следующим образом:
Долгосрочные цели связаны с миссией организации. Миссия – это:
1. Определение перечня текущих и перспективных направлений деятельности предприятия, выделение принципов и норм ведения деятельности.
2. Определение философии и предназначения, смысла существования предприятия.
3. Утверждение, в котором проявляется отличие данного предприятия от ему подобных.
Значение миссии заключается в том, что она помогает ясно увидеть конечную цель предприятия, является фундаментом принятия всех управленческих решений, помогает создать команду и поддерживать имидж предприятия во внешней среде. Формализованных требований к формулировке миссии предприятия нет, но в нее могут входить:
- описание продукта;
- описание потребителей;
- ценности предприятия;
- используемые технологии;
- составляющие имиджа предприятия;
- отличительные особенности предприятия;
- отношение к персоналу и т.п.
Структура миссии может отвечать на следующие вопросы: что? для кого? как?
Краткосрочные цели имеют конкретное содержание и указывают на то,:
- что должно быть достигнуто?
- когда цель должна быть достигнута?
- кто конкретно выполняет задачу для достижения цели?
В каждой организации свои цели, но есть и общие конечные цели:
- выживание на рынке в конкурентной среде;
- увеличение прибыльности;
- перспектива дальнейшего развития.
Областями целеполагания являются:
1. Ресурсы (эффективное использование ресурсов).
2. Производительность (увеличение объемов, следовательно, и прибыльности).
3. Потребитель (признание и успех у потребителей).
4. Репутация (устойчивая репутация предприятия на рынке).
Цели предприятия должны быть четкими, реальными, достижимыми, гибкими, непротиворечивыми ( одна цель не должна противоречить другой). Для выполнения целей необходимо определить конкретные шаги к их достижению, это не что иное, как определение задач предприятия. Задачи, в свою очередь, должны быть конкретными и измеримыми, т.е. понятными всем и имеющими возможность измерить результат выполнения задач.
Постановка целей и задач является первым этапом планирования деятельности.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое миссия предприятия?
2. Какие виды целей существуют на предприятии?
3. Каковы требования к формулировке целей и задач предприятия?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.