Тема занятия-беседы: «Бюджет семьи».
Целевая группа: дети 4-5 классов.
Цель занятия: ознакомление детей с отдельными составляющими семейного бюджета
Задачи занятия:
Образовательные: ознакомить обучающихся с понятиями: «доход», «расход», «бюджет», «семейный бюджет». Развивающие: развивать у обучающихся экономический образ мышления и потребность в овладении знаниями и умениями составления семейного бюджета, востребованными в повседневной жизни. Воспитательные: формировать бережное отношение к семейному и личному бюджету,ответственность за рациональное использование доходов семьи. Методы обучения: словесный,дискуссионный, наглядный. Формы обучения: беседа. Тип занятия: изучение нового материала. Оборудование, дидактический материал:Лист ватмана; картинки с изображением продуктов питания, бытовой техники, автомобиля, мебели, квартиры, дачи; магниты; мяч; маркер; «Знайки»-символы для оценки работы детей. Ход занятия
I. Организационный момент. Дети занимают свои места, готовятся к занятию, успокаиваются.
II. Вводная часть.
Педагог: Тема сегодняшнего занятия: «Семейный бюджет». Вопросы, которые мы с вами будем рассматривать не сложны для вашего понимания, но очень важны для каждого из вас. Мы познакомимся с семейным доходом, расходом, бюджетом. Рассмотрим различные источники доходов семьи, структуру семейных расходов и попрактикуемся составлять семейный бюджет. Результативность работы каждого из вас на занятии мы увидим в конце занятия. Так как сегодняшняя беседа связана с экономическими понятиями, денежным эквивалентом, то за правильный ответ вы получите особый символ- «Знайку»-единицу измерения ваших знаний на занятии.
III. Основная часть.
(На доске: а) картинки с изображением квартиры, автомобиля, дачи, мебели, бытовой техники, продуктов питания; б) лист ватмана с изображенным на нем кругом)
Вопрос: Что из
изображенного на рисунках может быть собственностью семьи? (Ответы
детей) Вопрос: Назовите и предложите виды деятельности, которыми может заниматься семья, чтобы заработать деньги. (Ответы). Педагог: Семья может заниматься разными видами деятельности: бизнесом, быть собственником фирмы, работать на заводе, заниматься фермерством, иметь акции во владении салоном красоты, магазином и т.д. На листе ватмана изображен круг, на котором мы будем обозначать денежные операции семьи. Вопрос:Как называются заработанные родителями деньги? (Заработная плата.Зарплату люди получают за свой труд). Отмечаем в кругу сектор-зарплата (чуть больше четверти круга). Вопрос: А как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка, которые уже на пенсии? (пенсия). А почему они получают деньги, ведь они же не работают? (Люди, которые на пенсии, получают деньги, которые называются пенсией, за свой труд в молодости). Отмечаем сектор-пенсия. Педагог: Ребята, а вы сейчас не зарабатываете никакие деньги, потому что не работаете. Сейчас ваша обязанность учиться в школе и хорошо себя вести, не огорчая родителей. За свою хорошую учёбу вы получаете хорошие оценки. После школы вы будете учиться для получения профессии, и, если вы будете хорошо с этим справляться, вам за отличную учёбу будут платить деньги. Студентполучает деньги за свою учёбу. Они называются стипендия. Отметим сектор-стипендия. Расскажите, кто в вашей семье зарабатывает деньги? Кем работают ваши родители? Есть ли кто-нибудь в вашей семье, кто уже на пенсии? Есть ли студенты в вашей семье? Что они получают за свою хорошую учёбу? (Ответы детей). Зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, стипендия — всё это доходы семьи. К доходам ещё относятся социальные выплаты-это детские пособия, субсидии, льготы многодетным семьям, выплаты при рождении детей, ветеранам труда, ветеранам войны, пособия по безработице. Выигрыш в лотерею, подарок денежный на день рождения, находка, дополнительный заработок -это тоже доход семьи. Отметим эти доходы на схеме. Есть и не денежные доходы,например, выращенные овощи, ягоды, фрукты на своей даче. Потребляя их, семья получает доход прямо в виде натурального блага - это называется натуральным доходом. Отмечаем натуральный доход на схеме. Дети, все деньги, которые мы отметили в кругу, называются семейным доходом. Половину круга составляет семейный доход. Вопрос: Так что же такое семейный доход? (Ответы детей). Семейный доход – это денежные средства, которые поступают в семью. Педагог: Кто может рассказать о доходах своей семьи? (Ответы детей). Вопрос: Ребята, как вы думаете, вторая половина круга – это что? (Ответы). Педагог: Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату, купить вам сладости или игрушки? В каждой семье есть и расходы. А знаете ли вы на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? Расходы – это затраты денежных средств в семье.Вторая половина круга – это расходы семьи. Педагог: Оплата детского сада, покупка еды, одежды, плата за квартиру, за свет, за воду, за электричество — всё это расходы семьи.И за всё это нужно заплатить вашим родителям.Отметим эти расходы на нашей схеме. Вопрос: На что еще тратятся денежные средства? Дополните список. (Ответы). Педагог: Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»? Как вы думаете, что оно обозначает? Все деньги в любой семье, которыми она может распоряжаться, называются бюджетом. Посмотрите на этот круг — вот это бюджет — все деньги, которые есть в семье.А из каких же денег состоит бюджет семьи? Семейный бюджет-это денежный план семьи. Это все доходы и расходы семьи за определенный период времени. Бюджет – значение этого слова очень сходно с понятием «баланс» (равновесие). Более того,бюджет – это и есть баланс, одна часть которого – доходы, другая – расходы. Бюджет - это слово пришло из Англии, в переводе (денежная сумка). Означает роспись доходов и расходов на определенный срок. Планирование семейного бюджета-дело довольно сложное. О планировании семейного бюджета вы узнаете на следующих занятиях. IV. Закрепление материала. Педагог: Поиграем в игру – диалог «Доход-расход». Правила игры: Я предлагаю вам определить, является ли названное доходом, или же расходом семьи. Вы должны объяснить свой выбор. Показываете карточку с буквой «Д» или «Р»: Папа получил зарплату — Д. Бабушка заболела — Р. Выиграли в лотерею — Д. Потеряли кошелёк — Р. Продали часть урожая картофеля — Д. Нашли 50 рублей — Д. Порвались штаны — Р. Заплатили за воду — Р. Купили арбуз — Р. Молодцы, правильно поняли материал. А теперь, ребята, встаньте, пожалуйста, в круг.Сегодня в разговоре мы с вами затронули одну из важных тем нашего времени: семейный бюджет. Я бросаю мяч кому-нибудь и прошу вас ответить на вопрос. Если ответ забудется, передайте, пожалуйста, мячик мне обратно. - Из чего состоит семейный доход? (Можно мяч кидать нескольким детям). - На что тратятся семейные деньги? (Можно мяч кидать нескольким детям). - Как называется первая часть семейного бюджета? - Как называется вторая его часть? - Нужно ли планировать бюджет семьи? - Как лучше планировать бюджет семьи: одному или всем вместе? - Какой вид доходов необходимо увеличивать российским семьям? - Молодцы! Давайте похлопаем сами себе за хорошую работу! Ребята, конечно, в каждой семье свои традиции, свои правила, свои взаимоотношения между членами семьи, и к деньгам все относятся по-разному.Но мы должны помнить, что не всё меряется деньгами. Любовь, дружбу и хорошие отношения не купишь, их надо беречь и ценить. V. Заключительная часть. Педагог: Дети, сегодня вы узнали, что у каждой семьи есть свои доходы, расходы, т.е.- бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать, да и количество их не очень большое. А столько всего нужно родителям купить. Помните об этом, когда просите своих родителей купить вам что-нибудь. VI. Подведение итогов занятия. Педагог: А теперь, давайте посмотрим результативность вашей работы на занятии, т.е. доход каждого из вас. Подсчитайте ваши символические знаки Знаний. Поднимите руку те, кто из вас заработал больше 3-х. Вы большие молодцы! А у кого поменьше – не расстраивайтесь, думаю, в следующий раз у вас получится лучше. А давайте подсчитаем доход всего класса (считаем все «Знайки»). Как вы думаете, человеку трудиться лучше одному или в коллективе? (Ответы). Я желаю вам быть дружными, трудолюбивыми, достигать результата в любом деле. Спасибо, мне сегодня понравилась ваша работа на занятии.
Список используемой литературы. |
1. Биянова Е.Б. «Поурочные разработки по обществознанию: 6 класс» к УМК А.И Кравченко, Е.И. Певцовой.-М.: Вако , 2008-160 с. 2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. «Обществознание». ООО ТИД «Русское слово» 2008 3. Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: Кн. 1. пособие для учителя. - 2-е изд. - М: Вита-Пресс, 1998. -447с.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.