Тема -беседы: «Бюджет семьи».
Оценка 5

Тема -беседы: «Бюджет семьи».

Оценка 5
docx
09.11.2022
Тема -беседы: «Бюджет семьи».
Занятие-беседа на тему _Бюджет семьи_ (5-6 класс).docx

Тема занятия-беседы: «Бюджет семьи».

Целевая группа: дети 4-5 классов.

Цель занятия: ознакомление детей с отдельными составляющими семейного бюджета

Задачи занятия:

Образовательные: ознакомить обучающихся с понятиями: «доход», «расход», «бюджет», «семейный бюджет».

Развивающие: развивать у обучающихся экономический образ мышления и потребность в овладении знаниями и умениями составления семейного бюджета, востребованными в повседневной жизни.

Воспитательные: формировать бережное отношение к семейному и личному бюджету,ответственность за рациональное использование доходов семьи.

Методы обучения: словесный,дискуссионный, наглядный.

Формы обучения: беседа.

Тип занятия: изучение нового материала.

      Оборудование, дидактический материал:Лист ватмана; картинки с изображением продуктов питания, бытовой техники, автомобиля, мебели, квартиры, дачи;  магниты; мяч; маркер; «Знайки»-символы для оценки работы детей.

Ход занятия

 

I. Организационный  момент.

Дети занимают свои места, готовятся к занятию, успокаиваются.

 

II. Вводная часть.

 

Педагог: Тема сегодняшнего занятия: «Семейный бюджет». Вопросы, которые мы с вами будем рассматривать не сложны для вашего понимания, но очень важны для каждого из вас. Мы познакомимся с семейным доходом, расходом, бюджетом. Рассмотрим различные источники доходов семьи, структуру семейных расходов и попрактикуемся составлять семейный бюджет.

Результативность работы каждого из вас на занятии мы увидим в конце занятия. Так как сегодняшняя беседа связана с экономическими понятиями, денежным эквивалентом, то за правильный ответ вы получите особый символ- «Знайку»-единицу измерения ваших знаний на занятии. 

 

III. Основная часть.

 

(На доске: а) картинки с изображением квартиры, автомобиля, дачи, мебели, бытовой техники, продуктов питания; б) лист ватмана с изображенным на нем кругом)

 

Вопрос: Что из изображенного на рисунках может быть собственностью семьи?  (Ответы детей)
Таким образом, мы видим, что в собственности семьи могут находиться: квартира, дача, садовый участок,  транспортные средства, мебель, одежда , бытовая техника, денежные средства , драгоценности. 
Вопрос: Что нужно для того, чтобы все это иметь? (Ответы).Ребята, подумайте и скажите, зачем ваши родители ходят на работу? (Ответы детей).

Вопрос: Назовите и предложите виды деятельности, которыми может заниматься семья, чтобы заработать деньги. (Ответы).

Педагог: Семья может заниматься разными видами деятельности: бизнесом, быть собственником фирмы, работать на заводе, заниматься фермерством, иметь акции во владении салоном красоты, магазином и т.д.

На листе ватмана изображен круг, на котором мы будем обозначать денежные операции семьи.

Вопрос:Как называются заработанные родителями деньги? (Заработная плата.Зарплату люди получают за свой труд). Отмечаем в кругу сектор-зарплата (чуть больше четверти круга).

Вопрос: А как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка, которые уже на пенсии? (пенсия). А почему они получают деньги, ведь они же не работают? (Люди, которые на пенсии, получают деньги, которые называются пенсией, за свой труд в молодости). Отмечаем сектор-пенсия.

Педагог: Ребята, а вы сейчас не зарабатываете никакие деньги, потому что не работаете. Сейчас ваша обязанность учиться в школе и хорошо себя вести, не огорчая родителей. За свою хорошую учёбу вы получаете хорошие оценки. После школы вы будете учиться для получения профессии, и, если вы будете хорошо с этим справляться, вам за отличную учёбу будут платить деньги.  Студентполучает деньги за свою учёбу. Они называются стипендия. Отметим сектор-стипендия.

Расскажите, кто в вашей семье зарабатывает деньги? Кем работают ваши родители? Есть ли кто-нибудь в вашей семье, кто уже на пенсии? Есть ли студенты в вашей семье? Что они получают за свою хорошую учёбу? (Ответы детей).

Зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, стипендия — всё это доходы семьи. К доходам ещё относятся социальные выплаты-это детские пособия, субсидии, льготы многодетным семьям, выплаты при рождении детей, ветеранам труда, ветеранам войны, пособия по безработице. Выигрыш в лотерею, подарок денежный на день рождения, находка, дополнительный заработок -это тоже доход семьи. Отметим эти доходы на схеме.

Есть и не денежные доходы,например, выращенные овощи, ягоды, фрукты на своей даче. Потребляя их, семья получает доход прямо в виде натурального блага - это называется натуральным доходом. Отмечаем натуральный доход на схеме. Дети, все деньги, которые мы отметили в кругу, называются семейным доходом.  Половину круга составляет семейный доход.

Вопрос: Так что же такое семейный доход? (Ответы детей).

Семейный доход – это денежные средства, которые поступают в семью.

Педагог: Кто может рассказать о доходах своей семьи? (Ответы детей).

Вопрос: Ребята, как вы думаете, вторая половина круга – это что? (Ответы).

Педагог: Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату, купить вам сладости или игрушки? В каждой семье есть и расходы. А знаете ли вы на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь?   Расходы – это затраты денежных средств в семье.Вторая половина круга – это расходы семьи.

Педагог: Оплата детского сада, покупка еды, одежды, плата за квартиру, за свет, за воду, за электричество — всё это расходы семьи.И  за всё это нужно заплатить вашим родителям.Отметим эти расходы на нашей схеме. 

Вопрос: На что еще тратятся денежные средства? Дополните список. (Ответы).

Педагог:  Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»? Как вы думаете, что оно обозначает?

Все деньги в любой семье, которыми она может распоряжаться, называются бюджетом. Посмотрите на этот круг — вот это бюджет — все деньги, которые есть в семье.А из каких же денег состоит бюджет семьи?

Семейный бюджет-это денежный план семьи. Это все доходы и расходы семьи за определенный период времени. Бюджет – значение этого слова очень сходно с понятием «баланс» (равновесие). Более того,бюджет – это и есть баланс, одна часть которого – доходы, другая – расходы. Бюджет - это слово пришло из Англии, в переводе (денежная сумка). Означает роспись доходов и расходов на определенный срок.

Планирование семейного бюджета-дело довольно сложное. О планировании семейного бюджета вы узнаете на следующих занятиях.

IV. Закрепление материала.

Педагог: Поиграем в игру – диалог «Доход-расход».

Правила игры: Я предлагаю вам определить, является ли названное  доходом, или же расходом семьи. Вы должны объяснить свой выбор. Показываете карточку с буквой «Д» или «Р»:

Папа получил зарплату — Д.

Бабушка заболела — Р.

Выиграли в лотерею — Д.

Потеряли кошелёк — Р.

Продали часть урожая картофеля — Д.

Нашли 50 рублей — Д.

Порвались штаны — Р.

Заплатили за воду — Р.

Купили арбуз — Р.

Молодцы, правильно поняли материал.

А теперь, ребята, встаньте, пожалуйста, в круг.Сегодня в разговоре мы с вами затронули одну из важных тем нашего времени: семейный бюджет. Я бросаю мяч кому-нибудь и прошу вас ответить на вопрос. Если ответ забудется, передайте, пожалуйста, мячик мне обратно.

- Из чего состоит семейный доход? (Можно мяч кидать нескольким детям).

- На что тратятся семейные деньги? (Можно мяч кидать нескольким детям).

- Как называется первая часть семейного бюджета?

- Как называется вторая его часть?

- Нужно ли планировать бюджет семьи?

- Как лучше планировать бюджет семьи: одному или всем вместе?

- Какой вид доходов необходимо увеличивать российским семьям?

- Молодцы! Давайте похлопаем сами себе за хорошую работу!

Ребята, конечно, в каждой семье свои традиции, свои правила, свои взаимоотношения между членами семьи, и к деньгам все относятся по-разному.Но мы должны помнить, что не всё меряется деньгами. Любовь, дружбу и хорошие отношения не купишь, их надо беречь и ценить.

V. Заключительная часть.

Педагог: Дети, сегодня вы узнали, что у каждой семьи есть свои доходы, расходы, т.е.- бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать, да и количество их не очень большое. А столько всего нужно родителям купить. Помните об этом, когда просите своих родителей купить вам что-нибудь.

VI. Подведение итогов занятия.

Педагог: А теперь, давайте посмотрим результативность вашей работы на занятии, т.е. доход каждого из вас. Подсчитайте ваши символические знаки Знаний. Поднимите руку те, кто из вас заработал больше 3-х. Вы большие молодцы!   А у кого поменьше – не расстраивайтесь, думаю, в следующий раз у вас получится лучше.

А давайте подсчитаем доход всего класса (считаем все «Знайки»).

Как вы думаете, человеку трудиться лучше одному или в коллективе? (Ответы). Я желаю вам быть дружными, трудолюбивыми, достигать результата в любом деле.

Спасибо, мне сегодня понравилась ваша работа на занятии.

 

Список используемой литературы.

1.  Биянова Е.Б. «Поурочные разработки по обществознанию: 6 класс» к УМК А.И Кравченко, Е.И. Певцовой.-М.: Вако , 2008-160 с.

2. Кравченко А.И.,  Певцова Е.А. «Обществознание». ООО ТИД «Русское слово» 2008

3. Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: Кн. 1. пособие для учителя. - 2-е изд. - М: Вита-Пресс, 1998. -447с.

 



 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема занятия-беседы: «Бюджет семьи»

Тема занятия-беседы: «Бюджет семьи»

Вопрос: Что из изображенного на рисунках может быть собственностью семьи? (Ответы детей)

Вопрос: Что из изображенного на рисунках может быть собственностью семьи? (Ответы детей)

Половину круга составляет семейный доход

Половину круга составляет семейный доход

Потеряли кошелёк — Р. Продали часть урожая картофеля —

Потеряли кошелёк — Р. Продали часть урожая картофеля —

Спасибо, мне сегодня понравилась ваша работа на занятии

Спасибо, мне сегодня понравилась ваша работа на занятии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2022