Тема доклада на МО начальных классов
«Развитие зрительного восприятия у обучающихся с ОВЗ (вариант 9.1.) через конструирование плоских геометрических фигур на уроках математики во2 классе»
Составление разнообразных конструкций (орнаментов, простых изображений или даже целых сюжетных картин) из плоских геометрических фигур — эффективный ключ к всестороннему развитию. Конструирование из плоских геометрических фигур:
знакомит с геометрическими фигурами,
расширяет и закрепляет знания по этой теме;
создаёт благоприятные условия для усвоения понятий «цвет», «форма», «размер»;
развивает пространственное, абстрактное и образное мышление;
зрительное восприятие;
стимулирует воображение;
способствует развитию речи;
тренирует мелкую моторику;
улучшает зрительно-моторную координацию.
Во втором классе обучающиеся продолжили изучение плоских геометрических фигур. Началось всё с повторения. Дети были знакомы уже с плоскими геометрическими фигурами, чертили их с помощью трафаретов, шаблонов на уроках математики, ручного труда, рисования.
Различные дидактические игры с плоскими геометрическими фигурами способствовали развитию зрительного восприятия.
Для этого дети чертили различные геометрические фигуры, разрезали их (с помощью учителя). Некоторые фигуры убирали в индивидуальные конверты, а часть фигур использовали в дидактических играх.
Например, «Собери фигуру» Фигуры (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник) разрезаны на крупные части, которые надо собрать.
Дидактическая игра «Продолжи цепочку»
По образцу выложи в определённом порядке геометрические фигуры (например: красный круг, зелёный треугольник), назови фигуры.
"Распознавание по форме"
Развитие внимания, зрительного восприятия.
Перемешать геометрические фигуры и предложить ребенку отобрать фигуры определенной формы (например, только круг или только квадрат и т. д.)
Дидактическая игра "Какая фигура исчезла? "
На доске прикреплены карточки с изображением геометрических фигур. Вызванному ребенку надо внимательно рассмотреть картинки и стараться их запомнить, затем отвернуться, учитель прячет одну фигуру. Ребенок поворачивается к доске и пытается узнать какая из фигур исчезла, угадав фигуру, произносит ее название и описывает ее.
Дидактическая игра «Найди и назови»
На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Учитель просит показать различные геометрические фигуры, например, большой жёлтый круг, маленький синий квадрат и т. д.
Дидактическая игра «Посмотри вокруг» помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы. Учитель предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов, и т. д.
Эти и многие другие дидактические игры готовили обучающихся к навыкам конструирования на уроках математики с помощью плоских геометрических фигур.
Обучение конструированию проводилось разными способами:
повторить по образцу,
выполнить по словесному описанию,
переход к самостоятельной работе.
Сначала предлагалось определённое количество геометрических фигур.
Задание такое: составьте по образцу домик из фигур, которые лежат у вас на парте (карточка с домиком есть у каждого). Затем происходит анализ.
Сколько фигур использовали? Какие фигуры использовали? Какая фигура находится сверху, снизу?
Можно сказать, что мы конструировали домик из геометрических фигур? (Да, мы составили домик из квадрата и треугольника).
Аналогично по карточке-образцу выкладывались детьми различные предметы (домик, ёлка, цветок, гриб, кораблик, тележка, снеговик и др.)
Далее предлагалось выполнить изображение предмета по словесному описанию:
«Сделай ёлочку из трёх треугольников и прямоугольника. Расположи треугольники вертикально так, чтобы один был под другим. Прямоугольник расположи под нижним треугольником».
«Собери снеговика из трёх кругов и четырёх овалов. Внизу картонного листа расположи большой круг, на него сверху (касаясь одним краем) положи средний круг, затем маленький круг. Два длинных овала расположи на среднем круге (справа и слева). Два коротких овала расположи внизу большого круга».
Чтобы получить цветочек можно использовать любые фигуры из набора.
Когда обучающийся самостоятельно или с помощью учителя справится с заданием, обсудите, фигуры какого цвета и размера он использовал. Попросите юного конструктора обосновать свой выбор. В младшем школьном возрасте дети способны создавать из геометрических фигур целые сюжетные картины. Предложите школьнику смастерить своими руками оригинальную поздравительную открытку, украсив её аппликацией из геометрических фигур. Лучший способ научить ребёнка — показать хороший пример. Если вы хотите, чтобы ваши ученики были увлечёнными и смышлёными, смело фантазируйте, придумывая для них интересные задания с геометрическим конструктором.
Например, «Играем в сказку».
Учитель выкладывает фигуру на доске и ждёт пока ребёнок её скопирует. Сказка 1. Жили в лесу белочка и лиса (берём картинки зверей разного размера). Выставляете картинки или игрушки на некотором расстоянии от места работы. У белочки дом был маленький. Выкладываем на глазах у ребёнка из своего набора картинку. Ребёнку надо скопировать образец. У лисички – большой (аналогично выкладываем). Около дома белочки росла маленькая ёлочка. (ёлка из 2 треугольников). Рядом с лисичкиным домом – большая ёлка. (из 3-4 треугольников). Вопросы к детям. Чем отличается белочкин домик от домика лисы? Почему лисичке надо строить большой дом? (Потому что она большая и в маленький домик не поместится). Сказка 2. На следующем уроке лисичку заменяем другой зверушкой, например, зайкой. Конструируем следующую сказку. Зайка жил в лесу. У него был маленький домик. У зайки была машина, на которой он любил кататься и ездить по лесу. Однажды к зайке прибежал бурундук в гости. Смотрит зайчик, у него пустой холодильник. Нечем друга угостить. Поехал зайка в магазин. Ехал он мимо больших и маленьких ёлок. Купил зайка пряников, баранок да орешков и домой отправился. Дети строят дом. Если не помнят, снова сложите образец из набора геометрических фигур, а дети пусть скопирует. Постройте машинку и дождитесь, пока дети её скопирует. Поехал зайка на машине. Сложим большой магазин и дорогу к нему. Попросите их показать, в какую сторону направится машинка. А куда ей ехать с покупками? (пусть покажут). Покажи большой дом, маленький домик. Большую и маленькую ёлочку. Конструирование продолжаем на следующем уроке, заменяем зверушек на собачку и котика, хомячка и черепашку и др. Выполняем одно условие: чтобы новая пара была разного размера (большой - маленький). Дальше работает только фантазия. На каждом уроке следует продолжение сказки, конструирование новых предметов с последующим анализом. На следующем уроке продолжение следует. Сказка 3. Решили звери отправиться в путешествие. На машинке доехали до вокзала. Сели в поезд и поехали к морю. На море их ждал пароход. Несколько дней плавали они на пароходе, а потом обратно полетели на самолёте. (Конструируем машинку, поезд, пароход, самолёт). Примерно так в сказке и действиях можно заложить элементарные конструктивные навыки уже в начальных классах. Можно придумывать вместе с детьми сказки, рассказы, уже без опоры на образец.
Когда дети приобретут опыт в конструировании, можно дать самостоятельное задание. Используются как отдельные предметы, так и сюжеты сказок, например «Теремок», «Маша и медведь», Колобок» и др.
Самостоятельная работа для детей 2 класса крайне сложна. Поэтому проводится предварительная работа. Сначала дети знакомятся с содержанием сказки «Теремок», которое сопровождается показом иллюстраций.
Затем разбирается каждая фигурка героев сказки: лягушки, зайца, лисы, волка, медведя.
У детей на столах набор геометрических фигур.
Учитель спрашивает: «Какой формы голова у лягушки?»
Дети называют овал и находят его в своих наборах. Выкладывают на лист картона. Аналогично называют и выкладывают форму туловища, лапок, глаз.
Получается изображение фигурки лягушки. Затем по вопросам дети называют все геометрические фигуры, из которых выложили лягушку.
В конце работы они сравнивают свою фигурку с готовым изображением лягушки из геометрических форм (на доске).
На уроке дети работают в парах (сильный - слабый ученик). Если нет пары для слабого ученика, то ему даётся посильное задание: «Дополни фигурку лягушки». Например, у неё могут отсутствовать нижние лапки или глаза.
Когда будут готовы все персонажи, то можно инсценировать сказку «Теремок», используя работы-аппликации детей.
Конструирование из геометрических фигур — универсальное занятие, способное увлечь мальчишек и девчонок младшего школьного возраста. Уровень сложности заданий должен расти вместе с ребёнком.
Юных творцов в составлении изображений из плоских геометрических фигурок привлекает возможность реализовать интересные образы, дать выход своим фантазиям. Некоторые ребята справляются с творческими заданиями, без представленного образца складывая из имеющихся деталей порой невероятно интересные схемы.
Детям нравится работа с чёткими формами. Они с удовольствием выполняют словесные алгоритмы и радуются, получив осязаемый результат, визуализацию своего труда. Получается, что можно заложить элементарные конструктивные навыки уже в 7-9лет.
ОГБОУ «Рязанская школа – интернат»
Доклад на МО учителей начальных классов
«Развитие зрительного восприятия у обучающихся с ОВЗ (вариант 9.1.) через конструирование плоских геометрических фигур на уроках математики во2 классе»
Учитель начальных
классов
Кузнецова Н.Н.
2023 – 2024 уч.год
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.