Тема доклада на МО начальных классов «Развитие зрительного восприятия у обучающихся с ОВЗ (вариант 9.1.) через конструирование плоских геометрических фигур на уроках математики во 2 классе»
Оценка 5

Тема доклада на МО начальных классов «Развитие зрительного восприятия у обучающихся с ОВЗ (вариант 9.1.) через конструирование плоских геометрических фигур на уроках математики во 2 классе»

Оценка 5
doc
09.09.2024
Тема доклада на МО начальных классов «Развитие зрительного восприятия у обучающихся с ОВЗ (вариант 9.1.) через конструирование плоских геометрических фигур на уроках математики во 2 классе»
КОНСТРУИРОВАНИЕ.doc

 

Тема доклада на МО начальных классов

«Развитие зрительного восприятия у обучающихся с ОВЗ (вариант 9.1.) через конструирование плоских геометрических фигур на уроках математики во2 классе»

Составление разнообразных конструкций (орнаментов, простых изображений или даже целых сюжетных картин) из плоских геометрических фигур — эффективный ключ к всестороннему развитию. Конструирование из плоских геометрических фигур:

знакомит с геометрическими фигурами,

расширяет и закрепляет знания по этой теме;

создаёт благоприятные условия для усвоения понятий «цвет», «форма», «размер»;

развивает пространственное, абстрактное и образное мышление;

зрительное восприятие;

стимулирует воображение;

способствует развитию речи;

тренирует мелкую моторику;

улучшает зрительно-моторную координацию.

Во втором классе обучающиеся продолжили изучение плоских геометрических фигур. Началось всё с повторения. Дети были знакомы уже с плоскими геометрическими фигурами, чертили их с помощью трафаретов, шаблонов на уроках математики, ручного труда, рисования.

Различные дидактические игры с плоскими геометрическими фигурами способствовали развитию зрительного восприятия.

Для этого дети чертили различные геометрические фигуры, разрезали их (с помощью учителя). Некоторые фигуры убирали в индивидуальные конверты, а часть фигур использовали в дидактических играх.

Например, «Собери фигуру» Фигуры (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник) разрезаны на крупные части, которые надо собрать.

Дидактическая игра «Продолжи цепочку»

По образцу выложи в определённом порядке геометрические фигуры (например: красный круг, зелёный треугольник), назови фигуры.

"Распознавание по форме"

Развитие внимания, зрительного восприятия.

 Перемешать геометрические фигуры и предложить ребенку отобрать фигуры определенной формы (например, только круг или только квадрат и т. д.)

Дидактическая игра "Какая фигура исчезла? "

На доске прикреплены карточки с изображением геометрических фигур. Вызванному ребенку надо внимательно рассмотреть картинки и стараться их запомнить, затем отвернуться, учитель прячет одну фигуру. Ребенок поворачивается к доске и пытается узнать какая из фигур исчезла, угадав фигуру, произносит ее название и описывает ее.

Дидактическая игра «Найди и назови»

На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Учитель просит показать различные геометрические фигуры, например, большой жёлтый круг, маленький синий квадрат и т. д.

Дидактическая игра «Посмотри вокруг» помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы. Учитель предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов, и т. д.

Эти и многие другие дидактические игры готовили обучающихся  к навыкам конструирования на уроках математики с помощью плоских геометрических фигур.

Обучение конструированию проводилось разными способами:

повторить по образцу,

выполнить по словесному описанию,

переход к самостоятельной работе.

Сначала предлагалось определённое количество геометрических фигур.

Задание такое: составьте по образцу домик  из фигур, которые лежат у вас на парте (карточка с домиком есть у каждого). Затем происходит анализ.

Сколько фигур использовали?  Какие фигуры использовали?  Какая фигура находится сверху, снизу?  

 Можно сказать, что мы конструировали домик из геометрических фигур?   (Да, мы  составили домик из квадрата и треугольника).

Аналогично по карточке-образцу выкладывались детьми  различные предметы (домик, ёлка, цветок, гриб, кораблик, тележка, снеговик и др.)                                                          

Далее предлагалось выполнить изображение предмета по словесному описанию:

 «Сделай ёлочку из трёх треугольников и прямоугольника. Расположи треугольники вертикально так, чтобы один был под другим. Прямоугольник расположи под нижним треугольником».

«Собери снеговика из трёх кругов и четырёх овалов. Внизу картонного листа расположи большой круг, на него сверху (касаясь одним краем) положи средний круг, затем маленький круг. Два длинных овала расположи на среднем круге (справа и слева). Два коротких овала расположи внизу большого круга».

 Чтобы получить цветочек можно использовать любые фигуры из  набора.                                                                   

Когда обучающийся самостоятельно или с помощью учителя справится с заданием, обсудите, фигуры какого цвета и размера он использовал. Попросите юного конструктора обосновать свой выбор.                                                                                                                                        В младшем школьном возрасте дети способны создавать из геометрических фигур целые сюжетные картины. Предложите школьнику смастерить своими руками оригинальную поздравительную открытку, украсив её аппликацией из геометрических фигур.                                                                                              Лучший способ научить ребёнка — показать хороший пример. Если вы хотите, чтобы ваши ученики были увлечёнными и смышлёными, смело фантазируйте, придумывая для них интересные задания с геометрическим конструктором.

Например, «Играем в сказку».

Учитель выкладывает фигуру на доске и ждёт пока ребёнок её скопирует. Сказка 1. Жили в лесу белочка и лиса (берём картинки зверей разного размера). Выставляете картинки или игрушки на некотором расстоянии от места работы. У белочки дом был маленький. Выкладываем на глазах у ребёнка из своего набора картинку. Ребёнку надо скопировать образец. У лисички – большой (аналогично выкладываем). Около дома белочки росла маленькая ёлочка. (ёлка из 2 треугольников). Рядом с лисичкиным домом  – большая ёлка. (из 3-4 треугольников).  Вопросы к детям.                                                                       Чем отличается белочкин домик от домика лисы?                                                                    Почему лисичке надо строить большой дом? (Потому что она большая и в маленький домик не поместится).                                                                                                                     Сказка 2. На следующем уроке лисичку заменяем другой зверушкой, например, зайкой. Конструируем следующую сказку. Зайка жил в лесу. У него был маленький домик. У зайки была машина, на которой он любил кататься и ездить по лесу. Однажды к зайке прибежал бурундук в гости. Смотрит зайчик, у него пустой холодильник. Нечем друга угостить. Поехал зайка в магазин. Ехал он мимо больших и маленьких ёлок. Купил зайка пряников, баранок да орешков и домой отправился.                                                                       Дети строят дом.                                                                                                                    Если не помнят, снова сложите образец из набора геометрических фигур, а дети пусть скопирует. Постройте машинку и дождитесь, пока дети её скопирует. Поехал зайка на машине. Сложим большой магазин и дорогу к нему. Попросите их показать, в какую сторону направится машинка. А куда ей ехать с покупками? (пусть покажут). Покажи большой дом, маленький домик. Большую и маленькую ёлочку.                                                                                                                                                                      Конструирование продолжаем на следующем уроке, заменяем зверушек на собачку и котика, хомячка и черепашку и др. Выполняем одно условие: чтобы новая пара была разного размера (большой - маленький). Дальше работает только фантазия. На каждом уроке следует продолжение сказки, конструирование новых предметов с последующим анализом.                                                                                          На следующем уроке продолжение следует.                                                                                                                Сказка 3. Решили звери отправиться в путешествие. На машинке доехали до вокзала. Сели в поезд и поехали к морю. На море их ждал пароход. Несколько дней плавали они на пароходе, а потом обратно полетели на самолёте.  (Конструируем машинку, поезд, пароход, самолёт).                                                                                                                     Примерно так в сказке и действиях можно заложить элементарные конструктивные навыки уже в начальных классах. Можно придумывать вместе с детьми сказки, рассказы, уже без опоры на образец.

Когда дети приобретут опыт в конструировании, можно дать самостоятельное задание. Используются как отдельные предметы, так и сюжеты сказок, например «Теремок», «Маша и медведь», Колобок» и др.

Самостоятельная работа для детей 2 класса крайне сложна. Поэтому проводится предварительная работа. Сначала дети знакомятся с содержанием сказки «Теремок», которое сопровождается показом иллюстраций.

Затем разбирается каждая фигурка героев сказки: лягушки, зайца, лисы, волка, медведя.

У детей на столах набор геометрических фигур.

Учитель спрашивает: «Какой формы голова у лягушки?»

Дети называют овал и находят его в своих наборах. Выкладывают на лист картона. Аналогично называют и выкладывают форму туловища, лапок, глаз.

 Получается изображение фигурки лягушки. Затем по вопросам дети называют все геометрические фигуры, из которых выложили лягушку.

В конце работы они сравнивают свою фигурку с готовым изображением лягушки из геометрических форм (на доске).

На уроке дети работают в парах (сильный - слабый ученик). Если нет пары для слабого ученика, то ему даётся посильное задание: «Дополни фигурку лягушки». Например, у неё могут отсутствовать нижние лапки или глаза.

Когда будут готовы все персонажи, то можно инсценировать сказку «Теремок», используя работы-аппликации детей.

Конструирование из геометрических фигур — универсальное занятие, способное увлечь мальчишек и девчонок младшего школьного возраста. Уровень сложности заданий должен расти вместе с ребёнком.

Юных творцов в составлении изображений из плоских геометрических фигурок привлекает возможность реализовать интересные образы, дать выход своим фантазиям. Некоторые ребята справляются с творческими заданиями, без представленного образца складывая из имеющихся деталей порой невероятно интересные схемы.

Детям нравится работа с чёткими формами. Они с удовольствием выполняют словесные алгоритмы и радуются, получив осязаемый результат, визуализацию своего труда. Получается, что можно заложить элементарные конструктивные навыки уже в 7-9лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГБОУ «Рязанская школа – интернат»

 

 

 

 

 

Доклад на МО учителей начальных классов

 

«Развитие зрительного восприятия у обучающихся с ОВЗ (вариант 9.1.) через конструирование плоских геометрических фигур на уроках математики во2 классе»

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

                                                                       

 

 

 

Учитель начальных

                                                                          классов

                                                                                       Кузнецова Н.Н.

 

 

 

2023 – 2024 уч.год


Скачано с www.znanio.ru

Тема доклада на МО начальных классов «Развитие зрительного восприятия у обучающихся с

Тема доклада на МО начальных классов «Развитие зрительного восприятия у обучающихся с

На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера

На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера

Например, «Играем в сказку» .

Например, «Играем в сказку» .

Затем разбирается каждая фигурка героев сказки: лягушки, зайца, лисы, волка, медведя

Затем разбирается каждая фигурка героев сказки: лягушки, зайца, лисы, волка, медведя

ОГБОУ «Рязанская школа – интернат»

ОГБОУ «Рязанская школа – интернат»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.09.2024