Тема: Е.А.Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..»
Цель: познакомить с жизнью и творчеством Е.А. Баратынского; учить видеть прекрасное с помощью поэзии; воспитывать любовь к природе, внимательное отношение к ней; развивать, речь, память, воображение.
Оборудование: портрет и выставка книг Е.А. Баратынского; презентация к уроку; аудиозапись стихотворения; учебник: Климанова Л.Ф. «Литературное чтение », часть1. М. Просвещение, 2013 г.; видео физкультминутки.
ХОД УРОКА.
I. Самоопределение к деятельности.
Вот звонок нам дал сигнал:
поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
II. Проверка д/з.
III.Актуализация знаний.
1)Речевая разминка.
- Прочитайте текст скороговорки медленно.
У чибиса – чудеса
Чьи леса? Чья лиса?
Чьи вы сами? Чьи вы сами?
С лисами, с весной?
С лесами? С чибисами?
С чудесами?
- Теперь побыстрее, а затем быстро.
2) Постановка учебной задачи.
- Ребята, я вам буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать. И попробовать определить тему нашего урока.
Пробивался сквозь снежок,
Удивительный росток.
Самый первый, самый нежный,
Самый бархатный цветок!
(Подснежник)
Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
(Весна)
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеёк)
- О чём эти загадки?
-Нравится ли вам весна? Почему?
- Что вам весной особенно нравится?
– Вспомните, как наступает весна. Какие изменения происходят в природе?
- А какое сейчас время года?
- Давай те сравним эти времена года?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
- Сегодня мы будем читать стихи, посвященные этим временам года. А написал их Евгений Абрамович Баратынский.
IV.Работа по теме урока.
Знакомство с жизнью и творчеством Е.А. Баратынского.
Евгений Абрамович Баратынский родился 2 марта 1800 г. в имении Мара Тамбовской губернии. Сын отставного генерал-лейтенанта из ближайшего окружения императора Павла I и бывшей фрейлины императрицы Марии Федоровны. Мальчика отдали в Пажеский корпус, а в 1819 г. Баратынский поступил рядовым в лейб-гвардии Егерский полк.
Он часто бывал в Петербурге, где познакомился с молодыми поэтами А.А. Дельвигом, В.К. Кюхельбекером, А.С. Пушкиным. Скоро он стал известен как мастер элегий, в которых ему удалось удивительно самобытно и свежо передать собственные душевные порывы, напряженные раздумья. Оценка, данная Баратынскому Пушкиным: «...оригинален, ибо мыслит».
В 1825 г. Баратынский получил чин прапорщика, а через год вышел в отставку и поселился в Москве. После женитьбы (1826) он обрел семейное счастье.
В 1843 г. вместе с семьей Баратынский отправился в длительное путешествие по Европе. 11 июля 1844 г. он умер в Неаполе от приступа лихорадки. Его похоронили в Петербурге на Тихвинском кладбище Алексйндро- Невской лавры.
V.Продолжение работы по теме урока.
1. Первичное восприятие стихотворения "Весна, весна!..."
- Сядьте правильно, мы сейчас прослушаем аудиозапись стихотворения. (сопровождается презентацией)
2. Вторичное восприятие стихотворения. (Чтение про себя)
- - Теперь прочитайте стихотворение самостоятельно(стр. 143).Отметьте непонятные слова.
3. Словарная работа. (Работа в паре.)
- У вас на парте лежат листочки со словами и их значения. Вам нужно установить соответствие между словами и значениями.
Лазурь – синева, синий цвет.
Торжествующий – одержащий победу.
Древа обнажены – голые деревья.
Ветхий- старый.
Душист – ароматен, с приятным запахом.
Взвился – быстро взлетел, поднялся.
Незримый – невидимый.
Заздравный – приветственный.
Гимн – хвалебная песнь.
Ясен – чист, прозрачен.
Хребет – гребень волны.
- Давайте выслушаем три пары, как они справились с заданием.
- Теперь проверим себя по слайду.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
4. Работа по содержанию.
(Стихотворение читает хорошо читающий учащийся.)
- Какие чувства переполняют поэта? Почему? (Чувство торжества, обновления, чистоты, новизны, т.к. природа просыпается и все меняется.)
- Какими приемами автор выражает свой восторг? (Много восклицательных предложений, много красочных эпитетов.)
- Назовите тему стихотворения? (Автор пытается передать всю красоту природы.)
- Что является основной мыслью произведения?
- Автор пытается с неповторимой нежностью и трепетностью передать всё красоту, всю необыкновенность этого момента – это и является основной мыслью произведения. Здесь всё живое, всё дышит и поёт. Каждая травинка и листик здесь оживают, радуются приходу весны: « Летают облака!», «Шумят ручьи! Блестят ручьи!». Понять настроения и чувства поэта довольно просто, стоит лишь вчитаться.
5. Выразительное чтение стихотворения.
Работа в группах.
- Каждый участник группы должен прочитать стихотворение выразительно. Вы выбираете одного участника, который выйдет к доске и прочитает стихотворение выразительно. (К доске выходит один участник группы с учебником и читает выразительно стихотворение.)
-Давайте послушаем несколько человек и определим, у кого выразительное чтение получилось лучше?
VI. Работа над стихотворением «Где сладкий шепот...»
1. Чтение стихотворение учителем.
-Кому понравилось это стихотворение? Что понравилось?
-Какое настроение возникло у вас? (Ученики говорят о своём настроении.)
2. Самостоятельное чтение стихотворения.
-Перечитайте стихотворение. В стихотворении встречаются слова, значения которых могут быть непонятны, подчеркните их аккуратно карандашом.
3. Словарная работа. (слайд)
Ропот – неясный шум, неясные, негромкие звуки.
Дол – долина – удлинённая впадина.
Неметь – терять дар речи.
Цепенеть – становиться неподвижным, замирать под влиянием сильного чувства.
Мгла – непрозрачный воздух (то тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек).
4. Анализ стихотворения.
- Какие картины предстают?- С каким чувством поэт говорит о зиме? Докажи словами из текста.
- О чём думает, вспоминает, тоскует поэт зимой? Прочитай.
- Можно ли читать это стихотворение так же, как предыдущее?
— Подберите синонимы к словам «ропот», «бушует». (Недовольство; неистовствует, бесчинствует.)— Подберите антонимы к словам «немеет», «кроет». (Оживает; срывает.)
- Найдите в тексте эпитеты и олицетворение.
Эпитеты: сладкий, голы, ледяной, злой, седой.
Олицетворение: немеет, цепенеет.
(Работа по вопросам и заданиям на с. 144 учебника.)
5. Выразительное чтение учащимися.
Вывод: Стихотворения передают состояние души поэта. Пейзаж и мир поэта сливаются в одно целое.
VII.Итог урока.
-С творчеством какого писателя познакомились на уроке?
-Что запомнили об авторе?
- Выберите один из смайликов, который больше подходит к вам. (слайд)
Домашнее задание.
- Подготовить выразительное чтение стихотворений с.143-144.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.