Тема: Е.А.Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по чтению для 4 класса. Тема: Е.А.Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..»
Иконка файла материала Баратынский.docx

Тема: Е.А.Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..»

Цель: познакомить с жизнью и творчеством Е.А. Баратынского; учить видеть прекрасное с помощью поэзии; воспитывать любовь к природе, внимательное отношение к ней; развивать, речь, память, воображение.

  • Задачи- дать представление о картинах наступления весны, связывая чтение с непосредственными наблюдениями;совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения; обогащать словарный запас, развивать образное мышление, творчество, воображение, навыки наблюдения, сравнения.
  • развивать эмоциональную сферу детей, умение видеть прекрасное в поэзии;
  • воспитывать любовь к природе.

 

Оборудование: портрет и выставка книг Е.А. Баратынского; презентация к уроку; аудиозапись стихотворения; учебник: Климанова Л.Ф. «Литературное чтение », часть1. М. Просвещение, 2013 г.; видео физкультминутки.

ХОД УРОКА.

I. Самоопределение к деятельности.

Вот звонок нам дал сигнал: 
поработать час настал. 
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

II. Проверка д/з.

 

 

III.Актуализация знаний.

 

1)Речевая разминка.

- Прочитайте текст скороговорки медленно.

У чибиса – чудеса

Чьи леса? Чья лиса?

Чьи вы сами? Чьи вы сами?

С лисами, с весной?

С лесами? С чибисами?

С чудесами?

- Теперь побыстрее, а затем быстро.

2) Постановка учебной задачи.

- Ребята, я вам буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать. И попробовать определить тему нашего урока.

 

Пробивался сквозь снежок,

Удивительный росток.

Самый первый, самый нежный,

Самый бархатный цветок!

(Подснежник)

 

Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идёт на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку.

(Весна)

 

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(Ручеёк)

 

- О чём эти загадки?

-Нравится ли вам весна? Почему?

- Что вам весной особенно нравится?

– Вспомните, как наступает весна. Какие изменения происходят в природе?

- А какое сейчас время года?

- Давай те сравним эти времена года?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- Сегодня мы будем читать стихи, посвященные этим временам года. А написал их Евгений Абрамович Баратынский.

IV.Работа по теме урока.

Знакомство с жизнью и творчеством Е.А. Баратынского.

 

Евгений Абрамович Баратынский родился 2 марта 1800 г. в имении Мара Тамбовской губернии. Сын отставного генерал-лейтенанта из ближайшего окружения императора Павла I и бывшей фрейлины императрицы Марии Федоровны. Мальчика отдали в Пажеский корпус, а в 1819 г. Баратынский поступил рядовым в лейб-гвардии Егерский полк.

Он часто бывал в Петербурге, где познакомился с молодыми поэтами А.А. Дельвигом, В.К. Кюхельбекером, А.С. Пушкиным. Скоро он стал известен как мастер элегий, в которых ему удалось удивительно самобытно и свежо передать собственные душевные порывы, напряженные раздумья. Оценка, данная Баратынскому Пушкиным: «...оригинален, ибо мыслит».

В 1825 г. Баратынский получил чин прапорщика, а через год вышел в отставку и поселился в Москве. После женитьбы (1826) он обрел семейное счастье.

В 1843 г. вместе с семьей Баратынский отправился в длительное путешествие по Европе. 11 июля 1844 г. он умер в Неаполе от приступа лихорадки. Его похоронили в Петербурге на Тихвинском кладбище Алексйндро- Невской лавры.

 

V.Продолжение работы по теме урока.

1. Первичное восприятие стихотворения "Весна, весна!..."

- Сядьте правильно, мы сейчас прослушаем аудиозапись стихотворения. (сопровождается презентацией)



2. Вторичное восприятие стихотворения. (Чтение про себя)

- - Теперь прочитайте стихотворение самостоятельно(стр. 143).Отметьте непонятные слова.

3. Словарная работа. (Работа в паре.)

- У вас на парте лежат листочки со словами и их значения. Вам нужно установить соответствие между словами и значениями.



Лазурь – синева, синий цвет.

Торжествующий – одержащий победу.

Древа обнажены – голые деревья.

Ветхий- старый.

Душист – ароматен, с приятным запахом.

Взвился – быстро взлетел, поднялся.

Незримый – невидимый.

Заздравный – приветственный.

Гимн – хвалебная песнь.

Ясен – чист, прозрачен.

Хребет – гребень волны.



- Давайте выслушаем три пары, как они справились с заданием.

- Теперь проверим себя по слайду.



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.



4. Работа по содержанию.

(Стихотворение читает хорошо читающий учащийся.)

- Какие чувства переполняют поэта? Почему? (Чувство торжества, обновления, чистоты, новизны, т.к. природа просыпается и все меняется.)

- Какими приемами автор выражает свой восторг? (Много восклицательных предложений, много красочных эпитетов.)

- Назовите тему стихотворения? (Автор пытается передать всю красоту природы.)

- Что является основной мыслью произведения?

- Автор пытается с неповторимой нежностью и трепетностью передать всё красоту, всю необыкновенность этого момента – это и является основной мыслью произведения. Здесь всё живое, всё дышит и поёт. Каждая травинка и листик здесь оживают, радуются приходу весны: « Летают облака!», «Шумят ручьи! Блестят ручьи!». Понять настроения и чувства поэта довольно просто, стоит лишь вчитаться.

5. Выразительное чтение стихотворения.

Работа в группах.

- Каждый участник группы должен прочитать стихотворение выразительно. Вы выбираете одного участника, который выйдет к доске и прочитает стихотворение выразительно. (К доске выходит один участник группы с учебником и читает выразительно стихотворение.)

-Давайте послушаем несколько человек и определим, у кого выразительное чтение получилось лучше?

VI. Работа над стихотворением «Где сладкий шепот...»

1. Чтение стихотворение учителем.

-Кому понравилось это стихотворение? Что понравилось?

-Какое настроение возникло у вас? (Ученики говорят о своём настроении.)

2. Самостоятельное чтение стихотворения.

-Перечитайте стихотворение. В стихотворении встречаются слова, значения которых могут быть непонятны, подчеркните их аккуратно карандашом.

3. Словарная работа. (слайд)

Ропот – неясный шум, неясные, негромкие звуки.

Дол – долина – удлинённая впадина.

Неметь – терять дар речи.

Цепенеть – становиться неподвижным, замирать под влиянием сильного чувства.

Мгла – непрозрачный воздух (то тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек).

4. Анализ стихотворения.

- Какие картины предстают?- С каким чувством поэт говорит о зиме? Докажи словами из текста.

- О чём думает, вспоминает, тоскует поэт зимой? Прочитай.

- Можно ли читать это стихотворение так же, как предыдущее?

— Подберите синонимы к словам «ропот», «бушует». (Недовольство; неистовствует, бесчинствует.)— Подберите антонимы к словам «немеет», «кроет». (Оживает; срывает.)

- Найдите в тексте эпитеты и олицетворение.

Эпитеты: сладкий, голы, ледяной, злой, седой.

Олицетворение: немеет, цепенеет.

(Работа по вопросам и заданиям на с. 144 учебника.)

5. Выразительное чтение учащимися.

Вывод: Стихотворения передают состояние души поэта. Пейзаж и мир поэта сливаются в одно целое.

VII.Итог урока.

-С творчеством какого писателя познакомились на уроке?

-Что запомнили об авторе?

- Выберите один из смайликов, который больше подходит к вам. (слайд)

Домашнее задание.

- Подготовить выразительное чтение стихотворений с.143-144.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/03a5/0013781c-28d1bafb/img33.jpg