Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей младшего школьного возраста с ОВЗ ».
Оценка 4.8

Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей младшего школьного возраста с ОВЗ ».

Оценка 4.8
docx
21.07.2022
Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей младшего школьного возраста с ОВЗ ».
Документ.docx

Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей младшего школьного возраста с ОВЗ ».

Цель: Воспитывать доброжелательные отношения к товарищам. Систематизировать и обобщать правила культуры общения со сверстниками и взрослыми.

Задачи:  

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, обогащать словарь детей «вежливыми » словами.

Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Стандарт общего образования учащихся с ОВЗ обеспечивает формирование личности с учетом их особых образовательных потребностей, на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и базовых умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.), а также простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка. Интерес к проблеме формирования культуры поведения обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Перед образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств.

Таким образом, воспитание норм культуры поведения, культуры общения, формирование навыков самообслуживания позволяет обеспечить детям с ОВЗ полноценную социальную адаптацию в обществе.

В своей работе я ставлю следующие задачи по формированию культуры общения  у детей с ОВЗ:

·         формировать навыки культуры общения в повседневной жизни;

·         учить видеть свои недостатки в общении и уметь их исправлять;

·         познакомить с правилами культуры общения;

·         воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;

·         научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей.

При планировании работы я  опираюсь  на такие принципы формирования культуры общения у детей с ОВЗ как:

·         Системность.

·         Опора на положительное.

·         Гуманизация воспитательного процесса.

·         Личностно- деятельный подход.

·         Единство воспитательных воздействий.

Для работы с учащимися с ОВЗ в начальном звене школы-интерната отбираются такие формы работы как:

1.    Индивидуальные (беседа, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

Создание культурных привычек начинайте с воспитания аккуратности и чистоплотности. Воспитанники учатся одеваться, застилать свою кровать, поддерживать вокруг себя порядок, чистоту, помогать в уборке классной комнаты. Культура еды, умение культурно принимать пищу – один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, не пачкать одежду во время еды – всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.

Воспитание культуры поведения в начальной школе направленно на побуждение воспитанника к максимальной самостоятельности в выполнении правил личной гигиены, чтобы навыки и умения личной опрятности, аккуратности, культуры еды переросли в потребность, чтобы чистоплотность стала свойством личности. Мною всегда подчёркивается социальное значение правил аккуратности, а их выполнение – это признак уважения к близким, знакомым, вообще к окружающим.

2.Коллективные (коллективные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, экскурсии, соревнования и др.).

Формирование навыков культурного поведения в школе-интернате предполагает использование следующих коллективных методов в процессе проведения занятий:

1. Разъяснение, разбор подобных ситуаций из книг, фильмов;

2. Пример правильного поведения других детей;

3. Специальные игры, в которых ребёнок тренируется в выборе правильных способов поведения.

4. Организация коллективного труда, который направлен на организацию совместного общения учащихся начальных классов, на формирование умения согласовывать свои действия, умение договариваться и быть взаимовежливыми.

5. Проведение коллективных экскурсий. Тематика таких экскурсий разная: библиотека, воинские памятники, прогулка по осеннему парку. Особенностью таких экскурсий является объединение воспитанников разного возраста. Участие детей с ОВЗ начального звена позволяет научиться общению и культурному поведению не только со сверстниками, но и со старшими детьми. Что в последствии позволяет детям с ОВЗ успешно адаптироваться в социуме.

6. Организация встреч с интересными людьми. Например, с ветеранами Великой отечественной войны.

Цель таких мероприятий- не только расширить кругозор особенных детей, но и сформировать представление о культуре поведения с людьми пожилого возраста, воспитывать чувство уважения к людям, восстановившим разрушенные во время Великой Отечественной войны.

Дети с волнением ждут таких встреч - готовят подарки своими руками, учат стихи о войне, разучивают песни.

На таких встречах они учится сопереживать. Все это для таких особенных детей - основы культуры поведения, которую мы стараемся закладывать с начального звена.

7. Встреча с представителями различных профессий- это подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности с младшего школьного возраста по одной из рабочих профессий в условиях современного производства, то есть социально-трудовая адаптация

Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения. Поэтому включены темы этических занятий: «Твой внешний вид», «Ленивые не бывают аккуратными», «Беседы о тактичном и бестактном поведении», «Правила поведения в столовой, на прогулке, в школе, в библиотеке», «Ты и твои друзья», «Чтение стихов о дружбе», «Чтобы дружно жить, дружбой надо дорожить», «Всё о вежливости», «О поступках плохих и хороших» и т.д. Содержание этих занятий направлено на формирование дружеских взаимоотношений, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться взрослым и установленным нормам поведения, в своих поступках следовать примеру хороших людей.

Учащиеся начального звена открыты для новых знаний. Все проявления культуры поведения объясняются на конкретных примерах. Осознав ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становится для них нормой поведения.

 

 

 

Чтобы сформировать правильные отношения в обществе, наладить систему взаимодействия с окружающими людьми, требуется формирование навыков построения коммуникативных связей, которые целесообразно развивать с раннего детства. Это положительно скажется на социальной адаптации детской личности и усвоении ею основных ценностных ориентаций.

 Культура общения предполагает развитые способности следования ребенком правилам и нормам взаимодействия со сверстниками, взрослыми, родственниками, друзьями. Такое взаимодействие базируется на формировании доброжелательности, уважительного отношения к своей личности и личностям других людей, привитии навыков вежливого поведения в быту, трудовой, общественной деятельности.

Составные элементы культуры общения школьников

Формирование культуры общения предполагает ознакомление ребенка с поведением, которое считается недопустимым в обществе, нарушает права и свободы окружающих людей, не уважает их чувства и желания. Проявление уважительного отношения к окружающим людям, естественные манеры поведения, простота во взаимоотношениях, проявление положительных эмоций, реальных чувств характеризует такое значимое качество для любого человека и детской личности, как общительность. Одним из значимых разделов культуры общения является формирование культуры речи. Ее воспитание не менее значимо, чем иные направления развития культуры общения и культуры деятельности. Ее развитие включает формирование у ребенка школьного возраста обширного словарного запаса, способности говорить грамотно и лаконично выражать свои мысли, подбирать интонацию и тон, соответствующий речевому ритму и содержанию. Важно обучать ребенка с ранних лет навыкам построения простых речевых обращений, приветствиям и прощаниям, вежливому обращению к старшим, произношению в нормальном темпе, предотвратить растягивание им слов и слишком быстрое, неразборчивое произношение.

Помимо этого, формирование речевой культуры предполагает:

Обучение ребенка навыкам слушания собеседника, понимания сути того, что он говорит; Формирование умения спокойного ведения беседы: визуальный контакт, спокойное поведение во время разговора;

 Развитие этикета общения – образца, идеала поведения в процессе построения коммуникативных связей;

Навыки построения диалогов между детьми, между ребенком и взрослым, между ребенком и родителем и т.д.;

Ознакомление с особенностями построения взаимоотношений между детьми и между взрослыми.

Наряду с культурой речи, культура общения предполагает развитие основных личностных качеств, характеризующих нравственные начала личности, которые хотят видеть взрослые в детях. К ним относится:

 Вежливость – на ней основывается построение людских взаимоотношений. Она базируется на искреннем и доброжелательном отношении к окружающим людям;

Деликатность – способность не нарушать личное пространство окружающих и доставлять им неудобство своими действиями и поступками;

 Скромность – проявление чуткости и уважения к окружающим людям, повышенная требовательность к собственной личности.

 Эти нравственные качества лежат в основе еще одного важного компонента культуры общения – культуры взаимоотношений. Она предполагает привитие школьникам навыков и способов построения положительных социальных контактов в различных сферах жизнедеятельности. Способность к построению и налаживанию социальных контактов упрощает процесс социальной адаптации и помогает ребенку развить навыки общения со сверстниками, со взрослыми в различных направлениях деятельности.

Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских  контактов. Приобретение навыков социального  взаимодействия с группой сверстников  и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе . С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми младшего школьного возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью [ Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе. Новая социальная ситуация и новые правила поведения приводят к тому, что в первый год обучения повышается уровень конформности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую группу. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу .  Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебного процесса. Он способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе. Поэтому при проведении социометрических замеров можно обнаружить, что среди предпочитаемых часто оказываются дети, которые хорошо учатся, которых хвалит и выделяет учитель.

     Ко  II и III классу личность учителя становится менее значимой, но зато связи с одноклассниками становятся более тесными и дифференцированными.         Обычно дети начинают общаться по симпатиям, общности каких-либо интересов. Немалую роль играет и близость их места жительства и половых признаках.          Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием… Сознание младших школьников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным качествам личности

 Именно в младшем школьном возрасте появляется социально-психологический феномен дружбы как индивидуально-избирательных глубоких межличностных отношений детей, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. В этом возрасте наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных . По степени эмоционального вовлечения общения ребенка со сверстниками, оно может быть товарищеским и приятельскими. Товарищеское общение - эмоционально менее глубокое общение ребенка, реализуется в основном в классе и преимущественно со своим полом. Приятельское - как в классе, так и вне его и тоже в основном со своим полом, только 8% мальчиков и 9% девочек с противоположным полом. Взаимоотношения мальчиков и девочек в младших классах носят стихийный характер.         Основными показателями гуманистических отношений между мальчиками и девочками являются симпатия, товарищество, дружба. При их развитии возникает стремление к общению. Личная дружба в младшей школе устанавливается весьма редко по сравнению с личным товариществом и симпатией. В этих процессах большая роль принадлежит учителю.           Таким образом, можно сделать вывод о том, что межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства,. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.Ученики по-разному относятся к своим товарищам: одних одноклассников ученик выбирает, других не выбирает, третьих отвергает; отношение к одним устойчиво, к другим не устойчиво.     В каждом классе для каждого ученика существует три круга общения. В первом круге общения находятся те одноклассники, которые являются для ребенка объектом постоянных устойчивых выборов. Это ученики, к которым он испытывает устойчивую симпатию, эмоциональное тяготение. Среди них есть те, кто в свою очередь симпатизирует данному школьнику. Тогда их объединяет взаимная связь. У некоторых учеников вообще может не быть ни одного товарища, к которому он испытывал бы устойчивую симпатию, то есть, у этого ученика нет в классе первого круга желаемого общения. Понятие первого круга общения включает в себя как частный случай и группировку. Группировку составляют ученики, которых объединяет взаимная связь, то есть те, кто входит в первый круг общения друг с другом.  Все одноклассники, к которым ученик испытывает большую или меньшую симпатию, составляют второй круг его общения в классе. Психологической основой первичного коллектива становится такая часть общего коллектива, где ученики взаимно составляют дуг для друга второй круг желаемого общения.   Эти круги, конечно, не застывшее состояние. Одноклассник, который раньше был для ученика во втором круге общении, может войти в первый, и наоборот. Эти круги общения взаимодействуют и с наиболее широким третьим кругом общения, который включает всех учеников данного класса. Но школьники находятся в личных взаимоотношениях не только с одноклассниками, но и с учениками из других классов.   В начальных классах у ребенка уже есть стремление занять определенное положение в системе личных взаимоотношений и в структуре коллектива. Дети зачастую тяжело переживают несоответствие между притязаниями в этой области и фактическим состоянием .   Система личных отношений в классе складывается у ребенка по мере освоения и школьной действительности. Основу этой системы составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими .          В проявлении и развитии потребности детей в общении, у учеников начальных классов наблюдаются значительные индивидуальные особенности. Можно выделить две группы детей в соответствии с этими особенностями. У одних общение с товарищами в основном ограничивается школой. У других общение с товарищами уже занимает немалое место в жизни.

     Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет труднее. И положение ребенка в структуре личных взаимоотношений со сверстниками также труднее будет исправить. .        На положение ребенка в системе личных взаимоотношений влияет и такой феномен как речевая культура.      Речевая культура общения состоит не только в том, что ребенок правильно произносит и правильно подбирает слова вежливости. Ребенок, обладающий только этими возможностями, может вызвать у сверстников чувство снисходительного превосходства над ним, так как его речь не окрашена наличием у него волевого потенциала, выражаемого в экспрессии, проявляемой уверенности в себе и чувстве собственного достоинства.  Именно усваиваемые и использованные ребенком средства эффективного общения в первую очередь определят отношение к нему окружающих людей. Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Именно в условиях самостоятельного общения ребенок открывает для себя разнообразные стили возможного построения отношений  . Младшие школьники легко поддаются внушению. Для них определяющее значение имеет авторитет педагога, родителей и старших товарищей. Привязанности к товарищам легко возникают и так же легко пропадают. Причины дружбы в этом возрасте бывают чаще всего чисто внешними (сидят за одной партой, вместе играют и т.д.). Для младших школьников характерна большая потребность   в активной двигательной деятельности. Они стремятся использовать любую возможность побегать, попрыгать. Движение неосознанно доставляет им огромную радость. Благодаря движению идет гармоничное формирование органов и систем.  

     Таким образом, в основе развития взаимоотношений  в группе лежит потребность в  общении, и эта потребность изменяется с возрастом. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково. Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых отношений, на которых влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура, индивидуальные нравственные качества. 
 
 
  Планирование пополнения предметно-развивающей среды.

 


Выводы: Анализируя динамику формирования качеств своих воспитанников, я подвела итоги. Дети стали более любознательны, научились дружно играть, договариваться, делиться. Почти все дети способны управлять своим поведением. Дети не забывают использовать вежливые слова, решать конфликты с помощью слов, поправлять друг друга в процессе игры, направляя на хорошие поступки, с удовольствием помогают и старшим, и сверстникам. Рассматривая уже известные им книги, вслух пересказывают сюжет, используя мимику и интонацию.

 

     Изучив  теоретический аспект формирования дружеских отношений у дошкольников и младших школьников, был сделан вывод о том, что дружба в группе детей имеет важную роль, и оказывает значительное влияние на дальнейшие отношения во взрослой жизни.   


 

Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей младшего школьного возраста с

Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей младшего школьного возраста с

В своей работе я ставлю следующие задачи по формированию культуры общения у детей с

В своей работе я ставлю следующие задачи по формированию культуры общения у детей с

Воспитание культуры поведения в начальной школе направленно на побуждение воспитанника к максимальной самостоятельности в выполнении правил личной гигиены, чтобы навыки и умения личной опрятности, аккуратности,…

Воспитание культуры поведения в начальной школе направленно на побуждение воспитанника к максимальной самостоятельности в выполнении правил личной гигиены, чтобы навыки и умения личной опрятности, аккуратности,…

Великой Отечественной войны.

Великой Отечественной войны.

Это положительно скажется на социальной адаптации детской личности и усвоении ею основных ценностных ориентаций

Это положительно скажется на социальной адаптации детской личности и усвоении ею основных ценностных ориентаций

Развитие этикета общения – образца, идеала поведения в процессе построения коммуникативных связей;

Развитие этикета общения – образца, идеала поведения в процессе построения коммуникативных связей;

С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми младшего школьного возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада

С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми младшего школьного возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада

Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных

Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных

Все одноклассники, к которым ученик испытывает большую или меньшую симпатию, составляют второй круг его общения в классе

Все одноклассники, к которым ученик испытывает большую или меньшую симпатию, составляют второй круг его общения в классе

Именно усваиваемые и использованные ребенком средства эффективного общения в первую очередь определят отношение к нему окружающих людей

Именно усваиваемые и использованные ребенком средства эффективного общения в первую очередь определят отношение к нему окружающих людей

Рассматривая уже известные им книги, вслух пересказывают сюжет, используя мимику и интонацию

Рассматривая уже известные им книги, вслух пересказывают сюжет, используя мимику и интонацию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.07.2022