ТЕМА: «ФОРММИРОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»
История – предмет, при изучении которого происходящие события рассматриваются как во времени, так и пространстве. Представление об историческом пространстве относится к важнейшим компонентам исторических знаний. Категория «историческое пространство» является одной из содержательных линий школьных курсов. Она предусматривает изучение исторической карты России и мира в динамике отраженных на карте географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества. Сегодня работе с картой должно быть уделено значительное место, так как карта – это не только источник знаний, но и средство развития критического мышления учащихся. Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории.
Как показывает практика предыдущих лет сдачи ЕГЭ и выполнения задания ВПР, учащиеся показывают не достаточно высокий уровень умения работы с картой. Но я полагаю, что все-таки не столько содержание ЕГЭ, а общественный запрос на образованную личность, умеющую ориентироваться в многогранном современном мире, обуславливает необходимость формирования картографических умений у школьников в процессе обучения.
Проблема: современные цели общего среднего исторического образования и документы, отражающие перспективные цели его модернизации, предопределяют необходимость усиления практической направленности картографической подготовки учащихся.
Цель: создание в процессе преподавания истории условий для формирования картографической грамотности
Задачи:
1. Показать роль и значение исторической карты в процессе обучения истории для понимания учащимися того, что географическая среда оказывает влияние на ход исторического процесса;
2. Использовать различные приемы для совершенствования работы с исторической картой;
3. Выработать и предложить правила и последовательность работы с картографическим материалом в процессе изучения истории.
Прежде, чем приступать к рассмотрению способов формирования и развития картографической грамотности, обратимся к самому понятию «картографическая грамотность». В опоре на слово «грамотность», подразумевающее умение субъекта читать и писать, и к понятию «картографическая грамотность» на первый взгляд можно подойти только с позиции умения «читать» карту. В ФГОС говорится о том, чтобы каждый учащийся был готов использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций. В этом отношении знание географической карты - пример реального использования и применения в жизни картографических знаний. Хорошему знанию карты должно предшествовать ее понимание и умение читать. Понимать - значит, усвоить главные свойства географических карт. Читать - значит уметь распознавать географическую действительность по ее изображению. Знать – значит помнить, ясно представлять по памяти расположения, относительные размеры и форму объектов. Таким образом, первоначально карта является объектом изучения, а затем источником знаний.
Исходя из вышеизложенного, учитель истории может задать закономерные вопросы: какие конкретные умения работы с картой надо формировать у школьников на уроках истории и как это делать наиболее продуктивно, в какой последовательности это необходимо осуществлять и как измерить успешность проводимой работы?
На протяжении урока истории карта выполняет разные функции: она может использоваться в начале урока - как отправной пункт к размышлению, как приглашение учащихся «окунуться» в изучаемую эпоху, четко обозначая территорию, на которой происходило историческое событие. В конце урока карта помогает закрепить материал, изученный на уроке. Карта помогает подвести итог. Сделать вывод, обобщить материал урока. Помогает сориентировать в историческом пространстве.
Самый простой способ работы с картой - показ учителем, в ходе изложения материала, рек, городов, мест сражений. Но надо помнить, что просто показать на карте исторический объект - ничего не даст.
Ученик увидел и сразу же забыл. Необходимо охарактеризовать, привлечь внимание, поработать с картой. Заставить учащихся подумать, решить проблему. Тогда и будет результат.
Преодолению многих трудностей при ориентировании по карте способствует ряд методических приемов.
Полезным методическим приемом в этой работе является «путешествие по карте»: ребятам предлагают двигаться по течению рек, пересекать страны и континенты, плыть в морях и океанах. Например, предлагаю учащимся составить маршрут финикийского купца.
Изготовление «компасов» со сторонами света из бумаги. Вспомогательным способом нахождения и локализации исторического объекта является четкое усвоение сторон горизонта. Регулярное наложение «компасов» способствует преодолению трудностей по определению сторон горизонта и препятствует появлению негативных формулировок в обозначении объекта типа: «выше-ниже», «вправо-влево».
Прием «живой» карты или «оживление» карты. Прикрепление силуэтов, фигурок способствует запоминанию мест исторических событий. Полезно также их передвижение по карте. Например, передвигают фигурку варвара на границе Римской империи, изображение верблюда вдоль Великого Шелкового пути, каравеллу на путях Великих географических открытий. С помощью «живой» карты учитель получает возможность выделить, подчеркнуть нужные элементы исторической карты, сосредоточить внимание школьников на важнейших объектах, облегчая процесс запоминания.
Приём ознакомления с легендой карты. Для понимания роли легенды как опоры в действиях с картой возможен такой вариант ознакомления с условными обозначениями карты: «Карта начинается с легенды – таблички в нижней её части. Познакомьтесь с каждым условным значком легенды, прочитайте его – и вы легко отыщете на карте то, что вам нужно. Вы должны запомнить порядок работы с картой». Ученик не должен беспомощно и бессистемно искать тот или иной нанесённый на карту значок; направлять подобные поиски – задача учителя. При этом следует использовать указания на известные ученику элементы изображённого на карте («Найди Нил, двигайся вниз по течению» или «На какой реке расположен Вавилон?»). Важно, чтобы учитель, предлагая наводящий вопрос, пользовался правильной терминологией («Ищи восточнее Афин» или «Ищи выше по течению Евфрата»). За предварительными поисками следует показ на настенной карте, а также правильное называние найденного (Нил течёт не «тут», а из Эфиопии на север через пустыню в Средиземное море).
Составление легенды карты. Современная методика исходит из того, что меняющиеся в историческом времени легенды вместе с картами лучше усваиваются учениками, если они сами участвуют в их создании. Рисование условных значков ученики выполняют с большим удовольствием. Такая работа приучает детей к мысли, что наличие различных подходов к отображению истории на картах - нормальное явление. В рабочих тетрадях регулярно детям предоставляется такая возможность.
В этом смысле полезны и другие приемы и упражнения. Школьникам предлагаются две одинаковые карты или картосхемы, но с условными знаками разных легенд. Им нужно подписать города, страну, определить время, озаглавить карту. Одинаковые по контурам карты представляют разные экономические процессы, поэтому легенды карт также различны. Работа с ними убеждает детей в разных подходах к составлению легенд.
Прием локализации исторических событий для решения проблемных и творческих заданий. Вот примеры: Объясните, как человек разумный смог освоить землю, «не замочив ног»? Определите с помощью карты, в каких районах земли в качестве денег X-IV тысячи лет тому назад могли использовать: морские раковины, перья экзотических птиц, мешочки с какао-бобами, шкурки пушных зверьков, бруски железа?
Игра «Собери карту». Игра построена по принципу детских кубиков. Раздаточный материал могут подготовить учащиеся по заданию учителя. Разрезается карта атласа (в зависимости от размеров кубиков нужны будут 2 – 3 атласа) и её основные фрагменты наклеиваются на кубики. Возможна работа без кубиков (лучше её проводить в 6 – 7 классах), с разрезанной контурной картой. Цель игры: школьники должны как можно быстрее собрать карту в единое целое. Игра может быть индивидуальной и групповой.
«Найди ошибку». Этот приём можно использовать не только для проверки усвоения учащимися материала, но и при изучении новой темы.
Учитель рисует на доске схему с ошибками. Учащиеся, опираясь на карту, должны за одну минуту найти все ошибки.
Выполнение творческих заданий:
- это составление собственных маршрутов,
- проложение путей,
- прогнозирование хода битв,
- отыскание родины привычных для нас предметов, продуктов питания, одежды и др. Усложняя задания такого типа, можно предложить ребятам объяснить, как эти вещи попали с Востока в Западную Европу, из Европы в Россию, из Америки в Европу.
Например, из Нового Света были завезены в Западную Европу: кукуруза, земляной орех, ананас, фасоль, подсолнух, картофель, помидоры, индейка, ваниль. Можно проследить пути их распространения в Европе. Такую же работу можно провести при изучении Крестовых походов, когда в Европу попали многие виды продуктов, организовать «путешествия» китайского чая и лапши.
«Юные картографы». Пример такого рода деятельности: «Представьте себе, что вы картограф XVI в. Один из заказчиков попросил изготовить для него точную карту Европы, так как он хотел отправить своих людей в Аугсбург и Геную и проложить для них более безопасный путь. Второго заказчика привлекала торговля пряностями, и он попросил выполнить для него такую карту, на которой можно бы было проложить маршрут для экспедиции к островам Тихого и Индийского океанов». Ученикам предлагаются заготовки карт
Работа с контурной картой. В современном преподавании целенаправленное обучение детей умению ориентироваться по карте возможно на основе тренировочных заданий в рабочей тетради. Школьникам предлагаются целые циклы заданий по локализации памятников культуры, мест, связанных с деятельностью исторических лиц, религиозных центров, а также маршруты путешествий и торговых путей.
В представленной ниже таблице показаны примеры заданий для работы с контурной картой. В левом столбце – традиционные задания, которые содержат контурные карты по истории древнего мира для V класса. Эти задания предлагают ученику механически перенести информацию из атласа на контурную карту. Справа размещён переработанный вариант задания по этой же контурной карте, целью которого является самостоятельное добывание информации в результате мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза. Итогом работы является самостоятельный выход на противоречие в информации и попытку объяснения противоречия.
Начиная работу с картой Полушарий в 5 классе. Я показываю место, где впервые появился человек. Ставлю перед классом вопросы; «Как называется материк, на котором появился первый человек. Как он попал в Европу? Как и когда он пришел на территорию нашей страны? Почему человек ушел так далеко от места своего возникновения?»
Когда я начинаю тему Египет, то к карте Полушарий добавляю карту « Передняя Азия и Египет» Показываю Египет сразу на двух картах и прошу ответить на вопрос; «Почему на одной карте я показываю Египет почти точкой, а на другой – описываю большой круг?»
Таким образом, я отрабатываю понятие масштаб. Обращаю внимание учеников, в какой части света, на каком материке находится Египет. Почему Средиземное море так названо.
На карте Полушарий находим Нил. Видим, что Нил возник в результате слияния двух рек Белого и Голубого Нила. Голубой Нил берет свое начало в горах и я задаю вопрос: «Когда разливается река летом или зимой?» Белый Нил берет начало на Экваторе и разливается зимой в период тропических ливней. Это все изучается на карте Полушарий, а на карте Египта отрабатываем понятия оазис и дельта. ( Ставлю проблемные вопросы, и карта помогает ответить на них)
Другая форма работы - это путешествие. Отправляемся с Моисеем в поисках «земли обетованной». Подробно, шаг за шагом, продвигаемся по карте и попутно характеризуем все географические объекты, встречаемые на нашем пути.
Но самая интересная работа с картой, при которой отрабатывается и знание и понимание карты – масштаба карты. Это когда учащимся предлагается самим совершить путешествие и рассчитать время в пути. Вмести с караваном верблюдов пройти из столицы Египта в столицу Вавилонского государства. Вначале прокладываем путь каравана и одновременно отвечаем на вопросы: » Почему караван идет через Палестину? Почему не может пройти прямо через Сирийскую пустыню?» Затем предлагаю учащимся самостоятельно рассчитать, сколько дней займет этот маршрут. Пишу на доске скорость каравана (40 километров в сутки) и спрашиваю, что нам еще необходимо знать. И предлагаю самим высчитать расстояние при помощи линейки и масштаба карты.
Приложение
Памятка для оформления контурной карты по истории:
1. Напишите название работы в левом верхнем углу карты.
2. Найдите объект в атласе, используя ориентиры; нанесите на контурные карты.
3. Все, что показано на контурных картах, обозначьте и создайте свою легенду карты.
4. Контурные карты поместите в текст конспекта.
Полезные советы по работе с контурными картами:
1. В ходе работы с каждой контурной картой необходимо составить ее «легенду» (на специально отведенном на карте месте):
- обозначить условные знаки, которые вы применяли при ответе на вопросы, данные к карте;
- подписать, что обозначает каждый из условных знаков.
2. Пишите разборчиво, небольшими по размеру буквами, чтобы они не занимали много места на карте. Кроме того, название реки не должно закрывать собой ее течение или пересекать его. Названия городов следует располагать поблизости от условного знака, который обозначает город – кружка.
3. Используемые вами условные знаки также должны быть не очень большими и располагаться в пределах той или иной страны, вблизи географических объектов (городов, рек, морей и т.д.), с которыми они связаны.
4. Закрашивайте, указанную в задании территорию, аккуратно цветными карандашами, а не красками или фломастерами. Закраска не должна быть слишком яркой, иначе не будут видны названия городов, рек, торговых путей и т.д. Следите чтобы карандаш не вылезал за закрашиваемый участок территории.
5. На каждой карте обязательно подписывайте основные географические объекты: названия океанов, морей, рек, полуостровов и островов и т.д., контуры которых даны на карте. Они не только помогут вам более наглядно представить тот или иной район земного шара, ту или иную страну, но и дадут ориентиры для выполнения конкретных заданий.
Также важно обращать внимание на наличие чётких критериев, по которым учитель будет оценивать работу по контурной карте и преобразование условной информации карты в текстовую. Критерии позволят, помимо предметных, отработать некоторые общеучебные-метапредметные- умения и навыки. Критерии содержат 5 баллов (традиционная школьная оценочная шкала). Один критерий соответствует одному баллу. Для оценки выполнения учащимися заданий по исторической карте мы предлагаем следующие критерии для оценивания:
1. Умение соблюдать алгоритм чтения карты;
2. Умение точно определить географические ориентиры и продемонстрировать их на карте;
3. Умение преобразовать условную информацию карты в текстовую;
4. Умение использовать название, даты, условные обозначения для соблюдения трёхчастной структуры ответа (вступление (название, дата изображения) – основная часть (описание информации карты или ответ на вопросы по карте) – итог);
5. Речевая грамотность.
Соответственно для оценивания работы с контурной картой можно применить следующую методику:
1. Умение точно и правильно выполнить задание по карте;
2. Умение точно и аккуратно нанести объекты и надписи на карту;
3. Наличие в работе условных обозначений и их объяснение (легенда карты);
4. Соблюдение правил работы с картой (использование светлых тонов для закрашивания, работа при закрашивании только цветными карандашами);
5. Отсутствие речевых и грамматических ошибок.
В итоге такой традиционный инструмент историка, как карта, может быть на уроке не только второстепенным или вспомогательным средством усвоения информации, но способен взять на себя ведущую роль и помочь ребёнку мыслить, искать, находить.
Также стоит обратить внимание на необходимость соблюдения следующего алгоритма при чтении исторических карт:
1. Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);
2. Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте);
3. Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким.
Таким образом, формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения истории в общеобразовательных учреждениях. Картографическая грамотность подразумевает знание действительности в определенный хронологический период; умение узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство; определять последовательность и время, отображенных на карте событий; правильно читать и описывать словами отраженную на карте действительность; передавать содержание карты графическими средствами; сопоставлять обозначенные на карте явления; сравнивать размеры территорий; находить на карте и называть включенные в легенду знаки; находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большое пространство; сравнивать расстояния на карте с известными расстояниями; выделять изменения в территории; применять карту при анализе причин и следствий событий; анализировать социально-экономическое, политическое развитие народов мира; сопоставлять разномасштабные карты и планы; читать карты и картосхемы.
Таким образом, обучение истории вооружает учащихся знаниями об исторической картографии, которые позволяют использовать карты как средство активного и глубокого познания исторического процесса. Можно без преувеличения сказать, что из наглядных пособий по истории самое главное – карта, если без других средств историю изучать трудно, то без карты просто невозможно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.