Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Соликамский социально - педагогический колледж
имени А.П. Раменского»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ПМ.01Преподавание по программам начального общего образования
ПМ. 02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников
ПМ. 04 Методическое обеспечение образовательного процесса
Тема: |
«Использование народной куклы как средства организации театрализованных игр с младшими школьниками во внеурочной деятельности» |
||
|
|||
|
|||
Выполнила: |
Никонова Полина Викторовна |
Ш - 45 |
|
|
(фамилия имя отчество) |
(группа) |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
44.02.02 Преподавание в начальных классах |
||
|
(наименование специальности) |
||
Руководитель: |
Якушева Галина Ивановна, преподаватель колледжа |
|
(Фамилия имя отчество, должность) |
Защита состоялась «___»____________2024 г.
Оценка ____ (________________)
Соликамск, 2024
Введение……………………………………………………..…………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты организации театрализованных игр с младшими школьниками во внеурочной деятельности с использованием народной куклы……………………………………….………………...….9
1.1. Особенности организация театрализованных игр с младшими школьниками во внеурочной деятельности………………………...……9
1.2. Народная кукла как средство театрализованных игр…………..........14
1.3. Театрализованные игры с младшими школьниками во внеурочной деятельности с использованием народной куклы………………....…….20
Вывод по первой главе……………………………………………………25
Глава 2. Исследовательская работа по организации и проведению театрализованных игр с младшими школьниками во внеурочной деятельности с использованием народной куклы ………………………26
2.1 Анализ результатов использования театрализованных игр во внеурочной деятельности в 3 классе МБОУ «Городищенская СОШ» школы города Соликамска…………………..…………………………….26
2.2 Опыт организации и проведения театрализованных игр с народной куклой во внеурочной деятельности 3 классе МБОУ «Городищенская СОШ» школы города Соликамска……….................................................30
2.3.Анализ и выводы о проделанной работе (контрольный этап)………36
Вывод по второй главе…………………………………………………….42
Заключение…………………………………………………………………43
Список литературы……………………………………………………….46
Приложение
Введение
В
Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2. п.1),
«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России» акцентируется внимание на значимости усвоения и принятия обучающимися
базовых национальных ценностей, носителями которых являются объекты народного творчества [1].В «Концепции художественного образования в Российской
Федерации» и «Национальной доктрине образования в Российской Федерации»
подтверждается актуальность художественного и технологического образования молодого
поколения на основе лучших образцов народной культуры [3]
С
народной культурой и народным творчеством более подробно можно познакомить
детей начальных классов во внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью в рамках
реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах,
отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы.
Традиционный
игрушечный промысел представляет собой уникальную художественную систему
представленную совокупностью изобразительных художественных приемов,
функционального назначения, творческой интерпретации известных образцов,
трудовых ремесленных традиций. [14] Многие исследователи, среди которых Г. Л.
Дайн, М. А. Некрасова, И. И. Борисова и др. отмечают, что именно народная игрушка
донесла до нас наиболее древние и глубокие народные художественные образы и
мотивы.
Значение театрализованной деятельности в
развитии ребенка трудно переоценить,
поскольку театральное искусство занимает особое положение среди
других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального
воздействия на человека.
По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (Т. Н. Дороновой, А. И. Бурениной, Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович, М. Д. Маханевой и др., театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и восприятия детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.
В настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в школе. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.[10]
Тем не менее, этот
вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого
ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым,
социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той
или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.
Культурные традиции, передаваемые через
поколения посредством игрушки, дошли до наших дней в наибольшей мере через
текстильные изделия.
Текстильная игрушка – наиболее популярная
игрушка, является признанной в этнопедагогике для практической работы с
разновозрастной аудиторией, особенно с детьми. Главные функции тряпичной
игрушки развлекательная, эстетическая и образовательная существенно влияли на
ее художественно-образное содержание.[12]
Изучение стилистических
особенностей тряпичной игрушки способствует формированию национального типа
восприятия культуры и развитию интереса к образной форме освоения
действительности. Весь процесс обучения изготовлению традиционной текстильной
игрушки является творческим, исследовательским и носит воспитательный характер.
В процессе создания текстильной игрушки
обучающиеся проходят все стадии учебной деятельности, преобразовывают свою
художественно-творческую деятельность, осуществляя тем самым компетентностный
подход.
Феномен
традиционной русской игрушки, в основном, рассматривается с точки зрения
историков, искусствоведов, этнографов и культурологов (Н. Д. Бартрам, Г. Л.
Дайн, И. Н. Котова и А. С. Котова, И. А. Морозов и др.). Многочисленные
исследования посвящены историко-культурной роли русской народной игрушки, её
происхождению, и бытованию в народной среде, ее художественной природе,
промыслам и творчеству мастеров – игрушечников. Уникальными исследованиями
тряпичной куклы являются работы Г. Л. Дайн. Практический материал по
изготовлению кукол, её духовной значимости в воспитании детей представлен в
книгах И. В. Андреевой,А. О. Гавриловой, З.И. Зиминой, И.Н. Котовой, А.С.
Котовой .
Обращение к народной текстильной игрушке
актуально для художественной практики и общественной жизни в связи с
воспитательным потенциалом народного искусства, что и определило актуальность
темы исследования.
К настоящему времени накоплен значительный научно-педагогический и методический опыт по применению различных видов театрализованных игр и приемов театрализации в урочной и во внеурочной деятельности в различных образовательных областях, в том числе в области филологического образования младших школьников. Здесь следует отметить особую роль театрализованных игр в речевом развитии детей. «В процессе театрализации у ребёнка развивается умение слушать и понимать обращённую к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учётом ситуации общения»[7]
Проблема исследования: каким образом необходимо организовать театрализованные игры с младшими школьниками во внеурочной деятельности, чтобы главным объектом действия была народная кукла?
Объект исследования: процесс организации театрализованных игр с младшими школьниками во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: народная кукла как средство театрализованных игр у младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: теоретическое изучение и практическое подтверждение возможности использования народной куклы в организации театрализованных игр с младшими школьниками во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: послужило предположение о том, что организация театрализованных игр с младшими школьниками с использованием народной куклы во внеурочной деятельности будет наиболее успешной, если:
- спланировать занятия по ознакомлению разных видов народных кукол и их изготовлением из подручного материала;
- познакомить детей с характеристикой разных видов народных кукол и их местом в традиционных народных праздниках;
- спланировать театрализованные игры, отражающие народные традиции;
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Изучить особенности организации театрализованных игр с младшими школьниками во внеурочной деятельности.
3. Определить роль народной куклы в театрализованных играх и изучить театрализованные игры с использованием народной куклы во внеурочной деятельности младших школьников.
4. Разработать план работы по организации театрализованных игр с младшими школьниками во внеурочной деятельности с использованием народной куклы.
5. Провести опытно-исследовательскую работу по организации театрализованных игр с младшими школьниками во внеурочной деятельности с использованием народной куклы в 3 классе МБОУ «Городищенская СОШ» школы города Соликамска
Методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической, и искусствоведческой литературы;
- анализ продуктов деятельности детей;
- анализ театрализованной деятельности детей;
- оформление выводов, результатов исследования;
- наблюдение за процессом театрализованных игр детей;
- методы статистической обработки и интерпретации данных: аналитические, графические, математические.
Теоретическая значимость: расширены представления о театрализованных играх с использованием народной куклы, которые можно проводить с детьми младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Определена роль народной куклы в привлечении детей к народной культуре, виды кукол в театрализованной деятельности детей начальной школы.
Практическая значимость: Полученные результаты исследования могут быть использованы студентами и преподавателями колледжа педагогических специальностей для дальнейшего совершенствования учебных программ по дополнительному образованию, при разработке учебных и методических пособий по продуктивным видам деятельности.
База исследования: МБОУ «Городищенская СОШ» школы города Соликамска
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты организации театрализованных игр с младшими школьниками во внеурочной деятельности с использованием народной куклы
1.1. Особенности организация театрализованных игр с младшими школьниками во внеурочной деятельности
Театральная деятельность в рамках учебного процесса в общеобразовательной школе
- это использование средств театра в педагогическом процессе. На уроках учитель
всегда, так или иначе, применяет театрализацию, пусть даже в самых простых
формах.
Театральное искусство имеет незаменимые
возможности духовно-нравственного воздействия, позволяет решить многие
актуальные проблемы, связанные с развитием коммуникативных качеств личности, с
созданием положительного эмоционального настроя, решением коррекционных задач
обучения и воспитания. Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка,
связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных
выразительных средств: мимики, жестов,пантомимики.
Главная цель театральной деятельности –
создать условия для воспитания нравственных качеств личности воспитанников,
творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их.[8]
Театр – искусство коллективное, и творцом в
театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив. Поэтому
процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника – своя
творческая задача, даёт ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному
делу путем вовлечения в театральную деятельность.
Использование театрализованной деятельности
позволяет не только знакомить их с миром прекрасного или расширять
представления об окружающем, но и пробуждает способность к состраданию,
сопереживанию, активизирует мышление, воображение, а главное помогает
психологической адаптации ребенка в социуме, что помогает преодолеть робость,
связанную с трудностями в общении, неуверенностью в себе. [20]
Театрализованная деятельность в младшем школьном возрасте реализуется в игровой форме, что отвечает психическим характеристикам этого возрастного этапа развития ребенка.
Игровая деятельность, как никакая иная, способствует развитию эмоциональных ресурсов детского организма, помогает сформировать основы правильного эмоционального поведения, выработать его культуру, развить систему взаимодействия между учащимся и педагогом, позволяющую более эффективно достигать целей и задач обучения.
Игра наиболее понятная и приемлемая для младшеклассника форма деятельности. Она увлекает ребенка, помогая развить познавательную заинтересованность и получить удовольствие от процесса обучения. Он моделирует реальные объекты и явления мира, придавая им новые формы и характеристики. В игре происходит усвоение ребенком культурных ценностей и включение его во взрослую жизнь, со всеми ее взаимоотношениями и направлениями деятельности.
Театральная игра занимает важное место в обучении учащихся младших классов. В этот возрастной период, она выступает самым эффективным методом познания искусства и приобщения ребенка к культуре. Театральная деятельность доставляет учащимся яркие эмоции, развивает их воображение, помогает развитию детских талантов.
Применение театрализованных игр в учебном процессе начальной школы ориентировано на решение большого количества педагогических задач, связанных с социальной адаптацией и личностным развитием учащихся, гармонизации их интеллектуального, физического, эстетического и нравственного развития, творческого потенциала ребенка.
Особенностью организации театрализованных игр на внеурочных занятиях является то, что педагогам и родителям необходимо создавать условия для развития активности детей в театрализованных играх: поощрять исполнительское творчество во время игр, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации; обеспечить взаимосвязь театрализованной игры с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе; создавать условия для совершенствования театрализованной игры детей и взрослых.[3]
Организованная таким образом деятельность педагогического коллектива и участие в ней родителей будет способствовать тому, что театрализованная игра во внеурочное время станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения его в группе сверстников. А жизнь школьников обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности, научит ребенка не только видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе, но и поможет ребенку развиваться всесторонне подготовиться к дальнейшему успешному обучению в школе.
Занятия театральной деятельностью во внеурочной деятельности помогают расширить сознание ребёнка, развивают его умение управлять своими чувствами, научить ребёнка осознанно относиться к своим чувствам, к внутреннему миру. Кроме того, они дают возможность комплексно воздействовать на фундаментальные сферы психики ребёнка: ум, волю, чувства, развивают коммуникативные универсальные учебные действия. Участие в театрализованных играх и постановках обеспечивает «ситуацию успеха» для каждого ребёнка.
Особое внимание уделяется знакомству школьников с основами театральной культуры через беседы, экскурсии в театр, знакомство с творческими коллективами нашего города, и спектаклями приезжих артистов. Ничто так не производит впечатления на детей, как выступления творческих коллективов, знакомство с театром «изнутри».
Театрализованная игра применяется педагогом в процессе обучения таким образом, чтобы заинтересовать и вовлечь в нее каждого учащегося младших классов. Работа педагога происходит по следующим направлениям:
1. Ознакомление детей с разнообразными видами театральных игр. Педагог рассказывает детям о том, что представляет собой театральное искусство, организует просмотр детских спектаклей – по телевидению или реальные походы в театр. Дети постигают мир театра, постепенно формируя стремление заниматься театральной деятельностью;
2. Организация кукольных постановок. Учащимся предлагается использовать куклы, мягкие игрушки и иные предметы для реализации небольших сюжетных постановок по, предложенной педагогом, тематике;
3. Развитие речевых и двигательных способностей учащихся. Педагог использует различные приемы для обучения построения диалога в вопросно-ответной форме. Действия педагога ориентируется на придание речи детей сценической выразительности, формирование навыков имитации и подражания движениям;
4. Обучение способам построения театрального сюжета. Применяется разыгрывание небольших сцен из рассказов. Дети развивают навыки словесной импровизации;
5. Описание способов организации театрализованных постановок. Педагог помогает детям организовать спектакль по установленному сюжету, выбирает реквизиты и декорации, а затем возлагает организационную работу на учащихся, развивая их навыки самостоятельности;
6. Формирование навыков выразительной передачи образов. Учащиеся показывают какой-то персонаж из литературы, а окружающие должны угадать кто это;[22]
Развитие навыков совместного творчества при подготовке театрализованных выступлений. Дети учатся коллективному сотрудничеству, обсуждают сцены и героев, распределяют роли, добавляют свое видение сцен и фантазируют каким образом ее лучше представить.
Театрализованные игры в младшем школьном возрасте нацелены на развитие мышления и речи детей, формирование их эмоциональной сферы и раскрытие творческого потенциала. Такие игры позволяют создать творческую атмосферу на учебном занятии. Она развивают навыки исполнительной деятельности, помогают детям развить любовь к искусству, осознать его значимость и ценность.
Игровая театральная деятельность младших школьников организуется следующими методами:
1. Организация представлений с применением разнообразных сюжетов и разновидностей театров;
2. Проведение психологических упражнений и тренингов;
3. Метод личностно-ориентированного общения. Он основывается на индивидуальных беседах с детьми, посвященных театральному искусству;
4. Организация игровой деятельности сюжетно-ролевой направленности;
5. Проведение упражнений-эмпатий. Они ориентированы на развитие умения сопереживать, проявлять милосердие и сострадание;
6. Проведение игр-тренингов;
7. Проведение упражнений-этюдов;
8. Проведение упражнений на снятие напряжения и расслабление;
9. Организация имитационных игр;
10. Проведение психогимнастики;
11. Проведение дискуссий и дебатов;
12. Музыкальное партнерство.
При организации театрализованных игр педагог должен руководствоваться следующими требованиями:
1. Театрализованные игры должны быть качественно оснащены. Педагогу необходимо подготовить игрушки, костюмы, декорации и иные атрибуты, максимально соответствующие сюжету постановки.
2. Необходимо тщательно подбирать художественные произведения для театральных постановок. Сюжет должен быть понятен учащимся, отвечать их возрастным особенностям развития мышления и восприятия. Моральная идея должна быть понятна учащимся, персонажи интересны, а действия увлекательны. В этой связи, хорошо использовать сказки.
3. Руководство театрализованными играми должно опираться на работу с текстом произведения. Он должен быть преподнесен художественно, с выражением, с акцентированием внимания на его моральной сути.[22]
Таким образом, театрализованные игры во внеурочной деятельности содействуют развитию креативных возможностей, нравственному развитию школьника, формированию познавательной фантазии (проявляющемуся до этого всего в развитии логико-символической функции ребенка) и действенной фантазии (способствующей осознанию ребенком содержаний человечных отношений, адекватному чувственному реагированию, формированию чувственного контроля и этих высочайших общественных эмоций, как эмпатия, жалость, сопереживание). Самое главное в особенностях театрализованных игр это то, что детям надоедают игры, когда им показывают взрослые или другие учащиеся. Детям важно попробовать себя в таких ролях. Чтобы они понимали, что значит быть актером театрализованной игры.
1.2.Народная кукла как средство театрализованных игр
Обратимся к энциклопедическим источникам для определения слова «кукла». В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется несколько значений этого слова: «кукла – 1. детская игрушка в виде фигурки человека. 2. В театральном представлении: фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом). 3. Фигура, воспроизводящая человека в полный рост» [21]
В.И. Даль характеризует куклу, как «игрушку, сделанную из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного». По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Исследователи указывают, что русская народная кукла – это представление наших предков об устройстве мира, выраженное через рукоделие, представленное в виде тряпичной фигурки. Народная кукла применялась для спасения человека от болезней и всяческих бед, ее называли - берегиня или оберег.[14]
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Но кукла – это не только детская игрушка, а еще и богатое культурное наследие. В старину кукла отождествлялась с человеком, была его образом и символом. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие/
Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённые функции.
Большинство кукол на Руси были оберегами. Наши предки жили довольно весело, их жизнь сопровождалась обрядами и праздниками, и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась игровой кукле. Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым, имея при этом глубокий смысл. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать
В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить штаны, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.[18]
В русских крестьянских семьях самыми распространенными были тряпичные или текстильные куклы, которые можно разделить на две группы по технологии изготовления: свернутые (скрутки), т. е. сделанные без шитья иголкой, шитые.
По принципу изготовления куклы делят на: куватки, узелковые, кубышки, крестушки, зернушки, стригушки, столбушки.
Народные куклы различаются по материалу изготовления. Их можно изготовить из самого разного материала: из лыка, соломы, бересты, льна, глины и т.д.
По размеру куклы бывают: пальчиковые, ладонные, локтевые. У наших предков не было такого понятия, как стандартные размеры для кукол. Использовались «живые размеры» - реальные размеры пальца, ладони и локтя, и у каждого своя мера.
Самая распространенная классификация народных кукол в изученной литературе - по назначению. Куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. [19]
1. Куклы – обереги. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.Например: Зольная кукла — оберегала семейное благополучие и очаг. Крупеничка – оберег на сытость и достаток. Кубышка-травница – на очищение атмосферы и энергетики в доме. Пеленашка – оберег еще не родившегося ребенка. Неразлучники – свадебная кукла на совместное счастье. Желанница – оберег на исполнение желания. Очистительная кукла — избавляла от болезней и недугов.
2. Игровые куклы. Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые.Например: кукла «Барыня»,кукла «Веснянка», «Зайчик-на-пальчик». Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.
Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла “полено’’. Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.[4]
3.
Обрядовые куклы. Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и
ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Народные обрядовые куклы выполнялись
с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала,
чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю
(Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям: Кострома —
делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали. Пасхальная
кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно
ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху. Купавка —
делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как
она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу),
предсказывали, каким будет весь год.
Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны. Плодородие
— кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью, олицетворяла
дружную семью.
Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от
болезней, их выставляли на печке в рядок, после болезни - сжигали.
Обрядовые текстильные куклы также имеют свою классификацию:
· по технологии изготовления (мотанки-закрутки, кувадки, из тканевых квадратов и др.);
· по обрядам (для семейно-бытовых, календарных, прочих).
· по функциям: продуцирующую, защитную, очистительную и замещающую.
Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте. Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой [16].
В русских семьях к куклам относились бережно, передавали их по наследству. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Известно, что девочки, не игравшие в куклы, впоследствии менее женственны. Между тем строгое разграничение по полу, когда мальчикам дарят только машинки, а девочкам только кукол — тоже заблуждение.
Замечено, что если мальчики играют в куклы, то это расширяет их кругозор и развивает эмпатию — способность легко воспринимать точку зрения другого человека. Поэтому играть в куклы полезно и современным мальчикам, тем более что воспитательный момент, содержащийся в этих играх, напрямую касается и мальчиков. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку. Чтобы современным мальчикам не было обидно, можно создавать не только куклу в традиционном обличьи, но и придавать ей мужской образ. Крестьянский ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству — к одному из главных достоинств самодельной игрушки.
Куклы были не только девичьей забавой: до 7–8 лет в них играли все дети — пока они ходили в рубахах. Но лишь только мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры быстро разделялись. Народная кукла способствует передаче ребенку нравственных, символических и мифологических знаний. Эта категория игрушек, по-своему уникальная, содержит символические знания предыдущих поколений. Таким образом, если ребенок в игре научится вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него сформируется и некий образец того, как следует поступать в жизни. И наоборот, если в игре ребенок вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка, таким образом, способна «программировать» поведение ребенка.
Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него развиваются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают. [17]
Таким образом, народную куклу можно считать элементом театрализованных игр. Куклы можно включить в театрализованные игры как в качестве героев. Игровые куклы включаются в сюжетно-ролевые игры на темы, взятые из жизни: «Свадьба», «Ярмарка», «Чаепитие» и др. На праздниках «Масленица», «Рождество», в театрализованных сценках можно использовать обрядовые куклы. Куклы – обереги тоже могут быть героями театрализованных игр. В кукол играют почти все дети. Это очень занимательное и увлекательное занятие, ведь в игре можно стать взрослым. Интереснее играть вдвоем, втроем (можно и больше). Главное — придумать занимательный сюжет. Игры с народными куклами, сделанными младшими школьниками своими руками, педагог организовывает во внеурочной деятельности.
1.3. Театрализованные игры с младшими школьниками с использованием народной куклы во внеурочной деятельности
В настоящее время все больше и больше детей нуждаются в дополнительных стимулирующих занятиях.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. [11] Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н. В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» [13]
С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка [9]. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Период младшего школьного возраста является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей. [10] Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Когда-то он был и нашим миром, но мы ушли оттуда, и назад пути нет. Но почему-то хочется вернуться в него. Почему почти каждому из нас он кажется внутренним раем, золотым веком нашей жизни? Как заглянуть в этот мир хоть на мгновенье? Захлебнуться детским восторгом, хоть на миг увидеть загадочную планету, название которой детство не заглянув в этот мир, невозможно понять не только детей, но и самого себя. Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить — значит, можно творить, фантазировать, воображать. Выдающийся режиссер и актер К.С.Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку только сказать себе«...Как будто бы», и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать.
Уберечь от эстетической глухоты — значит сделать шаг к гармонии. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т.е. умения держать себя в обществе.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить школьника играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь школьник во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.[11]
Сегодня каждый детский магазин игрушек, базар или тому подобное место полно красивых, непохожих друг на друга и необычных кукол, машинок и т.п. Выбор огромен, и детство можно назвать счастливым. Но если так, то рождается вопрос: а как же раньше (лет сто и более назад) дети жили? Неужели они были несчастны? Или они не знали, что такое игрушка, или им не интересно было играть? Кажется, что и не первое, и не второе, и не третье.
Приобщать детей, как поколение нового века, к основам русской зрелищной культуры, дать им понятие о старинных народных праздниках, гуляниях – таковы задачи школьников в изготовлении, а затем и обыгрывании кукол. Иногда дети сами придумывают сюжет для театрализованного действия, а педагоги лишь корректируют их содержание. Радует то, что педагоги получают огромное удовольствие, наблюдая за детьми, когда они играют в куклы. Дети их прихорашивают, разговаривают с ними как с живыми, смеются, радуются или огорчаются. Значит, не утратилась духовная ценность народной куклы, ее прекрасная способность – дарить детям радость.
Театрализованная игра применяется педагогом в процессе внеурочной деятельности таким образом, чтобы заинтересовать и вовлечь в нее каждого учащегося младших классов. Работа педагога происходит по следующим направлениям:
1) Ознакомление детей с разнообразными видами театральных
игр. Педагог рассказывает детям о том, что представляет собой театральное
искусство, организует просмотр детских спектаклей – по телевидению или реальные
походы в театр. Дети постигают мир театра, постепенно формируя стремление
заниматься театральной деятельностью;
2) Организация кукольных постановок. Учащимся предлагается использовать куклы,
мягкие игрушки и иные предметы для реализации небольших сюжетных постановок по,
предложенной педагогом, тематике;
3) Развитие речевых и двигательных способностей учащихся. Педагог использует
различные приемы для обучения построения диалога в вопросно-ответной форме.
Действия педагога ориентируется на придание речи детей сценической выразительности,
формирование навыков имитации и подражания движениям;
4) Обучение способам построения театрального сюжета. Применяется разыгрывание
небольших сцен из рассказов. Дети развивают навыки словесной импровизации;
5) Описание способов организации театрализованных постановок. Педагог помогает
детям организовать спектакль по установленному сюжету, выбирает реквизиты и
декорации, а затем возлагает организационную работу на учащихся, развивая их
навыки самостоятельности;
6) Формирование навыков выразительной передачи образов. Учащиеся показывают
какой-то персонаж из литературы, а окружающие должны угадать кто это;
7) Развитие навыков совместного творчества при подготовке театрализованных
выступлений. Дети учатся коллективному сотрудничеству, обсуждают сцены и
героев, распределяют роли, добавляют свое видение сцен и фантазируют каким
образом ее лучше представит. [22]
Чтобы проводить внеурочную деятельность, необходимо спланировать внеурочные занятия. К планированию предъявляются определенные требования.
1. Соблюдение дидактических принципов обучения:
- доступность;
- последовательность (от простого к сложному);
- принцип воспитывающего обучения;
- научность;
- связь теории с практикой;
- принцип наглядности;
2. Связь с красными датами календаря (если это необходимо).
3. Связь с временами года (если это необходимо).
4. Принцип точности (связан с планированием точного названия разделов, тем).
5. Принцип единства (предполагает системный характер; наличие единого направления и развития, ориентированного на цель).
6. Учет возрастных особенностей детей.
7. Учет индивидуальных особенностей детей.
8. Использовать не только индивидуальные формы обучения, но и работу в парах, в группах, коллективные формы работы.
Таким образом, чтобы проводить театрализованные игры с народной куклой во внеурочной деятельности, необходимо спланировать работу внеурочных занятий с соблюдением дидактических принципов обучения. В первую очередь детей необходимо познакомить с каждой народной куклой, рассказывать об ее особенностях, почему кукла так называется, почему наши предки ее делали. Затем научить делать куклу из подручного материала и разыгрывать небольшие театрализованные действия. Такой ход работы должен осуществляться с каждой народной куклой, запланированный в работе внеурочных занятий.
Вывод к 1 главе.
В первой главе раскрыта проблема теоретических основ организации театрализованных игр младшими школьниками во внеурочной деятельности с использованием народной куклы.
Были раскрыты особенности организации театрализованных игр с младшими школьниками во внеурочной деятельности. Период младшего школьного возраста является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности, которые дети могут получить через игру с куклой. Главным средством в театрализованной игре может быть народная кукла, сделанная из подручного материала. Описаны названия и характерные черты некоторых народных кукол. Чтобы проводить театрализованные игры с народной куклой во внеурочной деятельности, необходимо сначала познакомить с народной куклой, научить ее делать и только потом включать в игровую деятельность. Но для решения этих задач необходимо спланировать работу внеурочных занятий с соблюдением дидактических принципов обучения.
Глава 2. Исследовательская работа по организации и проведению театрализованных игр с младшими школьниками во внеурочной деятельности с использованием народной куклы
2.1 Анализ результатов использования театрализованных игр во внеурочной деятельности в 3 классе МБОУ «Городищенская СОШ» школы города Соликамска
Базой исследования являлась МБОУ «Городищенская СОШ» школы города Соликамска, 3 класс в количестве 16 человек, классный руководитель Орехова Татьяна Геннадьевна – экспериментальный класс. Период: февраль - март 2024 гг. Обучение проходило в соответствии с ФГОС по программе и методическому комплексу «Начальная школа 21 века».
Цель констатирующего этапа: выявление начального представления у детей о народной кукле и использовании в театрализованных играх.
Перед выполнением данной цели ставились следующие задачи:
1. Провести Методику №1. Определение уровня знаний у младших школьников в области кукольного ремесла. Форма: беседа о народной кукле «Что я знаю, умею в области кукольного ремесла». Автор-составитель: Шайдурова Н.В. (Приложение 4).
2. Провести Методику №2. Степень активности использования младшими школьниками народной куклы в театрализованной игре. Форма: наблюдение за игрой с народной куклой. Авторы – составители: Шапкина В.Б, Мартынова А.И, Королева И.В.
3. Сделать выводы о проделанной работе.
Методика №1. Определение уровня знаний, умений у младших школьников в области кукольного ремесла.
Форма: Беседа о народной кукле « Что я знаю, умею в области кукольного ремесла»
Цель: Выявить уровень знаний у младших школьников в области кукольного ремесла.
Чтобы у детей выявить уровень знаний о народной кукле, были заданы следующие вопросы:
1)Из
чего делали кукол детям раньше?
2)Из какого материала можно сделать куклу?
3)Какие обрядовые куклы вам известны?
4)
Какие куклы – обереги вы знаете?
5)Почему народные куклы безликие?
6) В какие игры можно играть с народными куклами?
Опрос осуществлялся по 4 человека. Отвечая на поставленные вопросы, многие дети и не знали, что есть народная кукла и из чего делали кукол для детей в прошлом. Дети вообще не знали исторические сведения о кукле, об их видах. На вопрос: почему народные куклы безликие? – у детей возник встречный вопрос: а это что такое? Пришлось детям объяснять – что значит безликая кукла. А на вопрос - в какие игры можно играть с народными куклами – почти все дети ответили: в такие же игры, в которые мы играем со своими куклами. То есть дети не осмысливают историческое пространство, что в современном мире есть место рукотворным куклам, которые выражают русскую национальность. Народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, современный ребенок должен знать и иметь народную куклу, и у педагогов есть замечательная возможность помочь ему в этом.
Для определения уровней знаний детей о народной кукле были использованы критерии.
Критерии оценивания:
2б. - полный ответ.
1б. - имеет представление.
0б. нет ответа
12-10 баллов – высокий уровень знаний о народной кукле.
9-7 баллов – средний уровень знаний о народной кукле.
6-4 балла – низкий уровень знаний о народной кукле.
Результаты опроса детей по знаниям о народной кукле представлены в приложении 5.
Из таблицы видно, что на высоком уровне по знаниям о народной кукле нет никого. На среднем уровне находится 1 человек, т.е.6% от количества всех обучающихся. На низком уровне находится 15 человек, т.е. 94%от количества всех опрошенных.
Таким образом, можно сделать вывод, что дети мало информированы о народной кукле, в школе они их не делали. Анализ анкеты показал, что, отвечая на вопрос: «Для чего делали игрушки наши предки?», 100% школьников ответили, что имеют представление. Некоторые дети ответили, что в детском саду делали из тряпочек куклу, но с ними они не играли. Поэтому пред нами стоит задача: познакомить детей с народной куклой, научить ее делать и включать этот своеобразный образ в театрализованную игру.
Методика №2. Степень активности использования младшими школьниками народной куклы в театрализованной игре.
Авторы – составители: Шапкина В.Б, Мартынова А.И, Королева И.В.
Форма: наблюдение за ходом игровой деятельности с народной куклой.
Цель: выявить умения в использовании народной куклы в игре.
Дети были разделены на группы по 5 человек. В группах были сильные дети, и ученики с низкими способностями в речи, действиях. Им были предоставлены куклы современные (пупсы, Барби) и народные куклы (скрутки, барыня, покосница, пеленашка). Каждой группе детей было дано задание: выбрать для себя куклу, как объект театрализованной игры. Посоветоваться с группой, сочинить или вспомнить игру или сказку и продемонстрировать ее.
В каждой группе были дети, которые выбрали народную куклу. Но как с ней играть, не знали. В основном, дети вспомнили сказку «Снегурочка», сказку «Репка», где тоже есть герои – люди. Или придумали на ходу просто диалог между героями о жизни и делах. Ни одна группа не продемонстрировала народный стиль игры. Хотя активность была высока, народная кукла детей заинтересовала. Но действия учеников были не совсем уверенные и согласованные. Некоторые дети проявили пассивность, не были инициативные.
Педагогическая диагностика театрализованной деятельности разработана Е.В. Мигуновой на основе методических рекомендаций Т.С. Комаровой. Т.С. Комарова акцент в организации театрализованной деятельности с младшими школьниками делает не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания театрализованной игры.
1. Таблица 1.
|
Высокий уровень:3 балла |
Средний уровень:2 балла |
Низкий уровень:1 балл |
1. Основы театральной культуры |
|||
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализ-ой деятельности. |
Интересуется театральной деятельностью |
Не проявляет интереса к театральной деятельности. |
|
2. Речевая культура |
|||
|
Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи |
В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения) |
Пересказывает произведение с помощью педагога |
3. Навыки кукловождения |
|||
|
Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем |
Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем |
Владеет элементарными навыками кукловождения |
4.Основы коллективной творческой деятельности |
|||
|
Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем |
Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности |
Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем |
Критерии оценивания активности детей в театрализованной игре с использованием народной куклы:
12 – 10 баллов – высокий уровень.
9 – 7 баллов – средний уровень
6 – 4 балла – низкий уровень.
Результаты активности детей в театрализованной игре с использованием народной куклы представлены в приложении 6.
Таким образом, на основании количественного и качественного анализа данных, полученных на констатирующем этапе исследования, можно сделать вывод, что у младших школьников недостаточно сформирован интерес к народной кукле. Дети не знают, как включить в действие народную куклу и как надо говорить от лица этой куклы, с какой интонацией. Необходимо педагогу спланировать внеурочные занятия так, чтобы детей познакомить с народной куклой, научить ее делать из подручного материала и включать ее в театрализованную игру, проявляя свою артистичность.
2.2 Опыт организации и проведения театрализованных игр с народной куклой во внеурочной деятельности 3 классе
МБОУ «Городищенская СОШ» школы города Соликамска
Цель второго этапа исследовательской работы – организовать и провести целенаправленную работу по формированию у младших школьников интереса к народной кукле и использования ее в театрализованной игре во внеурочной деятельности.
Для выполнения данной цели ставились следующие задачи:
1) Составить план работы для внеурочных занятий на тему «Народная кукла».
2) На внеурочных занятиях познакомить детей с народными куклами, научить изготовлять их из подручного материала.
3) Провести театрализованные игры с детьми с использованием народной куклы.
В ходе проведения формирующего этапа учитывались результаты констатирующего исследования. В основу содержания формирующего исследования были положены педагогические условия гипотезы исследования.
На основе изучения календаря народных праздников, связанных с народными куклами, мы выбрали для изучения с учащимися несколько народных кукол разных видов (обереги, обрядовые, игровые). Тематический план занятий представлен в таблице (прил.9). Занятия проводились во внеурочной деятельности.
Занятия проходили в форме бесед, рассказов с демонстрацией образцов народных кукол и использованием компьютерных презентаций.
Осуществлялось знакомство младших школьников с народным костюмом и русскими традициями, через что развивался у детей интерес к национальным традициям, народному костюму, к родовым корням.
В учебном процессе использовались следующие формы занятий: мастер-класс, практическая работа, выставка, виртуальная экскурсия, занятие-праздник. В ходе занятий шло систематическое ознакомление обучающихся с народными куклами.
Посредниками между человеком и неведомыми силами природы становились куклы как самый доступный и понятный образ. Считалось, что чем древнее способ изготовления куклы, тем действеннее ее роль в совершении обряда. К сожалению, люди XXI века видят сегодня в традиционных русских куклах внешние декоративно-художественные особенности, плохо понимая их истинное назначение. Символика многих праздничных обрядов со временем утрачивалась. Многие обряды соблюдаются по традиции, дошедшей до нас в пересказах бабушек внукам. То, что мы сегодня знаем о традиционных русских праздниках, во многом является исторической памятью народа.
В ходе занятий по ознакомлению с народными куклами рассказывалось учащимся о праздниках, которые в той или иной мере были связаны с обязательным изготовлением традиционной русской куклы.
Учащиеся узнали, что традиционно тряпичные куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги. К куклам-оберегам относятся: Акань, Любава, Куватка, Берегиня, День и Ночь, Лихоманки («12 лихорадок») и др. Обрядовые куклы – достаточно распространенная категория народной игрушки (Масленица, Параскева-Пятница, Крупеничка, Десятиручка, Покосница, Купавка и др.). Такие куклы достаточно несложные по технологии изготовления, связаны с передачей ребенку нравственных, символических и мифологических знаний. Обрядовые куклы в своем роде уникальны, так как содержат символические знания предыдущих поколений. Они были созданы людьми для обрядовых, культовых и магических целей.
Среди игровых кукол самая популярная – закрутка. Эту куклу можно было увидеть и в поморских краях, и на самом юге России. Удивительна схожесть, перекличка кукол у разных народов. В ее основе – плотно закрученный лоскут ткани или берестяная трубочка. Главной особенностью куклы-закрутки является то, что делают ее без иголки. Девочки-подростки делали таких кукол себе, младшим сестренкам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой.
Для выполнения цели формирующего этапа исследования был составлен план для внеурочных занятий для ознакомления и изготовления народных кукол, использования их в театрализованной игре (приложение 7).
На первом занятии по теме: «Виды народных кукол. Изготовление куклы «Закрутка»(«Столбушка»)» с детьми выясняли, что такое «кукла», какие бывают виды и для чего была придумана кукла, так как многие дети в наше время не понимают, зачем нужны такие куклы и как с ними можно играть. В ходе этого занятия была изготовлена кукла «Закрутка» («Столбушка»), для данной куклы дети принесли все необходимые материалы, которые могли понадобиться во время изготовления. В конце занятия каждый ребенок продемонстрировал свое кукольное творение, и было заметно, что детям так и хочется разговаривать с куклой и играть с ней.
На следующем занятии необходимо было ввести в действие куклы «Закрутки». Для этого использовалась игра «Сказ о народной кукле» (см. приложение 8). Чтобы ее проиграть с детьми, им были распределены роли и дано время для репетиции. Дети взяли готовые куклы «Закрутка», также педагогом были представлены другие народные куклы, которые могли понадобиться при проигрывании кукольного действия. Не все дети проявили интерес к театрализованной деятельности. Приходилось педагогу показывать, как действовать с народной куклой, чтобы у третьеклассников формировались умения в кукловождении.У некоторых детей не получалось выразительно, эмоционально проговорить слова, им было тяжело совмещать текст и двигать куклой в такт, чтобы получалось синхронно. Во время репетиции у них получалось все лучше и лучше. И на итоговом этапе занятия каждая группа продемонстрировала театрализованную игру «Сказ о народной кукле». В конце занятия с детьми были выделены ошибки, которые они допустили, были даны рекомендации, которые в будущем им помогут не допускать их в демонстрации театрализованных игр с народной куклой.
На третьем занятии была рассмотрена кукла «Девка-бабка», познакомились с данной куклой и с ее характеристикой. На данном занятии была изготовлена кукла «Девка-бабка», чтобы использовать ее в театрализованной игре. Деятельность детей была заинтересованной, мотивированной т.к. было сказано, что эта кукла тоже будет использована в театрализованной игре. Работа осуществлялась поэтапно, для этого использовалась технологическая таблица (см. приложение3). В конце занятия дети с удовольствием показали кукол друг другу и дали имя своей кукле. Были в восторге от того какие куклы у них получились.
На четвертом занятии для проведения театрализованных игр было взято два сценария: «Чаепитие» и «Ярмарка» (см. приложение 9). На данном занятии объектами театрализованных игр были куклы «Девка-бабка», «Закрутка», кроме них педагогом были приготовлены и другие куклы. Дети были распределены на группы по количеству ролей в театрализованных играх. Между собой дети сами распределили роли. Во время репетиции можно было заметить, что не было пассивных детей. Они охотно входили в ту роль, которую выбрали. Речевая культура стала более эмоциональной и выразительной. Некоторым детям приходилось помогать в использовании языковых и интонационных средств выразительности. На заключительном этапе занятия все дети продемонстрировали свои артистические способности в игре с куклой. Театрализованные игры получились более выразительные, эмоциональные и дети играли согласованно, инициативно. В конце занятия были выделены ошибки, которые ребята допустили, дети сами давали рекомендации по отстранению ошибок своим одноклассникам.
На пятом занятии было повторение того, что дети узнали о народных куклах. Затем приступили к изучению новой куклы «Колокольчик». Данную куклу рассмотрели подробно и узнали про нее много интересного, дети были заинтересованы в том материале, который им был преподнесен. При изготовлении куклы некоторые дети были моими помощниками, которые помогали своим одноклассникам в изготовлении, что помогло сократить время при создании кукольного образа. В конце занятия несколько детей вышли «на сцену» и попробовали сымпровизировать что-нибудь свое с куклой «Колокольчик», у некоторых ребят получилось оригинально и достойно.
На шестом занятии дети были разделены на группы, чтобы попробовать обыграть два сценария: «Благовест» и «Свадьба» (см. приложение 10).Каждая группа получила сценарий игры, ответственные за театрализованную игру в группах организовали распределение ролей. Репетировали с интересом, увлеченно. Педагогу приходилось помогать в пересказе текста от разных лиц – кукол. Дети уже научились импровизировать в кукловождении, некоторые демонстрировали элементарные навыки в использовании куклы в театрализованной игре. В заключительной части занятия каждая группа «на сцене» продемонстрировала свою игру. Пока выступала одна группа, вторая группа смотрела и слушала внимательно, чтобы затем выделить как положительные, так и отрицательные стороны театральной деятельности. В конце занятия были проговорены ошибки ребят, которые были допущены. На данном занятии ошибок было меньше, чем на предыдущих двух, это говорит о том, что дети стали понимать театрализованный мир.
На седьмом занятии было рассказано о кукле «Кукла-дружок» и было дано задание для групп из 4-х человек: изготавливая куклу придумать игру с куклой. Дети мастерили куклу, сочиняли, один человек записывал слова игры. На данном занятии дети более подробно ознакомились с данной куклой, продемонстрировали умение работать в группе, совмещая два вида деятельности: делать куклу и сочинять игру. Педагог помогал в составлении сценария игр. Каждая группа держала в секрете ее содержание. Поэтому работали тихо. В конце занятия каждая группа продемонстрировала свою игру. Игры были не большие, но их содержание было связано с дружбой, взаимопомощью, с вниманием к взрослым.
Восьмым занятием стал кукольный праздник, где дети принесли ту куклу, которая им больше всего понравилась, чтобы использовать данную куклу для театрализованной игры. Кроме этого, некоторые дети сделали самостоятельно куклы вместе с бабушками, мамами. В классе образовалось настоящее кукольное царство. На данном занятии мы с детьми также разделились на подгруппы, в которых были руководители. Выбрав наугад сценарий (см. приложение 11), дети пытались обыграть сценарий так, чтобы куклы смогли подходить под сценарий. На данном занятии выделились дети, которые «горели» данным видом деятельности. Они были очень активными и помогали своим одноклассникам, у которых были небольшие трудности.
К концу формирующего этапа исследовательской работы мы заметили, что у учащихся повысился интерес к народной кукле. Их знания о народных куклах расширились, они стали более активными в освоении традиций народной культуры, приняли участие в подготовке к празднику. Учащиеся сами находили интересную информацию об обрядовых и обереговых куклах в интернете, а также в детских периодических изданиях. По окончанию занятий в классе была организована выставка народных кукол, изготовленных учащимися.
В такие театрализованные игры можно играть как в школе, так и дома. Также с такими куклами можно провести небольшое мероприятие и то, что подготовили дети в классе, можно выступить на школьном мероприятии. Куклы подойдут только народные, которые дети изготовили сами вместе с учителем или дома с родителями.
Таким образом, мы считаем, что исследовательская работа оказала положительное влияние на формирование интереса младших школьников к народной куколе. На занятиях были повышены задачи, которые были поставлены в начале проведения данных занятий. Таким образом, можно сказать, что проделанная работа прошла не зря, дети освоили материал о куклах, научились некоторые куклы изготовлять из подручного материала и использовать их в театрализованных играх.
2.3 Анализ и выводы о проделанной работе (контрольный этап)
Основная цель контрольного этапа исследования: проанализировать организацию и проведение театрализованных игр с младшими школьниками с использованием народной куклы во внеурочной деятельности и определить результативность формирующего этапа исследовательской работы.
Для выполнения цели ставились следующие задачи:
1) Повторно провести Методику №1. Определение уровня знаний у младших школьников в области кукольного ремесла. Форма: беседа о народной кукле «Что я знаю, умею в области кукольного ремесла».
2)Повторно провести Методику №2. Степень активности использования младшими школьниками народной куклы в театрализованной игре. Форма: наблюдение за игрой с народной куклой.
3) Сравнить полученные результаты с результатами констатирующего этапа исследовательской работы.
Были использованы те же критерии, что и на констатирующем этапе по методике Шайдуровой Н.В. и было выявлено, что на констатирующем этапе исследования, на высоком уровне по знаниям о народной кукле нет никого.
Таким образом, можно сделать вывод, что дети были мало информированы о народной кукле, в школе они их не делали.
На контрольном этапе по методике Шайдуровой Н.В. были замечены улучшения у детей, видно, что на высоком уровне по знаниям о народной кукле находится 1 человек, т.е. 6% от количества всех обучающихся.
На среднем уровне находится 10 человек, т.е. 63% от количества всех обучающихся. Мы видим результат, что 10 человек повысили уровень с низкого на средний, что говорит о том, что дети усвоили информацию о кукле.
На низком уровне находится 5 человек, т.е. 30% от количества всех опрошенных. Не все дети заинтересовались образом народной куклы и информацию не освоили.
Таким образом, можно сделать вывод, что результаты в классе улучшились, дети стали понимать для чего была предназначена народная кукла, из чего ее делали, какие бывают виды и в какие игры можно включать народную куклу.
Результаты улучшились на 30%, что говорит нам о том, что дети усвоили информацию о народной кукле и процессом их изготовления. Результаты диагностики можно увидеть в приложении 12.
Повторно была проведена диагностика по методике 2, авторами которой являются Шапкина В.Б, Мартынова А.И, Королева И.В.
На контрольном этапе были замечены улучшения у детей, видно, что на высоком уровне по степени активности использования младшими школьниками народной куклы в театрализованной игре находится 1 человек, т.е.6% от количества всех обучающихся.
На среднем уровне находится 10 человек, т.е. 63% от количества всех обучающихся. Мы видим, что 8 человек повысили уровень с низкого на средний, это говорит о том, что дети усвоили навыки кукловождения и сумели включать народную куклы в театрализованные игры.
На низком уровне находится 4 человека, т.е. 25 % от количества всех обучающихся. Степень активности использования младшими школьниками народной куклы в театрализованной игре осталась на прежнем уровне, т.к. период работы на формирующем этапе исследования был коротким, всего один месяц (приложение 13).
Таким образом, можно сделать вывод, что результаты исследования на небольшой уровень, но улучшились, дети частично освоили театральную и речевую культуру, навыки кукловождения и стали активнее принимать участие в коллективной творческой деятельности.
Проведя исследование, можно сделать вывод, что детям было интересно узнать о народной кукле, как с помощью куклы можно обыгрывать театрализованные игры. Общие результаты исследования можно увидеть в приложении 14.
Таким образом, внеурочные занятия, которые проводились на формирующем этапе, дали хороший результат, дети стали лучше понимать и развивать свои навыки кукловождения, речевую и театральную культуру, охотнее стали включаться в театрализованные игры. Сам период исследовательской работы был очень коротким во времени, поэтому улучшение результатов незначительное.
Изучив теоретический материал по теме исследования, и проделав практическую работу, были разработаны рекомендации для учителей начальных классов по организации театрализованных игр во внеурочной деятельности с использованием народной куклы.
Чтобы организовать игры во внеурочной деятельности, в которой главным героем будет народная кукла, следует:
1.Педагогу необходимо самому знать виды народных кукол, уметь их изготавливать, подбирать (или сочинять) народные игры для театрализованных действий.
2.
Педагогу необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть,
слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами
актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий –
эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и
неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания.
Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно
поупражняться самому.
3. Учитель должен быть предельно тактичен.
Например, фиксация эмоциональных состояний ребенка должна проходить
естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и не
превращаться в уроки мимики.
4. Обязанности педагога:
- создавать условия для развития творческой
активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощено
держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление
главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми
трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях);
побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и
интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих
эмоциональных состояний, переживаний; выбор сюжетов драматизации, ролей,
атрибутов, костюмов, видов театров);
- приобщать детей к театральной культуре
(знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров, театральными
жанрами и пр.;
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной
деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по
развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной
литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);
- создавать условия для совместной
театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей,
родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед
малышами и пр.).
5.Во время занятий необходимо: внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
если они не отвечают, не требовать объяснений,
переходить к действиям с персонажем; при
знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли
подействовать или поговорить с ними; спросить,
у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше; в заключении различными
способами вызывать у детей радость.
Из вышесказанного можно сделать вывод о результативности проделанной работы на формирующем этапе исследования.
Таким образом, сопоставив данные контрольного и констатирующего этапов исследования, можно сделать вывод, что спланированные внеурочные занятия по ознакомлению детей с разными видами народных кукол и их изготовлением, систематическое проведение театрализованных игр с использованием народной куклы, поспособствовали результативному итогу исследования. Можно сделать вывод, что предположения, заложенные в гипотезе, нашли свое подтверждение в ходе исследования: что организация театрализованных игр с младшими школьниками с использованием народной куклы во внеурочной деятельности будет наиболее успешной, если:
- спланировать занятия по ознакомлению разных видов народных кукол и их изготовлением из подручного материала;
- познакомить детей с характеристикой разных видов народных кукол и их местом в традиционных народных праздниках;
- спланировать театрализованные игры, отражающие народные традиции;
Выводы по 2 главе
В этом разделе была проведена исследовательская работа по организации театрализованным играм с младшими школьниками. Исследование, основанное на данных критериях и проведенное на стадии констатирующего исследования, выявило многоуровневую неоднородность контингента учащихся, принимающих участие в исследовании, по их принадлежности к группам с высоким, средним, низким уровнями организации театрализованных играх. Это способствовало тому, что необходимо было развивать у детей интерес к народной кукле. Полученные результаты исследовательской работы на контрольном этапе позволяют говорить о том, что изменения в сравнении с первоначальным исследовании улучшились.
Гипотеза нашла свое подтверждение в ходе исследовательской работы.
Заключение
Проанализировав литературу по теме исследовательской работы и выполнив практическую часть выпускной квалификационной работы, можно сделать следующие выводы:
1. Театрализованные игры во внеурочной деятельности содействует развитию креативных возможностей, нравственному развитию школьника, формированию познавательной фантазии (проявляющемуся до этого всего в развитии логико-символической функции ребенка) и действенной фантазии.
2. Народные куклы можно включить в театрализованные игры как в качестве героев. Игровые куклы включаются в сюжетно-ролевые игры на бытовую тему, обрядовые куклы используются в праздничные дни. Сделанные своими руками куклы, можно использовать в сюжетно-ролевых играх, на праздниках «Масленица», «Рождество», в театрализованных сценках. Куклы – обереги тоже могут быть героями театрализованных игр. В кукол играют почти все дети. Это очень занимательное и увлекательное занятие, ведь в игре можно стать взрослым. Интереснее играть вдвоем, втроем (можно и больше). Главное — придумать занимательный сюжет. Играя в куклы, дети становятся добрее, учатся договариваться между собой, находить общие решения. Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, также побуждает ребенка воображать, придумывать ей разное настроение, представлять её в разных игровых ситуациях.
3. Чтобы проводить театрализованные игры с народной куклой во внеурочной деятельности, необходимо спланировать работу внеурочных занятий с соблюдением дидактических принципов обучения. В первую очередь детей необходимо познакомить с каждой народной куклой, рассказывать об ее особенностях, почему кукла так называется, почему наши предки ее делали. Затем научить делать куклу из подручного материала и разыгрывать небольшие театрализованные действия. Такой ход работы должен осуществляться с каждой народной куклой, запланированный в работе внеурочных занятий.
4. На основании количественного и качественного анализа данных, полученных на констатирующем этапе исследования, выяснилось, что у младших школьников недостаточно сформирован интерес к народной кукле. Дети не знают, как включить в действие народную куклу и как надо говорить от лица этой куклы, с какой интонацией. Необходимо педагогу спланировать внеурочные занятия так, чтобы детей познакомить с народной куклой, научить ее делать из подручного материала и включать ее в театрализованную игру, проявляя свою артистичность.
5. Формирующий этап исследования показал, что спланированная работа оказала положительное влияние на развитие интереса младших школьников к народной куколе. На занятиях были повышены задачи, которые были поставлены в начале проведения данных занятий. Таким образом, можно сказать, что проделанная работа прошла не зря, дети освоили материал о куклах, научились некоторые куклы изготовлять из подручного материала и использовать их в театрализованных играх.
6. Сопоставив данные контрольного и констатирующего этапов исследования, можно сделать вывод, что спланированные внеурочные занятия по ознакомлению детей с разными видами народных кукол и их изготовлением, систематическое проведение театрализованных игр с использованием народной куклы, поспособствовали результативному итогу исследования.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
Данная работа имеет как теоретическое, так и практическое значение. Наработанный теоретический материал можно использовать учителям начальных классов для организации и проведения уроков, внеклассных занятий, в ходе динамических пауз, а также студентам и преподавателям с целью ознакомления с данной проблемой. Кроме этого материалы работы можно использовать педагогам дополнительного образования.
В перспективе планируется продолжать работу по данной проблеме. Начиная педагогическую деятельность в школе в качестве молодого специалиста, планируется разработать программу для начальных классов «Кукольное ремесло», которая будет реализована в системе внеурочной деятельности.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) [Электронный ресурс]. URL::Федеральный закон РФ Об образовании в Российской Федерации N 273-ФЗ от 29.12.2012 (zakonrf.info)
2. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 (ред. от 18.07.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте Россий 05.07.2021 N64100)[Электронныйресурс].URL:: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/
3.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ
от 18 октября 2013 г. N 544н
"Об утверждении профессионального стандарта
"Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель,
учитель)") [Электронный ресурс]. URL:https://base.garant.ru/70535556/
4. Концепция экологического образования в системе общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 29 апреля 2022 г. № 2/22) [Электронный ресурс]. URL:https://umocschel.edumsko.ru/activity/innovation_f/edu_ust/doc/1515312
5. Абрамычева И.В. История русской народной куклы с истока до современности / Абрамычева И.В. [Электронный ресурс] // Солнечный свет : [сайт]. — URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/istoriya-russkoy-narodnoy-kukly-s-istoka.2285649
6. Афонина Н. Педагогические условия организации театрализованных игр с детьми младшего школьного возраста / Афонина Н. [Электронный ресурс] // Справочник от автор24 : [сайт]. — URL:https://spravochnick.ru/pedagogika/pedagogicheskie_usloviya_organizacii_teatralizovannyh_igr_s_detmi_mladshego_shkolnogo_vozrasta/
7. Бадулина О.И. Речевые диалоги. Учебное пособие для детей 6-7 лет. ФГОС [Электронный ресурс] – 52 с. – URL: https://a21-vek.ru/goods/Badulina-O-I-Rechevye-dialogi-6-7-let
8. Безуглая Ж.А. Театрализованная деятельность как средство развития личности ребёнка с ОВЗ / Безуглая Ж.А. [Электронный ресурс] // Мультиурок : [сайт]. — URL: https://multiurok.ru/blog/tieatralizovannaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-razvitiia-lichnosti-riebionka-s-ovz.html
9. Берстенева Е, Догаева Н. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками, 2005. - 203с., ил.
10. Виноградов Г.С. «Страна детей» - Санкт-Петербург, 1999.
11. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]. / Л.С. Выготский. – М.: Изд. Центр Академия, 2012. – 240 с..
12. Гонина О. О. Книга: Психология младшего школьного возраста. Учебное пособие / Гонина О. О. [Электронный ресурс] // Медицинский справочник : [сайт]. — URL: https://med-tutorial.ru/m-lib/b/book/4090607813
13. Горичева В.С. Куклы / Художник В.Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 2000. – 192с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).
15. Даль В.И. Кукла / Даль В.И. [Электронный ресурс] // Толковый словарь Даля : [сайт]. — URL: https://gufo.me/dict/dal/кукла
16. Ельцова О. М., Круглова Н. А. «Приобщение дошкольников к истокам русской праздничной культуре» // Справочник старшего воспитателя. 2011. № 5. С. 24–33
17. Заскалина, Т. А. Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы) / Т. А. Заскалина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 24-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12836/ (дата обращения: 25.01.2024
18. Калюжная Н. Н. ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУКЛЫ / Калюжная Н. Н. [Электронный ресурс] // VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015 : [сайт]. — URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015017879
19. Кураш П.В. РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА И ЕЕ ФУНКЦИИ / Кураш П.В. [Электронный ресурс] // CYBERLENINKA : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkaya-narodnaya-kukla-i-ee-funktsii
20. Никифорова Г.В. Организация театральной деятельности младших школьников в рамках урочных и внеурочных занятий / Никифорова Г.В. [Электронный ресурс] // ФГОС онлайн официальный сайт документов установленного образца : [сайт]. — URL: https://fgosonline.ru/vyisshee/organizacziya-teatralnoj-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-v-ramkah-urochnyh-i-vneurochnyh-zanyatij
21. ОжеговС.И., Шведова Н.Ю. Кукла / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова [Электронный ресурс] // Толковый словарь Ожегова : [сайт]. — URL: https://gufo.me/dict/ozhegov/кукла
22. Педагогические условия организации театрализованных игр. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://spravochnick.ru/pedagogika/pedagogicheskie_usloviya_organizacii_teatralizovannyh_igr_s_detmi_mladshego_shkolnogo_vozrasta
25. Якушева Г.И. Театрализованные игры с младшими школьниками с использованием народной куклы во внеурочной деятельности / Якушева Г.И. [Электронный ресурс] // Солнечный свет : [сайт]. — URL: https://solncesvet.ru/book_work/47910/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.