Дата |
|
|
Завуч по УР |
Класс |
8а |
8б |
____________З.И.Яндиева |
Тема: Лимфатическая система
Тип урока: изучение нового материала
Основные понятия: лимфа, синус, лимфатический узел, лимфатический проток, селезенка
Цель: познакомить учащихся со строением и особенностями лимфатической системы , ее значением.
Планируемые образовательные результаты:
Учащиеся имеют представление о лимфатической системе. Знают определение лимфа, ее химический состав; знают виды лимфатических сосудов и их различие , строение лимфатического узла. Могут объяснить за счет чего происходит движение лимфы. Установить последовательность движения лимфы в организме. Знают функции лимфатической системы.
Развивается умение работать с текстом учебника, преобразовывать информацию (составлять схемы, читать диаграммы). Могут сравнивать и давать объяснения своим мыслям. Развивают умения работать в группах и парах .Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.
Формируют навыки здорового образа жизни, умение нести ответственность за свое здоровье. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности. Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.
Ход урока:
Здравствуйте ребята ! Я рада Вас видеть в этот чудесный день и надеюсь, что мы сегодня плодотворно поработаем!
Приветствуют учителя . Настраиваются на работу.
Личностные УУД :
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
2.Формулирование темы урока, постановка целей и определения задач урока
Вопрос: по какому принципу органы объединяют в единую систему органов?
Какие системы органов вы уже изучили?
Загадывает загадку:
Я не кровь, но в связи с нею,
свои функции имею,
К тканям жидким отношусь
И в сосудах нахожусь
(Лимфа)
Отвечают на вопросы, формируют тему урока, записывают тему урока в тетрадь. Ставят цели урока и определяют задачи, которые нужно достичь на уроке.
Составляют план достижения целей и задач урока
Познавательные УУД
Формирование умения применять полученные знания.
Регулятивные УУД
Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
3.Изучение нового материала
Цель: Создание условий для результативной работы
Вопрос: Что такое лимфа?
Сформулируйте определение лимфа.
Кровеносная система – не единственная сосудистая система нашего организма. В большинстве органов в теле человека помимо кровеносных находятся лимфатические сосуды. Они содержат лимфу – прозрачную и практически бесцветную жидкость.
Особенности лимфы
Количество лимфы в организме человека составляет около 2 л. В ней практически отсутствуют эритроциты, содержится гораздо меньше белков по сравнению с плазмой крови. Но она содержит много лимфоцитов.
Лимфоциты – разновидность лейкоцитов, имеющих вид шарика, на поверхности которого находится много ворсинок, похожих на щупальца. С их помощью лимфоцит изучает поверхность других клеток и отыскивает чужеродные соединения – антигены. Именно лимфоциты обеспечивают защиту организма от бактерий и вирусов.
После того как человек поел жирной пищи, лимфа меняет свой цвет на молочно-белый. Это связано с тем, что в неё из кишечника всасывается значительная часть жира.
Лимфатическая система состоит из лимфатических капилляров, лимфатических сосудов и узлов.
Из плазмы крови образуется тканевая жидкость, которая омывает все клетки и ткани, отдавая им питательные вещества и кислород. Затем часть тканевой жидкости всасывается в лимфатические капилляры и образует лимфу.
Лимфатические капилляры начинаются слепо, иногда приобретая вид булавовидных расширений. Их стенки образованы только одним непрерывным слоем эпителиальных клеток, поэтому тканевая жидкость легко проникает внутрь них.
Лимфатические капилляры присутствуют во всех органах и тканях тела, кроме головного и спинного мозга, хрящей и костного мозга. Они имеют больший диаметр, чем кровеносные капилляры, – до 0,2 миллиметра. Лимфатические капилляры соединяются между собой и образуют лимфатические сети.
Из капилляров лимфа поступает в более крупные лимфатические сосуды. Движение лимфы происходит снизу вверх, от кончиков пальцев рук и ног. Поэтому на внутренних стенках лимфатических сосудов располагаются клапаны, которые препятствуют обратному оттоку лимфы. Благодаря клапанам кровь движется в одном направлении. Лимфатические сосуды заканчиваются у человека правым лимфатическим и грудным протоками.
Оба протока изливают лимфу в верхнюю полую вену большого круга кровообращения недалеко от сердца. В сутки в кровь возвращается от 1 до 3 литров лимфы.
По ходу лимфатических сосудов располагаются специальные образования – лимфатические узлы. Некоторые из них в виде округлых уплотнений можно найти под нижней челюстью. Их много также в подмышечной и подколенной впадинах, в паху и среди внутренних органов. У человека насчитывается более 460 лимфатических узлов. Снаружи они покрыты капсулами, от которых внутрь узла отходят перегородки. Между перегородками находятся скопления лимфоцитов, которые обезвреживают микроорганизмы. В лимфатических узлах происходит созревание лимфоцитов.
Здесь лимфатические сосуды распадаются на многочисленные узкие протоки, в которых происходит очистка лимфы, отфильтровываются погибшие клетки и бактерии. Таким образом, лимфатические узлы играют роль фильтров. Они входят в иммунную систему человека, потому что в них формируются лимфоциты.
Если в лимфатических узлах задерживается много бактерий, они увеличиваются в размерах, воспаляются и становятся болезненными.
Причиной воспаления лимфоузлов могут быть инфекционные и бактериальные заболевания.
Движение лимфы по сосудам. Ток лимфы происходит благодаря сокращениям мышечной стенки лимфатических сосудов, сдавливанию лимфатических сосудов сокращающимися мышцами и пульсации кровеносных сосудов. Лимфа движется по сосудам медленно, так как в лимфатической системе нет насоса, аналогичного сердцу.
Лимфатическая система состоит из лимфатических сосудов и лимфоидных органов.
Работа с изображением строения лимфатического узла
Лимфа – это прозрачная жидкость, сходная по химическому составу с плазмой крови.
Учащиеся должны сделать вывод о том, лимфатическая система незамкнутая и не имеет центрального «насоса» для осуществления движения лимфы.
Во многих тканях имеются слепо заканчивающиеся мельчайшие лимфатические капилляры. В них проникает межклеточная жидкость, которая и образует лимфу. Лимфатические капилляры сливаются в более крупные лимфатические сосуды, которые пронизывают все органы и ткани. На внутренних стенках лимфатических сосудов расположены клапаны, благодаря которым лимфа движется в одном направлении (клапаны препятствуют обратному току лимфы).
По ходу лимфатических сосудов располагаются лимфатические узлы. Узлы играют роль фильтров, задерживающих микроорганизмы. В них в большом количестве находятся лимфоциты, активно участвующие в иммунных реакциях организма.
Особенно много лимфатических узлов в подмышечной впадине, подколенных и локтевых сгибах, в грудной и брюшной полостях, на шее.
Все лимфатические сосуды объединяются в протоки, которые впадают в крупные вены большого круга кровообращения.
Благодаря этому в кровеносное русло из тканей возвращается жидкость.
Домашнее задание
Изучить параграф 27 стр 70-71
Ответить на вопросы № 2,3 стр 71
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.