Тема любви и образ возлюбленной в лирике А.А. Фета.
Оценка 4.8

Тема любви и образ возлюбленной в лирике А.А. Фета.

Оценка 4.8
docx
08.05.2020
Тема любви и образ возлюбленной в лирике  А.А. Фета.
любовная лирика Фета.docx

30.01.20г    Урок литературы в 10 классе

Тема: Тема любви и образ возлюбленной в лирике  А.А. Фета.

Цели урока:

1. Обучающая:

анализ любовной лирики Фета, знакомство с  импрессионизмом его поэзии, со способами достижения гармонии и музыкальности поэтической речи;

2. Воспитывающая:

воспитание эстетического чувства; 

3. Развивающая:

развитие образного мышления.

Ход урока:

1. Организационный момент

2.  Вступительное слово учителя

- Сегодня у нас обобщающий урок по творчеству А.А. Фета, мы знаем, что поэт в своих произведениях обращался к вечным ценностям этого мира. Но поэзия самого Фета – составная часть его красоты и гармонии. Поэтому цель нашего урока - проследить, как, какими способами достигается гармония поэтической речи Фета на примере его любовной лирики.

3. Повторение изученного материала

- Начнем с повторения изученного материала.

Тест

Кого Фет считал своим наставником в литературе?

А) Лермонтова

Б) Пушкина

В) Тютчева

Первое стихотворение А.Фета, положенное на музыку

А) «Шепот, робкое дыханье…»

Б) «Сияла ночь. Луной был полон сад…»

В) «На заре ты ее не буди…»

Как называется первый поэтический сборник А.Фета?

А) «Лирический пантеон»

Б) «Вечные огни»

В) «Весна»

В каком году Фет создает свой сборник «Лирический пантеон»?

А) В 1843

Б) В 1840

В) В 1845

Укажите, какой троп использовал поэт в этом стихотворении.

Лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся…

А)  метафора

В) олицетворение

С)  сравнение

С помощью чего Фет пытается вернуть себе дворянский титул?

А)Писем императору

Б)Военной службы

В)Пересмотра метрических записей

4. Актуализация знаний

 (Чтение наизусть стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад…»)

- К каким вечным темам обращался поэт в своем творчестве? (любовь, природа, философское осмысление жизни)

Какова тематика этого стихотворения? (любовь)

- Вот мы и подошли к любовной лирике Фета

- Любовь для поэта – это высший дар судьбы, несущий величайшую радость и величайшее страдание. Любовная лирика рождается из настоящей, реальной жизненной трагедии, острого чувства потери,  сознание вины и раскаяния.

Итак, кто же был адресатом любовной лирики А.Фета, попытаемся разобраться с эти сегодня на уроке. Вспомним несколько фактов из его биографии, которые повлияли на появление любовной темы в его произведениях.

Весной 1845 года Афанасий Фет служил в Херсонской губернии. Здесь Фет познакомился и подружился с сёстрами Лазич – Еленой и Марией. Старшая была 1850 г. замужем, и ухаживания полкового адъютанта за женщиной, искренне любящей своего мужа, ни к чему не привели. Не имея надежд на сближение, вскоре его симпатии перешли к её сестре, сердце которой также было отдано другому – вскоре она окончательно объявила о помолвке со своим женихом. Как оказалось, девушка с детства знала и ценила его лирику. В воспоминаниях поэта Мария Лазич представала как высокая «стройная брюнетка» с «необычайной роскошью черных, с сизым отливом волос». В память о былых чувствах Фет написал стих. Но с Марией произошла трагедия: она сгорела в огне, вспыхнувшем в ее комнате   Несколькими годами позже Фет связал свою жизнь законным браком с дочерью торговца чаем Боткина. Он показал себя хорошим хозяином, приумножил состояние жены и вернул имя своего отца Шеншина со всеми правами, принадлежащими его роду и званию. Несостоявшееся любовное чувство превратилось в чувство поэтическое; из него же родились удивительные фетовские стихи, навеянные воспоминаниями о Марии Лазич.

- Радость, счастье, любовь – это то, о чем пришел рассказать А.Фет в русской поэзии. Поэзия Фета в целом очень жизнерадостная, оптимистичная (не зря Фет своим учителем считал Пушкина). И чем суровее была к нему жизнь, тем ярче, теплее и радостнее становились его стихи «Радуга фетовской поэзии победила мрак его жизни»

- И одно из самых оптимистичных стихотворений поэта, своего рода поэтическая декларация его творчества это стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…»

 (Чтение наизусть стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…»)

- На какую тему написано это стихотворение? (любовь, природа)

- Таким образом, песня – высшая точка радости. Это открывает нам, пожалуй, самую яркую особенность лирики А.Фета – музыкальность. Поэт считал, что лирика и музыка не просто родственны, а не раздельны. Вот что написал по этому поводу:

«Все вековечные поэтические произведения от пророков до Гете и Пушкина включительно – в сущности – музыкальные произведения – песни».

- Фет использовал специальные, звуковые приемы художественной изобразительности

- А какие звуковые средства художественной изобразительности мы знаем? (аллитерация, ассонанс)

- Стихи А.Фета с легкостью ложатся на музыку, становясь песнями, романсами. Написанное в 1842 году стихотворение «На заре ты ее не буди…»  стало первым стихотворением А.Фета, положенным на музыку. Сделал это композитор Александр Егорович Варламов. Романс получил широчайшую известность, его распевали по всей России. У нас есть возможность прослушать его в исполнении вашего одноклассника.

Слово учителя.

- А.Фет – поэт «чистого искусства». Цель поэзии для него – сама поэзия. А.Фет считал, что главная функция искусства – эстетическая, он никогда не писал стихов на политические темы. 

Наш урок я хочу закончить словами  В.Я. Брюсова о А.Фете:

«Он – высокий, высочайший авторитет в поэзии, в искусстве, в мысли»

7. Домашнее задание

Подготовка к тестированию по творчеству Тютчева и Фета


 

Урок литературы в 10 классе Тема:

Урок литературы в 10 классе Тема:

Чтение наизусть стихотворения «Сияла ночь

Чтение наизусть стихотворения «Сияла ночь
Скачать файл