Тема: М. Пришвии «Норка и Жулька», Литературное слушание. В. Чаплина «Мушка»
Оценка 4.8

Тема: М. Пришвии «Норка и Жулька», Литературное слушание. В. Чаплина «Мушка»

Оценка 4.8
docx
24.04.2023
Тема: М. Пришвии «Норка и Жулька», Литературное слушание.  В. Чаплина «Мушка»
Литературное чтение 4.docx

Класс: 1

Тема: М. Пришвии «Норка и Жулька», Литературное слушание.  В. Чаплина «Мушка»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: создание условий на уроке для целостного восприятия произведений М.М. Пришвина «Норка и Жулька», В. Чаплиной «Мушка», формирование умений для развития читательской самостоятельности.

Задачи:

Дидактическая: формировать понятие о жанрах “рассказ”, “сказка”, “стихотворение”.

Развивающая: развивать умения составлять схематический план и рассказывать по плану под руководством учителя.

Воспитательная: воспитывать интерес к чтению и книге; обогащение нравственного опыта и развитие нравственных чувств учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

-       научится осознанно воспринимать, читать вслух произведения различных жанров (рассказ) и отвечать на вопросы по содержанию;

-       умение выделять слова и предложения, характеризующие героев сказки;

-       развивать умение выражать отношение к героям сказки и их поступкам.

Метапредметные:

Познавательные:

-       умение искать необходимую информацию из учебника;

-       умение сравнивать произведения разных жанров, наблюдать и выделять их особенности;

-       делать выводы на основе обобщения умозаключений.

Регулятивные:

-       самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения с классом;

-       обнаруживать и формулировать учебную проблему;

-       уметь оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные:

-       умение оформлять свои мысли в устной форме;

-       высказывать свою точку зрения, уметь ее аргументировать;

-       слушать других, принимать их точку зрения, быть готовым изменить свою.

Личностные:

-       принятие и освоение роли обучающегося;

-       готовность к обучению, положительное отношение к чтению;

-       проявлять интерес к познавательной деятельности.

Оборудование: экран, компьютер, медиапроектор, учебник по литературному чтению 1 класс, (Л.А. Ефросинина)


 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Игоревна, и сегодня урок чтения у вас проведу я.

Литературное слушание– прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы читайте их – они учат вас!

-Как вы думаете, что ждёт вас на сегодняшнем уроке литературного чтения?

- Какие умения вам помогут на уроке?

Посмотрите на подсказки и выберите.

(читать, думать, размышлять, узнавать новое, исследовать, рассуждать, играть, решать задачи)

 

 

 

Приветствие учителя

 

 

 

 

 

 

Встреча с новым произведением

 

Дети самостоятельно выбирают умения

(читать, думать, размышлять, узнавать новое, исследовать, рассуждать, играть, решать задачи)

2. Актуализация знаний в пробном учебном действии

-Урок, как правило, начинаем с речевой разминки.

Цепочки слогов:

ла ло лу лы лэ во ву ва вы

за ца са со зо цо це сэ зэ

жо шо же ше жи ши

-первая строка «пропевается» на одном дыхании (можно брать цепное дыхание)

- вторая строка - скачем по кочкам, отрывисто

- третья - четкое громкое проговаривание (работают «замочки» на соединении верхней и нижней челюсти)

 

 

 

 

 

Дети выполняют речевую разминку

3. Выявление места и причины затруднения

-Урок хочу начать со стихотворения. Слушаем внимательно.

Порою с пути нам случается сбиться.

Кругом темнота, и не видно не зги,

Но нам не дадут уж совсем заблудиться –

Мордочка, хвост и четыре ноги!

Пусть в чаще свирепые хищники воют –

Тебе не страшны никакие враги.

Не бойся, мы рядом! – тебя успокоят

Мордочка, хвост и четыре ноги.

А если порою тоска тебя гложет

(Бывает такая тоска – хоть беги!),

Поверь, что никто тебе так не поможет,

Как мордочка, хвост и четыре ноги.

Немного ей мяса, тарелочку каши …

(Короче, влезать не придется в долги!)

Матрасик в углу… И вот они – наши:

Мордочка, хвост и четыре ноги

(Л. Керн)

-Ребята, вы догадались, о ком мы будем говорить на занятии?

- Почему собаку называют другом человека?

- Поднимите руку те, у кого есть собака.

- А кто хотел бы иметь собаку?

- Собаки – это умные животные, которые чувствуют эмоции человека, понимают, когда человеку плохо и могут разделить радость. Собаки чувствуют приближение неприятностей, всегда готовы защищать своего хозяина и могут пожертвовать своей жизнью. На такие поступки, к сожалению, готов не каждый человек.

-Итак, тема нашего урока М.М. Пришвин «Норка и Жулька», Чаплина «Жучка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О собаках

 

Ответы детей

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Ребята, а давайте, опираясь на тему нашего урока, попробуем сформулировать цель? Что будем делать на уроке?

- Что вы знаете про Пришвина М.М.?

-Какое произведение Пришвина мы изучили на предыдущем уроке?

-Писать Пришвин начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям. В рассказах Пришвина присутствуют герои, которые любят, помогают и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные. Пришвин был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса и поля, реки и озера, в ее птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

-Итак, что нового узнали?

 

 

 

Познакомиться с произведениями о наших меньших друзьях, то есть о собаках.

Ответы детей

«Ежик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

5. Реализация построенного проекта

-Сейчас я прочитаю выразительно этот рассказ. Слушайте очень внимательно, следите пальчиком.

-Понравился ли вам этот рассказ? Что именно понравилось?

- Какие у вас возникли мысли, когда вы слушали?

-Прочитайтесь самостоятельно это произведение.

-Прочитаем вслух. Читать начинает…(чит. уч-ся)

-О чем это произведение?

-Как писатель относится к своим собакам? Расскажи, можете найти в тексте.

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

- Писатель очень любит своих собак. Часто подзывает их к себе. Даже клички собакам дал забавные — Норка и Жулька

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Физкультминутка

Во дворе щенок играл,

Прыгал, бегал и считал:

«Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова,

Три – налево поворот» –

И помчался до ворот,

А потом вздохнул и сел:

Он устал и присмирел.

-Также сегодня мы познакомимся с новым произведением и автором Верой Васильевной Чаплиной «Мушка».

-В детстве Вера Васильевна попала в детский дом. Позже она писала: «Только любовь к животным помогла мне пережить это первое большое горе. Даже находясь в детском доме, я ухитрялась держать щенят, котят и птенчиков.

-Сейчас вы прослушаете внимательно ее произведение. Во время слушания вам нужно будет определить жанр и ответить на вопросы.

- Что же вы слушали ребята?

- История вам понравилась?

- О ком эта история?

- Как Мушка попала в дом к героям?

- Хотелось ли маме девочки заводить дома собачку? 

-Почему? Какой её увидела мама Люды?

-Какое мнение сложилось у вас о Мушке?

-Какая она была в начале рассказа?

- Как вела себя собачка на улице? Почему?

- Как относились к этому ребята во дворе?

-Что случилось однажды во дворе?

- Как повела себя Мушка в этой ситуации?

 -Что заставило маленькую, пугливую собачку броситься на большую и страшную собаку?

-Поменялось ли у вас мнение?

-Почему?

-  Как стали относиться к Мушке во дворе после этого случая?

-А о чём хотела сказать Чаплина в своём рассказе?

- У Мушки появился друг, Люда. Она пожалела бездомную собачку, взяла к себе. И собачка привязалась к ней. И в трудную минуту любовь, преданность оказались сильнее страха, и пугливая Мушка встала на защиту девочки.

 

 

 

 

Дети выполняют физкультминутку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Рассказ

 

-О девочке Люде и Мушке

- ее принесла Люда

 

 

-грязная, худая и хромала на переднюю лапку

-В начале рассказа собачка пугливая, трусливая. Всего боится. Все над ней смеялись. Называли её трусишкой

 

 

 

 

 

-преданность, любовь к девочке

-В конце рассказа её уже не называли трусишкой. Ведь она спасла свою хозяйку. Защитила её от огромной страшной собаки

 

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Ребята, мы прочитали произведение В. Чаплиной «Мушка», теперь выполните самостоятельно задания в рабочей тетради на страницах 36-37.

 

 

 

 

Дети самостоятельно выполняют задания

8. Включение в систему знаний и повторение

- Ребята, давайте нарисуем модель рассказов.

Итак, первая модель, как зовут автора первого рассказа?

- Какой жанр?

- О ком этот рассказ?

- Молодцы!

- Теперь вторую модель нарисуйте самостоятельно.

 

 

 

 

 

М.М. Пришвин

Рассказ

О животных

9. Рефлексия (итог урока)

-Какое произведение вы сегодня слушали?

-Какое произведение читали?

- Любите собак, самых верных и преданных друзей человека. Не допускайте, чтобы они оказались бездомными по вашей вине.  

- Закончить урок мне бы хотелось словами ещё одного писателя- анималиста:

  «Заведите щенка, и вы приобретёте самую преданную любовь на свете».

-Если вам понравился урок, то покажите жест «палец вверх», а если нет «Палец вниз».

-А сейчас урок закончен.

 

- Чаплина «Мушка»

-Пришвин «Норка и Жулька»

 


 

Класс: 1 Тема: М. Пришвии «Норка и

Класс: 1 Тема: М. Пришвии «Норка и

Регулятивные: - самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения с классом; - обнаруживать и формулировать учебную проблему; - уметь оценивать правильность выполнения действия

Регулятивные: - самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения с классом; - обнаруживать и формулировать учебную проблему; - уметь оценивать правильность выполнения действия

Деятельность учителяДеятельность обучающихся 1

Деятельность учителяДеятельность обучающихся 1

Урок хочу начать со стихотворения

Урок хочу начать со стихотворения

Построение проекта выхода из затруднения -

Построение проекта выхода из затруднения -

Как писатель относится к своим собакам?

Как писатель относится к своим собакам?

Какое мнение сложилось у вас о

Какое мнение сложилось у вас о

Дети самостоятельно выполняют задания 8

Дети самостоятельно выполняют задания 8
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2023