Класс: 1
Тема: М. Пришвии «Норка и Жулька», Литературное слушание. В. Чаплина «Мушка»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: создание условий на уроке для целостного восприятия произведений М.М. Пришвина «Норка и Жулька», В. Чаплиной «Мушка», формирование умений для развития читательской самостоятельности.
Задачи:
Дидактическая: формировать понятие о жанрах “рассказ”, “сказка”, “стихотворение”.
Развивающая: развивать умения составлять схематический план и рассказывать по плану под руководством учителя.
Воспитательная: воспитывать интерес к чтению и книге; обогащение нравственного опыта и развитие нравственных чувств учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
- научится осознанно воспринимать, читать вслух произведения различных жанров (рассказ) и отвечать на вопросы по содержанию;
- умение выделять слова и предложения, характеризующие героев сказки;
- развивать умение выражать отношение к героям сказки и их поступкам.
Метапредметные:
Познавательные:
- умение искать необходимую информацию из учебника;
- умение сравнивать произведения разных жанров, наблюдать и выделять их особенности;
- делать выводы на основе обобщения умозаключений.
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения с классом;
- обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- уметь оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- высказывать свою точку зрения, уметь ее аргументировать;
- слушать других, принимать их точку зрения, быть готовым изменить свою.
Личностные:
- принятие и освоение роли обучающегося;
- готовность к обучению, положительное отношение к чтению;
- проявлять интерес к познавательной деятельности.
Оборудование: экран, компьютер, медиапроектор, учебник по литературному чтению 1 класс, (Л.А. Ефросинина)
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Мотивация к учебной деятельности Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Игоревна, и сегодня урок чтения у вас проведу я. Литературное слушание– прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк. Стих это будет, сказка, рассказ – Вы читайте их – они учат вас! -Как вы думаете, что ждёт вас на сегодняшнем уроке литературного чтения? - Какие умения вам помогут на уроке? Посмотрите на подсказки и выберите. (читать, думать, размышлять, узнавать новое, исследовать, рассуждать, играть, решать задачи) |
Приветствие учителя
Встреча с новым произведением
Дети самостоятельно выбирают умения (читать, думать, размышлять, узнавать новое, исследовать, рассуждать, играть, решать задачи) |
2. Актуализация знаний в пробном учебном действии -Урок, как правило, начинаем с речевой разминки. Цепочки слогов: ла ло лу лы лэ во ву ва вы за ца са со зо цо це сэ зэ жо шо же ше жи ши -первая строка «пропевается» на одном дыхании (можно брать цепное дыхание) - вторая строка - скачем по кочкам, отрывисто - третья - четкое громкое проговаривание (работают «замочки» на соединении верхней и нижней челюсти) |
Дети выполняют речевую разминку |
3. Выявление места и причины затруднения -Урок хочу начать со стихотворения. Слушаем внимательно. Порою с пути нам случается сбиться. Кругом темнота, и не видно не зги, Но нам не дадут уж совсем заблудиться – Мордочка, хвост и четыре ноги! Пусть в чаще свирепые хищники воют – Тебе не страшны никакие враги. Не бойся, мы рядом! – тебя успокоят Мордочка, хвост и четыре ноги. А если порою тоска тебя гложет (Бывает такая тоска – хоть беги!), Поверь, что никто тебе так не поможет, Как мордочка, хвост и четыре ноги. Немного ей мяса, тарелочку каши … (Короче, влезать не придется в долги!) Матрасик в углу… И вот они – наши: Мордочка, хвост и четыре ноги (Л. Керн) -Ребята, вы догадались, о ком мы будем говорить на занятии? - Почему собаку называют другом человека? - Поднимите руку те, у кого есть собака. - А кто хотел бы иметь собаку? - Собаки – это умные животные, которые чувствуют эмоции человека, понимают, когда человеку плохо и могут разделить радость. Собаки чувствуют приближение неприятностей, всегда готовы защищать своего хозяина и могут пожертвовать своей жизнью. На такие поступки, к сожалению, готов не каждый человек. -Итак, тема нашего урока М.М. Пришвин «Норка и Жулька», Чаплина «Жучка». |
О собаках
Ответы детей
Ответы детей
|
4. Построение проекта выхода из затруднения - Ребята, а давайте, опираясь на тему нашего урока, попробуем сформулировать цель? Что будем делать на уроке? - Что вы знаете про Пришвина М.М.? -Какое произведение Пришвина мы изучили на предыдущем уроке? -Писать Пришвин начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям. В рассказах Пришвина присутствуют герои, которые любят, помогают и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные. Пришвин был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса и поля, реки и озера, в ее птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. -Итак, что нового узнали? |
Познакомиться с произведениями о наших меньших друзьях, то есть о собаках. Ответы детей «Ежик»
Ответы детей |
5. Реализация построенного проекта -Сейчас я прочитаю выразительно этот рассказ. Слушайте очень внимательно, следите пальчиком. -Понравился ли вам этот рассказ? Что именно понравилось? - Какие у вас возникли мысли, когда вы слушали? -Прочитайтесь самостоятельно это произведение. -Прочитаем вслух. Читать начинает…(чит. уч-ся) -О чем это произведение? -Как писатель относится к своим собакам? Расскажи, можете найти в тексте. |
Ответы детей
- Писатель очень любит своих собак. Часто подзывает их к себе. Даже клички собакам дал забавные — Норка и Жулька |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Физкультминутка Во дворе щенок играл, Прыгал, бегал и считал: «Раз – прыжок и три кивка, Два – направо голова, Три – налево поворот» – И помчался до ворот, А потом вздохнул и сел: Он устал и присмирел. -Также сегодня мы познакомимся с новым произведением и автором Верой Васильевной Чаплиной «Мушка». -В детстве Вера Васильевна попала в детский дом. Позже она писала: «Только любовь к животным помогла мне пережить это первое большое горе. Даже находясь в детском доме, я ухитрялась держать щенят, котят и птенчиков. -Сейчас вы прослушаете внимательно ее произведение. Во время слушания вам нужно будет определить жанр и ответить на вопросы. - Что же вы слушали ребята? - История вам понравилась? - О ком эта история? - Как Мушка попала в дом к героям? - Хотелось ли маме девочки заводить дома собачку? -Почему? Какой её увидела мама Люды? -Какое мнение сложилось у вас о Мушке? -Какая она была в начале рассказа? - Как вела себя собачка на улице? Почему? - Как относились к этому ребята во дворе? -Что случилось однажды во дворе? - Как повела себя Мушка в этой ситуации? -Что заставило маленькую, пугливую собачку броситься на большую и страшную собаку? -Поменялось ли у вас мнение? -Почему? - Как стали относиться к Мушке во дворе после этого случая? -А о чём хотела сказать Чаплина в своём рассказе? - У Мушки появился друг, Люда. Она пожалела бездомную собачку, взяла к себе. И собачка привязалась к ней. И в трудную минуту любовь, преданность оказались сильнее страха, и пугливая Мушка встала на защиту девочки. |
Дети выполняют физкультминутку
- Рассказ
-О девочке Люде и Мушке - ее принесла Люда
-грязная, худая и хромала на переднюю лапку -В начале рассказа собачка пугливая, трусливая. Всего боится. Все над ней смеялись. Называли её трусишкой
-преданность, любовь к девочке -В конце рассказа её уже не называли трусишкой. Ведь она спасла свою хозяйку. Защитила её от огромной страшной собаки
|
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону - Ребята, мы прочитали произведение В. Чаплиной «Мушка», теперь выполните самостоятельно задания в рабочей тетради на страницах 36-37. |
Дети самостоятельно выполняют задания |
8. Включение в систему знаний и повторение - Ребята, давайте нарисуем модель рассказов. Итак, первая модель, как зовут автора первого рассказа? - Какой жанр? - О ком этот рассказ? - Молодцы! - Теперь вторую модель нарисуйте самостоятельно. |
М.М. Пришвин Рассказ О животных |
9. Рефлексия (итог урока) -Какое произведение вы сегодня слушали? -Какое произведение читали? - Любите собак, самых верных и преданных друзей человека. Не допускайте, чтобы они оказались бездомными по вашей вине. - Закончить урок мне бы хотелось словами ещё одного писателя- анималиста: «Заведите щенка, и вы приобретёте самую преданную любовь на свете». -Если вам понравился урок, то покажите жест «палец вверх», а если нет «Палец вниз». -А сейчас урок закончен. |
- Чаплина «Мушка» -Пришвин «Норка и Жулька» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.