Выступление на заседании методической комиссии
Тема: МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА.
Выступила: преподаватель истории Воробьёва С.А.
Все, что я
познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной
тезис современного понимания
метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы,
стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и
прагматическими умениями.
В основе метода проектов лежит развитие
познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои
знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на
самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую,
которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот
подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов
всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной
стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой -
интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии,
творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»,
т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если
практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.
Умение пользоваться методом проектов — показатель
высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и
развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века,
предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно
изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Проектно-исследовательская деятельность студента развивает его самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей, формирует навыки планомерной, технологичной деятельности и способности к самоорганизации, самоконтролю и самокоррекции. Проектно-исследовательская деятельность как творческая по характеру проходит следующие этапы:
I этап – организационно-подготовительный.
На этом этапе происходит поиск проблемы, определяется тема, формируются исследовательские задачи, идет обоснование проекта, планирование предстоящей деятельности, анализ и создание необходимых условий для исследования.
II этап – технологический.
На этом этапе при постоянном самоконтроле, промежуточной самооценке и самокоррекции осуществляется сбор и анализ информации, выработка идей, их обсуждение, моделирование, оформление документов и т. д.
III этап – заключительный.
На этом этапе подводятся итоги, проводится анализ и оценка деятельности.
Китайская пословица «Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать самому – и это станет моим навсегда» как нельзя лучше характеризует метод проектов.
В процессе подготовки проекта обучающиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями при решении познавательных и практических задач, работая в группах, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление.
При организации проектной деятельности используется следующая технология проектов, предложенная профессором Е. С. Полатом.
Типологические признаки |
Типы проектов |
По доминирующей деятельности |
Исследовательские Поисковые Творческие Ролевые, игровые Прикладные (практико-ориентированные) Информационные (ознакомительно-ориентировочные) |
По предметно-содержательной области |
Монопроекты Межпредметные Непосредственные (с открытой явной координацией) Скрытый (неявный, имитирующий участника проекта) |
По характеру контактов |
Внутренние Международные |
По количеству участников проекта |
Личностные Парные Групповые |
По продолжительности выполнения проекта |
Краткосрочные Средней продолжительности долгосрочные |
Защиту проектов учителя проводят в форме конференций, презентаций.
Такая деятельность способствует глубокому, осознанному усвоению базовых знаний, что обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Важнейшим условием реализации исследовательской деятельности учащихся является индивидуальная работа учителя с учеником в заданной предметной области, связанная с освоением методики, сбором экспериментального материала и его обсуждением.
Здесь наряду с известными связями типа «учитель-ученик» на первый план выступают новые специфические функции. Две главные из них – «коллега-коллега» и «духовный наставник – младший товарищ».
Требования к содержанию научной работы
Структура |
Требования к содержанию |
Титульный лист |
Содержит: - наименование учебного заведения, где выполнена работа; - фамилию, имя и отчество автора; - тему научной работы; - фамилию, имя и отчество научного руководителя; - город и год |
Оглавление
Введение (вступление)(рекомендуемый объем до двух страниц)
Основная часть(не более 10 страниц)
Выводы
Список литературы |
Включает: - наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал
Содержит: - оценку современного состояния решаемой проблемы или задачи; - обоснование необходимости проведения работы
Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме. Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы. Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы. Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы. |
Виды исследовательских работ
Форма |
Структура |
Доклад |
- в кратких вводных замечаниях — научно-практическая ценность темы; - сущность темы, обоснованные научные предложения; - выводы и предложения. |
Тезисы доклада |
- основные положения доклада; - основные выводы и предложения. |
Научная статья |
- заголовок; - вводные замечания; - краткие данные о методике исследования; - анализ собственных научных результатов и их обобщение; - выводы и предложения; - ссылки на цитируемую литературу. |
Научный отчет |
- краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы; - значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики; - детальная характеристика применявшихся методов; - существование новых научных результатов; - заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы; - выводы и предложения. |
Реферат |
- вводная часть; - основной текст; - заключительная часть; - список литературы; - указатели. |
Монография |
- введение; - подробно и всесторонне исследуется и освещается какая-либо одна из проблем или тема; - выводы по каждому разделу (главе); - заключение. |
Этапы работы над научным исследованием
1. Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему.
2. Выбранную тему обсудить на заседании своей секции или индивидуальной консультации с руководителем.
3. Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор определил самостоятельно.
4. На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.
5. На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.
6. Оформить работу и на основе ее содержания подготовить небольшое (7-10 минут) выступление на итоговой конференции.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В.
Педагогика начального образования. – М., 2005.
2.Новые педагогические и информационные
технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2010
3.Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? //
Методист, №1, 2004. – с. 42.
4.Современная гимназия: взгляд теоретика и
практика./Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
5.Управление проектами в современной
организации: Стандарты. Технологии. Персонал. – М., 2009.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.