Тема: Методы проверки письменных и устных домашних заданий учащихся
Оценка 4.9

Тема: Методы проверки письменных и устных домашних заданий учащихся

Оценка 4.9
docx
16.11.2019
Тема: Методы проверки письменных  и устных домашних заданий учащихся
для публ 2).docx

 

Тема: Методы проверки письменных  и устных домашних заданий учащихся.

План.

1.Проверка письменных домашних упражнений.

2.Устный опрос учащихся.

3. Проверка запоминания слов, имеющих те или иные особенности

Основной функцией этого структурного элемента урока является выяснение степени  усвоения пройденного, проверка письменного задания , а  также запоминание слов с непроверяемыми орфограммами. Для проверки домашнего задания отводится специальное время в начале урока( пятая часть урока -9-10 мин.).

В школьной практике нередко можно наблюдать такие уроки, когда на проверку домашнего задания или вовсе не отводится времени или затрачивается не более 1—2 минут, оправдывая это тем, что большую часть времени урока  лучше отвести формированию практических умений и навыков. При такой орга­низации работы на уроке учитель не имеет возможности выяснить, насколько глубоко усвоен учащимися пройденный материал и в какой степени они готовы к приобретению новых знаний.

Однако многочисленные факты свидетельствуют о том, что, вы­игрывая во времени, учитель при таком подходе к проверке до­машнего задания может значительно проиграть в прочности знаний учащихся, поскольку новый материал без глубокого осмысления ранее пройденного не может быть достаточно прочно усвоен уча­щимися, поэтому

необходима постоянная проверка выполнения домашнего задания, т.к. отсутствие или эпизодичность проверки дезорганизуют учащихся.

 Серьезным недостатком в работе учителей является также стан­дартизация способов проверки письменных упражнений, выполня­емых учащимися дома. Как свидетельствуют многочисленные факты, на уроках русского языка чаще всего используется прием «сплош­ного» чтения учащимися записанных дома слов, словосочетаний, предложений и связных текстов «по цепочке».

При этом, несмотря на требования учителя внимательно слушать отвечающего и исправлять замеченные ошибки, не все учащиеся делают это, в результате чего в тетрадях учеников остается немало неисправленных  ошибок.   К тому  же  в  данном  случае  учащиеся вынуждены опираться только лишь на деятельность слуховых представлений, в то время как представления зрения, играющие важную роль в развитии орфографической и пунктуаци­онной зоркости учащихся, вольно или невольно игнорируются   учителем.

В связи со сказанным учителю нужно стремиться использовать иные, более активные способы проверки домашних заданий. К ним  относятся:

 

Выборочная    проверка.

 

 Это способ, требующий от учащихся умения находить в записанных текстах языковые явления, указанные учителем. Например, проверяя в классе упражнение, где требуется в процессе осложненного списывания обозначить орфограмму № 1  (безударные проверяемые гласные в корне слов) и № 5 (буквы и, у, ы после шипящих), учитель может сначала потребовать, чтобы учащиеся прочитали и объяснили правописание слов, где встречается орфограмма № 1, а затем анализируются слова с орфограммой № 5. В том и другом случае указываются  дифференцирующие признаки орфограмм, в результате чего проверка  написанного   каждым из учащихся делается более осмысленной.                                                                                                                      

Подобным   же   образом    может   быть   проверено, напримёр, упражнение, где требуется, вставив пропущенные буквы,  обозначить приставки при   и пре. По требованию учителя учащиеся сначала читают  слова с  приставкой  при- и объясняют соответствующие написания с помощью правил, а затем переходят к разбору

 слов с приставкой пре-. В данном случае важно обратить внимание учащихся на то, что в безударном положении указанные приставки на слух не различаются, и по этой причине нужно знать и уметь

применять на письме соответствующее правило.

Пи   окончании   работы   правило   правописания    приставок   ещё раз повторяется. учащимися , четко выделяются  признаки, на основе которых различаются данные приставки.

На уроках синтаксиса и пунктуации в VII VIII классах учащиеся сначала могут, например, проанализировать конструкции с обособленными  членами, а затем предложения, не содержащие таких членов.
   
Известно, что в учебниках русского языка содержится  немало упражнений, при выполнении которых учащимся приходится работать как над новыми, так и над ранее  изученными   правилами.

К  выборочной проверке в классе письменного задания учащиеся в таком случае обычно готовятся заранее. Выполняя задание дома ,они производят классификацию встречающихся в соответствующих текстах упражнений орфограмм или пунктограмм. Результаты подобной работы оформляются в письменной форме в виде перечня правил, которые повторялись учащимися в ходе выполнения задания  учителя.

Так, например, ученики VI  класса в итоге выполнения одного  из   повторительно-обобщающих   упражнений   по   теме   «Наречие», помещенных  в  учебнике  русского   языка,   могут  составить  такой перечень орфографических правил, над которыми в соответствии  с условием упражнения они должны были вести работу дома.

1.          Слитное и дефисное написание наречий.

2.         Правописание падежных  окончаний  имен существительных

3.         Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

4.         Написание приставки не- с прилагательными.

5.    Правописание   падежных   окончаний   имен   прилагательных и т. д.

В результате подобной работы в тетрадях  учащихся появляется своеобразный план, по которому ведется беседа на уроке. Сначала объясняются орфограммы на недавно пройденные правила, а затем по плану, предлагаемому самими учащимися, анализируются все  остальные орфограммы.

Что же касается учащихся VII VIII классов, обучающихся по учебнику, где в упражнениях довольно часто одновременно предлагаются задачи орфографического и пунктуационного характера то им следует составлять два перечня встречающихся в тексте упражнений правил: перечень правил орфографии и правил пунктуации. При этом проверку домашнего задания надо начинать с  объяснения правил пунктуации, а затем уже переходить к анализу правил орфографии.

Говоря о выборочной проверке письменных домашних  заданий следует  иметь  в  виду,   что  подобным   образом   вполне  возможно осуществлять не только контроль за уровнем правописных навыков учащихся, но и выяснить также то, в какой мере учащиеся овладели различными   видами   фонетического,  лексического,   словообразовательного, морфологического, синтаксического разбора.

 

Самопроверка.

 

 Это способ, при котором учащиеся  проверяют  свои   работы   путем   сличения   их  с  образцами   выполнения упражнений, заранее записанными на классной доске или демон­стрируемыми на экране с помощью специальной аппаратуры.  Самоконтроль за правильностью выполнения заданий может осуществляться учащимися также с помощью словарей, справочных по­собий, альбомов, наглядных таблиц и т. п. Указанный   способ   проверки   заданий   письменного   характера, особенно важную роль играет в развитии орфографической и пунктуационной зоркости учащихся, приучая их самостоятельно замечать и исправлять ошибки в своих работах. В целом данный способ может в значительной мере способствовать формированию у  уча­щихся познавательных мотивов самообразования.

Для того чтобы учитель мог успешно организовывать самопроверку  работ   учащимися,   в   школьном   кабинете   русского   языка должно быть специальное оборудование и соответствующие дидактические  средства:  доски  с  распашными  створками  и  шторками, и экранная аппаратура, комплекты словарей, справочников, наглядных таблиц.

 

Взаимопроверка.

 

 Это способ, когда учащиеся, обменяв­шись тетрадями, отмечают в работах друг друга ошибки.

Каждый из учащихся  может проверять работу своего соседа. Однако иногда по собственному выбору или по назначению учителя тетрадями могут обмениваться учащиеся, сидящие в разных концах  клacса. Это, как показывает опыт, вносит известное разнообразие в работу учащихся и позволяет каждому ученику иметь более четкое представление о том, как выполняются домашние задания классом в целом.

Достаточно эффективной оказывается взаимопроверка работ уча­щимися под контролем помощников учителя -консультантов, выбираемых  им из числа лучших учеников.

      В этом случае к каждому ряду парт прикрепляется не менее двух консультантов, которые во время взаимопроверки работ учащимися, стараясь не нарушать тишины в классе, медленно проходят по рядам и вполголоса дают консультации тем учащимся, которые в них нуждаются.

С целью повышения уровня взаимоконтроля за правильностью исполнения домашних заданий указанный 

способ проверки  целе­сообразно  соединять  со  способом   самоконтроля,   показывая  учащимся   предварительно сделанные  на  классной, доске  записи,  содержащие слова с трудными орфограммами, а также предложения  и целые тексты, пунктуационное оформление которых является достаточно сложным. Указанной цели может служить также де­монстрация необходимого дидактического материала с помощью экранной аппаратуры.

Важной  составной  частью  этого  способа   проверки   является  итоговая беседа учителя с учащимися,  в  ходе которой  выясняются причины ошибок и определяются способы их предупреждения и исправления. В процессе выполнения подобной работы у школьников развивается орфографическая и пунктуаци­онная зоркость, а также умение самостоятельно определять характер ошибок и находить средства для их преодоления.

 

 Выполнение учащимися в классе работы, аналогичной домашней.

 

 В этом случае домашнее задание в классе может не проверяться, поскольку учитель имеет возможность проверить и оценить его после уроков. Учащимся же предлагается выполнить задание, аналогичное домашнему, например: списать текст с доски или из учебника, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания, составить предложения по данным опорным словам или синтаксическим моделям и т. п. По качеству выполнения подобного задания учитель может судить о глубине понимания учащимися изученного материала, а также о том, насколько самостоятельно они делают уроки дома.

Весьма желательно предлагать учащимся дифференцированные задания, чтобы обеспечивать индивидуальный подход к разным по уровню развития и степени подготовленности ученикам.

 

Проверка задания с помощью диктанта


Суть этого способа состоит в следующем. Готовясь к уроку, учитель
выписывает из упражнения, предложенного учащимся накануне
в качестве домашнего задания, трудные в орфографическом отно-
шении слова или синтаксические конструкции, содержащие сложные
случаи постановки знаков препинания.                                      
v

Начиная урок, учитель диктует учащимся выбранные из домашнего упражнения слова или предложения. По результатам этой диктовки можно судить, насколько освоены учащимися навыки правописания, опирающиеся на недавно изученную теорию.

Занимаясь подобной работой, необходимо учитывать уровень  подготовки учащихся по русскому языку. Если класс, где предполагается провести проверку домашнего задания с помощью диктанта, состоит из учащихся, которые в целом имеют достаточно прочные правописные навыки, то работа учащихся может быть организована указанным способом.

Если же обнаружится, что учащиеся имеют слабые знания, то, прежде чем начать диктовку, учителю следует разобрать с учащимися все трудные случаи правописания, которые  встретились им в их домашней работе. В противном случае после написания диктанта учащиеся могут допустить те же ошибки, которые ими были сделаны при выполнении домашнего задания, что  весьма отрицательно скажется впоследствии на формировании соответствующих правописных навыков школьников.

Для контроля целесообразно вызвать одного ученика писать  диктант на невидимой части классной доски (т. е. поставленной под  углом к классу). При наличии кодоскопа один или два ученика могут писать диктуемое учителем содержание проверочной работы на пленках кодопозитивов.

Затем кодограммы учеников, равно как и записи на классной доске, показываются всему классу, коллективно обсуждаются, допущенные ошибки исправляются, после чего каждый ученик еще раз тщательно проверяет записи в своих тетрадях.

Проверка     дома ш него     задания    с    помощью консультации.

Эта работа может быть организована следующим образом. Вначале учащимся сообщается, что их письменные домашние работы после проверки в классе с помощью консультации будут проверяться и оцениваться после уроков учителем. Причем отметки за работу учитель поставит гораздо строже, чем это делается при оценке работ контрольного характера,- (Например, за одну оставшуюся неисправленную ошибку ученик может получить тройку, а за две —двойку.)

В связи со сказанным учащиеся должны быть предельно внимательными во время консультации, которую организует учитель.

Вначале учащимся предоставляется возможность внимательно перечитать тексты  домашних работ и отметить все случаи написаний, в правильности  которых они сомневаются.

Затем организуется беседа учителя с классом. Учащиеся задают учителю вопросы о любом из случаев сомнительных написаний. Учитель адресует соответствующие вопросы классу в целом, вовлекая  тем самым всех учащихся в активную мыслительную деятельность.

Каждый учащийся должен стремиться задавать вопросы классу, выслушивать на эти вопросы ответы своих товарищей и исправлять допущенные в домашней работе ошибки. Надо также не оставлять без внимания ответы одноклассников на вопросы других учеников, и всякий раз сверяя свои работы с тем, что- говорится на уроке о характере тех или иных орфограмм или пунктограмм.

Учителю нельзя разрешать учащимся по нескольку раз спрашивать о характере одних и тех же написаний. В этом случае внимание учащихся будет рассеиваться.

Практика показывает, что подобный вид проверки письменных домашних заданий является весьма эффективным во многих отношениях. Во-первых, он развивает орфографическую и пунктуаци­онную зоркость учащихся, во-вторых, повышает ответственность за порученную работу и, наконец, дисциплинирует мышление и совершенствует волевые качества школьников, приучая их настойчиво и терпеливо преодолевать трудности в работе.

 

Тема: Методы проверки письменных и устных домашних заданий учащихся

Тема: Методы проверки письменных  и устных домашних заданий учащихся

Тема: Методы проверки письменных и устных домашних заданий учащихся

Тема: Методы проверки письменных  и устных домашних заданий учащихся

Тема: Методы проверки письменных и устных домашних заданий учащихся

Тема: Методы проверки письменных  и устных домашних заданий учащихся

Тема: Методы проверки письменных и устных домашних заданий учащихся

Тема: Методы проверки письменных  и устных домашних заданий учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2019