Тема: «Милосердие – это зеркало души человека»

  • Мероприятия
  • docx
  • 21.04.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

мероприятие несёт большое познавательное, воспитывающее и развивающее значение, так как понятие «милосердие» актуально и в наше время - это основное человеческое качество гуманности.
Иконка файла материала занятие.docx

Тема: «Милосердие – это зеркало души человека»

Цели: осмысление понятия «милосердие»

Задачи:

Коррекционно-обучающие

1. Рассмотреть различные позиции по отношению к смыслу жизни, милосердию.

2. Давать нравственную оценку нравственным поступкам людей.

3. Учиться находить аргументы для доказательства собственного мнения.

Коррекционно-развивающие

1.Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.

2.Развивать познавательную активность, кругозор воспитанников.

3.Коррекция и развитие высших психических функций (мышление, память, речь, восприятие)

Воспитывающие

1. Воспитывать навыки группового взаимодействия в процессе общения через совместные диалоги.

2. Воспитывать стремление совершать добрые дела.

Оборудование: Наглядно-демонстрационный материал, презентация.

 

Ход занятия

1. Вступительное слово педагога

- Доброе утро! Рада видеть вас и ваши улыбки! Я желаю вам добра!

Ведь в наш век стремительных перемен, время сложного периода для страны мы особенно нуждаемся во внимательном, чутком, добром отношении со стороны близких и окружающих. (Слайд1)

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей,

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу
От доброго - добро
От злого - зло родится.
Добро, коль не было б оно мало
Гораздо лучше, чем любое зло

- Каждый человек наделен определенными качествами. Назовите их.

Качества бывают положительные и отрицательные. Как правило, мы не всегда бываем довольны теми качествами, которыми обладаем. У вас есть сейчас замечательная возможность выбрать те качества, которые вы хотели бы видеть в себе и близком для вас человеке.

- Выберите из предложенного списка четыре качества для себя и четыре для друга, причем они не должны повторятся.

(Доброта, целеустремленность, отзывчивость, непреклонность, сострадание, общительность, дружелюбие, уверенность, хозяйственность, великодушие, решительность, чуткость, настойчивость)

(Самостоятельная работа учащихся)

- Какие качества вы выбрали для себя? (комментарии)

- Какие качества вы выбрали для друга? (комментарии)

- Посмотрите, в большинстве случаев для себя вы выбрали нужные качества, качества делового человека, а для друга - доброту, сострадание, отзывчивость, чуткость. Почему? (ответы учащихся)

- Вы правы. Ответ простой – потому, что нам этого не хватает. Мы все спешим, торопимся, учимся, работаем и у нас нет времени оглянуться по сторонам и увидеть, как много среди нас тех, кто нуждается в нашей доброте, внимании и отзывчивости одним словом …- милосердии.

2.Сообщение темы:

- Сегодня мы вспомним что такое «милосердие».

Поговорим о том, модно ли в наше время быть милосердным? (Слайд 2)

Тема нашего занятия «Милосердие - это зеркало души человека».

Ребята, слово «милосердие» простое или сложное?

Из каких двух основ оно образовано? (милое сердце) (Слайд 3)

Так что же такое милосердие? Стихотворение вам поможет.

Слово это серьезное,

Главное, важное,

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

Итак, слушаю ваши ответы (рассуждение учащихся)

Милосердие – это готовность прийти на помощь, это сострадание. Милосердие – это делать добро, любить людей и приносить пользу, не думая о вознаграждении.

Вот какое определение этому слову дали в словаре Ожегова. (Слайд 4)

3.Работа по теме:

В устном народном творчестве много пословиц и поговорок о милосердии и добре. Давайте вспомним их, игра «Составь пословицу» соедините слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица. (Работа в парах)

Кто любит добрые дела,                          кто добра не творит никому.                                                                            Худо тому,                                                 тому и жизнь мила.                                                    За добро                                                     будешь всем милее.                               Живи добрее                                              о чужой беде болит.

Доброе сердце                                           добром платим.

Теперь давайте проверим все ли правильно у вас получилось. (Слайд 5)

Молодцы, хорошо справились с заданием, вспомнили пословицы о добре.

Но очень часто рядом с добром идет зло.

- Что такое зло? Зло - это всё плохое, вредное: грубость, жадность, ненависть, равнодушие.

   Вот и жизнь человека, состоит из крупинок хороших и не очень хороших: радостных, горестных, весёлых, беззаботных. Представьте, что все ваши события в блюдце. Магнит – ваше сердце, от него идут те самые невидимые лучики добра.

Демонстрация опыта:

- Поднесем магнит к блюдцу. Что вы видите? – к магниту притянулись некоторые частички. Что бы это значило?

После совершения доброго поступка, к нам как к магниту притягиваются доброе отношение других людей. У нас появляются новые друзья, улучшается настроение и здоровье.

Вывод: Какое правило выведем: «Делай добрые поступки»

-А нужно ли милосердие сегодня? Так ли необходимо оно?

- Без милосердия невозможно жить в мире. Милосердие и сочувствие должны присутствовать в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране и, в нашем городе, в частности, в нашей школе есть люди, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердие.

Ребята, в некоторых школах со здоровыми детьми учатся дети с ограниченными возможностями здоровья дети – инвалиды.

Послушайте пожалуйста одну историю.

Горбатая девочка

Второй класс решал задачу. Тридцать пять учеников склонились над тетрадями. Вдруг в дверь класса кто-то тихо постучал.

«– Открой дверь и посмотри, кто стучит», – сказал учитель Юре, шустрому черноглазому мальчику, который сидел за первой партой. Юра открыл дверь. В класс вошел директор школы вместе с маленькой девочкой – новой школьницей. Тридцать пять пар глаз изучали девочку.

Она была горбатая.

Учитель, затаив дыхание, повернулся к классу. Он смотрел на шаловливых мальчиков, и в его глазах дети читали мольбу: пусть не увидит девочка в ваших глазах ни удивления, ни насмешки.

В детских глазах светилось только любопытство. Они смотрели в глаза новой ученицы и ласково улыбались.

Учитель облегченно вздохнул.

«– Эту девочку зовут Оля», – сказал директор. – Она приехала к нам издалека. Кто уступит ей место на первой парте и перейдет на последнюю? Видите, какая она маленькая…

Все шесть мальчиков и девочек, сидевших за первыми партами, подняли руки и стали просить: я перейду…

Оля села за первую парту. Класс выдержал испытание.

- Что вы почувствовали, прослушав историю о девочке? Как отнеслись ребята к ней?

- Вот и в нашей школе появились такие ребята, которым нужна наша помощь.

Мы помогаем им одеваться, подниматься по ступеням и тд.

- Ребята, кто же нуждается в милосердии? Какие ещё категории людей нуждается в милосердном отношении? (пожилые и немощные люди) (Слайд 6)

А как мы можем помогать им?

Ребята, милосердие- это не только любовь к людям, но и к животным, к растениям, ко всему, что нас окружает.

Скажите, а как мы можем проявить милосердие к животным? (ответы детей)

Но только ли поступками можно творить добро? Какие ещё есть для этого способы?

Это добрые слова! Помните, что словами можно больно ранить, поэтому в общении нужно обязательно следить за своими словами. Вот смотрите.

Демонстрация опыта:

Стакан с водой – наш собеседник. Соль – наши слова.

Опустим соль в стакан с водой. Видите, как растворяются наши слова в теле человека. А теперь попробуйте обратно собрать кристаллики соли. Получится? Нет! Так и слова, сказанные нами, никогда не вернутся обратно.

Вывод: Какое правило мы вывели? Нужно следить за своими словами и мыслями. «Говори людям добрые слова»

- Давайте с вами еще раз проговорим по отношению к кому и как нужно проявлять милосердие. (Слайд 7)

- Ребята, жизнь часто представляет человеку шанс совершать доброе дело, быть милосердным. Но мы не всегда используем, эту возможность, а потом жалеем. Я предлагаю вам игру «Не упусти свой шанс…».

(На столе лежат карточки с ситуациями, тот, кто берет карточку, должен определить, какое принять ему решение.)

Ситуации:

1.К тебе на улице привязался маленький бродячий щенок, но взять ты его себе не можешь…

2. Совершенно не знакомая девушка сидит на скамейке и плачет…

3. Ты опаздываешь с ребятами в кино, а в это время тебя просит старик донести сумки до дома…

4. Малыш стоит и не решается перейти через дорогу…

5. Однажды вы с друзьями вышли во двор поиграть в мяч. Вы перекидываете его друг другу, вам весело, вы громко смеетесь. А недалеко от детской площадки в инвалидном кресле одиноко сидит мальчик. В руках у него тоже мяч…

6. Вы с друзьями в сильный дождь идете по улице. Впереди вас идет старушка. Было очень скользко, она упала…

-Мы видим, что жизнь все время предоставляет нам шансы встать на дорогу добра и милосердия и идти по ней. Итак, вывод, правило третье: «Не упусти свой шанс проявить милосердие»

Ребята, еще раз вспомним, какие правила мы с вами вывели: (Слайд 8)

1.Делай добрые поступки!

2.Говори людям добрые слова!

3.Не упусти свой шанс проявить милосердие!

Милосердие – одно из важнейших черт человеческого характера. Люди, обладающие этим качеством, редко встречаются в настоящее время, в нынешний век раздоров и эгоизма. Человек, который способен проявить милосердие, очень важен для общества. Именно благодаря этим людям сейчас всё ещё существуют благотворительные организации, они помогают людям, попавшим в трудные жизненные ситуации, приюты для бездомных животных и многие другие вещи, на которые люди часто не обращают внимание, потому, что заняты своими делами и им некогда уделять своё внимание людям, которые нуждаются в их помощи, в основном не материальной (деньги, вещи), а духовной (доброе слово). Ведь духовные качества зачастую являются главенствующими, то есть главными в человеке. Милосердные люди умеют сострадать другим людям, поддерживать и разделять с ними их радость и горе.

 Так какими же нравственными качествами должен обладать милосердный человек. Я предлагаю вам выбрать из перечисленных слов подходящие.

(коллективная работа)

Милосердие (Сопереживание, жадность, забота, ненависть, злорадство, жалость, сочувствие, равнодушие, доброта, уважение, чуткость, терпимость)

- Конечно ребята, человек, который обладает такими положительными качествами личности, будет всегда готов прийти на помощь, проявить милосердие.

4.Рефлексия

Ребята, а сейчас сядьте по удобней, вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Внимательно слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чем я буду рассказывать. В моих руках ларец. В нем находится волшебные зернышки Добра и Милосердия. Сейчас я каждому из вас раздам по зернышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало (педагог подходит к каждому и нежно прикасаясь к ладоням детей, кладет в них невидимое зернышко).
         А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зернышко посадите его внутрь себя. Теперь это зернышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастет в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно прорастет только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела и будите милосердны. (Слайд 9)

 В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.

5.Итог:

Понравилось ли вам наше занятие?

Чему учит такое занятие?

Какие мы правила с вами вывели?

 

Наше занятие подошло к концу.

Благодарю всех за работу и внимание!