Урок №1. Тема: «Многочлен и его стандартный вид»
Цель: учить приводить многочлен к его стандартному виду
Задачи: 1. Обучающие:
ввести понятие многочлена, многочлена стандартного вида;
повторить приведение одночлена к стандартному виду, приведение подобных слагаемых.
2. Развивающие:
развивать вычислительные навыки, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать и анализировать.
3. Воспитательные:
воспитывать умения работать в коллективе и самостоятельно;
формировать культуру отношений в процессе учебного труда.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация в программе PowerPoint, карточки.
Ход урок
I. Организационный момент. (1 мин) (слайд 1)
Сегодня здесь затеи и задачи,
Смех и шутки не для нас!
Пожелаем всем удачи-
За работу, в добрый час!
Ребята, на сегодняшнем уроке мы узнаем много нового. Но без повторения пройденного материала нам будет трудно, поэтому давайте повторим.
II. Актуализация знаний учащихся.
Задание №1. (1мин). (слайд 2) Ребята, посмотрите на слайд и ответьте, как называются данные выражения?
а) 3х2; 5уу; -3х2; 5х7у; -3; х2у5 (Одночлены). Дайте определение одночлена (одночлен – это произведение чисел, переменных и их степеней).
б) Почему одночлены записаны в два столбика? (1,5 мин)
1 столбик |
2 столбик |
3х2 -2х2 -3 х2у5 |
5уу
5х4у |
Ученик: в первом столбике одночлены записаны в стандартном виде.
в) приведите одночлены второго столбика к стандартному виду.
Ученик: 5у2; 35ху
г) найдите произведение одночленов в 1 и 2 столбиках (18х6у5; 100ху3), как называются данные выражения (одночлены стандартного вида).
д) составьте сумму одночленов, есть ли среди них подобные слагаемые? (3х2, -2х2)
Переходим к следующему заданию.
Задание № 2. (2 мин) Теперь поработаем письменно. В карточках приведите подобные слагаемые (карточки лежат на столах учащихся).
(слайд 3)
Задание № 3. (4 мин) Проверка ответов
10a + b + 2a + 9b = 12a + 10b
7x2 + 6y + 7x2 - 8y + x = 14x2 - 2y + x
-2x2 - 3y + 4x + 6x2 - 9 = 4x2 - 3y + 4x - 9
Ребята, как называются выражения 12a, 10b? Ученик: Одночлены.
Прочтите выражения с использованием термина "алгебраическая сумма".
Ученики: Алгебраическая сумма одночленов …
Сколько одночленов записано в первом выражении? (два)
Как можно по - другому назвать такие выражения? (двучлен) можно и подсказать.
Сколько одночленов записано во втором выражении? (три)
Значит, как можем его назвать? (трехчлен)
Подумайте и ответьте: если слагаемых будет много, как назовем алгебраическое выражении?
Древним людям для счета хватало четырех слов: один, два, три и много. Давайте попробуем использовать этот способ. Ученики: Многочлен.
Таким образом, получили алгебраические выражения, которые называются МНОГОЧЛЕНАМИ
12a+10b - двучлен
14x2-2y+x - трехчлен
4x2-3y+4x-9
многочлены
Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать?
Ученики:
Сформулировать определение многочлена.
Запись многочлена в стандартном виде.
Очень хорошо! Молодцы.
III. Изучение нового материала. (слайд 4).
Откройте тетради, запишите число, тему урока: МНОГОЧЛЕН И ЕГО СТАНДАРТНЫЙ ВИД. (2 мин)
- Ребята, сформулируйте определение многочлена Ученики: Многочленом называется алгебраическая сумма одночленов.
Многочлен – это сумма одночленов или один одночлен.
Ребята и одночлен является частным видом многочлена. (слайд 5)
Есть и научное название многочлена – полином (от греческого многочисленный).
(слайд 6). Ребята давайте рассмотрим следующие многочлены. (3мин)
1) 5a3 + 3b2 – 2a + 1;
2) 3x2 -5y – 3x2 – 3 + 7y;
3) 4хух² + 5ху + 4х + 2у.
Посмотрите, записан ли каждый член многочлена в стандартном виде? (ответы учащихся)
Есть ли в выражениях подобные слагаемые (или подобные члены многочлена)? (ответы учащихся)
Так как в 1 многочлене нет подобных слагаемых и все они в стандартном виде, как назовем такой многочлен? (многочлен стандартного вида)
Итак, как определить стандартный вид многочлена? Ученики: У многочлена стандартного вида нет подобных членов, и все слагаемые – в стандартном виде.
2) - нестандартный вид, так как есть подобные слагаемые
3) - нестандартный вид, так как одночлены нестандартного вида.
А теперь ребята поработаем письменно (2мин)
(слайд 7). Экспресс – тест.
Вам необходимо в течение 1 минуты ответить на вопрос: "Записан ли многочлен в стандартном виде?". Ответ "да" заменяете символом "+", а ответ "нет" "-". Ответы записываете в карточки.
№ |
1 вариант |
2 вариант |
1 |
7x2 – 5 |
2a2 +5 – 4a2 |
2 |
x2y + yxy |
a + 3b |
3 |
|
|
4 |
2x6y2 + 5x2 |
10x – 8xy – 3xy |
5 |
|
|
6 |
2x2y – 4yx + 3 – 5x2y2x3 |
2ab3 + 2ab3b2 – 7 |
Обменяйтесь работами с соседом по парте, и проверьте ответы друг у друга
(слайд 8)
Ключ к тесту:
1 вариант: +-+-+-
2 вариант: -++-+-
IV. Гимнастика для глаз (1мин) (слайд 9)
V. Закрепление материала
Ребята перейдем к следующему заданию (слайд 10)
Даны одночлены: 3х2; -5ху5; -8х2; 5х7у; -3; ху5 задание на доске. (2,5мин)
Составьте из них: многочлены стандартного вида.
Молодцы!
VI. Итоги урока. Рефлексия:
Подведем итоги урока:(2мин)
- Какую задачу мы ставили на уроке?
- Выполнили мы ее? (да)
Для выполнения поставленной задачи вы на уроке упорно трудились, значит, завоевали свою маленькую победу.
Заполните карточки для этапа рефлексии (она у вас на столах) (1мин)
1 |
Данная тема мне понятна |
Да |
нет |
3 |
Я понял тему, но при самостоятельной работе были ошибки |
да |
нет |
4 |
Я доволен своей работой на уроке |
Да |
Нет |
Я оцениваю себя на оценку « »
Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, спасибо вам. Слайд 11
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.