Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №7 «Теремок» с. Преградное
Методическая разработка
Тема:
Непосредственно образовательная деятельность для детей 6-7 лет по финансовой грамотности - игра
«Мы, ребята, деловые»
Выполнила: Деревянко Елена Павловна,
воспитатель высшей категории
МКДОУ Детский сад №7 «Теремок»
с. Преградное Красногвардейского района
Ставропольского края
2024 год
Оглавление
Введение………………………………………………………………………..2
1.Анализ проблемы воспитания финансовой грамотности дошкольников…………………………………………………………………3-6
2.Практическая работа по формированию финансовой грамотности у дошкольников……………………………………………………………….7-12
3.Заключение…………………………………………………………...............13
Библиографический список…………………………………………………...13
Приложение (презентация)
Введение.
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. С момента появления людей на Земле возникают и экономические отношения, поскольку человек отличается от всего остального живого мира тем, что может изменить мир согласно своим потребностям и приспосабливаться к окружающим его условиям жизни. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Оттого, что желания детей часто не совпадают с возможностями их родителей, возникают конфликты, огорчения, разочарования и как следствие – комплекс несостоятельности будущих граждан общества.
Применение данной методической разработки возможно в условиях Дошкольного общеобразовательного учреждения и в повседневной жизни, поскольку она охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребенком.
Цель данной методической разработки состоит в обеспечении положительной динамики по повышению уровня сформированности финансовой грамотности детей дошкольного возраста через такие приемы взаимодействия, как игра, беседа, рассуждение.
Внедрение в образовательный процесс экономического воспитания позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.
Цель данной методической разработки состоит в повышении уровня сформированности финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Внедрение в образовательный процесс экономического воспитания позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Работа предполагает комплексный подход к развитию личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания.
Работа по экономическому воспитанию поможет решить следующие задачи:
* Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
* Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
* Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».
* Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.
* Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
* Расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях
* Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Цель экономического воспитания - раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.
На первых этапах работы дети получают знания и представления о том, что человек как живое существо подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье т.е. потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать. Однако дети должны знать, что кроме этих существуют и другие, не менее важные, так называемые социальные потребности: потребность в безопасности, любви, дружбе, защите, общении и т.д.
Знакомство детей с потребностями происходит в процессе игры.
Знакомство детей с потребностями происходит в процессе беседы «Мы были в магазине»
Непосредственно образовательная деятельность организуется в форме игры «Мы, ребята, деловые».
Так же на занятиях используется художественная литература и пословицы.
Непосредственно образовательная деятельность для детей по финансовой грамотности, конспект игры
«Мы, ребята, деловые»
Цель:
формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений;
развитие экономического мышления у дошкольников;
воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Задачи:
воспитать умение определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности.
расширить представление детей о труде взрослых
уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара
формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи
Ход игры.
Игра состоит из 4 раундов. За каждый правильный ответ команда зарабатывает очко. Команда, набравшая большинство очков считается выигравшей. Дети делятся на две команды «Банкиры» и «Кассиры». Один ребенок определяется воспитателем, как помощник ведущего. В его обязанности входит на магнитный мольберт прикреплять заработанные очки (магниты) за каждый ответ. Каждый раунд начинается и заканчивается звучанием гонга. Команде «Банкиры»- раздаются красные сигнальные флажки, команде «Кассиры» - зеленые для того, чтобы ребёнок, знающий правильный ответ, поднимал флажок.
Раунд 1 «Потребности»
Ведущий: то, чего нам хочется, то, в чем мы нуждаемся, все это можно назвать потребностями человека. Потребности бывают разные, вот сейчас вы нам поможете в этом разобраться. Первое задание для команды «Банкиры». Есть такие потребности, которые жизненно важные. Определите их
(на экран выводятся по два слайда для каждой команды, где участники игры определяют жизненно важные потребности человека (еда, вода, одежда, жилье). Команда, давшая неправильный ответ передает право ответа команде - сопернику. (слайд №5,6)
Ведущий: самое главное и ценное в нашей жизни – это семья. У семьи тоже есть свои потребности, они складываются из общих интересов и потребностей всех членов семьи. Определите потребности семьи.
На экран выводятся по одному слайду с изображением разных предметов для каждой команды. Дети выбирают картинки, где изображены потребности семьи (семейный отдых, совместный просмотр телевизора) (слайд № 7,8)
Ведущий: В семье решаются вопросы о приобретении тех или иных предметов. Ребята, есть ли такие потребности, в которых человек нуждается, но приобрести ни за какие деньги их не возможно? Сейчас попробуем в этом разобраться.
На экран для каждой команды выводятся по два слайда с набором разных предметов, среди которых дети выбирают духовные потребности (дружба, общение, семья, любовь) (слайд №9,10)
Раунд 2 «Труд»
Чтобы удовлетворять свои потребности, потребности своей семьи необходимо трудиться. У труда есть враг – лень, когда ничего не хочется делать. Посмотрите, пожалуйста, фрагмент мультфильма «Нехочуха» про поведение мальчика – лентяя. (слайд №12)
Проводится небольшая беседа:
Ведущий: У мальчика в комнате порядок?
Ответы детей: Нет, у мальчика в комнате бардак, он не бережёт свои вещи.
Ведущий: Как он разговаривает со своей бабушкой?
Ответы детей: Очень грубо и не почтительно разговаривает с бабушкой.
Ведущий: Как называется тот человек, который ничего не хочет делать и не хочет трудиться?
Ответы детей: Лентяй.
Ведущий: Как вы думаете, какое главное лекарство от лени?
Ответы детей: Это труд.
Ведущий: отгадайте, какие пословицы о труде зашифрованы в картинках.
(На экран выводятся по два задания для каждой команды).(слайд №13,14)
-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
-Яйца курицу не учат.
-Труд человека кормит, а лень портит.
-Дорога ложка к обеду.
Ведущий: Ребята, как вы думаете, что такое профессия?
Ответы детей: Профессия – это труд.
Ведущий: Правильно, это труд, которому человек посвящает большую часть своей жизни. Каждой профессии надо учиться. Мы с вами знакомились со многими профессиями. И вот следующий вопрос. Участвуют обе команды. Представьте себе, что вы отправляетесь в путешествие. Вам предстоит перелет в другой город. Вы приезжаете в аэропорт и людей, каких же профессий вы можете там встретить?
Ведущий: Кто управляет самолетом? (пилот)
Ведущий: Кто помогает в салоне пассажирам во время полета? (стюардесса)
Ведущий: Работник, который регулирует движение самолетов. (диспетчер)
Ведущий: Кто обеспечивает безопасность в аэропорту? (полицейские)
Ведущий: К кому можно обратиться в случае проблем со здоровьем? (врач)
Ведущий: Если получится так, что долго ждете своего рейса и уже порядком проголодались, кто вам приготовит и вас покормит? (повар)
Ведущий: Кто следит за чистотой? (уборщики)
Ведущий: Вдруг вам захочется какой-нибудь детский журнал, кто вам в это сможет его продать (продавец)
Команды отвечают по очереди, зарабатывая очки. Необходимо назвать не только профессию, но и указать результат труда, (какую потребность пассажира удовлетворяет данная профессия).
Ведущий: Второй раунд игры закончен, объявляем физкультминутку.
(Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.)
«Одежда»
Ох, испачкалась одежда, мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно, мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти и в порядок привести.
В тазик воду наливаем, порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочили, пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем, отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко все развесим на веревках.
Раунд 3 «Товар»
Ведущий: Товар – это то, что производится для продажи. Задание называется "Сигнальщики".
Команда «Банкиры» поднимают красные флажки, если слышат, что речь идет о товаре, команда «Кассиры» поднимают зеленые флажки, если слышат, что речь идет не о товаре.
Фермер привез на рынок молоко (товар)
Папа починил детям игрушку (не товар)
Мама испекла пирог к празднику (не товар)
Плотник сделал шкаф и продал его (товар)
Маша сварила варенье для Миши (не товар)
На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар)
Кот Матроскин сшил Шарику фартук (не товар)
В издательстве напечатали много детских книг (товар)
Подведение итогов.
В следующем задании детям раздаются картинки с этапами производства молока и хлеба.
Ребята должны стать по порядку этапов производства хлеба (подготовка почвы к посадке пшеницы - вспашка, посев, уборка урожая, транспортировка зерна, мукомольный завод, пекарня, транспортировка хлеба, хлеб в магазине)
и этапов производства молока (телята, коровы пасутся, коровы на ферме доятся, молоко везет молоковоз на завод, упаковка молока, молоко на полке в магазине, молоко в холодильнике)
Ведущий: Цена товара зависит от того сколько труда вложено в его производство. Попробуйте определить, какой товар дороже на картинках, а какой дешевле.
(На экран выводятся по 2 задания для каждой команды). (слайд №16,17)
Подведение итогов.
Раунд 4 «Семейный бюджет»
Каждой команде выдается по 17 монет и большой круг, разделенный на 6 секторов:
Квартплата. В секторе изображено лампочка горящая, кран с водой и батарея, 4 свободных кружка для оплаты.
Питание. В секторе – продукты питания. 5 свободных кружков для оплаты.
Одежда. В секторе – одежда и обувь. 4 свободных кружочка для оплаты.
Развлечения. В секторе – аквапарк 2 свободных кружочка для оплаты, зоопарк 2 свободных кружочка для оплаты, 1 свободный кружочек для оплаты кинотеатр.
Игрушки. В секторе – игрушки для мальчиков и для девочек по 1 свободному кружку для оплаты.
Сектор сюрприз
Ведущий: Ребята, представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Определите, пожалуйста куда вы израсходуете деньги.
Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности (жильё, одежда, еда) После выполнения задания и прослушивания ответов, детям предлагается сектор сюрприз. Капитаны команд выбирают карточки с заданием в «слепую»
Сектор, на котором изображен сломавшийся холодильник и 2 свободных кружочка для оплаты.
Сектор для другой команды, где показано, что папа заработал премию 3 монеты.
Детям предлагается пересмотреть свой бюджет. На выполнение и обсуждение двух заданий отводится по 1 минуте, в это время на экране песочные часы и отсчет времени.
После выполнения задания, выслушиваются ответы детей и подводятся итоги 4 раунда, а затем всей игры. Все участники игры получают поощрительные призы.
Ведущий: В игровой форме мы с вами научились основам финансовой грамотности. Спасибо всем за увлекательную и интересную игру.
Заключение
Практическая апробация учебно-методической разработки позволит сделать выводы о том, что заниматься финансовой грамотностью детей в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребёнка, так как это может определить его будущее.Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.
Список используемой литературы:
1. Смолнцева А.А. «Введение
в мир экономики, или как мы играем в
экономику» Учебно- методическое пособие..
2. А.Д.
Шатова «Дошкольник и… экономика»
3. Черкай.С. «Обучаем детей финансовой
грамотности»
4. Чернер С.Л., Нагумнова И.И., Чуйкова М.Н. Азбука экономики.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.