Конспект учебного занятия по литературному чтению
Школа: МАОУ «СОШ №3»
Класс: 1 «В»
Учитель: Куцевол Елена Викторовна
Тема. Н.М. Артюхова «Саша-дразнилка».
Тип: изучение нового материала
Педагогическая цель: ознакомление учащихся с произведением Н.М. Артюховой «Саша-дразнилка».
Задачи:
Дидактические: формировать у учащихся умение выразительно читать, воспринимать и анализировать.
Развивающие: развивать наблюдательность, способность дифференцировать объекты по различным признакам.
Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к литературному чтению.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов.
Метапредметные:
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков, подведение под понятия, выведение следствия.
Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к оценке своей учебной деятельности.
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, физическая культура
Ресурсы: учебник (Климанова Л.Ф., класс 1, ч.2), ИКТ (презентация), рефлексия.
Технологическая карта учебного занятия
№ |
Этап учебного занятия |
Образовательная задача этапа урока |
Методы, приёмы и формы организации учебной деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Дидактические средства, ИКТ |
Планируемые результаты |
I. 1 |
Мотивационный этап 1.Организационный момент |
Мотивация учащихся на работу. |
Фронтальная, словесный |
Рады слышать мы звонок, Начинается урок! Интересно нам читать, Думать, спорить, размышлять!
- Желаю вам успешной работы на занятии. |
Настраиваются на работу.
|
слово |
Личностные: Самоопределение; К.: адекватно использовать свои средства для решения коммуникативных задач. |
|
2.Речевая разминка |
Подготовка речевого аппарата к работе. |
Фронтальная, индивидуальная, словесный |
Артикуляционно-акустические упражнения: а) Гимнастику для язычка начну: Им я губки облизну (3-4 раза) Им я зубки посчитаю (верхние, нижние) Язычок я покусаю, к нёбу язычок прижму И на место положу. б) - А теперь пусть язычок порычит как собачка. - Пожужжит как жук. - Позвенит как комарик. - Погудит как самолёт. - Поцокает как лошадка.
Речевая разминка
Учись читать! Учись читать! Важнее нет науки! Тот, кто умеет сам читать, Совсем не знает скуки. Всю жизнь свою учись читать Внимательно, серьезно. Я так прошу тебя – учись читать, Пока не поздно. Роман Сеф
1.Для начала прочитайте данный текст глазами, мысленно, про себя. 2.Читаем хором. 3.Читаем хором, постепенно увеличивая силу голоса и следя за указкой. (Тихо-громче-громко). 4.А теперь, прочитает точно также, но только уменьшая силу голоса. 5. О чем данный текст? 6. Какого жанра текст? 7. Прочитайте выразительно. -С какой просьбой обращается автор к своим читателям? -Каждая книга учит нас чему-то. На прошлом занятии вы получили вторую часть книги по литературному чтению и начали изучать новый раздел, который называется «И в шутку и в серьез». Не зря люди часто говоря, что в каждой шутке есть доля правды. Каждый смешной рассказ помогает нам со стороны посмотреть на себя, на плохие качества своего характера и что-то в себе исправить.
8.Речевая разминка окончена. |
Артикуляционно-акустические упражнения: а) Гимнастику для язычка начну: Им я губки облизну (3-4 раза) Им я зубки посчитаю (верхние, нижние) Язычок я покусаю, к нёбу язычок прижму И на место положу. б) - А теперь пусть язычок порычит как собачка. - Пожужжит как жук. - Позвенит как комарик. - Погудит как самолёт.
Речевая разминка
Учись читать! Учись читать! Важнее нет науки! Тот, кто умеет сам читать, Совсем не знает скуки. Всю жизнь свою учись читать Внимательно, серьезно. Я так прошу тебя – учись читать, Пока не поздно.
1.Для начала прочитайте данный текст глазами, мысленно, про себя. 2.Читаем хором. 3.Читаем хором, постепенно увеличивая силу голоса и следя за указкой. (Тихо-громче-громко). 4.А теперь, прочитает точно также, но только уменьшая силу голоса. 5. О том, что нужно читать 6. Стихотворение 7. Читают Отвечают, комментируют
8.Речевая разминка окончена. |
слово, ИКТ |
К.: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
|
II. |
Целеполагание и мотивация обучающихся. |
Определить тему и цель учебного занятия. |
словесный, наглядный, фронтальная |
- Попробуйте разделить слова на две группы по признакам: Трудолюбие, лень, зависть, доброта, упрямство, честность. - Предположите, о чем мы будем говорить на занятии?
- А поможет нам в этом разобраться детская писательница Нина Михайловна Артюхова. - |
Анализируют слова
О качествах человека |
слово, ИКТ |
К.: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
III. 2 |
Этап открытия новых знаний
Ознакомление с биографией автора
Первичный синтез
Вторичный синтез.
Анализ стихотворений |
Ознакомить обучающихся с биографией автора. |
Фронтальная, наглядный. |
Биография Н. М. Артюховой Нина Михайловна Артюхова прожила долгую жизнь - 89 лет. Она работала химиком, увлекалась историей. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей. Все её произведения учат детей быть добрыми и справедливыми, смелыми и честными, верными своему слову. Известные её произведения «Большая береза», «Трудный вечер», «Саша – дразнилка». -Как вы думаете, какое из данных произведений, нам поможет узнать о человеческом качестве?
Словарная работа: - Как вы понимаете слово дразнилка? - В толковом словаре это объясняется так: ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз. ДРАЗНИЛКА - человек, который дразнит другого. - Были у вас такие ситуации, когда вас дразнили? -Какие чувства испытывает человек, когда его дразнят? Ему обидно Он рассержен Он обижен Он возмущён Он печален Ему грустно - Какие советы вы можете дать человеку, которого дразнят, чтобы помочь ему справиться с этой бедой?
Первичное знакомство с текстом. - Сейчас прослушаем аудио, а вы будите следить по тексту. Поставьте палец на начало текста. Физминутка: Раз – подняться, потянуться,
- Сейчас вы будите читать самостоятельно, по 1 предложению (до точки). |
Слушают
«Саша-дразнилка»
Слушают, отвечают
Отвечают
Отвечают, комментируют
Слушают аудио, следят по тексту
выполняют физминутку
Читают самостоятельно.
|
ИКТ, слово |
Предметные: уметь выразительно читать рассказ; пересказывать текст. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р.: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П.: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
|
IV. 3 |
Этап применения знаний. |
Проанализировать рассказ. |
Индивидуальная, парная; словесный. |
- Поиграем в вопрос – ответ. Я буду читать вопросы по тексту, а вы должны ответить по поднятой руке: 1. Как звали главного героя рассказа? (Саша) 2. Как звали его сестру? (Ляля) 3. Что очень любил делать Саша? Что при этом делала его сестра? 4. Что спросил папа у девочки, когда увидел, что она расстроена? 5. Что ответила девочка? Какой совет дал папа дочке? 6. Что было дальше? 7. Можно ли называть это произведение «Папин совет» или «Не дразнись»?
- А сейчас определите последовательность фраз: Я её дразню, а она не дразнится. Ребята сидели за столом и завтракали. Меня Саша дразнит.
- Работа над иллюстрацией к рассказу в учебнике на с. 21 – Как художник нарисовал маму и кошку? Чему они удивлены? – Как выглядит Саша? – Какая на иллюстрации Ляля? |
Слушают, отвечают на вопросы
Саша Ляля Любит дразнить сестру
О чём ты плачешь
Саша её дразнит, чтобы она не дразнилась в ответ
Отвечают
Меня Саша дразнит. Ребята сидели за столом и завтракали. Я её дразню, а она не дразнится.
Отвечают, комментируют |
слово, ИКТ |
|
V. 4 |
Итог урока, рефлексия |
Закрепить полученные знания. |
Фронтальная, индивидуальная, беседа |
- С каким произведением познакомились на занятии? («Саша – дразнилка») - Кто написал этот рассказ? (Н.М. Артюхова) - Основная мысль произведения (Чему научил вас этот рассказ?) Рефлексия: Я хочу поделиться своими мыслями: -на уроке я узнал (а)… -на уроке я учился (лась)… -на уроке мне понравилось… |
Отвечают на вопросы. |
слово, индивидуальные карточки |
Л.:
способность к оценке своей учебной деятельности;
|
I. |
Домашнее задание |
Дать инструктаж по применению нового знания и способов деятельности при выполнении домашнего задания. |
М.: словесная Ф.: фронтальная |
с. 18-19 прочитать произведение Н.М. Артюховой «Саша-дразнилка»
|
Слушают инструктаж к домашнему заданию. |
слово |
Л.: способность к оценке своей деятельности. |
Нина Михайловна Артюхова – русская детская писательница, которая почти всю свою жизнь посвятила созданию ярких и добрых произведений для детей.
Родилась в семье книжного издателя, от которого по наследству Нине передалась безграничная доброта, удивительная щедрость и великодушие. Для отца Нины литературная деятельность была не просто делом, приносящим прибыль, а настоящим увлечением, страстью. Он хотел не только издавать книги для народа, но пытался донести до людских сердец настоящее, живое, яркое пламя достойной литературы, которое призвано было осветить и согреть человека любого сословия.
Увлекалась будущая писательница химией и астрономией, что сказалось на её будущей профессии – она стала химиком, не переставая мечтать писать для детей.
Первые повести «Белая коза Альба» (1945) и «Светлана» (1955) принесли ей большую известность, войдя в ряд лучших произведений отечественной детской литературы. В повести «Светлана» рассказывается об осиротевшей во время войны девочке, которой предстоит снова научиться быть ребенком, забыть ужасы военных лет, радоваться жизни и обрести счастье. Нина Михайловна быстро завоевала доверие маленьких читателей. Читателем её стал самый придирчивый критик – ребёнок.
Все произведения писательницы учат детей быть добрыми и честными, справедливыми и смелыми, защищать слабых, уважать старших и быть верными своему слову.
Нина Михайловна Артюхова была принята в Союз писателей. Издано полное собрание её сочинений, куда вошли повести, рассказы, стихотворения. Все они и сегодня излучают тепло, свет и безграничное добро.
Умерла писательница в 1990 году в Москве.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.