Тема. Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в Донецкой народной республике
Оценка 4.6

Тема. Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в Донецкой народной республике

Оценка 4.6
docx
05.01.2022
Тема. Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в Донецкой народной республике
Л3-0026279.docx

Тема. Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в Донецкой народной республике

Лекция № 1

План

1. Место аудита и роль международных стандартов аудита в системе экономических отношений

2. Назначение и классификация МСА

3. Взаимосвязь международных стандартов финансовой отчетности и аудита

Литература: [6], с.12-25; [7], с.15-25

 

 

1. Место аудита и роль международных стандартов аудита в системе экономических отношений

Аудит как элемент рыночных отношений получил признание практически во всем мире. Пользователями аудиторских услуг явля­ются юридические и физические лица, заинтересованные в досто­верности финансовой отчетности, поскольку ее содержание для них имеет экономический смысл в плане снижения предприниматель­ского риска.

Целью аудита, в самом общем понимании, является формирова­ние определенного мнения аудитора относительно проверяемой бухгалтерской финансовой отчетности. Аудитор выполняет своего рода посредническую функцию: устанавливая объективность фи­нансовой информации, он предотвращает столкновение интересов поставщика и пользователя информации.

За более чем столетнюю историю аудита экономически разви­тые страны выработали систему правил, положений и требований, следование которым способствует повышению качества и надежно­сти аудита.

С целью реализации этих требований мировым сообществом выработаны определенные правила и положения — международные стандарты, позволяющие с одинаковых позиций подходить к аудиту в разных странах и в различных отраслях.

Международные стандарты аудита (МСА) представляют собой единые базовые принципы, которым должны следовать все аудито­ры в процессе своей профессиональной деятельности. Они способ­ствуют достижению двоякой цели:

·                     развитию аудита в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;

·                     по мере возможности унифицикации подходов к аудиту в ме­ждународном масштабе.

Необходимость унификации методики аудиторских проверок признается большинством специалистов в области аудита и бухгал­терского учета, что объясняется целым рядом объективных причин:

• во-первых, на эволюцию стандартов аудита в немалой степени влияет развитие стандартов бухгалтерского финансового учета (выработка общепризнанных требований и принципов учета приводит к единообразию отчетности, что открывает возможность применения общих подходов к аудиту);

·                     во-вторых, развитию общепризнанных стандартов способст­вует рост монополизма в сфере аудита и консалтинговых ус­луг (в настоящее время наибольшая доля рынка в этой сфере принадлежит не более чем десяти крупнейшим компаниям и ассоциациям);

·                                         в-третьих, стандарты аудита отрицают возможность проведе­ния «некачественного аудита», поскольку, руководствуясь ими, аудитор должен выполнить хотя бы минимальный необ­ходимый набор аудиторских процедур. В последствии работу аудитора можно будет проверить, изучив его рабочие доку­менты.

Стандарты аудита, являясь критерием для определения качества аудиторских услуг, позволяют пользователям финансовой информа­ции получить определенную уверенность в том, что аудитор не под­твердит недостоверную информацию, и аудиторская проверка будет проведена добросовестно. Именно в этом заключается роль и значение аудиторских стандартов.

Пользователи финансовой информации (как юридические, так и физические лица) связанны с фирмами (организациями) имуще­ственными и финансовыми интересами, что наглядно иллюстрирует табл. 1.

Основная роль в разработке нормативов аудита принадлежит Международной федерации бухгалтеров. Международная федерация бухгалтеров как международная организация имеет свой устав и конституцию.

Согласно уставу МФБ ставит своей основной задачей «развитие и усиление координации во всемирном масштабе бухгал­терской профессии и унифицированных стандартов учета» (параграф 2). При Совете МФБ существует Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), на который возложена обязанность выпуска нормативов аудита и сопутствующих услуг, работ.

 

Таблица 1. Структура опубликованных международных стандартов аудита

 

Код

Название группы стандартов

100- 199

Предисловие, глоссарий, концептуальная основа МСА

200 - 299

Обязанности

300 - 399

Планирование

400 - 499

Система внутреннего контроля

500 - 599

Аудиторские доказательства

600 - 699

Использование результатов работы третьих лиц

700 - 799

Аудиторские выводы и заключения

800 - 899

Специальные области аудита

900 - 999

Сопутствующие услуги

1000- 1100

Положения по международной аудиторской практике

 

МФБ ставит перед собой задачу обеспечения единообразия ау­диторской практики и сопутствующих услуг путем выпуска между­народных стандартов, регламентирующих деятельность аудиторских фирм и аудиторов. Следует отметить, что нормативы, разработан­ные МФБ, не являются обязательными к применению странами независимо от членства в федерации. В каждой стране аудит финансо­вой и другой информации регулируется в большей или меньшей степени национальными нормативными актами.

Комитет по международной аудиторской практике при под­держке Совета МФБ уделяет особое внимание изучению нацио­нальных стандартов аудита и сопутствующих услуг - их форме, со­держанию и различиям. После изучения и обобщения полученной информации КМАП готовит и публикует международные стандарты аудита, предназначенные для принятия на международном уровне.

Механизм выработки международных нормативов аудита состоит в следующем:

1.       КМАП выбирает тему для подробного изучения подкомите­том, выделенным для этой цели из состава комитета;

2.       Подкомитет изучает предварительно собранную информацию в виде положений, рекомендаций исследований, стандартов или нормативов, изданных в странах, участвующих в МФБ, или регио­нальными профессиональными организациями;

3.       Подкомитет разрабатывает проект норматива и передает его на рассмотрение в КМАП;

4.       КМАП одобряет проект 3/4 голосов от общего состава, но не менее чем девятью голосами из числа членов, присутствующих на заседании;

5.       Проект норматива направляется для изучения и написания комментариев странам-членам МФБ, а также международным орга­низациям, круг которых определяется КМАП;

6.       Комментарии рассматриваются подкомитетом МФБ, которо­му поручена разработка стандарта, а подготовленный с учетом ком­ментариев проект снова направляется на рассмотрение в КМАП;

7.       КМАП 3/4 числа голосующих, но не менее чем девятью чле­нами комитета, присутствующими на заседании, одобряет проект;

8.       Одобренный проект выпускается как окончательный норма­тив и вступает в действие с момента опубликования.

КМАП является постоянным комитетом Совета Международ­ной федерации бухгалтеров. Члены КМАП назначаются организа­циями-членами МФБ в странах, выбранных Советом МФБ. Пред­ставители, входящие в состав КМАП, должны быть членами одной из организаций, являющейся членом МФБ. Для обеспечения широ­кого разнообразия во взглядах в состав подкомитетов КМАП могут входить отдельные лица из стран, не представленных в КМАП.

Таким образом, значение МСА заключается в том, что они спо­собствуют интеграции национального аудита в международные эко­номические отношения, обеспечивают развитие аудиторской про­фессии в соответствии с профессиональными требованиями миро­вого уровня, а также единый подход к проведению и пониманию аудита и его качеству.

 

2. Назначение и классификация МСА

Назначение международных аудиторских стандартов, как и на­циональных стандартов, заключается в следующем:

·                    они обеспечивают определенные гарантии качества подготов­ки аудиторов, проведения аудита и определенный уровень на­дежности результатов аудиторской проверки;

·                    стандарты способствуют внедрению в практику работы ауди­торов новых научных достижений и создают достойный об­щественный имидж профессии аудитора;

·                    с их помощью обеспечивается связь отдельных элементов процесса аудиторской проверки и создается возможность контроля качества работы аудитора;

·                    их последовательное применение является решающим дока­зательством и аргументом в пользу аудитора при возникнове­нии претензионных дел, судебных разбирательств на основе исков клиента.

Первые международные аудиторские стандарты появились в 1937 — 1939 гг. К 1994 г. было разработано сорок пять стандартов, включая и положения по международной аудиторской практике (ПМАП). К концу XX столетия ряд стандартов был пересмотрен. Одновременно их состав значительно расширился и теперь насчи­тывает пятьдесят один стандарт.

В самом общем виде международные стандарты аудита можно подразделить на две большие группы: общепринятые аудиторские стандарты и специальные стандарты (этики, прогнозов, аттестаци­онные стандарты). Первая группа самая многочисленная и в свою очередь делится на следующие подгруппы: общие стандарты, рабочие стандарты, стандарты отчетности.

Стандарты имеют цифровые коды от 100 до 1000, а положения — от 1000 до 1100.

Международные стандарты аудита применяются при аудите фи­нансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита дру­гой финансовой информации.

В помощь странам-членам МФБ, изъявившим желание принять МСА в качестве национальных стандартов, КМАП подготовил текст заявления, который может быть использован для определения юри­дической силы принимаемых стандартов и возможности их приме­нения в конкретной стране. Если отдельные положения и рекомен­дации, содержащиеся в МСА, отличаются от нормативных положе­ний, принятых в данной стране, в пояснения к стандарту включаются соответствующие ссылки, согласно которым спорное положение решается в пользу национального законодательства. Кроме того, разрешается разрабатывать дополнительные стандарты по тем аспектам, которые не отражены в МСА.

 

3. Взаимосвязь международных стандартов финансовой отчетности и аудита

Для гармонизации национальных моделей и уменьшения раз­личий в сфере финансовой отчетности необходима стандартизация учетных процедур и гармонизация различных систем бухгалтерского учета. Процесс гармонизации означает сближение целевой ориента­ции учетных систем и национальных моделей учета. Суть гармони­зации заключается в том, что в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система учетных стандартов, но они не должны противоречить аналогичным стандартам других стран и их сообществ (объединений). Процесс стандартизации предполагает разработку правил, норм и учетных процедур для практического применения, т. е. унификацию учета.

Национальные стандарты создаются каждой страной самостоятельно. Их содержание, порядок разработки и утверждения отражают социально-экономические и политические реалии данной стра­ны.

На региональном уровне сопоставимость моделей учета и аудита разных стран обеспечивается профессиональными организациями бухгалтеров, аудиторов и другими общественными и государствен­ными объединениями. Одновременно с развитием региональной гармонизации бухгалтерского учета, начиная с 1973 г., осуществля­ется международная стандартизация (IAS). Лидерами в области международной стандартизации являются США и Великобритания. Цель разработки международных стандартов и их использования за­ключается в гармонизации национальных систем учета и отчетно­сти. Подмеждународной учетной системой понимается система под­готовки финансовой отчетности в соответствии со стандартами IASC, разработанными Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. Основная задача Комитета состоит в развитии бухгалтерских принципов, принимаемых во всем мире.

Современный этап развития гармонизации бухгалтерского учета и отчетности по МСФО характеризуется следующими направления­ми их применения: отдельными организациями на добровольных началах; в качестве критерия допуска работы на международных рынках капитала; наряду с национальными стандартами учета; в ка­честве национальных стандартов; адаптация национальных стандар­тов к МСФО.

Процессы стандартизации учета и аудита в меж­дународной практике тесно взаимосвязаны. Международные стан­дарты аудита и учета (МСА и МСФО) объединяет то, что:

·                     они имеют единую терминологию (единый глоссарий терми­нов);

·                     международные стандарты финансовой отчетности являются критерием соответствия отчетности установленным требова­ниям, подтверждаемого в процессе аудита.

Таким образом, основная задача, стоящая перед аудитом, — по­вышение доверия к аудиторским заключениям, качеству аудитор­ских проверок. Этому же способствуют и МСФО.


 

Тема. Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в

Тема. Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в

Необходимость унификации методики аудиторских проверок признается большинством специалистов в области аудита и бухгал­терского учета, что объясняется целым рядом объективных причин: • во-первых, на эволюцию стандартов…

Необходимость унификации методики аудиторских проверок признается большинством специалистов в области аудита и бухгал­терского учета, что объясняется целым рядом объективных причин: • во-первых, на эволюцию стандартов…

Система внутреннего контроля 500 - 599

Система внутреннего контроля 500 - 599

Одобренный проект выпускается как окончательный норма­тив и вступает в действие с момента опубликования

Одобренный проект выпускается как окончательный норма­тив и вступает в действие с момента опубликования

Международные стандарты аудита применяются при аудите фи­нансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита дру­гой финансовой информации

Международные стандарты аудита применяются при аудите фи­нансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита дру­гой финансовой информации

МСФО. Процессы стандартизации учета и аудита в меж­дународной практике тесно взаимосвязаны

МСФО. Процессы стандартизации учета и аудита в меж­дународной практике тесно взаимосвязаны
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2022