Тема: Опора и защита тела. Скелет. Состав и свойства костей.
Оценка 4.6

Тема: Опора и защита тела. Скелет. Состав и свойства костей.

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
03.05.2020
Тема: Опора и защита тела. Скелет. Состав и свойства костей.
Тема: Опора и защита тела. Скелет. Состав и свойства костей.
Кравченко О. М. Скелет Свойства костей.docx

Тема: Опора и защита тела. Скелет. Состав и свойства костей.

Разработка учителя начальных классов Кравченко О.М.

Система Л. В. Занкова. 4 класс. Учебник Н. Я Дмитриевой.

 

Цели:

1. Познакомить учащихся со строением и свойствами костной системы человека (скелета). Формировать представления о функциях скелета.

2. Развивать память, мышление, внимание, наблюдательность; формировать навыки оказания первой помощи при ушибах и переломах кости.

3. Воспитывать интерес к предмету, чувство коллективизма, товарищества, взаимоуважения.

 

Оборудование: спиртовка, металлическая пластина, щипцы, спички, куриные кости, соляная кислота, бумажные салфетки, листы бумаги для теста, скелет, образцы костей, мультимедийная установка, карточки со словами, учебник, рабочая тетрадь.

 

Ход урока.

I. Орг. момент.   Начинается урок,

                                    Он пойдет ребятам впрок,

                                    Постарайтесь все понять,

                                    Учитесь тайны открывать.

 

II. Актуализация опорных знаний.

Много веков человечество искало ответ на вопрос, что такое жизнь. Да и сегодня этот вопрос остается одним из самых важных, потому что ответ на него не всегда однозначен. Ты человек. Мальчик или девочка. У тебя есть тело – голова и живот, спина и грудь, ноги и руки, глаза и уши.

Твое тело тебя слушается. Захочешь – сядешь, захочешь – встанешь, ляжешь или побежишь. Как будто все очень просто. Но вы уже знаете, какая сложная работа происходит в это время в нашем организме.

(Вызвать одного ученика и попросить посмотреть на себя в зеркало.)

– Что ты там увидел?

Если посмотреть в зеркало, то увидим себя только снаружи. Все наше тело покрыто кожей. Она не прозрачна и не дает разглядеть, что же спрятано под ней. А мы с вами это сделаем.

Людей в любые времена интересовало строение человеческого тела.

- Для чего человеку необходимо знать, как устроен его организм? Мы попытаемся об этом узнать.

 

III. Постановка темы и цели урока.

 

С.1 Разгадайте ребус. Что это? (Скелет. Состав и свойства костей)

С.2 - Почему я так начала наш урок? (Дети сообщают тему.)

С.3 - О чем мы сегодня на уроке должны узнать? Какие цели и задачи мы ставим себе? (О функциях и строении скелета, из чего состоят кости)

 

IV. Изучение нового материала. С.4

 

1. Сравнение скелетов человека и животных.

    - А теперь посмотрите на данный рисунок. Что это? (Таким бесформенным и некрасивым был бы человек без скелета.)

    - А сейчас встаньте и попробуйте попрыгать, наклониться. Как вы думаете, почему органы не падают вниз и не сбиваются в кучу? (Рассуждения детей)

 

С.5 Человек познавал природу и самого себя, наблюдая и сравнивая разные явления. Рассмотрите данные иллюстрации. Как они связаны с темой нашего урока?

- Назовите части млекопитающих. (Голова, шея, туловище, передние и задние лапы, хвост.) Обратите внимание на положение тела животных. Как они передвигаются? Благодаря чему они способны передвигаться?

- А теперь назовите части тела человека. Сравните с частями тела животного. В чем сходство и различие?  (Нет хвоста, вместо конечностей – руки и ноги.)

- Каково положение тела человека? Как он передвигается?

- Так что дало человеку хождение на двух ногах? Может лучше передвигаться на четырех, как это делали наши предки?

 

Микроитог: прямохождение дало возможность освободить передние конечности и приспособить их для труда.

 

2. Определение функций скелета. Работа с учебником и рабочей тетрадью.

Используется модель скелета человека.

- Что такое скелет? (Скелет – это каркас, который придает телу размеры, форму, защищает и поддерживает  внутренние органы в определенном порядке. Слово скелет пришло к нам из греческого языка и буквально означает высохший.

- Прежде чем повести рассказ о скелете, давайте попробуем назвать его части. (Кости черепа, туловища и т. д. – один ученик показывает у доски.)

- Какое название носит система, которая помогает нам двигаться? (Опорно-двигательная или костно-мышечная система.) Вывесить на доску карточку.

- А теперь попробуем определить какие функции, то есть работу, выполняет скелет? Чтение текста с. 29 (2 абзац со слов: «Скелет – это …).

А теперь откройте тетрадь и выполните задание № 15. с. 11

С.6

  • Скелет придает телу размеры.
  • Защищает и поддерживает внутренние органы.
  • Служит опорой для мышц.
  • Опора и движение человека.

 

3. Рассматривание таблицы «Скелет». С.7

 

- Какую часть тела занимает скелет? (кости скелета располагаются повсюду, он занимает достаточно много места.)

- А много ли костей входит в состав скелета? ( Более 200 больших и маленьких.)

- Как вы думаете, это самый тяжелый орган или нет? (Оказывается, если чело век весит 80 кг, то его скелет весит всего 10 кг.) А почему? (Они наполовину состоят из воды, внутри кости много пустот.)

-А они чем-нибудь отличаются друг от друга? (По форме, длине, размеру.)

            Покажите на себе длинные кости и попробуйте их назвать. (Бедренная, плечевая, кости предплечья, берцовая.)

 

С.8 Сообщение ребенка. Кости бывают разных видов. Длинные кости называются трубчатыми. Внутри они полые (похожие на трубку). Поэтому они прочные и легкие. В полости трубчатых костей находится костный мозг (желтый). Головки трубчатых костей образованы губчатым веществом, состоящим из множества перекрещивающихся костных пластинок. В пространстве между пластинами располагается костный мозг (красный).

            Короткие кости образованы губчатым веществом. Плоские кости (лопатки, ребра) имеют такое же строение.

Микроитог: - Итак, какие же кости мы различаем в скелете человека? (Длинные, короткие, плоские)

            3. Со скелетом мы с вами познакомились, а теперь поговорим о свойствах костей. У всех ли людей состав костей одинаковый? И если нет, то от чего это зависит?

Состав костей зависит от возраста человека и от качества пищи. Кости состоят из органических веществ, придающих костям гибкость и упругость.

           

V. Практическая работа «Свойства костей». Дети работают в группах.   

 

С.9 Практическая работа.

- Как вы думаете, кости между собой как-нибудь соединяются? А как это можно доказать? А теперь подвигайте своими ногами и руками. Сделайте круговые движения. Достаточно ли они подвижны?

Вывод: кости соединены подвижно. (На доску вывешивается карточка.)

            - Теперь подвигайте позвоночником, сравните, так же подвижно соединение? Соединены не так подвижно, как руки и ноги.

Вывод: кости соединены полуподвижно. (На доску вывешивается карточка.)

- А теперь попробуйте подвигать черепом. (Это невозможно, кроме нижней челюсти.)

Вывод: кости черепа неподвижны. (На доску вывешивается карточка.)

-Итак, мы убедились, что все кости соединены по-разному, в зависимости от функций. Как называются соединения?

  • Подвижное соединение.
  • Полуподвижное соединение.
  • Неподвижное соединение.

 

Опыт №1. «Состав костей» (Проводит учитель)

- Вы наверно слышали выражение «Согнуть человека в бараний рог», а что оно означает? А можно ли согнуть кость, именно согнуть, а не сломать? С.10    Посмотрите на рисунок на слайде, такое возможно? Учитель заранее готовит демонстрацию опыта: в соляной кислоте замачиваем куриную кость. Пользуясь пинцетом, демонстрируем детям, что кость легко свернуть, как ленту. Что вы видите? (Кость стала очень гибкой и эластичной. Мы удалили минеральные вещества, соли, придающие костям твердость и прочность.)

-Какой вывод можно сделать? (В состав костей входят минеральные вещества, соли.)

 

С.11                                            Опыт №2. (Дети)

- У вас на парте лежит кость. Попробуйте определить, чья она? А теперь возьмите в руки и попробуйте сломать ее. Если сломают, дать возможность внимательно ее рассмотреть. (Или вызвать 2-3 ученика к доске и предложить сломать кость.)

- Почему ее не удается сломать? (Она очень прочная.) Что же придает прочность костям мы найдем в учебнике на с. 31, первый абзац)

 

- Как вы думаете, детские кости отличаются от взрослых? И если да, то чем? - Как состав детских костей может повлиять на развитие и рост человека? Найдите в учебнике ответ на поставленный вопрос. (с. 31, последний абзац)

– Почему кости у пожилых людей ломаются, хотя дети много двигаются и чаще падают? (У детей в костях мало вещества, придающего твердость, поэтому кости у них упругие. С возрастом соли откладываются в костях, и они становятся твердыми, но хрупкими. А еще у пожилых людей больше минеральных веществ, чем органических, поэтому они более хрупкие.)

- У кого кости быстрее срастаются, у детей или у взрослых? – К чему может привести неправильная посадка за столом и неправильная походка?

 

С.12 – Посмотрите на эти рисунки. Какие правила надо соблюдать, чтобы не стать похожими на этих детей? Как надо правильно сидеть? (Вспоминают правила посадки за столом.)

С.13

1.Не упираться грудью в край стола.

2.Обе ноги ставить на пол подошвой.

3.Почувствовав усталость, отдохнуть.

4.Держать тяжесть одновременно в двух руках или через определенные промежутки времени перекладывать ее из одной руки в другую.

VI. Физминутка. С.14

 

Опыт №5. (Проводит учитель)

Удерживая кость пинцетом, накаливаем ее на огне спиртовки. Появляется специфический запах. Показав ребятам процесс протекания опыта, учитель демонстрирует заранее обугленную кость, которая легко ломается. Что вы видите?

 

С.15    - Какой вывод можно сделать? Кости состоят из органических веществ, придающих костям гибкость и упругость. В их состав входят минеральные вещества, соли, придающие костям твердость и прочность и вода

 

VII. Самостоятельная работа. Задание № 21, с. 14. Дети работают в парах.

      -Составить памятку «Первая помощь при ушибах и переломах». С.16

  • Если вы упали и сильно ушибли ногу или руку, подставьте их под холодную воду или положите холодный компресс.
  • Если вы ушибли голову, посидите или полежите. Успокойтесь. Обратитесь к врачу.
  • Если у вас перелом кости, нужна срочная медицинская помощь. Тут вам помогут взрослые, которые доставят вас к врачу. Обратитесь к ним сами или с помощью товарищей.

 

VIII. Тест. А сейчас мы проверим как вы усвоили материал.

 

С.17 Проверка по слайду.

У вас на парте лежат листы бумаги. Напишите свою фамилию, проставьте нумерацию от 1 до 6 и допишите ответ одним словом.

1. Сколько костей в организме человека? (200)

2. Какой вес скелета? (8-10 кг).

3. Какое соединение костей в локтевом суставе? (Подвижное)

4. Кости состоят из органических веществ, солей, минералов и… (воды)

5. Что находится в полости трубчатой кости? (костный мозг)

6. Какие кости защищают самый главный орган человека? (череп)

 

IХ. Итог урока.   С.18

- Вспомните, какие задачи мы сегодня ставили себе в начале урока.

- Решили ли мы эти задачи? 

- Какие знания получили?

- Что может пригодиться нам в жизни?

 

Х. Рефлексия. У вас на парте лежат квадратики. Поднимите зеленый квадрат, если вам было очень легко, желтый, если вы испытывали небольшие затруднения и красный, если вам было трудно выполнять задания.

 

Д/з.: А сейчас я вам предлагаю выбрать себе домашнее задание на следующий урок.

 

1. Прочитать статью в учебнике с. 29-32, ответить на вопросы.

2. Составить кроссворд по теме « Опорно-двигательная система»

3. Диета для пациентов с переломом кости.

4. Подготовить сообщение по теме.

5. Работа в тетради, задание 20, с.13? или с.11 № 14; с. 12 № 16

 

 

Дополнительный материал к уроку.  Рубрика «А это интересно!»

1. Кости скелета постоянно выдерживают большие нагрузки. Например: во время приземления атлета, прыгающего в длину, его бедренная кость подвергается нагрузке в 9000 килограмм и не повреждается. Большая берцовая кость не ломается даже под тяжестью груза в 1600-1800кг.

2. Самые гибкие и прочные кости в молодые годы. При сжатии они в 4-5 раз прорчнее железобетона, а при растяжении крепче дуба.

3. Скелет взрослого человека состоит примерно из 206 костей. Больших и совсем маленьких. Самая Большая кость – бедренная, она составляет более четверти роста человека. А самая маленькая косточка – стремечко во внутреннем ухе, она передает звуковые колебания от тоненькой барабанной перепонки к чувствительным клеткам.

            4. Все кости прочно соединены друг с другом с помощью сухожилий. Сухожилия – это упругие и прочные связки, которые, как мягкие эластичные веревочки, крепко «связывают» кости в единый скелет.

5. У ребенка около 270 костей, у взрослого человека их 206 . Этот удивительный факт объясняется тем, что с годами некоторые косточки срастаются в одну.

6. После 40 лет человек начинает «расти вниз». Каждые 10 лет рост уменьшается на 1 см. Причина этого – высыхание хрящей в суставах и позвоночнике.

7. Хочешь проверить, плавная ли у тебя походка, ровная ли спина? Возьми большую, толстую книжку и положи на голову. А теперь попробуй походить по комнате. Падает? Значит, твоя походка и осанка далека от совершенства. Придется поработать над собой.

8. Кости бывают разных видов. Длинные кости называются трубчатыми. Внутри они полые (похожие на трубку). Поэтому они прочные и легкие. В полости трубчатых костей находится костный мозг (желтый). Головки трубчатых костей образованы губчатым веществом, состоящим из множества перекрещивающихся костных пластинок. В пространстве между пластинами располагается костный мозг (красный).

            9. Короткие кости образованы губчатым веществом. Плоские кости (лопатки, ребра) имеют такое же строение.


 

Тема: Опора и защита тела. Скелет

Тема: Опора и защита тела. Скелет

А сейчас встаньте и попробуйте попрыгать, наклониться

А сейчас встаньте и попробуйте попрыгать, наклониться

Короткие кости образованы губчатым веществом

Короткие кости образованы губчатым веществом

У кого кости быстрее срастаются, у детей или у взрослых? –

У кого кости быстрее срастаются, у детей или у взрослых? –

Х. Рефлексия. У вас на парте лежат квадратики

Х. Рефлексия. У вас на парте лежат квадратики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2020