Краткое содержание темы
Формулировка стратегических, тактических и текущих целей предприятия, выработка политики, конкретизация ожидаемых результатов, расчет предпола- гаемых значений основных технико-экономических показателей – всё это со- ставляет содержание процесса планирования.
В соответствии с горизонтами планирования (периодами, на которые со- ставляются планы) различают долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование).
Долгосрочное планирование носит стратегический характер, поскольку именно при долгосрочном подходе выявляются стратегические цели предпри- ятия и пути их реализации. В зависимости от размеров предприятия горизонт стратегического планирования может составлять от 3 до 5 лет для малого пред- приятия и до 20 лет – для крупного. От правильности выбора стратегии зависит не только уровень эффективности деятельности предприятия, но иногда и само его существование.
В рамках системы планирования выделяется стратегическое планирова- ние, непосредственный предмет которого – разработка и анализ стратегии предприятия. По сути, анализу и разработке подлежит совокупность взаимосвя- занных решений по узловым направлениям внутренней и внешней деятельно- сти предприятия.
Стратегия предприятия определяет, какие товары и услуги предстоит про- изводить предприятию, каков будет характер взаимоотношений предприятия с поставщиками, потребителями и конкурентами. Стратегия предприятия преду- сматривает также разработку и использование внутрифирменных нормативов, регламентирующих систему управления предприятием в прогнозируемой пер- спективе.
Принято различать две основные схемы составления планов и их детализа- ции: сверху вниз (break-down) и снизу вверх (build-up). Использование метода break-down позволяет конкретизировать выбранную стратегическую альтерна- тиву до уровня плана.
Технико-экономическое планирование (перспективное планирование) предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производст- венные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п.
Оперативно-производственное планирование является следствием тех- нико-экономического и представляет собой его последующие развитие и за- вершение. На данном этапе устанавливаются текущие производственные зада-
ния отдельным цехом, участком и рабочим местом, осуществляются разнооб- разные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства.
1. По каким критериям различают долгосрочное (стратегическое), сред- несрочное и годовое планирование?
2. Какие показатели используются при стратегическом планировании?
3. Какие базовые стратегии используются в стратегическом планирова- нии?
4. Что такое среднесрочное (перспективное) планирование?
5. Перечислите разделы перспективного плана и прокомментируйте их содержание.
6. Каковы цель разработки годового плана и основные разделы, содер- жащиеся в нем?
7. Что такое пассивная стадия составления плана?
8. Что является главной целью оперативно-производственного планиро- вания ?
9. Назовите основные функции оперативно-производственного планиро- вания.
10. Перечислите системы оперативно-производственного планирования, особенности их построения и использования.
11. Назовите календарно-плановые нормативы в зависимости от типа производства.
12. Что такое производственная программа предприятия и ее место в сис- теме планирования?
13. Какие измерители используются при составлении плана производ- ства?
14. Расскажите, какие стоимостные показатели используются при состав- лении плана производства.
Задача 7.1
Рассчитайте показатели баланса производственной мощности завода, если она определяется по механосборочному цеху, где установлено на начало года
50 ед. однотипного оборудования ведущей группы. Полезный фонд времени работы единицы оборудования – 4200 ч. в год. С 1 июля планируется ввод дополнительной производственной мощности на 20 000 комплектов про- дукции, а с 1 сентября -выбытие мощности 32 000 комплектов. Плановый объ- ем производства составляет 402,6 тыс. комплектов при норме времени на один комплект – 0,5 ч.
1. Производственную мощность цеха на начало и конец года.
2. Среднегодовую мощность цеха.
3. Коэффициент использования мощности.
Известно, что для разработки системы планов предприятия используют различные показатели для характеристики номенклатуры выпускаемых изде- лий. Распределите по системе планов применяемые типы детализации номенк- латуры и ассортиментных групп продукции:
№ |
Система планов |
Номенклатура продукции |
1 |
Декадный график |
Важнейшая |
2 |
Квартальная программа |
Укрупненная |
3 |
Производственная программа |
По ассортиментным группам |
4 |
Годовой план производства и реа- лизации продукции |
По видам продукции |
5 |
Среднесрочный план |
Развернутая |
6 |
Долгосрочный план |
Поиздельная |
Задача 7.3
Проанализировать результаты реализации товаров в различных регионах.
Регионы |
Цена товара, руб. |
Объем реализации, тыс. шт. |
1 |
55 |
2000 |
2 |
56 |
2100 |
3 |
58 |
1700 |
4 |
53 |
2500 |
Цена товара дана с учетом транспортных расходов.
Регионы |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
Для каждого региона в общем объеме, % |
1 |
110,0 |
24 |
2 |
117,6 |
25,6 |
3 |
98,6 |
21,5 |
4 |
132,7 |
28,9 |
Итого |
458,7 |
100 |
Регион 4 имеет наибольшую долю в полученных доходах, т.е. наиболее перспективный. Долю продаж в регионах 1 и 2 можно увеличить за счет сни- жения цены до уровня цен региона 4. Регион 3 имеет самую низкую долю вы- ручки при самой высокой цене. Основной фактор, влияющий на цену – транс- портные расходы, связанные с доставкой готовой продукции. Следовательно, можно изменить цену реализации, усреднив транспортные расходы (55+56+58+53):4+55,5. Для этого необходима соответствующая рекламная кампания в каждом регионе.
Задача 7.4
Деловая ситуация. Закон «узкого места»
АО «Саденон», ведущее предприятие отрасли моющих средств, обдумыва- ет разработку и внедрение нового смягчающего ароматизатора для белья, кото- рый пахнет весенней свежестью и делает белье еще мягче. Исследование рынка показало, что можно рассчитывать на продажу 10 000 пачек в год в течение длительного периода времени. Объем продаж в период внедрения, продол- жающийся около года, зависит от маркетинговой активности предприятия и со- ставляет самое большее 4000 пачек.
В последующие годы также нельзя полагаться на полный объем продаж. Производственной мощности предприятия в настоящий момент хватает на про- изводство только 2000 пачек. Для производства каждых следующих 2000 пачек необходимо было бы приобретать новый станок и нанимать двух новых людей. Располагаемых средств финансирования в текущем году хватает на покупку че- тырех машин и наем двух человек. Кроме того, следует учитывать, что необхо- димое сырье имеется на складе лишь частично. Из него можно было бы произ- вести только 1000 пачек.
Представьте, как могли бы выглядеть стратегический и оперативный пла- ны предприятия. Какое имеет в этой связи влияние закон «узкого места»?
Стратегические планы разрабатываются в соответствии с главными зада- чами предприятия на высших уровнях его управления и ориентируются в осо- бенности на долгосрочные проблемы. В противоположность оперативному планированию потребность стратегического планирования в информации на- правлена в первую очередь на окружающую среду, а степень его детализации выражена несильно. В то время как оперативное планирование осуществляется в условиях относительной определенности и охватывает все функциональные подразделения предприятия, стратегическое планирование концентрируется только на отдельных важных проблемах.
Для АО «Саденон» это означает, что при своем стратегическом планирова- нии оно должно учитывать объем продаж, прежде всего возможный в долго- срочной перспективе, т. е. в размере 10 000 пачек нового продукта. Если оно
хочет достичь этого, производственная мощность в течение следующих лет должна быть соответственно увеличена, необходимо спланировать потребности в персонале, а также должны быть найдены соответствующие средства финан- сирования. Если же оно, напротив, придет к выводу, что необходимые для про- изводства инвестиции не окупятся, стратегическое планирование должно при- нять во внимание и оценить другие альтернативны.
Оперативное планирование АО «Саденон» должно рассматривать как дан- ность, помимо мощности оборудования, наличие персонала и средства финан- сирования. В случае, если новый продукт будет производиться, оперативное планирование должно ориентироваться на возможный в настоящий момент объем производства в размере 2000 пачек. Исходя из этого должен планиро- ваться производственный процесс и определяться потребность в сырье.
«Закон узкого места» гласит, что планы предприятия в краткосрочной пер- спективе должны ориентироваться на минимальный сектор предприятия. В долгосрочной перспективе закон узкого места способствует устранению ситуа- ции с узким местом производства и ориентирует планирование на узкие места рынка.
В данном случае производственные мощности АО «Саденон» представля- ют собой минимальный сектор предприятия, так как в краткосрочной перспек- тиве они не могут быть изменены. Поэтому оперативное планирование должно все планы согласовать с производственными мощностями. Однако в долго- срочной перспективе производственные условия могут измениться. Реализация стратегического плана приведет к тому, что минимальный сектор будет ликви- дирован, будут приобретены дополнительные машины и нанят дополнительный персонал. В долгосрочной перспективе планирование должно ориентироваться на возможность сбыта, т. е. в данном случае на максимальный объем, равный 10 000 пачек в год.
ООО «Тенд» зарегистрировано в августе 2006 года. Основной вид дея- тельности – выпуск сборочного железобетона. В результате проведённого мар- кетингового исследования оказалось, что продукция ООО «Тенд» по технико- экономическим показателям уступает аналогичной продукции конкурентов.
Данная ситуация в скором времени может привести к вытеснению пред- приятия с рынка бетонной и железобетонной продукции, что грозит организа- ции банкротством. Причинами низкой конкурентоспособности ООО «Тенд» являются:
1) низкий уровень использования имеющегося потенциала, а именно:
– не используется возможность реализации продукции не только в Оренбургской области (место регистрации предприятия), но и за её пределами;
– не расширяется ассортимент продукции;
2) низкий уровень информированности населения о своей продукции, о чем свидетельствуют: отсутствие действий по продвижению продукта (рекла-
ма, персональные продажи, связи с общественностью) и небольшое число кли- ентов организации.
Задание:
– разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Тенд».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.