Тема: Падежные окончания имен существительных 1,2 и 3-го склонения единственного числа.
Оценка 4.8

Тема: Падежные окончания имен существительных 1,2 и 3-го склонения единственного числа.

Оценка 4.8
docx
29.11.2020
Тема: Падежные окончания имен существительных 1,2 и 3-го склонения единственного числа.
30,11.docx

                             Тема: Падежные окончания имен существительных 1,2 и 3-го склонения единственного числа.

Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в изложении; познакомить с таблицей падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного чис­ла и способами проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объ­ектов по выделенным признакам; синтез; к. — умение с достаточ­ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения мате­риала; л. - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

1.      Организационный момент

3. Словарно-орфографическая работа.

3.1.

– Запишите слова в строчку, через запятую. Обозначьте орфограммы, ударение. Какие слова новые для вас?

3.2. Знакомство с вопросами и значением слов сегодня, теперь, сейчас.

– Слова сегодня, сейчас, теперь не изменяются. На какой вопрос они отвечают? (Когда?) Что обозначают? (Когда происходит действие.)

– Эти слова называются наречия. С некоторыми из них мы познакомимся в течение года. Много наречий в нашем словарике.

3.4.Этимология слов «сегодня», «сейчас».

– Слово «сегодня» образовалось путём слияния двух слов: «сего», что означало «этого», и слова «дня».

Слово «сейчас» тоже образовалось в результате слияния двух слов в одно: «сей» (что значит «этот») и «час» (в значении «время»). А всё слово «сейчас» имеет значение «в это же время, в этот же час».

3.5. Составление словосочетаний с новыми словами; запись их в тетрадь.

4. Актуализация опорных  знаний       

4.1. Снежная сказка

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки,

В снежном переулке,

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

С. Погореловский

(Взаимопроверка, самооценка.)

—  Выпишите однокоренные слова, разберите их по составу.

—  Укажите части речи.

—  Выполните звуко-буквенный разбор слова снежки. (Три ученика работают у доски. Коллективная проверка.)                                                                                                                      

  4.2. Повторение теоретических сведений об имени существительном. 

1.Какая часть речи называется именем существительным?

а) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?;

б) Имя существительное – это часть слова, которая обозначает предмет.

2.Что называют склонением?

а) Изменение имен существительных по падежам;

б) Изменением имен существительных по родам?

3. Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?

а) с помощью рода и окончания.

б) с помощью проверочного слова

4.Какая группа слов относится к 1 склонению?

а) яблоко, лимон, помидор

б) слива, дядя, вишня.

5 .Какая группа слов относится ко 2 склонению?

а) окно, автомобиль, товарищ

б) зима, весна, суббота

6.Какая группа слов относится к 3 склонению?

а) снегирь, день, пень

б) морковь, печь, степь

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

а

а

а

б

а

б

5.  Самоопределение к деятельности

—  Прочитайте словосочетания.

Вспоминать о лет.., пригодится в жизн.., учиться грамот.., прийти с подарк.., появились на неб.., прожить до старост.., сидеть на скамейк.., идти пол...

—  На какие группы можно разделить эти словосочетания? (С именами существительными 1, 2 и 3-го склонения.)                                                                                         

 —  Назовите окончания имён существительных.

—  Как проверить безударные падежные окончания имён су­ществительных?

—  Сформулируйте задачи урока. (Обобщить знания о правопи­сании падежных окончаний имён существительных и способах их проверки.)

6.  Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 181 (с. 102-103).

—  Рассмотрите таблицу. 

—  Назовите окончания существительных 1,2 и 3-го склонения в начальной форме. 

—  Сравните окончания существительных в косвенных паде­жах. В каких падежах существительные имеют одинаковые окончания? (В родительном падеже одинаковые окончания имеют существительные 1-го и 3-го склонения. В предложном падеже — 1-го и 2-го склонения.) 

—  Прочитайте, какие слова надо просклонять. Какие из этих слов имеют ударные окончания? безударные окончания?  —  Как пишутся ударные и безударные окончания? 

—  Просклоняйте существительные 1-го склонения.

(Учащиеся по цепочке склоняют существительные змея и чай­ка, сравнивая окончания с окончаниями в таблице. Аналогичная работа проводится с существительными 2-го и 3-го склонения.)  

—  Какой вывод вы можете сделать? (Ударные и безударные па­дежные окончания существительных пишутся одинаково.)

Упр. 182 (с. 103). 

—  Прочитайте, как называется таблица.

—  Сколько способов проверки здесь представлено?  

—  Проанализируем первый способ. Прочитайте алгоритм. Что значит «вспомнить окончание»? (Надо выучить окончания по таблице и вспоминать их.)  

—  Прочитайте примеры. Приведите свои примеры.

—  Познакомьтесь со вторым способом.  Сколько шагов в этом алгоритме? (Два шага: определить скло­нение, подставить слово с ударным окончанием)

—  Дайте оценку способов проверки безударных падежных окончаний существительных. Какой способ удобнее? Ка­ким вам пользоваться легче?

—  Прочитайте предложения. 

—  Обоснуйте правильность написания окончаний по алгоритму. 

—  Разберите предложение по членам. (Самопроверка.)

—  Прочитайте сведения о языке на с. 104.

7. Физкультминутка

8.  Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику

—  Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

—  Сколько способов проверки безударных падежных оконча­ний существительных существует?

Упр. 184 (с. 104).

—  Прочитайте первое предложение.

—  Разберите его по членам предложения.

—  Что вы можете сказать о выделенных словах? (Это однород­ные члены предложения.)

—  Как вы это определили? (Они отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову.)

—  Определите падеж выделенных существительных в первом предложении. (Листья (чего?) клёна, липы, тополя, берёзки.)

—  Как вы думаете, одинаковыми ли будут окончания этих су­ществительных? (Нет.)

—  От чего зависит окончание? (От типа склонения этих суще­ствительных.)

—  Определите окончания существительных, пользуясь алго­ритмом.

(Комментированное письмо. Второе предложение учащиеся записывают самостоятельно. Взаимопроверка, самооценка.)

9. Рефлексия Работа по карточкам

—  Спишите, употребив слова, данные в скобках, в нужном падеже. Выделите окончания существительных.

1) На (ветка, сирень) распевал соловей. 2) На (крыша, дом) прыгали воробьи. 3) Самолёт кружил над (озеро, деревня, лес). 4) По (поляна) вьётся узкой (ленточка) тропинка к лесной (опушка).   (Взаимопроверка.)

—  Оцените свою работу на уроке.

10.  Подведение итогов урока

—  Как нужно действовать, чтобы узнать какую букву писать в безударном падежном окончании имени существительного?

—  Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

11. Домашнее задание

Упр. 183 (с. 103).


 

ТЕСТ

ФИ______________________________________________

1.Какая часть речи называется именем существительным?

а) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?;

б) Имя существительное – это часть слова, которая обозначает предмет.

2.Что называют склонением?

а) Изменение имен существительных по падежам;

б) Изменением имен существительных по родам?

3. Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?

а) с помощью рода и окончания.

б) с помощью проверочного слова

4.Какая группа слов относится к 1 склонению?

а) яблоко, лимон, помидор

б) слива, дядя, вишня.

5 .Какая группа слов относится ко 2 склонению?

а) окно, автомобиль, товарищ

б) зима, весна, суббота

6.Какая группа слов относится к 3 склонению?

а) снегирь, день, пень

б) морковь, печь, степь

ТЕСТ

ФИ______________________________________________

1.Какая часть речи называется именем существительным?

а) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?;

б) Имя существительное – это часть слова, которая обозначает предмет.

2.Что называют склонением?

а) Изменение имен существительных по падежам;

б) Изменением имен существительных по родам?

3. Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?

а) с помощью рода и окончания.

б) с помощью проверочного слова

4.Какая группа слов относится к 1 склонению?

а) яблоко, лимон, помидор

б) слива, дядя, вишня.

5 .Какая группа слов относится ко 2 склонению?

а) окно, автомобиль, товарищ

б) зима, весна, суббота

6.Какая группа слов относится к 3 склонению?

а) снегирь, день, пень

б) морковь, печь, степь

ТЕСТ

ФИ______________________________________________

1.Какая часть речи называется именем существительным?

а) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?;

б) Имя существительное – это часть слова, которая обозначает предмет.

2.Что называют склонением?

а) Изменение имен существительных по падежам;

б) Изменением имен существительных по родам?

3. Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?

а) с помощью рода и окончания.

б) с помощью проверочного слова

4.Какая группа слов относится к 1 склонению?

а) яблоко, лимон, помидор

б) слива, дядя, вишня.

5 .Какая группа слов относится ко 2 склонению?

а) окно, автомобиль, товарищ

б) зима, весна, суббота

6.Какая группа слов относится к 3 склонению?

а) снегирь, день, пень

б) морковь, печь, степь


 

Тема: Падежные окончания имен существительных 1,2 и 3-го склонения единственного числа

Тема: Падежные окончания имен существительных 1,2 и 3-го склонения единственного числа

Что называют склонением? а)

Что называют склонением? а)

Прочитайте сведения о языке на с

Прочитайте сведения о языке на с

ТЕСТ ФИ______________________________________________ 1

ТЕСТ ФИ______________________________________________ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2020