Тема: П.Бажов "Серебряное копытце". Мотивы народных сказок в авторском творчестве.
Оценка 4.9

Тема: П.Бажов "Серебряное копытце". Мотивы народных сказок в авторском творчестве.

Оценка 4.9
doc
29.11.2020
Тема: П.Бажов "Серебряное копытце". Мотивы народных сказок  в авторском творчестве.
03.12.doc

Тема: П.Бажов "Серебряное копытце". Мотивы народных сказок  в авторском творчестве.
Цель:   
вызвать желание говорить только добрые слова и совершать добрые поступки. Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выразительного осознанного беглого чтения и умению работать с текстом;

 учить составлению портретной характеристики героев;

 Развивать воображение учащихся, способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; совершенствовать умение общаться друг с другом, находить общее решение, доказывать собственное мнение; развивать навыки самопроверки и самоконтроля .

 Воспитывать нравственные качества на примере главных героев произведения.

Задачи: 1. Учить воспринимать и передавать содержание произведения, 
составлять портретную характеристику героя, 
2. Развивать образное восприятие, творческое мышление, 
Внимание. Совершенствовать навыки беглого, осознанного 
выразительного чтения, 
Расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас. 
3. Введение детей через литературу в мир человеческих 
отношений, нравственных ценностей воспитание нравственных 
качеств. Воспитать чувство доброты, любви к природе, 
животным, заботы о слабых. 
Ход урока 
I. Организация учебного процесса 
Еле шорохом шурша 
В класс заходит тишина. 
Тихо, тихо, чуть дыша, 
Входит сказка не спеша. 
II. Жужжащее чтение (1 мин) 
III. Вводная беседа 
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это …. Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”. Скажите, что вы видите, слышите и чувствуете при слове "добро"? 
ДОБРО 
Учитель обобщает мнение, что "добро" - это : 
  
-У  меня в руках шкатулка  со своими драгоценными камнями. И камни эти необыкновенные. В этом мы убедимся когда откроем шкатулку. Но чтобы ее открыть нам нужно выполнить несколько заданий. И вот первое задание.
- Вспомните пословицы о добре, о добром слове. 
Называются пословицы: 
Доброму слову добрая память. 
С добрым словом жить в радости. 
От доброго дерева - добрый плод. 
Доброе дело два века живет. 
Доброе слово дарит доброе тепло. 
- Посмотрите, как много пословиц о добре сложил народ, значит добро очень важно для людей.  С первым заданием мы справились.
- Какое добро важнее для человека? Мы сегодня должны выяснить это. 
А поможет нам в этом сказка П.П.Бажова "Серебряное копытце" . 
- Правильно ли я назвала жанр этого произведения? (Не сказка, а сказ). Ответы детей.

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование ведется от лица рассказчика. (В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно) 
- Молодцы, ребята. А я вам на доске написала подсказку: 
Сказ – рассказ – сказка. 
- Назовите еще слова с таким же корнем. (сказочник, рассказывать, присказка, подсказка). 
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло) 
Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события. 
Получается, что в сказе сочетаются жанры сказа и рассказа. 
Отличие сказа от сказки 
Отличительные черты сказа: 
• Герои – люди обыкновенные. 
• Фольклорная первооснова. 
• Присутствие рассказчика – человека из народа. 
• Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования. 
Отличительные черты сказки: 
1. Волшебные герои - добрые или злые. 
2. Нет рассказчика. 
3. Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание. 
4. Не имеют реальной основы. 
«Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. И рассказ ведется от лица Деда …. Слышко 
- Кто такой Дед Слышко? 
На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову. 

- А сейчас послушайте биографию П.П. Бажова

Знакомство с биографией П,П, Бажова. (  Вывешивание портрета . Учитель рассказывает  биографию.) Павел Петрович Бажов родился в семье заводского мастера металлургического завода 28 января 1879 года. В городе Сысерти, расположенного недалеко от Екатеринбурга. Родители, Августа Стефановна и Петр Васильевич, много горя и нужды в жизни узнали. В Сысерти сохранилась усадьба, принадлежавшая родителям Павла Петровича. В 1982 году на её базе был создан музей. Обстановка показывает быт семьи и условия, в которых рос П. Бажов.
Когда пришло время учиться, Павла отдали в 3-ю земскую школу. Здесь учитель заметил способного и смекалистого мальчика и посоветовал родителям обучать сына дальше. Бедность семьи не позволяла мечтать о гимназии или реальном училище, и поэтому Павла отдали в Екатеринбургское духовное училище, в котором была самая низкая плата за обучение. Окончив в 14 лет училище, он поступил в Пермскую духовную академию. После её окончания Павел должен был стать священником, но решил отказаться от духовной карьеры и стал учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей. Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, позже ему пришлось работать журналистом.
Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем. В 1939 году была опубликована его первая книга “Сказы старого Урала”, так сначала называлась его знаменитая “Малахитовая шкатулка”. Сборник “Малахитовая шкатулка” объединил 14 произведений. В них оживает таинственный мир уральской природы, полный тайн, загадок и неповторимого очарованья. Затем из года в год “Малахитовая шкатулка” пополнялась всё новыми и новыми сказами. Всего Павел Петрович Бажов написал 56 произведений.
Какие сказы Бажова вы читали? 

·                                 “Огневушка – Поскакушка”

·                                 “Малахитовая шкатулка”

·                                 “Хозяйка медной горы”

·                                 “Серебряное копытце”

·                                 “Каменный цветок”

·                                 “Горный мастер”

·                                 “Хрупкая веточка”

 

 IV. -А знаете ли вы , какая легенда  лежит в основе произведения?

-Об этом нам расскажет Матвее Илья.

*Подготовленный ученик рассказывает  о легенде о козлике.

 Серый лесной уральский «козлик» — это обыкновенная косуля  и сейчас еще встречающаяся в тех местах, где дедушка Кокованя увидел оленя  Серебряное Копытце. Этот олень – самый поэтичный образ из сказов Бажова. Существует древнеславянская легенда о золоторогом олене с серебряным копытом, который якобы дважды является на землю: предвещая весну и предвещая зиму.

Серебряное Копытце – это Лось, которому поклонялись древние финно-угры. Рогатые лосиные головы символизируют небо. Лосиные головы могут заменяться утиными, потому что лосиный рог очертаниями напоминает летящую утку. Великий Лось нес на своих рогах солнце финно-угров. Шаманы на камланиях призывали Лося на землю. Коснуться копытами земли Лось не мог – земля была слишком скверна для него. Поэтому на капищах шаманы укладывали на земле священные блюда, на которые и вставал Лось. Блюда были из драгоценных металлов, чаще всего – из серебра. Серебряные блюда из Малой Азии и Ближнего Востока в большом количестве выменивались на пушнину жителями Урала через татарских купцов. Уральские находки драгоценных блюд и чаш составили основную и лучшую часть коллекции иранского серебра в Эрмитаже. От этого серебра и стали серебряными копытца оленя дедушки Коковани. А блюда на то и нужны, чтобы в них что-то складывать. Например, при камланиях — подношения Лосю: монеты, драгоценные камни, самоцветы. Поэтому в сказе Бажова драгоценные камни и брызжут во все стороны при ударах серебряного копытца.

-А теперь попробуйте описать козлика.

*Работа в группах. (карточки)

Козлик этот  ______________________________________________________________.

У него на правой _______________ ноге копытце. Ростом он не выше ____________, ножки ___________________________, головка ______________ . А рожки у козлика ___________________________. Шерстка у него летом __________________ , а зимой _____________________________ . Кормится __________________________________ . стр.184

*Проверка.

 

V. Работа с непонятными старорусскими словами 
 Следующее занадие. Выяснить значение  непонятных слов , которые встретились нам во время чтения.
 Пособник – помощник 
Приказчик – управляющий имением помещика (хозяйством) 
Горюн – горевать 
Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы 
Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи 
Рукоделие – ручной труд (шитье, вышивание) 
Очаг - устройство для разведения и поддерживания огня 
Балаган – временная легкая деревянная постройка 
Душной – запах, идущий от животного (о козле) 
Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег 
Покосные ложки – широкий, длинный овраг (покосы в оврагах). 
Голбчик – припечье со ступеньками для входа на печь 
-Молодцы ,ребята. И это задание вы выполнили.
VI. Обсуждение сказки "Серебряное копытце" с иллюстрациями . 

 - С чего начинается сказ? 
Зачитаем абзац: Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. 
- Кого взял Кокованя? Почему? 
Хотел приютить одну девчоночку, а приютил двоих (девочка и кошка) 
- Как Кокованя угадал имя девочки? ДАР 
- Вспомните, как по-доброму говорил Кокованя с девочкой, как он говорил о кошке? 
Подаренушка , звонкая кошка, вместо балалайки в избе будет. 

И следующее наше задание. Это чтение по ролям.
 Чтение отрывка по ролям стр 162-163 (В праздничный день……) Автор, Кокованя, Даренка 
-Что вы можете сказать о Коковане? 
- Что вы можете сказать о Дарёнке? 
 1. Семейное положение. 
Сирота 1. Семейное положение. 
Одинокий 
2. Внешность 
По шестому году, маленькая, носишка пуговкой. 2. Внешность 
Старик большой да бородатый.  
Зачитаем абзац: Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка 
Муренка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было. 
- Как стали жить наши герои? 
- Что делали? (Жили дружной семьей. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались.) 
- О каком добре идет речь? 
- Богато ли они живут? 
У Коковани в избе беднее, чем в прежней семье.  - А хорошо ли им вместе?   
- Почему? 
- О ком рассказывает Кокованя? 
- Какое дело было у каждого? 
Даренка Кокованя 
3. Чем занимается 
В избе прибирала, похлебку да кашу варила, кукле платье шила, любила сказки слушать. 3. Чем занимается 
Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывать. 
Итак, у каждого было своё Доброе дело - оно направлено на благо другого человека. 
- Почему хорошо жили? Были и добрые слова, и добрые дела. 
- Общение в семье было добрым. Добрые отношения, добрые сказки. А в сказке всегда есть чудо. 
  
VII. Физминутка 

- Следующее наше задание .это выполнение физкультминутки.

-Молодцы.дети. И это задание вы преодолели.
VIII. Продолжение обсуждения сказки "Серебряное копытце" с иллюстрациями.
  - Даренка и Муренка верили в Серебряное копытце. Почему они хотели увидеть его? 
Посмотреть красоту. 
- Им настолько хотелось увидеть это чудо, что Даренка сумела уговорить Кокованю взять ее с собой в тайгу. 
Чтение по ролям (Уговоры Даренки) ( стр 165 3 часть-стр166 до слов Как зима)   
- Надо представить себе: каково это жить в тайге: надо дойти по холоду и морозу до избушки 
  
   - Жить одной несколько дней без Коковани в глухом лесу, и терпеливо ждать его возращения 
   
- Терпение было вознаграждено. Чудо произошло. 
Она первый раз увидела козлика. Зачитаем отрывок стр 167 посл предлож 
Она второй раз увидела козлика. Зачитаем отрывок стр 168 3 абзац снизу 
За что же такое вознаграждение? (за доброту и добрый характер) 
Даренка Кокованя 
  - Что же увидел вернувшись Кокованя? 
Читаем абзац: К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Весь он как ворох дорогим камнем стал. Так и горит-переливается разными огнями. Наверху козел стоит - и все бьет да бьет серебряным копытцем, а камни сыплются да сыплются. Вдруг Муренка скок туда же. Встала рядом с козлом, громко мяукнула, и ни Муренки, ни Серебряного копытца не стало. 
Кокованя сразу полшапки камней нагреб, да Даренка запросила: 
- Не тронь, дедо! Завтра днем еще на это поглядим. 
Кокованя и послушался. 
- Чудо произошло. 
***Читаем абзац: Добро все собирать не стали: Только к утру-то снег большой выпал. Все камни и засыпало. Перегребали потом снег-то, да ничего не нашли. Ну, им и этого хватило, сколько Кокованя в шапку нагреб. 
Осуществилась мечта. Получили богатство. Как вы думаете, это богатство нужно Коковане с Даренкой? 
- Какое добро они получили? А какое еще есть добро? 
- Какое добро важнее? 
IX. Рефлексия 

.  Мотивы народных сказок в авторском тексте.

- Как вы думаете, какая это сказка: волшебная или о животных? (Я думаю, что это волшебная сказка, так как в ней есть волшебные герои. Это Серебряное копытце, которое может выбивать драгоценные камни, и кошка Мурёнка.)

-Какая это сказка, народная или авторская? Докажите.

-Чем авторская сказка отличается от народной?

-Но чем сходна эта сказка с народными сказками?

- А есть ли в этой сказке обычные, не сказочные события? (Да. На самом деле бедным людям жилось тяжело, как Коковане и Дарёнке. Но несмотря на это они не озлобились, а еще оказывали помощь другим, ещё более обделённым судьбой.)


- Сказ закончился чудом.   
- А вы верите в чудеса? 
- Герои сказки заслужили это чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела. 
- Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями. Мы тоже можем совершить чудо. Хотите? 
- Украсим наш домик драгоценными камнями. Мы даем камешек, а чтобы он стал драгоценным, он должен засверкать добрыми делами. Напишите те добрые дела, которые вы уже совершали или которое хотите совершить. 
Дети работают с "драгоценными камнями" и прикрепляют их на крышу домика. 
- Посмотрите, сколько добрых дел мы можем совершить сами. И это мы не променяем ни на какие сокровища. 
- Так что же важнее для человека ДОБРО - ИМУЩЕСТВО или ДОБРО - ХОРОШЕЕ НА БЛАГО ДРУГИХ? 
X. Д/З: описать  кошку Муренку.
Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем. 

Добрый волшебник с Урала, 
Павел Петрович Бажов, 
Чтоб нам грустно не стало, 
Сказочный отпер засов. 
Только засов отворился, 
В сказку открылася дверь: 
Запах лесов заструился, - 
В мир ты волшебный поверь. 
Чтоб Огневушка смешная 
К кладам открыла нам путь, 
Или змея голубая, - 
Книги прочесть не забуд 

XI. Итог урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема: П.Бажов "Серебряное копытце"

Тема: П.Бажов "Серебряное копытце"

Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события

Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события

IV. -А знаете ли вы , какая легенда лежит в основе произведения? -Об этом нам расскажет

IV. -А знаете ли вы , какая легенда лежит в основе произведения? -Об этом нам расскажет

Вспомните, как по-доброму говорил

Вспомните, как по-доброму говорил

Вдруг Муренка скок туда же. Встала рядом с козлом, громко мяукнула, и ни

Вдруг Муренка скок туда же. Встала рядом с козлом, громко мяукнула, и ни

XI. Итог урок

XI. Итог урок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2020