Тема. Планирование деятельности организации
Оценка 4.9

Тема. Планирование деятельности организации

Оценка 4.9
docx
05.01.2022
Тема. Планирование деятельности организации
Л3-0026123.docx

Тема. Планирование деятельности организации

 

1. Сущность внутрифирменного планирования, виды планов, структура бизнес - плана. Характеристика экономических показателей организации. Основные показатели производственной программы.

2.  Производственная мощность основа производственной программы. Логистика: ее роль в выполнении производственной программы предприятия.

 

 

1. Сущность внутрифирменного планирования, виды планов, структура бизнес - плана. Характеристика экономических показателей организации. Основные показатели производственной программы.

 

Планирование – это процесс обоснованного определения будущего желаемого состояния объекта и наиболее опциональных путей его достижения.

Объектами внутрифирменного планирования выступает предприятие, его структурные подразделения и процессы, протекаемые на предприятии.

В процессе внутрифирменного планирования определяются:

·                     цели деятельности предприятия и его структурных подразделений различных уровней;

·                     будущие  значения плановых показателей  предприятия и его структурных подразделений;

·                     способы достижения поставленных целей;

·                     участники и календарные сроки действий, направленных на достижение целей;

·                     виды, объемы, структура ресурсов, необходимых для протекания запланированных процессов, и сроки их поступлений.

Основные принципы планирования на предприятии в рыночной экономике: самостоятельность, необходимость, единство, непрерывность, гибкость, точность, принцип участия работников.

Система планирования в настоящее время должна включать три подсистемы: стратегического планирования, тактического планирования и оперативного планирования.

В условиях командно-административной системы хозяйствования предприятие не могло самостоятельно определять ключевые параметры своей деятельности. Данные параметры планировались на уровне министерств и доводились до предприятия в виде контрольных цифр, обязательных для выполнения. По содержанию планирование деятельности промышленных предприятий делилось на технико-экономическое и оперативно-производственное.  Технико-экономическое планирование охватывало весь круг экономических и технических показателей в их органическом сочетании и взаимной увязке. Плановыми периодами технико-экономического планирования являлись пять и (более) лет, год, полугодие, квартал с помесячной разбивкой.  Основной целью оперативного планирования было обеспечение выполнения плановых показателей по объему производства. Плановый период оперативного планирования варьировался от месяца до нескольких часов.  Поэтому данный вид планирования получил распространенное название «оперативно-производственного».

В условиях рыночной экономики установление генеральных целей предприятия осуществляет собственник или представитель собственника. В настоящее время главной генеральной целью многих зарубежных предприятий является повышение благосостояния собственника. Главная генеральная цель разбивается на подцели, количественно выраженные системой целевых  плановых показателей. В качестве целевых плановых показателей выступают следующие: рост доли рынка, рост производственной мощности, количество осваиваемой новой продукции, затраты на инновации, рост выручки, рост уровня качества продукции, чистая рентабельность собственного капитала, операционная прибыль, дивиденд на акцию, численность работников, затраты на экологические мероприятия и социальное развитие, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и т.д.

Для достижения генеральных целей на предприятии разрабатываются стратегические, тактические и оперативные планы.  Это является обязательным условием выполнения принципа непрерывности.

В рамках стратегического планирования определяются приоритетные направления развития предприятия, даются ответы на следующие вопросы: каковы основные цели предприятия, что оно будет выпускать, на каких рынках работать, какова будет его организационная и производственная структура, как изменится правовая форма и т.п. Стратегия опрееделяяет последовательность шагов по достижению основных долгосрочных целей фирмы. Как правило, стратегические планы носят долгосрочный характер.

Целью тактического планирования является упорядочивание  действий работников организации по реализации стратегии. Тактическое планирование часто называют текущим. Текущие планы составляются по предприятию в целом (комплексные общефирменные планы), по функциональным областям (функциональные планы)  и структурным подразделениям. Иногда к текущим планам относят бизнес планы освоения нового производства.

Планирование по функциональным областям включает планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, маркетинга, сбыта, планирование производства, труда и заработной платы, планирование снабжения производства материально-техническими ресурсами, планирование себестоимости продукции, цен и финансовых результатов, финансовое планирование, планирование в области охраны труда и техники безопасности, в области качества, планирование природоохранных и экологических мероприятий.

Тактические планы разрабатываются на год, квартал, месяц, реже на 2-3 года. Необходимо помнить, что разработка тактических планов начинается с определения будущих объемов реализации, затем рассчитывается плановый объем производства и на его основе – потребность в материальных и трудовых ресурсах и т.д.(рис. 10.1). Завершает процесс планирования финансовых план, который определяет необходимый объем финансовых ресурсов и источники их получения.

Оперативные планы определяют что конкретно, в таком объеме, в какой последовательности, где, кто и когда будет делать для реализации тактических планов. Оперативные планы составляются на короткий срок (месяц, декаду, пятидневку, сутки, смену). Оперативно-производственное планирование осуществляется в 3 этапа:

1. объемное планирование (годовая производственная программа распределяется по месяцам для каждого цеха);

2. календарное планирование (осуществляется детализация выпуска по срокам, рассчитываются размеры партий деталей, сроки запусков и выпусков, размеры внутрицеховых и межцеховых запасов заготовок);

3. разработка оперативных мероприятий по регулированию работ между рабочими местами.

По обязательности выполнения плановых заданий выделяют директивное и  индикативное планирование.

Директивное планирование требует безусловного выполнения утвержденных плановых заданий. Обязательным условием директивного планирования является контроль и стимулирование выполнения плана.  Индикативное планирование – это советующее, ориентирующее планирование.

risunok1

План можно считать универсальным плановым документом,  отражающим    желаемые параметры   будущего    состояния    планируемого    объекта    и    пути достижения данного состояния, а бюджеты, программы, проекты, карты сбалансированных показателей, планы-прогнозы – видами планов, имеющими специфические черты (табл. 1.1).

Планы следует отличать от прогнозов. Прогнозы отражают не желаемое будущее состояние объекта, а вероятное состояние внешней и внутренней среды предприятия при наступлении определенных событий.

Таблица 1.1. Характеристика видов  плановых документов, разрабатываемых на предприятии

Вид планового документа

Отличительные характеристики

Карта сбалансированных показателей (BSC)

Документ, содержащий формулировки стратегических и промежуточных целей предприятия и (или) его подразделений, перечень показателей для оценки степени достижения целей, плановые значения данных показателей, а также перечень необходимых действий. Как правило, цели и показатели группируются по следующим направлениям: клиенты, бизнес-процессы, финансы и развитие. Карты составляются с определенной периодичностью для предприятия в целом и его отдельных структурных подразделений, при этом в них отсутствует информация о необходимых для достижения целей ресурсах. Являются инструментом согласования стратегических и тактических планов предприятия

Программа

Разновидность    планового    документа,    отражающего    состав взаимоувязанных во времени конкретных мероприя-тий для достижения определенной цели или решения определенной проблемы. В   программе   отражены   конкретные   исполнители   и необходимые ресурсы.

Бюджет

Разновидность планового документа со следующим характерными чертами: обеспечивает    стоимостное    выражение    целей    предприятия, стратегий и намеченных мероприятий; содержит количественные, привязанные ко времени, обоснованные расчетами и   согласованные   с   вышестоящим  уровнем   управления данные о потребности в ресурсах и (или) источниках их формирования; всегда имеет абсолютное количественное выражение; предусматривает конкретное лицо, ответственное за исполнение; является инструментом контроля за использованием ресурсов.

Проект

Разновидность планового документа со следующим характерными чертами: имеет непериодический характер; описывает систему мероприятий, направленных на достижение конечного результата; имеет   установленную    стоимость,    график    выполнения,    включает технические и финансовые параметры, отличается высоким уровнем конкретной проработки.

ТЭО

Это специфический плановый документ, обосновывающий   создание и развитие промышленных объектов. Включает проектно-конструкторскую документацию, описание исходных условий, рынка и производственной мощности предприятия, материальных факторов производства, трудовых ресурсов, характеристику организации предприятия и накладных расходов, место и сроки осуществления проекта и финансово-экономическую оценку проекта. Особый акцент в структуре ТЭО сделан на производственно-технические аспекты проекта.

Скользящий план-прогноз

Плановый документ, содержаний информацию в количественной форме о желаемом  состоянии объекта в нескольких будущих периодах, при этом, плановые решения, относящиеся к первому периоду, имеют обязательный характер, а к остальным – индикативный характер. По результатам оценки выполнения плана в первом периоде проводят обязательную корректировку плановых значений в остальных периодах и составляют новый план-прогноз с тем же горизонтом планирования, что и предыдущий. Например, годовой скользящий план-прогноз с поквартальной разбивкой разрабатывается ежеквартально, при этом плановые значения на ближайший  квартал носят директивный характер, а на остальные три квартала – индикативный.

По горизонту планирования планы делятся на долгосрочные (горизонт планирования – свыше 3 лет), среднесрочные (свыше года до трех лет) и краткосрочные (горизонт планирования не превышает одного года).

Важнейшим среднесрочным планом предприятия является план развития, а годовым – годовой финансово-хозяйственный план. Годовой финансово-хозяйственный план является руководством при осуществлении текущей деятельности общества, а его исполнение – главным критерием оценки эффективности деятельности исполнительных органов, ответственных за руководство текущей деятельностью общества (табл. 2.2).

Таблица 2.2 Рекомендуемое содержание годового финансово-хозяйственного плана предприятия

Раздел

Содержание

1Ключевые показатели деятельности

Плановые значения ключевых показателей деятельности в сравнении с отчетным годом

2. План разработки новых видов продукции

Количество и виды разрабатываемой новой продукции. Сроки освоения новой продукции

3.План маркетинговой деятельности

Плановая доля рынка. Мероприятия по поддержанию и увеличению доли рынка

Плановые цены, объемы реализации и выручка от реализации продукции, работ, услуг. Затраты на инновации в области маркетинга.

Возможные риски невыполнения плана

4. План производства

Производственная мощность. Объем товарной продукции.

Средняя продолжительность периода с момента размещения заказа до момента его выполнения Планы организации нового производства, расширения и сокращения производства,  модернизации и реконструкции основных средств, технического перевооружения.

Затраты на инновации в области совершенствования техники, технологии и организации производства. Возможные риски невыполнения плана и срыва сроков выполнения заказов.

5. План по труду и повышению квалификации

Планируемая среднесписочная численность работников по категориям персонала. Расходы на оплату труда с выделением постоянной части заработка и переменной. План повышения квалификации. Затраты на обучение и повышение квалификации работников.

6. План по качеству

План мероприятий, направленных на повышение качества продукции и повышения уровня соответствия стандартам менеджмента качества. Плановая величина уровня  качества продукции

Повышение уровень послепродажного обслуживания. Затраты на повышения качества. Анализ рисков невыполнения плана

7. Социальный план

План мероприятий социальной направленности. Затраты на социальные выплаты работникам. План участия в благотворительных мероприятиях. Затраты на благотворительность. Ожидаемый социальный эффект (выражаемый в повышении уровня соответствия стандартам социальной ответственности, стандартам безопасности труда). Анализ рисков невыполнения плана

8. План по экологии

План мероприятий экологической направленности.

Затраты на экологические мероприятия. Ожидаемый экологический эффект. Анализ рисков невыполнения плана

9. Финансовый план

План инвестиций

План  денежных потоков

Плановый баланс активов и пассивов

План доходов и расходов

План распределения чистой прибыли

Возможные риски невыполнения плана

Классификация стратегий предприятия

Под стратегией понимается качественно определенное направление развития предприятия, план достижения его генеральных целей.

В процессе стратегического управления для предприятия разрабатываются следующие стратегии:

·                     корпоративная (на уровне предприятия в целом),

·                     деловые (для конкретных бизнес-единиц),

·                     функциональные (маркетинговая, научно-техническая, производственная, кадровая, сбытовая, финансовая).

Базовые корпоративные стратегии развития предприятия (стратегические альтернативы):

1. Концентрированный рост (усиление позиций на рынке, развитие рынка, развитие продукта)

2. Рост (интегрированный рост - приобретение собственности, внутреннее расширение и диверсифицированный рост  - производство новых продуктов)

3. Стратегия сокращения (целенаправленное и сбалансированное сокращение бизнеса в связи с изменениями на рынке и т.п.)

4.  Комбинированная

Базовые деловые стратегии М.Портера:

·                     лидерство в издержках (минимизация издержек);

·                     дифференциация продукции (предложения различных видов продукции);

·                     фокусирование (концентрация усилий на конкретном сегменте рынка).

К деловым стратегиям можно отнести стратегию раннего выхода на рынок (стратегия первопроходца).

Общие этапы разработки стратегии:

·                     разработка миссии организации

·                     определение генеральных целей

·                     оценка и анализ внешней среды и управленческое обследование сильных и слабых сторон

·                     анализ стратегических альтернатив

·                     выбор стратегии.

Наиболее распространенным методом исследования внешней среды является SWOT- анализ.

Привлекательность и прибыльность отрасли по М. Портеру, определяется пятью силами или факторами конкуренции (Модель 5 С):

1. Соперничество среди конкурирующих предприятий.

2. Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены (товары заменители).

3. Угроза появления новых конкурентов (потенциальные конкуренты).

4. Экономические возможности и торговые способности поставщиков (поставщики).

5. Экономические возможности и торговые способности покупателей (покупатели).

Основные подходы портфельного анализа

портфельная матрица Бостонской консультационной группы, или матрица БКГ

модель Мак-Кинзи, или «экран бизнеса».

В матрице БКГ для оценки конкурентоспособности отдельных бизнесов используются два критерия: темп роста отраслевого рынка и  относительная доля рынка (рис 1.2). Модель Мак-Кинзи включает девять квадратов и основана на оценке долгосрочной привлекательности отрасли и конкурентоспособности стратегической единицы бизнеса.

Темп роста рынка

Высокий

«Звезда»

«Проблема»

Низкий

«Дойная корова»

«Собака»

 

Высокая

Низкая

Относительная доля рынка

Рис. 10.2. Матрица БКГ

Бизнес-план – это комплексный план создания или развития бизнеса. Структура и содержание бизнес-плана зависят от целей его разработки. Бизнес-план может разрабатываться по конкретному предпринимательскому проекту или по предприятию в целом. В последнем случае данный план выполняет роль плана развития предприятия. Как правило, основной функцией бизнес-плана является привлечение денежных средств. Если бизнес-план разрабатывается с целью привлечения денежных средств из государственного бюджета, наряду с коммерческим эффектом  необходимо рассчитывать бюджетный эффект. Под бюджетным эффектом бизнес-плана понимается превышение доходов бюджета над расходами бюджета при осуществлении бизнес-плана.

Типовая структура бизнес-плана инвестиционного проекта представлена в табл. 1.3.

Бизнес-план разрабатывается на срок не менее срока окупаемости проекта. При этом, количественные показатели по первому году реализации проекта рассчитывают с помесячной разбивкой, по второму году – с поквартальной разбивкой. Начиная с третьего года, показатели планируются в целом на год.

Таблица 1. 3 Типовая структура бизнес-плана инвестиционного проекта

Раздел

Содержание

Резюме проекта

Цель и сущность проекта. Преимущества продукции и объем ожидаемого спроса, потребность в инвестициях, срок возврата вложенных средств. Показатели коммерческой эффективности проекта. Социальные проблемы, которые помогает решить проект.

Анализ положения дел в отрасли

Общая потребность в продукции в регионе и России. Ожидаемая рыночная доля. Потенциальные конкуренты. Анализ аналогов продукции.

Производственный план

Производственная программа. Принятая технология. Требования к организации производства. Состав оборудования и условия поставок. Поставщики сырья и материалов. Численность работающих и затраты на оплату труда. Стоимость производственных основных фондов. Порядок начисления амортизации. Годовые затраты на выпуск продукции и себестоимость единицы продукции. Общая стоимость инвестиционного проекта. Обеспечение экономической и технической безопасности.

План маркетинга

Патентная ситуация. Организация сбыта. Торгово-сбытовые издержки. Обоснование цены на продукцию. Программа по организации рекламы. Программа реализации продукции.

Организационный план

Сведения о субъекте, осуществляющем проект: организационно-правовая форма, форма собственности, показатели для оценки финансового состояния. Предполагаемая организационная структура. Распределение обязанностей между членами руководящего состава..

Финансовый план

Прогноз объемов реализации,  план доходов и расходов, план денежных поступлений и выплат; сводный балансовый план активов и пассивов, анализ безубыточности, анализ чувствительности, стратегия финансирования. Стратегия финансирования содержит информацию о прогнозируемых источниках, форме и динамики  финансирования проекта

 

 

2. Производственная мощность основа производственной программы.

Производственная мощность

 

Производственная мощность – это максимально возможный годовой выпуск продукции, выполнения работ и услуг в установленных номенклатуре и ассортименте при наиболее полном использовании всех имеющихся ресурсов.

Производственная мощность измеряется в натуральных измерителях (например, штуках,  тоннах, километрах  и т.п.) и зависит, прежде всего, от возможностей имеющегося оборудования.

Производственная мощность зависит от количества и качества оборудования, максимально возможной производительности единицы оборудования, принятого решения по поводу коэффициента сменности, номенклатуры и ассортимента продукции, трудоемкости продукции, уровня организации труда.

При планировании выделяют следующие виды производственной мощности:

·                     входную,

·                     выходную,

·                     среднегодовую.

Производственная мощность устанавливается на начало планового перила (входная мощность) и на конец этого срока (выходная мощность). Входная мощность определяется с учетом имеющихся на начало года ресурсов, а выходная – на конец года с последующей корректировкой при соотвествующем изменении техники и технологии.

Понятия производственная мощность и производственная программа не идентичны. Если первое показывает способность предприятия в определенных условиях выпускать максимальное количество продукции в натуральном выражении в определенный период времени (характеризует потенциал предприятия), то производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж.

Целью управления производственной мощностью предприятия является «подстройка» к изменению спроса. Для выполнения производственной программы необходимо обеспечить ее соответствующей производственной мощностью.

Отношение производственной программы к производственной мощности предприятия характеризует степень использования производственной мощности.

Коэффициент использования производственной мощности (Кисп) рассчитывается по формуле:

30,                                  (3.17)

где V – плановый или фактический объем выпуска продукции в натуральных единицах.

ПМ – производственная мощность в натуральных единицах.

Коэффициент использования производственной мощности может принимать значения меньшее или равное единице.

Методы расчета производственной мощности

На основе данных о производительности единица оборудования производственная мощность рассчитывается по формуле

 

ПМ = ПО × Ст × Fэ,                                (3.18)

где ПМ – годовая производственная мощность, шт/год;

ПО – производительность единицы оборудования, шт/час;

Fэ – эффективный годовой фонд времени единицы оборудования, ч;

Ст – количество единиц оборудования, шт.

33              (3.19)

где    34 – число рабочих дней в году;

m   – число  смен работы оборудования в сутки;

Tp – продолжительность рабочего дня, час;

К п – коэффициент плановых потерь времени на ремонт и наладку оборудования.

На основе данных о трудоемкости продукции производственная мощность рассчитывается по формуле

35                                 (3.20)

где  ПМ - годовая производственная мощность, шт/год;

ti – норма времени (должна быть прогрессивной) на изготовление изделия на данном оборудовании, нормо-ч;

Fэ – эффективный годовой фонд времени единицы оборудования, ч;

Ст – количество единиц оборудования, шт.

Этапы расчета производственной мощности участка:

1.                 Уточнение производственно-технологической структуры участков и цехов. Распределение работ по единицам оборудования.

2.                 Определение трудоемкости по действующим нормам с учетом прогрессивного использования оборудования.

3.                 Определение пропускной способности по группам взаимозаменяемого оборудования.

4.                 Выбор ведущей группы. Производственная мощность данной группы является определяющей при расчете мощности участка.

5.                 Определение узких мест на участке (то есть тех групп оборудования, пропускная способность которых ниже пропускной способности ведущей группы) и разработка мер по их ликвидации, разработка мероприятия по использованию недогруженного оборудования.

6.                 Повтор расчета 3-5  и установления производственной мощности участка.

Производственная мощность определяется по ведущему звену.

Для определения производственной мощности цеха рассчитывается производственная мощность участков, выбирается ведущий участок и на основании его производственной мощности устанавливаются производственная мощность цеха. При этом разрабатываются мероприятия по расшивке узких мест и по использованию недогруженных мощностей. Аналогично проводятся расчеты по предприятию в целом.

Пример. Рассчитайте мощность участка, изготавливающего корпусные детали. На участке 3 группы оборудования: токарная, фрезерная и шлифовальная. Количество оборудования в токарной группе 6 единиц, фрезерной группе 8 единиц, шлифовальной группе 9 единиц. Технологический процесс корпусной детали следующий: токарные операции – 10 нормо-часов, фрезерные – 20 нормо-часов, шлифовальные -18 нормо-часов. Действительный фонд времени 1 оборудования 4000 часов.

Решение: Рассчитаем пропускную способность по каждой группе оборудования на основании второго метода расчета производственной мощности.

Токарная группа: 4000×6/10=2400 ед.

Фрезерная группа: 4000×8/20=1600 ед.

Шлифовальная группа: 4000×9/18=2000 ед.

Ведущей является шлифовальная группа оборудования. Тогда производственная мощность участка поставляет 2000 корпусных деталей в год.

Фрезерная группа оборудования является узким местом, поэтому необходимо разработать мероприятия по расшивке данного узкого места.

Для определения потребности во фрезерном оборудовании воспользуемся формулой

36,                                      (3.21)

Cт = 2000×20/4000 = 10 станков.

Таким образом, установление двух дополнительных фрезерных станков увеличит пропускную способность данной группы до 2000 единиц (4000× (8 + 2)/20 = 2000 ед.).

Токарная группа является широким местом на участке, поэтому необходимо разработать мероприятия по загрузке данной группы оборудования.

 

Основная цель предприятий реализуется в процессе выполнения производственной программы.

Производственная программа(план производства и реализации продукции) – это комплексное задание по выпуску и реализации продукции определенного ассортимента и качества в натуральных и стоимостных показателях, ориентированных на достижение целей организации (предприятия).

Отражая цели и задачи производственной деятельности предприятия, производственная программа является ведущим разделом плана предприятия. Все другие разделы плана разрабатываются в соответствии с производственной программой и направлены на обеспечение ее выполнения в установленные сроки и при наименьших затратах.

В основу составления производственной программы должна быть положена реальная потребность в конкретной продукции. Объем выпуска продукции, рассчитанный на основе заключенных договоров на поставку продукции и изучения конъюнктуры рынка, по номенклатуре и ассортименту должен служить исходной базой для дальнейших расчетов по производственной программе и другим разделам плана предприятия. После этого производственная программа разрабатывается в следующей последовательности:

1.                 Определяются номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции, объем поставок в натуральном выражении согласно заключенным договорам;

2.                 На основе объема поставок определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении;

3.                 Объем производства по отдельным видам продукции обосновывается расчетами производственных мощностей;

4.                 Исходя из натуральных объемов производства и поставок рассчитываются стоимостные показатели: товарная, реализованная, валовая и чистая продукция;

5.                 Составляется график отгрузки продукции в соответствии со сроками договоров;

6.                 Производственная программа распределяется по основным подразделениям предприятия.

План производства и реализации продукции составляется в натуральном и стоимостном выражениях.

На основе планов производства продукции в натуральном выражении определяются объемы продукции в стоимостном выражении по показателям товарной, валовой, реализованной продукции.

Товарная продукция является основным показателем производственной программы и служит базой для расчета валовой, реализованной и чистой продукции.

Стоимостные показатели объемов продукции

Товарная продукция представляет собой стоимость продукции, работ и услуг, предназначенных к отпуску за пределы основной деятельности предприятия в планируемом периоде.

В объем товарной продукции включаются:

·                     Стоимость произведенных в данном периоде (сданных на склад) и предназначенных для реализации на сторону (другим организациям и предприятиям) готовых изделий;

·                     Стоимость работ и услуг промышленного характера по заказам со стороны;

·                     Стоимость полуфабрикатов собственного производства и продукции вспомогательных цехов для реализации на сторону;

·                     Стоимость нестандартного оборудования, приспособлений общего назначения своего производства, зачисляемых в основные фонды предприятия или реализуемых на сторону;

·                     Стоимость работ и услуг для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия, включая работы по капитальному ремонту и модернизации оборудования и транспортных средств своего предприятия.

Объем товарной продукции планируется в действующих и сопоставимых ценах. Товарная продукция в сопоставимых ценах характеризует темпы, пропорции и структуру объема производства, а в действующих ценах применяется для планирования и анализа себестоимости продукции.

Реализованная продукция – это продукция, изготовленная, отгруженная и оплаченная потребителем, сбытовой или торгующей организацией (посредником).

Объем реализованной продукции по плану рассчитывается по формуле:

РП=ТП + Он – Ок ,

где РП – объем реализованной продукции по плану, руб.;

ТП – объем товарной продукции по плану, руб.;

Он – остатки нереализованной продукции на начало планового периода, руб.;

Ок – остатки нереализованной продукции на конец планового периода, руб.

В состав остатков нереализованной продукции на начало года входят: готовая продукция на складе, в том числе отгруженные товары, документы по которым не переданы в банк; товары отгруженные, не оплаченные покупателем в срок или срок оплаты которых не наступил; товары на ответственном хранении у покупателя.

Объем реализованной продукции рассчитывается в действующих ценах и используется для определения полной себестоимости ее и прибыли от реализации.

На первый взгляд, кажется, что между товарной и реализованной продукцией нет существенной разницы, ибо по своему составу они одинаковы. На самом деле это не так. Товарная продукция – это изделия и продукция, изготовленные в соответствии со стандартами или техническими условиями, принятые отделом технического контроля, снабженные соответствующими документами, удостоверяющими их качество, и сданные на склад готовой продукции предприятия-изготовителя. Для включения этой продукции в объем реализации необходимо отгрузить ее заказчику, который должен перечислить плату за нее на счет предприятия-изготовителя. Следовательно, товарной называется продукция, подготовленная к передаче в хозяйственный оборот, а реализованной – продукция, уженаходящаяся в хозяйственном обороте.

В отличие от товарной продукции показатель объема реализованной продукции более полно характеризует степень участия отраслей и предприятий в процессе расширенного производства. Факт реализации свидетельствует о том, что данная продукция действительно нужна обществу для удовлетворения его потребностей. При этом очень важно, чтобы выполнение плана по реализации продукции сопровождалось выполнением заданий по ее выпуску внатуральном выражении.

Валовая продукция – это стоимость всей продукции, независимо от степени ее готовности, т.е. стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за определенный период.

Валовая продукция отличается от товарной на величину изменения остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода. Это единственный оценочный показатель деятельности предприятия, в объем которого включаются не только готовые изделия, но и незавершенное производство и изменение остатков полуфабрикатов.

Незавершенное производство – незаконченная производством продукция в одних цехах предприятия и подлежащая дальнейшей обработке в других цехах того же предприятия. Конкретный состав валовой продукции зависит от отраслевых особенностей предприятия (производства). Так, на предприятиях машиностроения, лесной и других в ее состав не включали незавершенное производство и полуфабрикаты из-за сравнительно небольшого их объема. В этом случае валовая и товарная продукции совпадают по составу, а различие может быть только в ценах.

Валовая продукция определяется как сумма товарной продукции и разности остатков незавершенного производства на начало и конец планируемого периода:

ВП = ТП + Нн – Нк,

где ВП – объем валовой продукции по плану, руб.;

ТП – объем товарной продукции по плану, руб.;

Нн, Нк – стоимость остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода, руб.

Изменение остатков незавершенного производства учитывается только на предприятиях с длительным (более двух месяцев) производственным циклом и на предприятиях, где незавершенное производство велико по объему и может резко изменяться по времени.

Валовая продукция рассчитывается только в сопоставимых ценах и применяется для учета и планирования затрат на производство, для определения потребности в материальных ресурсах, численности работников, а также для установления динамики продукции и пропорций в развитии отраслей.

Следует иметь в виду, что оценка деятельности предприятий по показателю валовой продукции имеет ряд недостатков: на ее величину могут влиять кроме остатков незавершенного производства также стоимость потребленных в производстве предметов труда. Неоправданное увеличение незавершенного производства, снижение качества продукции и изменение ее ассортимента могут создать видимость успешной работы предприятия. Кроме того, этот показатель не создает заинтересованности у предприятий в снижении материалоемкости продукции. В силу этих обстоятельств он был исключен из оценочных показателей деятельности предприятий.

Для всех трех показателей объема продукции характерно то, что они определяются в ценах, включающих в себя наряду с вновь созданной стоимостью перенесенную стоимость средств производства (основных и оборотных фондов). Чем больше материалоемкость изделий, тем при прочих равных условиях выше его цена и, следовательно, выше объем производства в стоимостном выражении. С целью устранения этого недостатка предприятия рассчитывают показатель чистой продукции.

Чистая продукция– стоимостной показатель, выражающий вновь созданную коллективом предприятия стоимость. Ее сумма по всем отраслям материального производства составляет произведенный национальный доход. По стоимости она включает необходимый и прибавочный продукт. Необходимому продукту в основном соответствует сумма заработной платы с отчислением на социальные нужды, а прибавочному – сумма прибыли.

Чистая продукция исчисляется путем вычитания из товарной продукции материальных затрат и суммы амортизации основных фондов. Расчеты выполняются в текущих и сопоставимых ценах.

Чистая продукция, исчисленная на основе нормативов по всей номенклатуре (ассортименту) продукции, произведенной предприятием, называется нормативной чистой, а если в ее составе учитываются и амортизационные отчисления – условно чистой.

Чистая продукция выражает результаты собственных усилий коллективов, устраняет заинтересованность в увеличении материалоемкости продукции, исключает повторный ее счет и позволяет более объективно оценивать деятельность организаций.

Чистая продукция используется для определения уровня производительности труда, планирования фонда заработной платы и контроля за его использованием, для исчисления фондоотдачи и других показателей.

Условия оптимальной производственной программы

Особое значение при разработке производственной программы и ее реализации имеет оптимизация структуры выпускаемой продукции на основе анализа покупательского спроса на конкретные виды товаров и услуг и учета ограничений по производственным мощностям, материальным ресурсам и потребности в отдельных товарах.

Выбор оптимальной производственной программы в первую очередь должен основываться на знании спроса на конкретные виды товаров и услуг. Отсюда очевидно, что спрос на конкретную продукцию (максимальный объем продаж в данном месте за определенный период времени по установленной рынком цене) выступает ограничением, которое определяется внешней средой и которое в обязательном порядке следует учитывать при разработке производственной программы.

Производственная программа должна удовлетворять не только потребности покупателей продукции и потребности рынка, но и соответствовать ресурсам предприятия, учитывать его объективные возможности. Отсюда встает задача оптимизационного характера. Задача оптимального планирования заключается в поиске такого варианта плана, который при использовании имеющихся ресурсов обеспечивает максимум результата либо минимум затрат. Оптимальной считается такая производственная программа, которая в наибольшей степени соответствует структуре ресурсов предприятия и обеспечивает наилучшие результаты его деятельности по принятому критерию.

Показатель, принимаемый в качестве критерия оптимальности производственной программы, должен достаточно полно отражать эффективность работы предприятия, иметь количественные значения в расчете на единицу каждого вида выпускаемой продукции, быть линейно зависимым от динамики объема производства. На практике выбирается один или несколько критериев, которые в наибольшей степени отвечают конкретным условиям и задачам производства. В случае использования нескольких критериев, полученные оптимальные решения сравниваются, и выбирается окончательный вариант производственной программы. Для определения оптимальной производственной программы применяются методы линейного программирования с использованием компьютерной техники.

Внутренними ограничениями, учитываемыми при решении задач оптимизации производственной программы, обычно считаются технические возможности, финансовые ресурсы, дефицитные материалы, средства на оплату труда. Однако ресурсом, определяющим возможности по выпуску продукции, является производственное оборудование. Поэтому важнейшим этапом разработки производственной программы предприятия является обоснование планируемых объемов выпуска продукции производственной мощностью.

Производственная программа разрабатывается в три этапа.

Первый этап – определение максимально возможного съема продукции с имеющихся мощностей (площадей) с учетом ликвидации «узких мест» и недостатков в организации производства. Если полученный объем продукции (услуг) окажется недостаточным для удовлетворения спроса на нее, то начинается второй этап, в ходе которого разрабатываются мероприятия по наращиванию производственных мощностей (площадей) за счет собственных финансовых средств и определяется возможный дополнительный объем производства продукции. Если и этот объем окажется недостаточным для удовлетворения спроса на продукцию, то начинается третий этап –разработка плана технического перевооружения и реконструкции предприятия. Такие мероприятия проводятся не только при невозможности удовлетворения спроса, но и в случае низкого уровня технического развития производства, не обеспечивающего выпуск продукции, отвечающей современным требованиям к ней как по качеству, так и по себестоимости, материалоемкости, трудоемкости и другим технико-экономическим показателям.

Исходной и завершающей стадией разработки производственной программы является составление баланса производственных мощностей и определение степени их использования.

Производственная мощность

Производственная мощность предприятия (цеха или производственного участка) характеризуется максимальным количеством продукции соответствующего качества и ассортимента, которое может быть произведено им в единицу времени при полном использовании основных производственных фондов в оптимальных условиях их эксплуатации.

Производственные мощности можно рассматривать с различных позиций, исходя из этого определяют теоретическую, максимальную, экономическую и практическую мощности.

Теоретическая (проектная) мощность характеризует максимально возможный выпуск продукции при идеальных условиях функционирования производства. Она определяется как предельная часовая совокупность мощностей средств труда при полном годовом календарном фонде времени работы в течение всего срока их физической службы. Этот показатель используется при обосновании новых проектов, расширения производства, других инновационных мероприятий.

Максимальная мощность – теоретически возможный выпуск продукции в течение отчетного периода при обычном составе освоенной продукции, без ограничений со стороны факторов труда и материалов, при возможности увеличения смен и рабочих дней, а также использовании только установленного оборудования, готового к работе. Данный показатель важен при определении резервов производства, объемов выпускаемой продукции и возможностей их увеличения, наращивания.

Под экономической мощностью понимают предел производства, который предприятию невыгодно превышать из-за большого роста издержек производства или каких-либо иных причин.

Практическая мощность – наивысший объем выпуска продукции, который может быть достигнут на предприятии в реальных условиях работы. В большинстве случаев практическая производственная мощность совпадает с экономической.

Производственная мощность – величина динамичная, изменяющаяся под влиянием различных факторов. Поэтому она рассчитывается применительно к определенному периоду времени и даже календарной дате. Мощность определяется на начало планового периода – входная мощность и на конец планового периода – выходнаямощность.

Последняя рассчитывается по формуле:

Мк = Мн сронзв,

где Мк – мощность на конец планового периода:

Мн – производственная мощность на начало планового периода;

Мс – ввод мощностей в результате строительства новых, расширения действующих мощностей;

Мр – прирост мощности вследствие реконструкции;

Мо – увеличение мощности в результате технического переоснащения и проведения других организационно-технических мероприятий;

Мнз – увеличение (уменьшение) мощностей вследствие изменения номенклатуры продукции;

Мв – уменьшение мощности вследствие ее выбытия.

Величина производственной мощности находится под влиянием различных факторов. Наибольшее влияние оказывает группа технических факторов. К ним относятся:

1.                 Количественный состав основных фондов, их структура, удельный вес активной части основных фондов;

2.                 Качественный состав основных фондов, уровень прогрессивности используемого оборудования на всех стадиях производственного процесса, насыщенность парка оборудования автоматическими станками и автоматизированными поточными линиями;

3.                 Возрастной состав оборудования с учетом морального износа, темпы обновления основных фондов;

4.                 Степень прогрессивности, механизации и автоматизации действующих технологических процессов;

5.                 Степень прогрессивности применяемых видов технологической оснастки, инструментов, приспособлений;

6.                 Степень пропорциональности по мощности (пропускной способности) между агрегатами, группами взаимозаменяемого оборудования, участками, цехами, устранение узких мест.

В состав организационных факторов входит степень специализации, концентрации, кооперирования, комбинирования производства, уровень организации производства, труда и управления.

К группе экономических факторов относятся формы оплаты труда рабочих, наличие материального стимулирования и т. д.

Социальные факторы включают профессиональный, квалификационный и образовательный уровни коллектива работников предприятия и т. п.

Указанные группы факторов влияют как на величину производственной мощности, так и на уровень ее использования.

 

Производственное предприятие в процессе своей деятельности последовательно решает задачи, связанные с выполнением его основных функций:

1) функция снабжения (покупка средств производства);

2) производственная функция (изготовление готовой продукции);

3) функция сбыта (продажа товара).

 

Идея объединить эти три функции в единый организационно-технический процесс осуществилась в самостоятельном хозяйственном направлении – логистике.

 

Логистика – от греч. ″logistike″ - ″искусство вычислять, рассуждать″. В настоящее время производственные программы планируются в зависимости от рыночного спроса. Чтобы это было наиболее эффективно, требуется соединение всех звеньев в цепочке товародвижения от поставщика к потребителю.

 

Логистика –это система организации, планирования, управления и контроля материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от поставщика до конечного потребителя.

 

Цель логистики –организация материальных потоков с минимальными затратами ресурсов, которая обеспечивает максимальное удовлетворение запросов потребителей.

 

Задачи логистики:

- организация материальных потоков предприятия;

- максимальная загрузка производственных мощностей;

- экономия материальных ресурсов;

- снижение затрат на производство и реализацию готовой продукции.

 

Роль логистики в выполнении производственной программы определяется её функциями. Функции логистики в области снабжения:

- определение потребности предприятия в материально-технических ресурсах;

- организация закупок материально-технических ресурсов;

- организация хранения материалов и их подготовка к процессу производства;

- разработка программ экономии материальных ресурсов;

- соблюдение требований производства по качеству сырья и материалов.

 

В области производства выделяют следующие функции логистики:

- планирование производства на основе прогноза потребности в готовой продукции и имеющихся заказов потребителей;

- разработка графиков выпуска продукции, согласованных со службами снабжения и сбыта;

- установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением;

- организация выполнения производственных заданий;

- контроль за количеством и качеством готовой продукции.

 

В области сбыта ивыделяют следующие функции логистики:

- выбор каналов товародвижения готовой продукции;

- нормирование запасов готовой продукции и организация их хранения;

- разработка планов реализации готовой продукции и организация их выполнения;

- заключение договоров поставки с покупателями и контроль за их выполнением;

- разработка сметы затрат по сбыту и контроль за ее соблюдением.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Понятие внутрифирменного планирования.

2. Виды планов.

3. Понятие и структура бизнес-плана.

4. Назовите экономические показатели по разделам плана развития организации.

5. Натуральные показатели производственной программы, их характеристика.

6. Состав товарной продукции.

7. Методика расчета валовой и реализованной продукции.

8. Производственная мощность предприятия и методика ее расчета.

9. Виды производственных мощностей.

10. Показатели использования производственных мощностей.

11. Понятие логистики.

12. Цели и задачи логистики.

13. Функции логистики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема. Планирование деятельности организации 1

Тема. Планирование деятельности организации 1

Основной целью оперативного планирования было обеспечение выполнения плановых показателей по объему производства

Основной целью оперативного планирования было обеспечение выполнения плановых показателей по объему производства

Тактические планы разрабатываются на год, квартал, месяц, реже на 2-3 года

Тактические планы разрабатываются на год, квартал, месяц, реже на 2-3 года

План можно считать универсальным плановым документом, отражающим желаемые параметры будущего состояния планируемого объекта и пути достижения данного состояния, а бюджеты, программы, проекты, карты сбалансированных показателей,…

План можно считать универсальным плановым документом, отражающим желаемые параметры будущего состояния планируемого объекта и пути достижения данного состояния, а бюджеты, программы, проекты, карты сбалансированных показателей,…

Являются инструментом согласования стратегических и тактических планов предприятия

Являются инструментом согласования стратегических и тактических планов предприятия

По горизонту планирования планы делятся на долгосрочные (горизонт планирования – свыше 3 лет), среднесрочные (свыше года до трех лет) и краткосрочные (горизонт планирования не превышает…

По горизонту планирования планы делятся на долгосрочные (горизонт планирования – свыше 3 лет), среднесрочные (свыше года до трех лет) и краткосрочные (горизонт планирования не превышает…

Социальный план План мероприятий социальной направленности

Социальный план План мероприятий социальной направленности

Общие этапы разработки стратегии : · разработка миссии организации · определение генеральных целей · оценка и анализ внешней среды и управленческое обследование сильных и слабых…

Общие этапы разработки стратегии : · разработка миссии организации · определение генеральных целей · оценка и анализ внешней среды и управленческое обследование сильных и слабых…

Под бюджетным эффектом бизнес-плана понимается превышение доходов бюджета над расходами бюджета при осуществлении бизнес-плана

Под бюджетным эффектом бизнес-плана понимается превышение доходов бюджета над расходами бюджета при осуществлении бизнес-плана

Производственная мощность основа производственной программы

Производственная мощность основа производственной программы

Отношение производственной программы к производственной мощности предприятия характеризует степень использования производственной мощности

Отношение производственной программы к производственной мощности предприятия характеризует степень использования производственной мощности

Определение пропускной способности по группам взаимозаменяемого оборудования

Определение пропускной способности по группам взаимозаменяемого оборудования

Таким образом, установление двух дополнительных фрезерных станков увеличит пропускную способность данной группы до 2000 единиц (4000× (8 + 2)/20 = 2000 ед

Таким образом, установление двух дополнительных фрезерных станков увеличит пропускную способность данной группы до 2000 единиц (4000× (8 + 2)/20 = 2000 ед

Производственная программа распределяется по основным подразделениям предприятия

Производственная программа распределяется по основным подразделениям предприятия

О н – остатки нереализованной продукции на начало планового периода, руб

О н – остатки нереализованной продукции на начало планового периода, руб

Конкретный состав валовой продукции зависит от отраслевых особенностей предприятия (производства)

Конкретный состав валовой продукции зависит от отраслевых особенностей предприятия (производства)

По стоимости она включает необходимый и прибавочный продукт

По стоимости она включает необходимый и прибавочный продукт

Показатель, принимаемый в качестве критерия оптимальности производственной программы, должен достаточно полно отражать эффективность работы предприятия, иметь количественные значения в расчете на единицу каждого вида выпускаемой…

Показатель, принимаемый в качестве критерия оптимальности производственной программы, должен достаточно полно отражать эффективность работы предприятия, иметь количественные значения в расчете на единицу каждого вида выпускаемой…

Производственная мощность предприятия (цеха или производственного участка) характеризуется максимальным количеством продукции соответствующего качества и ассортимента, которое может быть произведено им в единицу времени при полном…

Производственная мощность предприятия (цеха или производственного участка) характеризуется максимальным количеством продукции соответствующего качества и ассортимента, которое может быть произведено им в единицу времени при полном…

М о – увеличение мощности в результате технического переоснащения и проведения других организационно-технических мероприятий;

М о – увеличение мощности в результате технического переоснащения и проведения других организационно-технических мероприятий;

Идея объединить эти три функции в единый организационно-технический процесс осуществилась в самостоятельном хозяйственном направлении – логистике

Идея объединить эти три функции в единый организационно-технический процесс осуществилась в самостоятельном хозяйственном направлении – логистике

В области сбыта и выделяют следующие функции логистики: - выбор каналов товародвижения готовой продукции; - нормирование запасов готовой продукции и организация их хранения; - разработка…

В области сбыта и выделяют следующие функции логистики: - выбор каналов товародвижения готовой продукции; - нормирование запасов готовой продукции и организация их хранения; - разработка…

Тема. Планирование деятельности организации

Тема. Планирование деятельности организации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2022