Тема: Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 35.docx

Дата

 

 

Завуч по УР    

Класс

____________З.И.Яндиева

Тема: Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные

Цели урока:

- рассмотреть процесс возможного происхождения многоклеточных от колониальных жгутиковых. Оценить широкое разнообразие типов и классов многоклеточных животных.

 

ТИП УРОКА: объяснение нового материала. Комбинированный урок.

Цель урока:

- Обуч. В ходе урока ознакомить учащихся с особенностями строения и

питания многоклеточных организмов

- Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь.

- Воспит. Воспитывать бережное отношение к природе, как целостному организму всего живого.

 

Ход урока:

 

Организационный момент

 

Проверка домашнего задания

1.      Почему беспозвоночных называют простейшими?

2.      Расскажите о строении амебы.

3.      Расскажите о строении инфузории-туфельки.

4.      Расскажите о строении эвглены зеленой.

5.      Особенности строения Бодо.

6.      Особенности размножения Бодо.

 

Изучение нового материала

 

Самым важным свойством многоклеточного животного стала слаженность работы клеток, тканей и органов, ее координация нервной системой. Эти качества присущи даже таким примитивным многоклеточным, как губки или гидры. Тела этих организмов состоит из множества клеток. К подцарству многоклеточных относят беспозвоночные и позвоночные.

 

Процессы возникновения многоклеточных животных изучал русский ученый Илья Ильич Мечников (1845–1916). Изучая простейших, губок, гидр, медуз и других водных беспозвоночных, И.И. Мечников открыл существо, признанное исходной формой многоклеточных животных. Это была покрытая ресничками двуслойная личинка гидры, очень сходная с колонией жгутиковых, каждая из клеток которой питается самостоятельно, что дало повод ученому назвать предполагаемого предка многоклеточных организмов фагоцителлой («пожирательницей»).

 

Сходное строение имеют взрослые губки, также напоминающие двуслойный мешок, внутренний слой которого (эндодерма) содержит клетки со жгутиками, которые самостоятельно отлавливают частицы пищи из воды, втягиваемой внутрь через поры. Тем самым очевидно, что единая пищеварительная система, а также другие органы и ткани у губок отсутствуют. Жизненно значимое качество губок – способность к регенерации (восстановлению) утраченных частей организма.

 

Защищаются губки пассивно – за счет колючих скелетных кристаллов. У некоторых видов форму тела поддерживает упругий пористый скелет, с древних времен используемый человеком для мытья.

Большинство видов губок имеет небольшие размеры (от 1–2 см до 0,5 м), но в южных морях встречаются высокие (до 2 м) гиганты изящной формы с красивыми названиями: кубок Нептуна, корзинка Венеры.

 

Весьма любопытный пример симбиоза корзины Венеры и мелких рачков обнаружен в Японском море. В обширной полости прочной стеклянной губки нередко поселяются новорожденные рачки. Здесь они находят защиту от врагов, а губка получает для питания остатки их пищи. Но выросшая пара взрослых рачков, в отличие от своего потомства, уже не может выплыть через узкое устье губки наружу из этого жилища и становится его пожизненными узниками. Вероятно, поэтому в Японии новобрачным преподносят корзинку Венеры с парочкой неразлучных рачков, как символ неразрывности их семейных уз.

 

Физминутка.

 

Закрепление изученного материала

 

Домашнее задание