Тема: «Политическое развитие СССР в 1945 – 1953 гг. Апогей сталинизма?!». (Методическая разработка урока)
Оценка 4.9

Тема: «Политическое развитие СССР в 1945 – 1953 гг. Апогей сталинизма?!». (Методическая разработка урока)

Оценка 4.9
docx
01.02.2020
Тема:  «Политическое  развитие СССР в 1945 – 1953 гг. Апогей сталинизма?!».  (Методическая разработка урока)
Министерство образования и науки Хабаровского кра1.docx

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Хабаровский дорожно-строительный техникум»

 

 

 

 

 

 

Тема:  «Политическое  развитие СССР в 1945 – 1953 гг. Апогей сталинизма?!». 

(Методическая разработка урока)

 

 

 

 

 

 

Автор: преподаватель истории,

Медная Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

г. Хабаровск

2019 г.

Название работы: Методическая разработка урока по истории по теме:  «Политическое  развитие СССР в 1945 – 1953 гг. Апогей сталинизма?!». 

 

 

Автор: Н.В.Медная, преподаватель истории.

 

 

 

Краткая аннотация: Методическая разработка урока по истории по теме:   «Политическое  развитие СССР в 1945 – 1953 гг. Апогей сталинизма?!»

с использованием ИКТ, опережающего задания, тематического контроля знаний в форме фронтального опроса, индивидуальных карточек-заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КГБ ПОУ ХДСТ

680014 г. Хабаровск, Восточное шоссе 24

Цель:

осмысление обучающимися наличия в послевоенном СССР двух альтернатив общественно – политического развития - демократической и тоталитарной;

понимание ими причин возрождения первой и победы второй альтернативы.

 

Задачи:

§  раскрыть причины и характер изменений в структурах власти после окончания войны, нового витка репрессий, усиления борьбы с национальными движениями;

§  способствовать развитию аналитического мышления учащихся, умения самостоятельно работать с информацией;

§  способствовать формированию свободной мыслящей личности, умеющей ориентироваться в исторической ситуации и принимать самостоятельные решения; воспитывать отрицательное отношение к любым формам насилия, тоталитаризму.

 

 

Основные понятия: “демократический импульс войны”, демократия, тоталитаризм, репрессии, ГУЛАГ, “дело врачей”, “ленинградское дело”, космополитизм, депортация.

 

 

Оборудование: мультимедийная система, компьютер, презентация, карточки-задания.

 

 

Тип урока: урок изучения нового

 

 

План урока:

1.     Оргмомент. Целеполагание и мотивация.

2.     Актуализация

3.     Изучение нового материала:
А) Демократический импульс войны;
Б) Изменения в структурах власти;
В) Новый виток репрессий;
Г) Национальная политика.

4.     Первичное закрепление учебного материала

5.     Информация о домашнем задании

6.     Рефлексия

 

 

 

 

Вступительное слово учителя:

        Победа над гитлеровской Германией внушала советским людям естественную гордость за себя, за свою страну. И в то же время, не без воздействия официальной пропаганды, носившей всеобъемлющий характер, тотальный характер, у многих крепла вера в “мудрость вождя и учителя”. Однако эта вера была теперь не той, что прежде, до войны. Теперь в значительной мере исчез страх. Какой же страх может быть у победителя? Война пробила брешь в "железном занавесе", которым СССР был изолирован от других стран с 30-х годов. Участники европейского похода Красной Армии (а их было почти 10 млн. человек), мобилизованные для работ в Германию жители оккупированных немцами областей СССР (до 5,5 млн.) своими глазами увидели и смогли оценить тот мир, о "разложении" и "близкой гибели" которого им говорили до войны.

Эти изменения, а также другие факторы, позволяли надеяться на новые порядки и после войны:

- люди научились критически мыслить, действовать инициативно, брать на себя ответственность;

- народ-победитель, вынесший на своих плечах все тяготы войны, рассчитывал на изменение отношения к нему;

- для людей открылся Запад, они познакомились с достижениями западной цивилизации, увидели возможность сотрудничества.

Победа народа в войне породила множество надежд и ожиданий. Крестьяне рассчитывали на роспуск колхозов, интеллигенция - на ослабление политического диктата, население союзных и автономных республик - на изменение национальной политики. Эти настроения излагались в письмах партийному и государственному руководству, донесениях органов госбезопасности.

         Власть стремилась ослабить возникшее социальное напряжение, с одной стороны, путем декоративной, видимой демократизации, а с другой - усилением борьбы с "вольнодумством". Перед руководством страны, перед Сталиным, стоял выбор (Слайд 1):

- либо демократические реформы;

- либо террор, возвращение к довоенному сверхжесткому курсу.

 

«Демократический импульс войны»

Признаки тоталитаризма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы группе:

1.     Что такое демократия? Назовите признаки демократизации общества?

2.     Что такое тоталитарное государство? Каковы его признаки?

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа (признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости).

 

Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

 

Проблемный вопрос (Слайд 2): Итак, СССР в 1945-1953 гг. Какая альтернатива в развитии страны победила?

 

       Для того чтобы ответить на этот вопрос нужно рассмотреть те мероприятия и события, которые происходили в стране в рассматриваемый период.

Обучающиеся рассказывают хронологию событий 1945-1953 гг. (опережающее задание).

1.     (Слайды 3-4) Еще в начале войны, 27 декабря 1941г. в СССР были созданы фильтрационные лагеря для вернувшихся из плена или вырвавшихся из окружения. До января 1945 года они назывались спецлагерями НКВД. В январе 1945 года Отдел спецлагерей НКВД СССР был переименован в Отдел проверочно-фильтрационных лагерей (ОПФЛ) НКВД СССР, начальником которого назначен Н. И. Шитиков. С декабря 1941 по июль 1944 года через спецлагеря НКВД прошло 375 368 человек «спецконтингента». К концу Великой Отечественной войны осталось в живых около пяти миллионов советских граждан, оказавшихся за границей. Свыше трех миллионов были в зоне действия союзников, менее двух миллионов - в зоне влияния СССР в Европе. Большинство составляли «восточные рабочие» («остарбайтеры») - советское гражданское население, угнанное на принудительные работы в Германию и другие страны.
Уцелело также примерно 1,7 млн. военнопленных и сотни тысяч отступивших с немцами из СССР их пособников и беженцев (часто с семьями).
С лета 1945г. - репатриация военнопленных в СССР - только 20% вернулось домой (остальные - в лагеря).
До 1 июля 1952 года было репатриировано 4 305 035 советских граждан.  Репатриа́ция (от лат. repatriate) — возвращение на родину.

 

2.     (Слайды 5-6) После окончания Великой Отечественной войны  началась депортация целых народов. Депортация – насильственное переселение людей в качестве меры наказания. 26 июня 1946 г. «Известия» опубликовали указ о высылке за коллективное предательство чеченцев, ингушей и крымских татар, ликвидации Чечено-Ингушской автономной республики, а также «разжаловании» Крымской автономной республики в Крымскую область. На самом деле депортация этих и других не названных в указе народов была произведена уже за несколько лет до этого. Указ от 28 августа 1941 г. объявил о «переселении» немцев Поволжья (400 тыс. человек в 1939 г.) под предлогом наличия среди них «диверсантов» и «шпионов». С октября 1943 по июнь 1944 г. за «сотрудничество с оккупантами» были депортированы в Сибирь и Среднюю Азию шесть других народов: крымские татары (примерно 200 тыс. человек), чеченцы (400 тыс.), ингуши (100 тыс.), калмыки (140 тыс.), карачаевцы (80 тыс.), балкарцы (40 тыс.). В течение примерно десяти лет депортированные народы официально как бы не существовали.

 

Особого размаха национальная нетерпимость достигла в отношении представителей еврейской нации. В годы войны был создан Еврейский антифашистский комитет (во главе его стоял выдающийся актер С. М. Михоэлс). После войны представители комитета предлагали создать еврейскую автономию в Крыму или Поволжье. Это было представлено властями как свидетельство заговора. Михоэлс в 1948 г. был убит, как предполагается, агентами органов госбезопасности. С ноября 1948 г. начались аресты членов Антифашистского комитета.

  Сохранилась  система  ГУЛАГа.  Данные о численности заключённых  в этот период колеблются от 4,5 до 15 млн. человек. Количество лагерей –165

 

 

3.     Изменения в политической системе. (Слайды 7-9)

 

·        ГКО был образован 30 июня 1941 года совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета народных комиссаров СССР и Центрального комитета ВКП(б).Необходимость создания ГКО как высшего органа управления мотивировалась тяжёлым положением на фронте, требовавшим максимальной централизации руководства страной. Государственный Комитет Обороны был расформирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1945 года.

 

·        10 февраля 1946 г. состоялись выборы в местные Советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР, в результате чего обновился депутатский корпус, не менявшийся в годы войны. Чаще стали созываться сессии Советов. Прошли выборы народных судей и заседателей. Однако, несмотря на видимость демократических перемен, власть по-прежнему оставалась в руках партийного аппарата. Деятельность Советов зачастую носила формальный характер.

 

·        Сове́т наро́дных комисса́ров СССР — высший коллегиальный орган исполнительной и распорядительной власти Союза Советских Социалистических Республик в период c 1923 по 1946 годы. 15 марта 1946 года Совнарком СССР был преобразован в Совет Министров СССР. Сталин: «По вопросу о министрах. Народный комиссар или вообще комиссар — отражает период неустоявшегося строя, период гражданской войны. Война показала, что наш общественный строй очень крепко сидит…Уместно перейти от названия — народный комиссар к названию — министр». ИЗ РЕЧИ И. В. СТАЛИНА НА ПЛЕНУМЕ ЦК ВКП(б). 14 МАРТА 1946 г.

 

·        В 1946-1947 гг. по поручению И. В. Сталина велась разработка проектов новой Конституции СССР и Программы ВКПб). Конституционный проект предусматривал некоторое развитие демократических начал в жизни общества. Так, одновременно с признанием государственной формы собственности в качестве господствующей допускалось существование мелкого крестьянского хозяйства, основанного на личном труде. В процессе обсуждения проекта Конституции в республиканских партийных и хозяйственных структурах были высказаны пожелания о децентрализации экономической жизни. Высказывались предложения расширить хозяйственную самостоятельность местных управленческих организаций. Проект Программы ВКП(б) предлагалось дополнить положением об ограничении сроков выборной партийной работы и т. п. Однако все предложения были отклонены, а вслед за тем прекратилась работа над проектами документов.

 

·        В октябре 1952 г., спустя 13 лет после предыдущего, состоялся очередной, XIX съезд партии, принявший решение о переименовании ВКП(б) в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС). Перед этим прошли съезды профсоюзов и комсомола, не созывавшиеся почти три уставных срока. Но это были лишь внешне позитивные демократические перемены.

 

4.     Культ личности Сталина начал формироваться в СССР 30-е годы XX вв., в годы войны он только усилился. Многие граждане страны были уверены, что без его руководства, победа в войне была бы невозможна.  После войны культ личности Сталина достиг своего апогея.

Культ личности – чрезмерное возвеличивание роли одного человека, приписывание ему определяющего влияния на ход исторического развития; единовластие, характеризуемое максимально завышенной оценкой роли политического лидера в истории, его возвеличиванием и даже обожествлением. Культ личности       - апогей сталинизма в празднование 70-летия И.Сталина (декабрь 1949 г.) перешло все мыслимые границы восхваления и возвеличивания. Был открыт «Музей подарков Сталину», разрабатывался эскиз Ордена Сталина, были предложения переименовать Москву в г. Сталин.

 

5.     Репрессии – незаконные наказания, осуществляемые властью.

1) «Борьба с космополитизмом» — политическая кампания, проводившаяся в СССР в 1948—1953 годах, и направленная против отдельной прослойки советской интеллигенции, рассматривавшейся в качестве носительницы скептических и прозападных тенденций.А главный идеолог партии А.А. Жданов ведет кампанию, обличающую «дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада». Естественным продолжением «борьбы с низкопоклонством» становится борьба с «космополитизмом», направленная в первую очередь против части интеллигенции, которой приписывали прозападные идеи, антипатриотизм.

Космополитизм – идеология, провозглашающая людей гражданами мира, а не отдельных государств. В СССР – безразличное отношение к Отечеству и преклонение перед Западом.

2)    1948-1952 гг. «Ленинградское дело». В 1949 г. было сфабриковано «Ленинградское дело». Большая группа партийных, советских и хозяйственных работников была обвинена в измене Родине, в намерении превратить ленинградскую партийную организацию в опору для борьбы с ЦК и т. д. Была восстановлена смертная казнь, отмененная после окончания войны. По «Ленинградскому делу» на различных процессах были осуждены 214 человек, из них 23 человека расстреляны, остальные приговорены к различным срокам заключения и ссылки. Свыше 2 тыс. человек исключены из ВКП(б) или переведены из Ленинграда в другие районы страны. По "ленинградскому делу" были арестованы более 2 тыс. человек, обвиненных в попытках "противопоставить Ленинград Москве". Были отданы под суд и расстреляны 200 человек, включая члена Политбюро и Председателя Госплана СССР Н. А. Вознесенского, секретаря ЦК партии А. А. Кузнецова, Председателя Совмина РСФСР М. И. Родионова.

 

3)    1950 г.- «дело военных». В стране была невероятной популярность военных, опасаясь этого Сталин начал новые репрессии против армии. Арестованы были маршал авиации А.Новиков, генералы П.Понеделин, Н.Кириллов. Сам Г.К. Жуков был обвинен в неуважении к Сталину и высокомерии.

 

4)    1953г. - «дело врачей» - «убийцы в белых халатах» - это историческое название нашумевшего уголовного дела против нескольких известных врачей Советского Союза, которые официально были обвинены в заговоре против правительства и убийстве некоторых политических лидеров. Врачей-преступников, в числе которых были Виноградов, Вовси, Этингер, Фельдман, Коган, Гринштейн и другие обвинили в организации «сионистского» антиправительственного заговора против важных государственных чинов. Арестованы они были раньше, но огласку в обществе уголовное дело получило только в 1953 году. К делу посмертно были привлечены М. Б. Коган, М. И. Певзнер и Б. А. Шимелиович. Утверждалось, что арестованные действовали по заданию «еврейской буржуазно-националистической организации „Джойнт“».

 

 

 

Проблемный вопрос: Итак, СССР в 1945-1953 гг. Какая альтернатива в развитии страны победила? (ответы обучающихся)

 

        Вывод: Послевоенные годы вошли в историю как «апогей сталинизма». В руках Сталина была сосредоточена необъятная, ничем и никем не ограниченная и не контролируемая власть. Осуществлялся глобальный контроль над общественным сознанием. Совершенствовался и принимал самые уродливые формы культ вождя - Сталин стал генералиссимусом, Председателем Совета Министров, а празднование его 70-летия (декабрь 1949 г.) перешло все мыслимые границы восхваления и возвеличивания. Был открыт «Музей подарков Сталину», разрабатывался эскиз Ордена Сталина, были предложения переименовать Москву в г. Сталин. Сталин продолжал опускать «железный занавес», изолируя советский народ от всяких контактов с империалистическим, «загнивающим» Западом. Официально утверждалось, что «Советский Союз по праву стал центром мировой цивилизации», фактически же он был закрытым от всего остального мира тоталитарным обществом.

 

 

Закрепление

Тестирование – 4 варианта

 

Домашнее задание: 1.  В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков «История», стр. 258-263

2.Сочинение-эссе. Какие эмоции вы испытали при изучении данной темы? Хотели бы вы жить в данную эпоху? Почему?

Приложение 1

I вариант

1.     Возмещение военных потерь, получаемое СССР от  Германии в послевоенные годы называют:

1)    контрибуцией

2)    репарациями

3)    реабилитацией

4)    репатриацией

2.     В какие годы появилось понятие «холодная война»:

1)    во второй половине 1940-х

2)    в 1950-е

3)    во второй половине 1960-х

4)    в конце 1930-х

3.     Выберите из списка народов три, представители которых были подвергнуты в послевоенные годы массовым репрессиям:

1)    эстонцы;

2)    казахи;

3)    белорусы;

4)    армяне;

5)    латыши;

6)    литовцы.

4.     Жертвами, какой репрессивной акции стали А. А. Кузнецов, Н. А. Вознесенский:

1)    кампании против «космополитизма»

2)    «дела врачей»

3)    «Ленинградское дело»

4)    критики литературных журналов «Звезда» и «Ленинград».

5.     Какая тенденция победила в общественно-политическом развитии СССР после победы в Великой Отечественной войне:

1)    демократическая

2)    тоталитарная

3)    1 и 2

 

 

II вариант

1.     Кто и где произнёс речь, которая считается началом «холодной войны»

1)    У. Черчилль, Фултон

2)Г. Трумэн, Вашингтон

3) И.Сталин, Москва

          4)У. Черчилль, Лондон

2.     Прочитать отрывок из материалов заседания в Академии общественных наук при ЦК ВКП(б) и укажите, в какой период происходило это заседание:

«На заседании было установлено, что в работе некоторых советских      историков были допущены серьёзные ошибки космополитического характера. Историческая наука является одним из участников идеологического фронта, на котором кучка безродных космополитов пыталась вести свою вредную работу, распространяя антипатриотические взгляды при освещении истории нашей Родины и других стран».

1)    1945-1953 гг.

2)    1954- 1964 гг.

3)    1965-1984 гг.

4)    1985-1991 гг.

3.     Выберите из списка личностей три фамилии тех, кто был арестован по «делу врачей-вредителей»

1) В.Н. Виноградов.

2) М.М. Зощенко.

3) А.А. Жданов.

4) М.С. Вовси.

5) Б.Б. Коган

6) А.А. Ахматова.

4.     К политическим кампаниям последних лет сталинской эпохи не относится:

1)  борьба с "безродным космополитизмом"

2)  "дело врачей"

3) "ленинградское дело"

4) "шахтинское дело"

5.     4. Понятие "депортация", относящееся к истории СССР 1940-х гг., означает:

1)  жалобу,

2) разоружение,

3)  донесение,

4) переселение

 

 

 

III вариант

1.     Какая из названных территорий была включена в состав СССР после завершения Великой Отечественной войны?

1)    часть Карельского перешейка с г. Выборгом

2)    Западная Украина

3)    часть Восточной Пруссии

4)    Бессарабия и Северная

2.     В какие годы были созданы в СССР новые виды ядерного оружия (проведены их испытания)? Укажите две правильные даты из четырёх предложенных.

1)    1946 г.

2)    1957 г.

3)    1953 г.

4)    1949 г.

3.     Что из названного относится к причинам возобновления репрессий после Великой Отечественной войны

1) массовые выступления населения против политического режима

2)стремление Сталина подавить возросшее самосознание людей

3)возникновение оппозиционных группировок в партии

4)стремление Сталина укрепить страну перед угрозой «холодной войны»

4.     Выберите из списка три положения, которые характеризуют тоталитарные режимы:

1)    Установление однопартийной системы

2)    Культ политического лидера.

3)    Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установление механизма сдержек и противовесов.

4)    Массовые репрессии.

5)    Политический плюрализм.

6)    Рыночная экономика и свободная конкуренция.

5.     Прочтите отрывок из постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 15 февраля 1949 г. "Об антипартийных действиях члена ЦК ВКП(б) товарища Кузнецова А. А. и кандидатов в члены ЦК ВКП(б) т.т. Родионова М. И. и Попкова Р. С." и ответьте на вопрос. "Политбюро ЦК ВКП(б) считает, что отмеченные выше противогосударственные действия явились следствием того, что у т.т. Кузнецова, Родионова, Попкова имеется нездоровый, небольшевистский уклон, выражающийся в демагогическом заигрывании с... организацией, охаивание ЦК ВКП(б), который якобы не помогает ей..." С каким политическим процессом связан этот документ?

1)    делом "о вредительстве" на Московском автозаводе

2)    с "ленинградским делом"

3)    с "делом врачей-убийц"

4)    с компанией по борьбе с "космополитизмом"

 

 

 

IV вариант

1. Корейская война 1953-1955 гг. была признаком:

1)    «холодной войны»

2)    разрядки международной напряженности

3)    интеграции стран

4)    укреплением авторитета КПСС

2. Последней политической репрессивной кампанией, инспирированной сталинским руководством страны, стало

1)

«Шахтинское дело»

2)

«Дело Промпартии»

3)

«Дело врачей»

4)

дело А.Синявского и Ю.Даниэля

3.     Верны ли следующие утверждения?

     В послевоенные годы

     А. миллионы фронтовиков вернулись к мирной жизни.

Б. многие бывшие советские военнопленные оказались в сталинских лагерях.

  1)

верно только А

  2)

верно только Б

  3)

верны оба утверждения

  4)

оба утверждения неверны

4.     Какие три из перечисленных событий относятся к проявлениям тоталитаризма в СССР в послевоенный период (до марта 1953 г.)

     1)«Ленинградское дело».

2)    Индустриализация в СССР

3)    «Дело врачей».

4)    Борьба с космополитизмом

5)    Ликвидация «рабочей оппозиции».

6)    Роспуск Коминтерна.

5.     Лидерами биполярного мира после Второй мировой войны стали:

1)    Англия

2)    СССР

3)    США

4)    Франция

 

Эталон ответа:

 

I вариант

II вариант

III вариант

IV вариант

1.

2

1

3

1

2.

1

1

34

3

3.

156

145

24

3

4.

3

4

124

134

5.

2

4

2

23

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Название работы: Методическая разработка урока по истории по теме : «Политическое развитие

Название работы: Методическая разработка урока по истории по теме : «Политическое развитие

Цель: осмысление обучающимися наличия в послевоенном

Цель: осмысление обучающимися наличия в послевоенном

Вступительное слово учителя:

Вступительное слово учителя:

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа (признание и защита прав и свобод…

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа (признание и защита прав и свобод…

Чечено-Ингушской автономной республики, а также «разжаловании»

Чечено-Ингушской автономной республики, а также «разжаловании»

Деятельность Советов зачастую носила формальный характер

Деятельность Советов зачастую носила формальный характер

После войны культ личности Сталина достиг своего апогея

После войны культ личности Сталина достиг своего апогея

В стране была невероятной популярность военных, опасаясь этого

В стране была невероятной популярность военных, опасаясь этого

Домашнее задание: 1. В.В

Домашнее задание: 1. В.В

Прочитать отрывок из материалов заседания в

Прочитать отрывок из материалов заседания в

В какие годы были созданы в СССР новые виды ядерного оружия (проведены их испытания)?

В какие годы были созданы в СССР новые виды ядерного оружия (проведены их испытания)?

КПСС 2. Последней политической репрессивной кампанией, инспирированной сталинским руководством страны, стало 1) «Шахтинское дело» 2) «Дело

КПСС 2. Последней политической репрессивной кампанией, инспирированной сталинским руководством страны, стало 1) «Шахтинское дело» 2) «Дело
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020