Тема: Природное сообщество.
Оценка 4.8

Тема: Природное сообщество.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
7 кл—8 кл
23.04.2020
Тема: Природное сообщество.
3.docx

Дата

 

 

Завуч по УР    

Класс

____________З.И.Яндиева

Урок № 3

Тема: Природное сообщество.

Цель: углубить знания о природном сообществе, его основных компонентах. Затронуть экологические и нравственные проблемы охраны окружающей среды. Показать, что защита природы, природных сообществ – это дело каждого.

Задачи:

  1. Образовательные :

- продолжить формирование представлений об иерархической организации живой природы;

- сформировать понятие «природное сообщество», раскрыть особенности взаимоотношений организмов, составляющих природное сообщество;

- показать, что популяции разных видов составляют сообщество;

- познакомить с видовой и пространственной структурой сообщества.

Развивающие: - формировать умение сравнивать, описывать, давать характеристику. Развивать умение работать с учебником, обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы.

  1. Воспитательные: - воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. Формировать навыки коммуникативного общения.

Тип урока: изучение нового материала, урок-практикум.

Методы и методические приёмы:

Рассказ, беседа, работа с учебником, частично поисковый метод, объяснительно – иллюстративный метод, игра, репродуктивный метод.

Основные термины и понятия: природное сообщество, доминирующие виды, ярусность.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Взаимное приветствие, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.

  1. Актуализация опорных знаний. Проверка Д/З

- Что такое ВИД?

- Каковы общие признаки вида?

- Что такое ареал?

- На какие группы распадается вид?

- На дом было задание сравнить два вида Дуб пушистый и Дуб скальный. Ребята проверяют друг у друга, и оценивают себя и своих товарищей.

3. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач.

Тема нашего урока «Природное сообщество». Итак, ребята, мы знаем, что в природе растения не живут поодиночке, т.е. обособленно или изолировано от других, а живут совместно с другими растениями.

  • Как вы думаете, взаимодействуют ли между собой растения, обитающие совместно?
  • Но, если они взаимодействуют между собой, то могут ли они оказывать влияние друг на друга. Если да, то, какое?
  • Исходя из этого, какой можно сделать вывод?

Вывод: растения, произрастающие на одной территории, взаимодействуют между собой и оказывают влияние друг на друга и на среду обитания →

Такие группы растений называются растительными сообществами или фитоценозом.

Записать в тетрадь определение.

А только лишь популяции растений могут взаимодействовать между собой? А популяции других живых организмов? И могут ли популяции разных видов образовывать сообщество? И как будет называться сообщество, в котором взаимодействуют разные виды живых организмов?

- Поставьте перед собой цель и задачи нашего урока, исходя из названия темы.

4.Изучение нового материала.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНОГО СООБЩЕСТВА.

Как вам известно, различные виды растений распространены не равномерно, а в зависимости от местных условий, образуя естественные группировки, или растительные сообщества.

Часто думают, что дикие животные свободны в выборе своего местообитания, могут жить где хотят и как хотят. Однако это не так. Если мы посмотрим, каков состав животного населения в любом растительном сообществе, то мы увидим не случайный набор, а определенный комплекс видов животных, свойственных именно данному растительному сообществу. Таким образом, можно говорить уже о природном сообществе растений и животных. Но эти растения и животные связаны, в свою очередь, с микроорганизмами.

Природное сообщество - совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга и на окружающую среду. Определение записываем в тетрадь. В нем осуществляется и поддерживается круговорот веществ. Можно выделить разномасштабные природные сообщества, например материки, океаны, лес, луг, тайгу, степь, пустыню, пруд, озеро. Более мелкие природные сообщества входят в состав более крупных. Человек создает искусственные сообщества, например поля, сады, аквариумы, космические корабли.

Каждому природному сообществу свойственны разнообразные взаимосвязи - пищевые, по месту обитания и др.

ВИДОВАЯ СТРУКТУРА СООБЩЕСТВА.

Одним из важнейших показателей сообщества является видовая структура.

Виды, входящие в состав сообщества, неодинаковы по численности. Главными лимитирующими факторами являются температура, влажность и недостаток пищевых ресурсов. Поэтому биоценозы (сообщества) экосистем высоких широт, пустынь и высокогорий наиболее бедны видами. Здесь могут выжить организмы, жизненные формы которых приспособлены к таким условиям. Богатые видами биоценозы - тропические леса, с разнообразным животным миром и где трудно найти даже два рядом стоящих дерева одного вида.

  • Давайте попробуем вспомнить примеры растительных сообществ – лес, болото, степь, кустарник.

Наибольшую роль играют виды, численность которых преобладает. Их называют доминирующими. Доминантные виды составляют основу сообщества, определяют его облик. По господствующим видам растений называют природные сообщества. Например: дубрава осоковая.

Отдельные доминирующие виды растений создают условия жизни в сообществе, т.е. играют средообразующую роль.

Кроме основных видов растительности – эдификаторов, доминатов, есть ещё и сопутствующие растения в каждом растительном обществе, чтобы лучше запомнить эти растения, мы сейчас с вами поработаем над таблицей № 1 – растительные сообщества. Пользуясь личными знаниями и текстом учебника заполняем таблицу (3 - 5 мин).

Сопутствующие виды растений

Сосновый лес Берёзовый лес Луг  Болото

Сопутствующие виды растений

Сосновый лес

Сосна обыкновенная

Черника, брусника, толокнянка, вереск, и другие

Берёзовый лес

Берёза

жимолость, ландыш майский, крушина ломкая, медуница и др

Луг

Злаки и бобовые, костёр, пырей, тимофеевка, клевер

Клевер, люцерна , чина луговая, донники, горец змеиный, василёк. тысячелистник

Болото

Осока, рогоз, тростник, таволга

Сабельник болотный, гравилат,

 

  • Продолжаем работу. Кроме растений, обитающих на конкретной территории, там же обитают ещё и организмы, грибы, животные. Вопрос: как вы думаете, связаны ли животные и растения между собой, встречаясь в одном сообществе. (пища, защита, маскировка и т.д.)

Т.о. мы подошли к следующему понятию – биоценозу.

Пример: крымская степь: растение – эдификатор – полынь, сопутствующие растения, животные, неживая природа – почва, влага, атмосфера – всё это образует экосистему или биогеоциноз. Но об этом поговорим на следующем занятии.

 

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА СООБЩЕСТВА

Совместное существование разных видов и жизненных форм в сообществе приводит к их пространственному обособлению. Это выражается в горизонтальном и вертикальном расчленении фитоценоза на отдельные элементы, каждый из которых играет свою роль в накоплении и преобразовании вещества и энергии. Это обособление характеризует пространственную структуру сообщества.

Вертикальное расслоение сообщества — ярусность.

По вертикали растительное сообщество разделяется на ярусы, в которых располагаются надземные или подземные части растений определенных жизненных форм.

Особенно чётко ярусность выражена в лесных фитоценозах, где насчитывается обычно 5-6 ярусов: древесные ярусы (высоких и низких деревьев), кустарниковый (подлесок), травяно-кустарничковый, моховой (или лишайниковый), подстилка (опад листвы).

 

hello_html_m6c6f0a02.png

 

Малоярусные сообщества (луг, степь, болото) имеют по два-три яруса.

 

hello_html_75af4449.jpg

Ярусное строение фитоценоза даёт растениям возможность более полно использовать ресурсы среды, прежде всего свет, тепло и влагу. Растения разных ярусов живут в разных условиях, что уменьшает конкуренцию и способствует увеличению видового разнообразия. Чем благоприятнее условия местообитания, тем сложнее ярусность.

Животное население сообщества, «привязанное» к растениям, также распределено по ярусам.

Горизонтальное расслоение сообщества — мозаичность

По горизонтали сообщество также расчленяется на отдельные элементы — микрогруппировки, расположение которых отражает неоднородность условий жизни. Особенно хорошо это видно в структуре наземного (напочвенного) покрова — в наличии «мозаики» из различных микрогруппировок.


Пространственная структура сообщества является показателем разнообразия условий жизни организмов, богатства и полноты использования ими ресурсов среды. В определённой мере они характеризуют также устойчивость сообществ, т.е. их способность противостоять внешним воздействиям.

 

5. Закрепление изученного материала.

 

6. Подведение итогов.

Выставление и комментирование оценок.

7. Рефлексия.

сегодня я узнал…

* было интересно…

* было трудно…

* я выполнял задания…

* я понял, что…

* теперь я могу…

* я почувствовал, что…

* я приобрел…

* я научился…

* у меня получилось …

* я смог…

* я попробую…

* меня удивило…

* урок дал мне для жизни…

* мне захотелось…

8. Домашнее задание.

  1. Читать параграф 3, стр.12-13. Составьте кроссворд «Природное сообщество», выбрав одно из сообществ: луг, поле, болото, река.

 

Дата Завуч по

Дата Завуч по

Актуализация опорных знаний.

Актуализация опорных знаний.

Часто думают, что дикие животные свободны в выборе своего местообитания, могут жить где хотят и как хотят

Часто думают, что дикие животные свободны в выборе своего местообитания, могут жить где хотят и как хотят

Пользуясь личными знаниями и текстом учебника заполняем таблицу (3 - 5 мин)

Пользуясь личными знаниями и текстом учебника заполняем таблицу (3 - 5 мин)

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА СООБЩЕСТВА

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА СООБЩЕСТВА

Ярусное строение фитоценоза даёт растениям возможность более полно использовать ресурсы среды, прежде всего свет, тепло и влагу

Ярусное строение фитоценоза даёт растениям возможность более полно использовать ресурсы среды, прежде всего свет, тепло и влагу

Домашнее задание. Читать параграф 3, стр

Домашнее задание. Читать параграф 3, стр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020