Дата |
|
|
Завуч по УР |
Класс |
7а |
7б |
____________З.И.Яндиева |
Урок № 3
Тема: Природное сообщество.
Цель: углубить знания о природном сообществе, его основных компонентах. Затронуть экологические и нравственные проблемы охраны окружающей среды. Показать, что защита природы, природных сообществ – это дело каждого.
Задачи:
- продолжить формирование представлений об иерархической организации живой природы;
- сформировать понятие «природное сообщество», раскрыть особенности взаимоотношений организмов, составляющих природное сообщество;
- показать, что популяции разных видов составляют сообщество;
- познакомить с видовой и пространственной структурой сообщества.
Развивающие: - формировать умение сравнивать, описывать, давать характеристику. Развивать умение работать с учебником, обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы.
Тип урока: изучение нового материала, урок-практикум.
Методы и методические приёмы:
Рассказ, беседа, работа с учебником, частично поисковый метод, объяснительно – иллюстративный метод, игра, репродуктивный метод.
Основные термины и понятия: природное сообщество, доминирующие виды, ярусность.
Ход урока
Взаимное приветствие, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.
- Что такое ВИД?
- Каковы общие признаки вида?
- Что такое ареал?
- На какие группы распадается вид?
- На дом было задание сравнить два вида Дуб пушистый и Дуб скальный. Ребята проверяют друг у друга, и оценивают себя и своих товарищей.
3. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач.
Тема нашего урока «Природное сообщество». Итак, ребята, мы знаем, что в природе растения не живут поодиночке, т.е. обособленно или изолировано от других, а живут совместно с другими растениями.
Вывод: растения, произрастающие на одной территории, взаимодействуют между собой и оказывают влияние друг на друга и на среду обитания →
Такие группы растений называются растительными сообществами или фитоценозом.
Записать в тетрадь определение.
А только лишь популяции растений могут взаимодействовать между собой? А популяции других живых организмов? И могут ли популяции разных видов образовывать сообщество? И как будет называться сообщество, в котором взаимодействуют разные виды живых организмов?
- Поставьте перед собой цель и задачи нашего урока, исходя из названия темы.
4.Изучение нового материала.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНОГО СООБЩЕСТВА.
Как вам известно, различные виды растений распространены не равномерно, а в зависимости от местных условий, образуя естественные группировки, или растительные сообщества.
Часто думают, что дикие животные свободны в выборе своего местообитания, могут жить где хотят и как хотят. Однако это не так. Если мы посмотрим, каков состав животного населения в любом растительном сообществе, то мы увидим не случайный набор, а определенный комплекс видов животных, свойственных именно данному растительному сообществу. Таким образом, можно говорить уже о природном сообществе растений и животных. Но эти растения и животные связаны, в свою очередь, с микроорганизмами.
Природное сообщество - совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга и на окружающую среду. Определение записываем в тетрадь. В нем осуществляется и поддерживается круговорот веществ. Можно выделить разномасштабные природные сообщества, например материки, океаны, лес, луг, тайгу, степь, пустыню, пруд, озеро. Более мелкие природные сообщества входят в состав более крупных. Человек создает искусственные сообщества, например поля, сады, аквариумы, космические корабли.
Каждому природному сообществу свойственны разнообразные взаимосвязи - пищевые, по месту обитания и др.
ВИДОВАЯ СТРУКТУРА СООБЩЕСТВА.
Одним из важнейших показателей сообщества является видовая структура.
Виды, входящие в состав сообщества, неодинаковы по численности. Главными лимитирующими факторами являются температура, влажность и недостаток пищевых ресурсов. Поэтому биоценозы (сообщества) экосистем высоких широт, пустынь и высокогорий наиболее бедны видами. Здесь могут выжить организмы, жизненные формы которых приспособлены к таким условиям. Богатые видами биоценозы - тропические леса, с разнообразным животным миром и где трудно найти даже два рядом стоящих дерева одного вида.
Наибольшую роль играют виды, численность которых преобладает. Их называют доминирующими. Доминантные виды составляют основу сообщества, определяют его облик. По господствующим видам растений называют природные сообщества. Например: дубрава осоковая.
Отдельные доминирующие виды растений создают условия жизни в сообществе, т.е. играют средообразующую роль.
Кроме основных видов растительности – эдификаторов, доминатов, есть ещё и сопутствующие растения в каждом растительном обществе, чтобы лучше запомнить эти растения, мы сейчас с вами поработаем над таблицей № 1 – растительные сообщества. Пользуясь личными знаниями и текстом учебника заполняем таблицу (3 - 5 мин).
Сопутствующие виды растений
Сосновый лес Берёзовый лес Луг Болото
Сопутствующие виды растений
Сосновый лес
Сосна обыкновенная
Черника, брусника, толокнянка, вереск, и другие
Берёзовый лес
Берёза
жимолость, ландыш майский, крушина ломкая, медуница и др
Луг
Злаки и бобовые, костёр, пырей, тимофеевка, клевер
Клевер, люцерна , чина луговая, донники, горец змеиный, василёк. тысячелистник
Болото
Осока, рогоз, тростник, таволга
Сабельник болотный, гравилат,
Т.о. мы подошли к следующему понятию – биоценозу.
Пример: крымская степь: растение – эдификатор – полынь, сопутствующие растения, животные, неживая природа – почва, влага, атмосфера – всё это образует экосистему или биогеоциноз. Но об этом поговорим на следующем занятии.
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА СООБЩЕСТВА
Совместное существование разных видов и жизненных форм в сообществе приводит к их пространственному обособлению. Это выражается в горизонтальном и вертикальном расчленении фитоценоза на отдельные элементы, каждый из которых играет свою роль в накоплении и преобразовании вещества и энергии. Это обособление характеризует пространственную структуру сообщества.
Вертикальное расслоение сообщества — ярусность.
По вертикали растительное сообщество разделяется на ярусы, в которых располагаются надземные или подземные части растений определенных жизненных форм.
Особенно чётко ярусность выражена в лесных фитоценозах, где насчитывается обычно 5-6 ярусов: древесные ярусы (высоких и низких деревьев), кустарниковый (подлесок), травяно-кустарничковый, моховой (или лишайниковый), подстилка (опад листвы).
Малоярусные сообщества (луг, степь, болото) имеют по два-три яруса.
Ярусное строение фитоценоза даёт растениям возможность более полно использовать ресурсы среды, прежде всего свет, тепло и влагу. Растения разных ярусов живут в разных условиях, что уменьшает конкуренцию и способствует увеличению видового разнообразия. Чем благоприятнее условия местообитания, тем сложнее ярусность.
Животное население сообщества, «привязанное» к растениям, также распределено по ярусам.
Горизонтальное расслоение сообщества — мозаичность
По горизонтали сообщество также расчленяется на отдельные элементы — микрогруппировки, расположение которых отражает неоднородность условий жизни. Особенно хорошо это видно в структуре наземного (напочвенного) покрова — в наличии «мозаики» из различных микрогруппировок.
Пространственная структура сообщества является показателем разнообразия условий
жизни организмов, богатства и полноты использования ими ресурсов среды. В
определённой мере они характеризуют также устойчивость сообществ, т.е. их
способность противостоять внешним воздействиям.
5. Закрепление изученного материала.
6. Подведение итогов.
Выставление и комментирование оценок.
7. Рефлексия.
сегодня я узнал…
* было интересно…
* было трудно…
* я выполнял задания…
* я понял, что…
* теперь я могу…
* я почувствовал, что…
* я приобрел…
* я научился…
* у меня получилось …
* я смог…
* я попробую…
* меня удивило…
* урок дал мне для жизни…
* мне захотелось…
8. Домашнее задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.