Тема проекта:«Как прошлое сохраняется в настоящем?»
Оценка 4.7

Тема проекта:«Как прошлое сохраняется в настоящем?»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
pdf
окружающий мир +2
4 кл
30.04.2020
Тема проекта:«Как прошлое сохраняется в настоящем?»
Тема проекта: Проект: «Как прошлое сохраняется в настоящем?»
Возникновение письменности_Мальцев А..pdf

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 22»

 

 

 

 

 

 

Тема проекта:                            

 

 

«Как прошлое сохраняется в настоящем?»

 

Исследовательский проект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор проекта: Мальцев                    

Александр, ученик 4А класса

Руководитель: Кравченко Оксана Михайловна,

учитель начальных классов

 

 

 Нижневартовск 

                                    Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

Основная часть

Раздел 1. История возникновения письменности…………………………2

1.1. «Книги со страницами из камня»……………………………………….2

1.2. «Живые книги»…………………………………………………………..3

1.3. Узелковое письмо………………………………………………………..3 1.4. Говорящие вещи, зарубки……………………………………………….4

Раздел 2. Как люди научились писать буквами…………………………...4

2.1.    Письмо в рисунках, пиктограммы………………………………………4 2.2.    Иероглифы ……………………………………………………………….5

2.3. Создание славянской азбуки…………………………………………….5

2.4. Берестяная грамота……………………………………………………….7 2.5. Берестяная грамота мальчика Онфима………………………………….8

Раздел 3. Как раньше изготавливались книги? ……………………………9

3.1.    Почему возникла необходимость в другом способе создания книг?….9

3.2.    Как было изобретено книгопечатание?………………………………….10

3.3.    Что такое инкунабулы?…………………………………………………..10

3.4. Кто был первым книгопечатником в России? ………………………….11

Раздел 4. Приложения………………………………………………………….11

4.1. История письменных принадлежностей………………………………...11

4.2.    И. Федоров – первый книгопечатник России……………………………15

4.3. Р. Киплинг «Как было написано первое письмо»………………………17

4.4. Кто изобрѐл бумагу?……………………………………………………...21

4.5. Интересные факты…………………………………………………….….22

Заключение ……………………………………………………………………..25

Использованная литература …………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Введение.

          У каждого из нас дома есть книги. Они могут много рассказать о разных путешествиях. С героями книг можно побывать на другой планете, погостить в средневековом замке, посмотреть на бой гладиаторов в Древнем Риме, принять вместе с Петром I участие в строительстве русского флота. Но книги были не всегда. Что было до них? Как появилась письменность?

          Много - много времени потребовалось человечеству для того, чтобы достигнуть стадии развития, которую мы сейчас называем цивилизацией. Ведь поначалу человек не очень-то и отличался от животных. Люди не умели говорить, и главной их заботой было прокормиться любым способом.     Уже позднее люди научились добывать огонь, делать орудия труда, охотиться. С возникновением гончарного дела наши предки начали готовить пищу. Человек в те времена жил в своем племени, а племя могло кочевать с одной стоянки на другую.

          На следующей ступени развития люди научились выращивать пищу для своего пропитания и приручать животных. Затем человек стал плавить металлы и делать более удобные орудия труда и оружие. Он начал строить дома. Позднее люди изобрели систему письма рисунками. Это изобретение человечества ознаменовало начало цивилизации. Именно письменность позволила фиксировать (закреплять в памяти) все значительные события.          

          

          Цель: познакомиться с историей развития письменности, с еѐ поэтапным развитием; показать связь прошлого и настоящего; выяснить предпосылки возникновения книгопечатания; развивать умение сопоставлять факты, анализировать и делать выводы.

Задачи:

1)    рассмотреть историю возникновения письменности;

2)    узнать, как люди научились писать буквами;

3)    выяснить, как раньше изготавливались книги;

4)    познакомиться с создателями славянской азбуки.

 

Основная часть Раздел 1. История возникновения письменности.

1.1.        «Книги со страницами из камня» 

           Работая над этим проектом, я встретилась с таким выражением «Книга со страницами из камня». Не правда ли, странное словосочетание? И что же это за книга? Писали же люди на бересте, папирусе, пергаменте (специально выделанной для письма телячьей  коже), а оказывается, камни как страницы, все нам рассказывают. Археологи в каждом пласте земли открывают различные предметы. Каждый пласт – страница.

          Откуда же надо начинать читать книгу Земли? Наверное, с самого низа. Там в самом нижнем слое уже видны кости и стрелы, а дальше появились глиняные горшки, ещѐ выше – посуда из золота, зерно, и т.д. Чем не книга?  

1.2.        «Живые книги».

Начинаем свое путешествие с первого пункта - «Человек-книга».

В те времена, когда люди не умели еще ни читать, ни писать, когда не было ни букв, ни бумаги, ни чернил, ни перьев, предания старины, законы, легенды хранились в человеческой памяти. Люди умирали, а предания оставались. Они потому и называются преданиями, так как передавались от одного человека к другому.

Переходя из уст в уста, предания понемногу менялись. Кое-что прибавлялось, кое-что забывалось. Потом предание о каком-нибудь храбром вожде превращалось в сказку о богатыре, которому не страшны ни стрелы, ни копья.

В Древней Греции эти сказки-предания рассказывал человек, которого называли сказитель, или аэд. Он был всегда желанным гостем на пиру. Давайте представим, как он сидит на резном стуле, прислонившись спиной к высокой колонне. Его лира висит на гвозде над его головой. Пир подходит к концу. Опустели огромные блюда с мясом, корзины с хлебом. И вот аэд берет свою лиру и, перебирая струны, начинает повесть о мудром царе Одиссее и о храбром воине Ахилле.

Так было более двух тысяч лет назад. Но и сейчас еще, несмотря на великое множество книг, и библиотек, мы не обходимся без «живых» книг. Кого в наше время можно назвать человеком-сказителем? Экскурсовода, учителя, гида... Если бы мы все могли выучиться по книжке, мы не ходили бы в школу, нам не нужны были бы рассказы и объяснения учителей. Книгу ни о чем не спросишь, а учителя всегда можно попросить рассказать то, что непонятно. Но если «живая» книга полезна, то «живое» письмо никуда не годится.

В старину, когда писать не умели, не было, конечно, и почты. Если нужно было передать какое-нибудь важное известие, посылали вестника, который наизусть повторял то, что ему поручили.

1.3. Узелковое письмо. 

А ведь когда люди не умели писать, существовало узелковое письмо. Им владели китайцы, персы, мексиканцы. Особенно наловчились в этом трудном деле жители страны Перу в Южной Америке. Там еще до сих пор встречаются пастухи, знающие этот язык.

Для узелкового письма брали толстую веревку. К ней привязывали как бахрому тоненькие разноцветные шнурки разной длины. На этих шнурках и завязывали узелки.

Чем ближе к толстой веревке был узел, тем важнее было сообщение. Черный узел обозначал смерть, белый - мир, красный - войну, желтый - золото, зеленый - хлеб. Если узел не был окрашен, он обозначал число: одинарные узлы - десятки, двойные - сотни, тройные - тысячи.

Прочитать такое письмо было нелегко. Нужно было обращать внимание на толщину шнурков и на то, как завязан узел, какие узлы рядом. Так же, как у нас обучают грамоте, перуанских детей обучали когда-то узелковой азбуке - квипу.

1.4. Говорящие вещи, зарубки.

У других индейцев - гуронов, ирокезов - узелковое письмо заменяли бусы из разноцветных морских раковин. Раковины распиливали на маленькие пластинки и нанизывали на нитки. Из этих ниток делали целые пояса и ожерелья. Здесь главным был цвет.

          Свое древнее значение цвета сохранили и сейчас. С ними мы сталкиваемся в самых различных ситуациях. Враг выбрасывает белый флаг - значит просит перемирия, человек весь в черном - траур по умершему.

Где можно еще встретить такое цветовое письмо? Сигналы на корабле, светофор, маяк...

Для передачи сообщения пользовались также и таким способом: делали на палке зарубки. Считали все: овец в стаде, количество дней, долги. Такой календарь был, например, у Робинзона Крузо на необитаемом острове.

От старинного счета по зарубкам и пошло выражение: заруби себе на носу. Здесь слово «нос» обозначало палку, которую носили с собой.

Разбираться в узелках было делом мудреным. Существовали гораздо более простые способы записывать события или передавать известия. Если племя хотело объявить другому племени войну, оно посылало ему копье, стрелу или томагавк. Если речь шла о мире, то посылали табак и трубку.

Когда люди не умели писать, они составляли из вещей целые письма.

Раздел 2. Как же люди научились писать буквами? 

2.1. Письмо в рисунках, пиктограммы .

          Это произошло не сразу. Сначала они вместо того, чтобы писать, рисовали. Надо было написать «олень» - рисовали оленя, надо было написать «охота» - рисовали охотников и зверя. Затем люди стали писать при помощи рисункового письма.          1.Предупредить об опасности.

2. Рассказать об удачной охоте.

Для примера приведены некоторые символы, которыми пользовались индейцы в древности:

1   - жизнь (сказочная рогатая змея);

2   - смерть (животное или человек вниз головой);

3   - счастье, успех (черепаха);

4   - ловкость (человек с крыльями);

5   - война (лук со стрелой);

6   - мир (трубка мира с перьями);

7   - дружба (соединенные руки);

8   - внимание, слух (голова с волнистыми линиями у ушей); 9 - опасность (две змеи); .

10 - быть на страже (собака)

         Рисунки, составляющие целые письма, называются пиктограммами.

На могильных памятниках индейцев тоже можно найти рисунок. 

Биографию человека можно прочесть и по татуировкам. У многих народов существует обычай украшать ими свое тело. Например, у полинезийцев каждый рисунок татуировки имеет свое значение: страшная рожа на груди - изображение какого-то божества; узор из черточек и квадратов говорит о походах, из дужек и кружочков - память о победах, одержанных вождем над врагами. И сейчас татуировка не утратила своей популярности. Иногда этим даже злоупотребляют, покрывая почти все тело узорами. А ведь это еще и опасно!

Много лет бились ученые над разгадкой таинственных рисунков, которыми покрыты стены древних египетских пирамид и храмов. Некоторые рисунки понять было нетрудно - это были изображения людей, которые занимались самыми разными делами: писари, торговцы, стеклодувы, воины. Но эти понятные всем рисунки, изображающие жизнь людей, живших несколько тысяч лет назад, окружены множеством других рисунков и знаков, смысл которых не совсем ясен.

2.2. Иероглифы

Длинными строчками, как буквы в книге, вырезаны на египетских памятниках змеи, совы, ястребы, гуси, львы с птичьими головами, цветы лотоса, руки, головы, люди, сидящие на корточках с поднятыми вверх руками, жуки, пальмовые листья. Среди них - всевозможные дужки, черточки, крючочки, петли. Египетская надпись тех времен подобна нашему ребусу: одни знаки обозначают целое слово, другие - слоги, а третьи - буквы.

         Эти непонятные знаки и есть иероглифы. Однако разгадать смысл иероглифов ученым долго не удавалось.

Потомки египтян - копты - тоже ничем не могли помочь, так как давно забыли письмо своих предков. Но, в конце концов, тайна иероглифов была раскрыта. И случилось это в 1822 году. Французский ученый Жан Франсуа Шамполлион заметил, что многие знаки и значки в египетском и греческом письме повторяются, похожи между собой, а значит, обозначают одинаковые слоги или буквы. Так было прочитано два имени - Птолемей и Клеопатра. Надписи-иероглифы стали оживать и поведали удивительные истории из жизни древних египтян.

Иероглифами до сих пор пользуются некоторые народы нашей планеты.

Китайцы, японцы и корейцы до сих пор пишут иероглифами.

Да и у нас иероглифы не совсем вышли из употребления. Рука, указывающая пальцем дорогу, или стрелка, красные молнии на столбах, череп и кости на склянках с ядом - все это иероглифы, обозначающие слова и целые фразы.

2.3. Создание славянской азбуки

          История создания славянской азбуки такова: византийские монахи Кирилл и Мефодий распространяли христианство среди славянских народов. Греческие богословские книги необходимо было перевести на славянские языки, но азбуки, близкой звучанию славянских языков не существовало. Еѐ-то и задумали создать братья.

          Кирилл учился при дворе византийского императора и кроме родного, греческого, знал ещѐ несколько языков, в том числе и славянский. Он взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, ш, щ, ч) и несколькими другими буквами.

          Первоначально славянский алфавит состоял из 43 букв, близких по написанию греческим. Каждая из них имела своѐ название: А – «аз», Б – «буки», В – «веди», Г – «глаголь», Д – «добро» и так далее. Буквы на письме обозначали не только звуки, но и цифры: «А» - цифру 1, «В» - 2, «Р» - 100.          В честь своего создателя новая азбука получила название «кириллица». Пользуясь ею, Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык фрагменты Евангелия, Послания апостолов и другие богословские книги.

         Некоторое время наряду с кириллицей была в употреблении и другая славянская азбука – глаголица. Она имела тот же состав букв, но с более сложным написанием.

Из-за сложности использования глаголица к 13-му веку почти полностью исчезла.

  А вот как об этом говорит Е. Перехвальская в книге «Откуда азбука пошла». 

БРАТЬЯ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ

          Братья Кирилл и Мефодий в 862 году разработали первую славянскую азбуку (кириллицу). Она имела 43 буквы: 25 были заимствованы из греческого алфавита, а 18 построены самостоятельно для передачи звуков славянской речи.

Пергамен (пергамент) — специально выделанная для письма телячья кожа.

На берегу тѐплого моря стоит город Солунь (сейчас он называется Салоники). Здесь кончалась Византия, дальше шли необъятные земли славян, наших предков. Многие жители Солуни тоже были славянами.

          Жили здесь два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, но мать-славянка говорила с детьми на родном славянским языке. Настало время мальчикам идти в школу. Сначала начал учиться старший брат, через несколько лет пошѐл в школу младший. Всѐ в школе казалось ему интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:

—А почему учитель всѐ время говорит по-гречески? Я слышал, в

лавке он прекрасно разговаривал по-славянски.

—Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания — всѐ от греков.

—А почему у славян нет своих книг?

—Потому что писать на славянским языке нельзя.

—Как это? Вот я возьму и напишу "дом".

—А "я живу в доме" ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв.

—Так я придумаю! — закричал младший брат...

 В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор братьев.

—Разве вы не знаете, — спросил он их, — что  только культурные языки достойны чернил и пергамена — латынь и греческий. Все другие языки — грубые и варварские, и писать на них нельзя!

—Нет, можно! — заявил младший брат, когда учитель ушѐл. — Вот я вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки.

Прошли годы. Младший брат учился очень прилежно и скоро стал самым лучшим учеником во всей школе. Его послали учиться дальше, в столицу Византии, город Константинополь. Но и там, при дворе императора, он не забывал о своей мечте — создать азбуку для славян.

Старшего брата звали Мефодий, младшего — Кирилл. Через много лет они снова встретились.

—Мне нужна твоя помощь, Мефодий, — сказал Кирилл. — Я еду на север, к славянам. Буду их учить.

—Но как же ты собираешься это делать? Ведь нужны книги, а они все написаны погречески.

—Я думал об этом и решил: надо составить азбуку. Там будут все буквы, какие нужны для нашего языка. Вот посмотри, — он протянул старшему брату кусочек пергамена. На нѐм было написано совсем немного, но это были первые слова, написанные на славянском языке! — А теперь надо перевести с греческого книги, как можно больше книг. Мне одному не справиться с этим трудным делом.

—Конечно, я буду помогать тебе, — ответил Мефодий. — Пусть будут у славян свои книги!


И братья отправились в славянские земли.

2.4. Берестяная грамота.

В 1951 году на раскопках в Новгороде археологи обнаружили изодранный свиток бересты. Он оказался очень ценной находкой. В руках археологов оказалась берестяная грамота.

 

Новгородская находка совершила настоящий переворот в исторической науке. Ученые получили доступ к новому, до сих пор неизвестному, бесценному письменному источнику. К настоящему времени найдено свыше 700 грамот 11-15го веков. Из берестяных грамот ученые узнали, что грамотными в древней Руси были не только феодалы и священники. Но и многие ремесленники, торговцы и даже крестьяне.

Береста - очень удобный материал для письма, хотя и требовал определенной подготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более мягкой, затем снимали грубые ее слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой - «писалом» - из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу.

О чем же писали наши предки в своих свитках? Их содержание разнообразно: частные письма, хозяйственные заметки, жалобы, деловые поручения. Есть и особые записи. В 1956 году археологи нашли берестяные грамоты, некоторые из которых были ученическими тетрадями мальчика по имени Онфим. На одной бересте он начал писать буквы алфавита, но это занятие, видимо, быстро ему надоело, и он принялся рисовать. По-детски неумело он изобразил себя на коне всадником, поражающим копьем врага, а рядом написал свое имя. 

2.5. БЕРЕСТЯНАЯ ГРАМОТА МАЛЬЧИКА ОНФИМА, ЖИВШЕГО В XIII ВЕКЕ

...Все мы рисуем то, что знаем, что нас окружает, о чѐм мы мечтаем.

И маленький мальчик Онфим нарисовал себя в бою, на боевом коне, с копьѐм в руке, которым он поразил противника. Рядом твѐрдым почерком написал своѐ имя "Онфим". Немудрено, что мальчик нарисовал бой. Его родине — Новгороду Великому — постоянно приходилось отражать нападения немецких и шведских рыцарей и иных недругов. Воинам помогали женщины и дети, и Онфим знал войну не понаслышке.

Правдив рисунок мальчика: конь тормозит передними ногами, чтобы всаднику было удобнее нанести удар... Но — странное дело! — у всадника  на руке  всего...  три пальца!

Выходит, Онфим не умел считать? Да нет, умел. Посмотрите на другую страницу тетрадочки. Там у человечков на руках по пять пальцев. Так в чѐм же

 

для остальных трѐх пальцев: среднего, безымянного и мизинца. Так рука

защищена, теплее ей, да и оружие держать удобнее. 

Трѐхпалые (а порой — двупалые) боевые рукавицы были кольчужными — собирались из множества стальных колечек. Они и сейчас производятся в подмосковном городе Бронницы — прославленной мастерской русских оружейников. Весь мир покупает их у нас. Идут они не на поля сражений, а для рубщиков мяса, надежно защищая руку от осколков костей и иных случайностей. 

Я думаю, мальчик Онфим был левша. На рисунке копьѐ он держит в левой руке, а в правой — поводья.  Теперь перейдѐм к другому рисунку. Кто они — эти семь забавных человечков? Семь — число не простое, а священное. Так считали люди в старину. Семь звезд в созвездии Большая Медведица. Семь дней недели... Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье, когда в старину люди обязаны были отдыхать и молиться. Возможно, мальчик Онфим и нарисовал семь дней недели. Видите, только седьмой человечек — Воскресенье! — воздел руки, словно бы обращаясь к Богу. Совсем ещѐ маленьким был этот новгородский грамотей и рисовал-то неважно. Однако его бересты оказались очень интересны учѐным. Берестяные грамоты это письма и документы на березовой          коре.

 

 

 

 

Раздел 3. Как раньше изготавливались книги?

3.1.Почему возникла необходимость в другом способе создания книг?

       Техника письма была очень сложной. Сперва каждую страницу разлиновывали. Затем начиналось срисовывание букв. Каждая буква выписывалась в несколько

приемов. На полях делались рисунки. Дело двигалось медленно: в день писалось 2-2,5 листа. Переписчики очень уставали. У них ныла спина, немели руки. Дописав книгу до конца, переписчик радовался, иногда, не страшась наказания, делал приписку к тексту: «Кто книгу эту переписал, достоин, чтобы в рай попал».

Один человек мог за жизнь переписать 10-20 книг. До конца XIV столетия ежегодно в России изготавливалось в среднем по 50 экземпляров книг.

Получалось, что были города, где в середине XVI века было всего пять книг, да и те хранились за семью печатями в храме.

В рукописных книгах допускалось много ошибок, так как писцы уставали за работой, а некоторые не умели читать и просто срисовывали то, что видят.

Почему же возникла необходимость в другом изготовлении книг?

Во-первых, рукописные книги писались долго, поэтому их было мало.

Во-вторых, они были очень дорогие, то есть не были общедоступны. Книга стоила больших денег. Одну книгу можно было обменять на табун лошадей, стадо коров, собольи шубы. Монастырь, владевший книгами, хранил их бережно. В библиотеке книги иногда приковывали цепями к полкам, чтобы их нельзя было унести. В некоторых библиотеках висело предупреждение, что тому, кто унесет книгу, грозит отлучение от Церкви.

В-третьих, после крещения Руси потребовалось много церковных книг (не случайно первой книгой был «Апостол»).

В-четвертых, накопленные знания о других землях надо было сообщить людям.

В-пятых, в новых землях, удаленных от Москвы, книги были нужны для того, чтобы люди могли выучить грамоту, узнавать законы, вести службу в церквях.

3.2. Как было изобретено книгопечатание

          Как любое изобретение, книгопечатание было придумано не вдруг. Вы, наверное, удивитесь, но мысль о печати подал человеку оттиск пальца. Испачканный палец оставляет след. Раньше неграмотные люди вместо подписи оставляли под документами отпечаток пальца. В незапамятные времена мастера умели вырезать на камне изображение или знак. Его можно было приложить к мягкой глине и надавить на нее, оставался оттиск.

В странах Древнего Востока издавна мастера вырезали на доске рисунок, а потом, покрыв краской, печатали его на ткани. Пробовали позднее печатать и буквы.

3.3. Что такое инкунабулы

Первые книги называли инкунабулами (от лат. слова «колыбель»), так как эти издания стали колыбелью, то есть началом, типографского искусства. Их хранят в крупнейших библиотеках мира.

3.4.    1 марта 1564 г. в Москве была выпущена первая печатная книга. Эту дату принято считать началом книгопечатания на Руси. Алексей Алексеевич Сидоров (книговед) сказал о книгах: «Книга - пиршество глаза и ума». Именно так можно сказать о книгах Ивана Федорова. Еще хочу добавить, что деятельность Федорова, как ни странно, вызвала сопротивление сторонников рукописной технологии. К книге на Руси относились как к иконе. Ее переписку считали духовным творчеством, сопровождавшимся особым ритуалом: омовением рук, молитвой. Замена человека станком выглядела как святотатство.        Но заслуги Федорова не забыты. 27 сентября 1909 года в Москве на собранные народом деньги открыт памятник книгопечатнику Федорову. К подножию памятника было возложено 99 венков. Вот что написал Луговской:  Врезан в сияющий свод небесный,  Стоишь ты, дьяк, у стены старинной. 

Лоб величав, бронзово чист, 

Ты для России, для Украины  Держишь первый печатный лист.

Можно повторить материал с помощью составленного нами кроссворда.

1.                 Название первых печатных книг.

2.                 Кто изобрѐл первый печатный станок?

3.                 Имя русского первопечатника.

4.                 Мастерская, где печатались и переплетались книги.

5.                 Город, где появилась первая типография на Руси.

 (Ответы: 1.Инкунабула. 2.Гутенберг. 3.Иван. 4.Типография. 5. Москва.)

 

 

Раздел 4.Приложения.

 

4.1.      Думаю, каждому будет интересно узнать об истории письменных принадлежностей.

Для этого ненадолго отправимся в древний Рим, а именно, а древнеримскую школу. Каждый древнеримский школьник имел свои школьно-письменные принадлежности. Среди них - стиль - длинную палочку, которая заменяла пишущую ручку. Палочка изготовлялась из железа, конец которым выводили буквы, был острым, другой конец - в виде лопаточки, чтобы стирать написанное. Писали стилем на дощечках, покрытых тонким слоем воска, а носили в специальном футляре, который крепился на поясе.

Стиль напоминал кинжал и, в случае надобности, мог с успехом его заменить. Такое орудие было опасным в руках ребѐнка, поэтому «школьные» стили предпочитали делать из кости. Свои таблички и учебники римский школьник носил в своеобразном портфеле - цилиндрической коробочке из дерева, которая назвалась капса. Если ученик был из богатой семьи, то его «портфель» с учебниками носил специальный раб, которого называли капсариус.

Римляне пользовались ещѐ папирусом и пергаментом. Сначала они писали только на внутренней стороне папируса, но позже - и на внешней. Однако в письмах к высокопоставленным людям писать на обратной стороне папируса считалось оскорблением.

После того, как арабы захватили Египет, папирус перестали выращивать, и, не стали продавать в Европе. С середины VII века документы на папирусе встречаются очень редко. Европа стала писать на пергаменте, который выделывался из кожи животных. Название же своѐ получил по городу Пергама, где его хорошо делали.

Наряду с пергаментом употребляли бумагу или особо приготовленный холст. Чернила тоже были во всеобщем употреблении. Люди, занимающиеся писанием, носили чернильницы у пояса.

Знаменитый поэт Гораций, когда его одолевало вдохновение, брал в руки тонкий тростник, очищенный наподобие гусиного пера, - каламус, и макал его в чернильницу.

          Так что в Риме было два способа писать: один - на табличках стилем, другой - тростником и чернилами. Школьники пользовались первым способом как более дешѐвым. Всевозможные документы предпочитали писать вторым способом. Писали их чѐрными чернилами, приготовленными из сажи и мѐда или отвара морских рыб.

В засыпанном пеплом Геркулануме археологи откопали глиняную чашечку с чем-то тѐмным на дне. Это была самая древняя чернильница. А на дне еѐ более тысячи лет сохранялись чернила: обыкновенная сажа в масле.

 На Руси чернила изготовляли из того, что стояло на обеденном столе: молока, яиц, щей и кваса. В XVI веке было в ходу такой рецепт приготовления чернил:

«Взять коры дубовой, да ольховой, да ясеневой. Сварить в воде. А потом кинуть кусок железа, подлить поварёшку щей покислей, да кружку кваса медового» и - готово. Как говорится, пишите на здоровье.

 Другой раз за чернилами приходилось идти в лес. Именно оттуда родом черничные чернила, о которых сообщает сохранившийся в архивах указ. Он так и поименован: «Указ о черниле черничном».

             Писали эти чернила отменно. А интересно, какие они были на вкус? Вопрос

неслучайный. Дело в том, что в прежние времена написанные на бумаге   изречения   частенько   становились   амулетами,   талисманами, которые приносили счастье. И чтобы действие их было верней, приходилось пробовать их на вкус.

 Мусульмане, например, для подкрепления волшебной силы написанного смывали водой надпись, а воду выпивали.

          У древних японцев был обычай записывать текст клятвы на полоске бумаги, которую клявшийся сжигал, а золу съедал. Японцы верили, что в случае клятвопреступления проглоченная зола подействует как яд, и лжец умрѐт.    Но всех превзошли древние китайцы. Когда китайский врач не мог достать какое-либо лекарство, он писал его название на полоске бумаги, которую потом мочил в воде. Когда тушь растворялась, больной выпивал этот раствор в качестве заменителя лекарства. Неизвестно, насколько эффективны были эти приѐмы. Важно, чтобы проглоченные чернила не наносили вреда здоровью. И если русские чернила из кислых щей можно было при случае похлебать с аппетитом, то употреблять современные чернила, пожалуй, ни один врач не порекомендует.         Великий изобретатель Эдисон задумался о судьбе слепых. И изобрѐл для них особые чернила. На вид это была жидкость светло-серого цвета. Через минуту после написания текста этими чернилами, бумага под ними твердела, образуя рельеф. Эдисону хотелось добиться более впечатляющих результатов. И он продолжил работу над усовершенствованием чернил. К сожалению, дальнейшая судьба изобретения неизвестна.

          Есть оригинальные изобретения и у современных учѐных. Одна японская фирма изобрела чернила, бесследно исчезающие через несколько часов после написания. Предназначаются они для тех, кто делает пометки  в книгах, документах и так далее. Однако, прошѐл слух, что некоторые недобросовестные предприниматели заинтересовались этими чернилами для подписания договоров.

Интересно, что римские императоры подписывались исключительно пурпурными (красными) чернилами. Производили их из пурпурных раковин. Они были непрочными - любую надпись можно было просто слизнуть языком. Но сами чернила считались священными. И простым людям производить и употреблять такие чернила запрещалось. Император Лев свои постановлением запретил такой бизнес под страхом смерти.

Священным отношением к письменности, а значит и к письменным принадлежностям, отличался Китай. Писчий материал, кисть, тушь и плитка для растирания на ней туши имеют общее образное название «Четыре драгоценности». Пожалуй, ни в одной стране мира так возвышенно к письменным принадлежностям не относились.

Рецептура приготовления туши на основе сажи датируется V-IV вв. до н.э. Впоследствии для придания туши блеска в неѐ добавляли яичный белок, а также мускус и сок растений. Кроме обычной чѐрной туши существовала «золотая тушь», которая использовалась для написания исключительных текстов и на бумаге чѐрного или тѐмно-синего цвета. Такие рукописи называли «золотыми».

Тушь китайцы хранили в виде твѐрдых блоков, которые растирались на специальных каменных плитах. Причѐм растирать нужно было как можно мельче - качество от этого только улучшалось. Непосредственно перед употреблением тушь разбавлялась водой и наливалась в тушечнииу.

До III в. до н.э. как писчий материал китайцы использовали бамбуковые   планки   и   бамбуковые   заострѐнные   палочки   («би»).   В качестве чернил использовали сок лакового дерева. Но когда открыли преимущества шѐлка, стали выводить иероглифы волосяной кисточкой и тушью из сажи. Кисть

изготавливалась из пучка меха соболя или лисицы, более дешѐвый вариант - зайца, кошки. Меху придавали конусообразную форму, пучок перевязывали понизу нитью, обмазывали канифолью и вставляли в прорезь бамбуковой ручки, которая украшалась резьбой.

Европа пошла и сменила тростниковый каламус не на кисть, а сначала на гусиное перо, а потом на стальное. Начнѐм с перьев, так сказать, натуральных, то есть перьев птиц. Чаще других для письма использовались гусиные, вороньи и павлиньи своим путѐм. У каждого пишущего были свои привязанности. Скажем, Оноре де Бальзак всем перьям предпочитал вороньи. Видимо, таким пером ему легче работалось.

Годились для письма не всякие перья, а только 2-3, взятые из крыльев. Высший пилотаж - перья из левого крыла - они имеют более удобный изгиб. Перья тщательно очищали в раскалѐнном песке, а затем обрезали под определѐнным углом и затачивали. От качества затачивания зависело, будет ли перо ставить кляксы, царапать бумагу. Или будет скользить легко при сложных росчерках. 

Стальное перо было придумано в XVIII веке. Сначала перья из металла были очень дорогой игрушкой, так как делали их из стали, золота, серебра и украшали драгоценными камнями. Стали они вещью модной и престижной. Только в конце XIX века стальные перья попали в портфели к школьникам. И заскрипели школяры стальными перьями. Появилась даже новая школьная игра «в перышки». Она была очень популярной среди учеников прошлого, как игра в фишки среди нынешних.

Игра очень простая: по лежащему на «брюшке» перышку нужно стукнуть другим пером так, чтобы лежащее перевернулось на «спинку». Выигравший забирает перевернувшееся перо. Вот и всѐ. Опытные «пѐрышники» утверждают, что самым устойчивым было перо с изображением Наполеона на пере. Французский император стоит в полный рост - в шинели и треуголке. Так что «Наполеон» и в таком обличье одерживал внушительные победы.

Не один выигрыш Николаю принѐс «Наполеон» удачливому в игре школьнику - будущему писателю Дмитриевичу Телешову. Для нас важно то, что эта игра положила начало одно из самых интересных в России коллекции перьев. Теперь в ней насчитывается около 2000 экземпляров! Пять поколений Телешовых занимались пополнением новой коллекции. И не только за счѐт азартной игры в «перышки».

          Над обликом пера трудились изобретатели. Появились перья с изображением Эйфелевой башни, английской королевы. В коллекции Телешова хранятся серебряное перо и полярное перо с изображением белого медведя. В России особенно прочно привился обычай выпускать перья в честь каких-либо событий. Так появилось перо в память об отмене крепостного права, о русско-турецкой войне.

          В 1888 году у станции Горки произошло крушение поезда. Императорский вагон разнесло в щепки. Император Александр II, а был он настоящим силачом, держал на руках крышу до тех пор, пока все пассажиры не выбрались наружу. Серьѐзных травм удалось избежать. Говорят, что кто-то то ли сломал, то ли ушиб палец. В память о спасении была выпущена целая коллекция перьев.

          Или, например, прививка от оспы. Первой россиянкой, привившей оспу, была Екатерина Великая. Есть и перо, посвященное оспенным прививкам. По форме оно похоже на медицинский инструмент, которым эту прививку делали.              

Однажды в Россию приехала певица Аделина Патти. Она выступала в опере «Севильский цирюльник», где имеется так называемая вставная партия. Это значит, что в этом месте певец может петь, что угодно. Патти спела «Соловья» Алябьева. Потом это стало традицией для всех иностранных гастролѐрш. И в память об этом было выпущено перо с изображением соловья.

Особым направлением было изготовление письменных принадлежностей специально для дам. Помимо альбомов, записных книжек, перочисток и ножичков, выпускались «дамские» ручки, а к ним -миниатюрные перья, часто золочѐные. Золочѐное перо английской фирмы «Митчелл» было размером всего в 11 мм и предназначалось вовсе не для писания длинного письма подруге или романа. Им можно было сделать короткую заметку в записной книжке, ну хотя бы имя кавалера, с которым дама танцует вальс на балу в Дворянском собрании. И всѐ. Удобно и практично. Только для дам.

Особо хочется отметить перо под номером 11. когда-то самое первое перо школьника. Весь мир выпускал перо такой формы. В телешовской коллекции их несколько десятков.

Людям надоело макать перо в чернильницу, и в конце XIX века появились перья весьма хитрого устройства.

Изобретатели пошли по пути увеличения капли чернил на пере. Для этого делали на пере нашлѐпку либо «на спинке», либо «на брюшке». Эти нашлѐпки служили резервуаром для чернил. Или делали со стороны «брюшка» пружинку: туда можно было сунуть грифель чернильного карандаша и писать без воды, без чернильницы.

Известна привязанность пишущих людей к определѐнным письменным принадлежностям. Например, наш знаменитый современник Виктор Астафьев мог бы даже печатать на компьютере, а писал всю жизнь даже не авторучкой, а простой ручкой со стальным пером 11, тем самым, школьным. Или, Пушкин. Написал два стихотворения стальным пером и тут же вернулся к любимому гусиному. Теперь все гадают, какие именно стихи были написаны стальным пером? Не догадались. Ведь вид письменных принадлежностей не сказывается на качестве художественных произведений.

 

4.2.     И. Федоров – первый книгопечатник России 

Приказал царь в центре Москвы, близ Кремля, в районе Китай-города, на Никольской улице строить государев печатный двор, где приступить к деланию книг. Немало времени ушло на это. С превеликим трудом создавали первую печатню Иван Фѐдоров и его верный помощник Пѐтр Тимофеев...

Но вот наступил день, когда первая на Руси печатная книга была готова. Велел царь принести еѐ к себе в белокаменный Кремль...

 Вошѐл Иван Фѐдоров в Большую царскую палату, с достоинством поклонился. Перед столом, посредине палаты, в глубоком  кресле с высокой резной спинкой сидит царь. В руках — знакомый, золочѐный, украшенный драгоценными каменьями посох. Глаза, как всегда, непроницаемы, глядят недоверчиво. Губы сердито сжаты...

 Бережно развернул холстину Иван Фѐдоров, достал из неѐ толстую книгу в прочном кожаном переплѐте. Медленно протянул царю своѐ детище.

 

 

С трудом скрывал Иван Фѐдоров волнение. Что скажет царь? Понравится ли ему книга, на печатание которой ушло столько труда и времени? Десять месяцев печатали книгу, а от одного царского слова зависит судьба всего печатного дела...

Иван Васильевич молча взял книгу в руки. Открыв кожаный переплѐт, медленно перелистал страницу за страницей, прочѐл вслух полное название книги, которую сейчас попросту называют "Апостол".

Красивая первая страница: на ней изображѐн человек, сидящий между двумя колоннами за перепиской книги. Царь пристально глядит на рисунок, трогает пальцами страницы, степенно вчитывается в текст. Книга напечатана чѐтко, ясно.

Буква в букву, строка в строку. Не то, что в писанных книгах.

Напечатаны заглавные буквы красной краской — киноварью, а текст — чѐрной краской. Перед каждой частью книги — узорчатая заставница — рисунок, изображающий на чѐрном поле пышные травы и листья. Среди листьев на тонких веточках висят кедровые шишки.

Оторвал царь глаза от книги, положил еѐ на стол, обратился к Ивану Фѐдорову:

—Зело хитѐр ты, друкарь, к печатному художеству. В писанных книгах с грамотой худо. Врут немилосердно переписчики. Полны те книги ошибок. А ежели в печатных книгах путаница всякая пребудет, то вовсе беды не оберѐшься...

—Не для того старались, государь. Выискивай, да не сыщешь ни одной напраслины, — смело перебил царя Иван Фѐдоров.

"Апостол "Ивана Фёдорова

Киноварь особо прочная краска красного цвета.

     Старинный печатный станок.

 

-  А коль сыщу?

-  По работе и плата, — ответил спокойно Иван Фѐдоров.

Видать, речистый ты. С огнѐм шутишь.

Знал Иван Фѐдоров, что с царѐм шутки     плохи. Да не для потехи пришѐл в царский дворец, не побоялся ответить:

— Слово давать, так и держать его надобно,    государь.

Упрям царь. Не поверил печатнику. Диковинное дело, чтоб книга, и без ошибок. Такого не бывало с тех пор, как на Руси писали книги от руки.

Стал царь искать ошибки. Листает по выбору страницу за страницей — их в книге 534, — а ошибок всѐ нет да нет. Дошѐл до последнего листа Иван Васильевич — всѐ на месте, ни одной ошибки.

В конце книги прочѐл, что напечатана она 1 марта

1564 года. Очень скромно упоминают о своих трудах     печатники...

Посветлело лицо Грозного. Понял Иван Фѐдоров: понравилась ему книга. —Что ж, друкарь, честь головою сберегают.

Ладно книгу напе чатал. Угодил царю, — хвалит    он Ивана     Фѐдорова.

Подал царь знак одному из бояр, велел принести в палату из своей библиотеки иноземные книги. Принесли их. Подозвал бояр к себе поближе и смеется:

А ведь наши-то книги не хуже? Не посрамили друкари чести русской земли. Первая в России печатная книга для обуче-

ния чтению была выпущена более 400 лет назад тоже Иваном Фѐдоровым. Она содержала необходимые правила грамматики, знакомила детей не только с буквами, ни и с числами. В ней много поучительных наставлений, изречений.

Буквари, да и другие учебники были самыми читаемыми книгами на Руси. Авторами первых русских букварей были справщики (редакторы) Московского печатного двора. Создатель «Букваря языка славенска, сиречь начало учения детем – подъячий сын Василий Бурцев».

В 1694 г. монах Карион Истомин, русский поэт и просветитель, представил ко двору первый русский иллюстрированный букварь. Каждая буква алфавита сопровождалась рисунком предмета на эту букву. Букварь знакомил с латинской, греческой и польской азбуками. В книге почти полностью отсутствовали религиозные тексты. Предназначался букварь не только «отрокам», но и, что было тогда новым, «отроковицам».

          

4.3.  Редьярд Киплинг — автор знаменитой книги о Маугли. "Как было написано первое письмо" — ещѐ одна необыкновенная история, рассказанная писателем.

                                        КАК БЫЛО НАПИСАНО ПЕРВОЕ ПИСЬМО.

 Давным-давно, ещѐ в каменном веке, жил да был один человек. Был он человек первобытный, жил в пещере и носил очень мало одежд. Ни читать, ни писать он не умел. Звали его Тегумай. У него была жена, и звали еѐ Тешумай... И была у него маленькая дочка, которую звали Таффи.

. ..Как-то раз Тегумай пошѐл по болоту, в котором водились бобры, и вышел к реке Вагай, чтобы своим острым копьѐм набить к обеду карпов. Таффи пошла вместе с ним. Копьѐ у него было деревянное, с наконечником из акульих зубов. И только что он принялся за охоту, копьѐ сломалось пополам: слишком уж сильно он ткнул его в дно реки. Что было делать? Идти домой — далеко,., а запасного копья у Тегумая не было.

—Рыба так и кишит, — сказал он, — а на починку копья у меня уйдѐт целый день. —У тебя же есть другое копьѐ! — сказала Таффи. — Такое большое и чѐрное. Хочешь, я сбегаю в пещеру и попрошу его у мамы?

—Куда тебе бежать в такую даль! — сказал Тегумай... — Да и дорога опасна: ещѐ утонешь в Бобровом болоте. Попробуем как-нибудь справиться с нашей бедой на месте.

 Он сел на землю, взял кожаный ремонтный мешочек, где у него были сложены оленьи жилы, длинные полоски кожи, кусочек смолы, кусочек мягкого пчелиного воску, и принялся чинить своѐ копьѐ. Таффи тоже уселась невдалеке от него, спустила ноги в воду, подперла ручкой подбородок и думала-думала изо всех сил. Потом она сказала отцу:

— По-моему, это зверски досадно, что мы с тобой не умеем писать. Написали бы записку домой, чтоб нам прислали другое копьѐ!

...А в это время по берегу реки шѐл незнакомый человек. Он не понял ни слова из того, что сказал Тегумай, потому что был издальнего племени Тевара. Он стоял на берегу и улыбался, глядя на Таффи, потому что у него у самого была дома маленькая дочь...

—Поди сюда, — сказала Таффи, обращаясь к Незнакомцу. 

—-Знаешь ли ты, где живѐт моя мама?

Незнакомец ответил: "Гм", потому что он был, как ты знаешь, теварец.

—Глупый! — сказала Таффи и топнула ножкой, потому что увидела, что по реке плывѐт целая стая больших карпов, как раз тогда, когда отец не может запустить в них копьѐм.

—Не приставай к старшим, — сказал Тегумай не оглядываясь: он был так занят починкой копья, что даже не взглянул на Незнакомца.

А Незнакомец (он был самый настоящий теварец) уселся на траву, и Таффи стала показывать ему, что делает отец.

Незнакомец подумал: "Это очень удивительный ребѐнок. Она топает на меня ногой и строит мне рожи. Она, должно быть, дочь этого знаменитого вождя, который так важен, что даже не обращает на меня никакого внимания". Поэтому он улыбнулся ещѐ любезнее.

— Так вот, — сказала Таффи. — Я хочу, чтобы ты пошѐл к моей маме ... и попросил бы, чтобы тебе дали другое копьѐ...

        Незнакомец подумал: "Это

очень, очень удивительная девочка. Она машет руками и кричит на меня, но я не понимаю ни слова. И я очень боюсь, что, если я не выполню еѐ приказаний, этот величавый вождь ... разозлится". Он встал, содрал с берѐзы большой плоский кусок коры и подал его Таффи. Этим он хотел показать, что душа у него белая, как берѐста, и что он никому не желает зла. Но Таффи поняла его по-своему.

—О,— сказала она, — понимаю! Ты хочешь узнать, где живѐт моя мама. Конечно, я не умею писать, но я могу нарисовать картинку всегда, когда под рукой есть чтонибудь острое, чтобы можно было нацарапать ее. Дай-ка мне на минутку акулий зуб из твоего ожерелья...

—Сейчас я нарисую тебе несколько красивых картинок!.. Сначала я нарисую, как папа ловит рыбу. Он вышел у меня не очень похож, но мама узнает, потому что я нарисовала, что копьѐ у него сломалось.

А теперь я нарисую другое копьѐ, то, которое ему нужно, чѐрное. У меня вышло будто оно ударило папу в спину, но это потому, что твой акулий зуб соскользнул, да и кусок бересты маловат.

Вот копьѐ, которое ты должен принести. А вот это я. Я стою и посылаю тебя за копьѐм. Волосы у меня не торчат во все стороны, как я нарисовала, но так рисовать легче.

Теперь я нарисую тебя. Я думаю, что на самом деле ты очень красивый, но не могу же я сделать тебя на картинке красавцем, поэтому, пожалуйста, не сердись на меня... Я помещу то копье, которое нужно папе, у тебя в руке, чтобы ты не забыл принести его.

 Теперь я покажу тебе, где живѐт моя мама. Иди, пока не дойдѐшь до двух деревьев (вот эти деревья), потом поднимись на гору(вот эта гора), и тогда ты выйдешь на Бобровое болото, оно полным полно бобрами. Я не умею рисовать бобров целиком, но я нарисовала их головки. Ведь только их головки ты и увидишь, когда пойдѐшь по болоту. Как кончится болото, тут сразу и будет наша пещера. На самом деле она не такая большая, как горка, но я не умею рисовать очень маленькие вещи. Вот моя мама. Она вышла из пещеры. Она красивая,., но она не обидится, что я нарисовала еѐ такой некрасивой. Теперь, на случай, если ты забудешь, я нарисовала снаружи то копьѐ, которое нужно папе. На самом деле оно внутри, но ты покажи картинку маме, и мама даст тебе это копьѐ. Я нарисовала, как она подняла руки, потому что я знаю, что она будет рада видеть тебя... Красивая картинка, не правда ли? Ты хорошо понял или мне объяснить ещѐ раз?

Незнакомец ... поглядел на картинку и очень часто закивал головой. Он сказал себе: "Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон. Теперь я понимаю, почему великий вождь притворился, что не обращает на меня внимания. Он боится, что враги притаились в кустах и что они увидят, как он даѐт мне поручения. Поэтому он отвернулся и предоставил мудрому и удивительному ребѐнку нарисовать эту страшную картинку, чтоб я понял, в какую беду он попал. Я пойду и приведу ему на выручку всѐ его племя"...

 Незнакомец всѐ бежал и бежал с картинкой в руках и пробежал несколько миль и вдруг совершенно случайно наткнулся на Тешумай. Она стояла у входа в пещеру и судачила с доисторическими дамами, которые пришли к ней в гости на доисторический завтрак.

 Как только Тешумай взглянула на картинку, она завизжала и кинулась на Незнакомца. Другие доисторические дамы разом повалили его наземь, и все шестеро уселись на него рядком, а Тешумай принялась вырывать у него из головы целые пучки волос.

—Всѐ очень понятно и просто, — сказала она. — Этот незнакомый мужчина проткнул моего Тегумая копьями и так напугал Таф-фи, что волосы у неѐ встали дыбом. Но этого ему было мало, и он принѐс мне страшную картинку, чтобы похвастать своими злодействами. Глядите, — и она показала картинку всем доисторическим дамам, терпеливо сидевшим на Незнакомце, — вот мой Тегумай, у него сломана рука. Вот копьѐ, которое воткнуто ему в спину, а вот человек, который собирается бросить в

Тегумая копьѐ, а вот другой человек, бросающий в него копьѐ из пещеры. А вот здесь целая шайка злодеев (Таффи нарисовала бобров, но они были больше похожи на людей) подкрадывается сзади кТегумаю... Все это ужасно, ужасно!

—Ужасно! — согласились доисторические дамы и вымазали Незнакомцу всю голову грязью (что очень удивило его) и забили в боевой барабан.

 И на стук барабана пришли все вожди тегумайского племени... и все они в один голос решили: отрубить Незнакомцу голову, но пусть он раньше поведѐт к реке и покажет, куда он спрятал несчастную Таффи.

их Между тем Незнакомец (хоть он и был теварец) очень сильно рассердился на дам. И всѐ же он не сказал ни единого слова, а когда собралось те гумайское племя, он повѐл этих людей к реке Вагай, и там они увидели Таффи...

—Быстро же ты воротился! — воскликнула Таффи. — Но почему ты привѐл с собой столько народу? Папочка, вот мой сюрприз. Не правда ли, ты удивлѐн?

Очень, — сказал Тегумай. — Но вся моя сегодняшняя охота пропала. Почему, почему, объясни мне, пожалуйста, сбежалось сюда всѐ наше славное племя?

     

...Тут Тешумай подбежала к Таффи и давай целовать еѐ, обнимать и ласкать. Но главный вождь тегумайского племени схватил Тегумая за перья, торчавшие у него в волосах, и стал трясти его с бешеной яростью.

—Говори! Говори! Говори! — закричало всѐ тегумайское племя.

                                                                                                                                    —Что    за    чепуха!    —      сказал

Тегумай. — Оставьте мои перья в покое. Почему это так: стоит только человеку сломать на охоте копьѐ, как вот уж на него набрасывается всѐ его племя и начинает дубасить его! И кто дал вам право соваться в чужие дела?

А ты так-таки и не принѐс папиного чѐрного копья! — сказала Таффи. — И что это вы делаете с милым моим Незнакомцем?

То два человека, то три, а то и целый десяток подбегали к Незнакомцу и били его, так что у того в конце концов глаза вылезли на лоб. Он не мог выговорить ни слова и молча указал на Таффи.

—Дорогой мой, а где же злодеи, что проткнули тебя острыми копьями? спросила Тешумай.

—Никаких тут не было злодеев! — отвечал Тегумай. — Единственный, кого я видел сегодня, вон тот несчастный, которого вы бьѐте сейчас. Не сошло ли ты с ума, о тегумайское племя?

—Он принѐс нам страшную картинку, — ответил главный вождь. — На картинке ты весь с головы до пят утыкан стрелами.

Тут заговорила Таффи:

—М... м... м... Сказать по правде... это я дала ему картинку...

Ей было очень неловко...

—Я хотела, чтобы Незнакомец принѐс сюда папино копьѐ, вот я нарисовала копьѐ, — пояснила Таффи. — Оно одно, но я нарисовала его три раза, чтобы Незнакомец не позабыл о нѐм. А если вышло так, будто оно протыкает папину спину, это всѐ оттого, что кора очень маленькая и на ней не хватает места. А те фигурки, которые мама называет злодеями, это просто мои бобры. Я нарисовалаих потому, что нужно же было показать Незнакомцу, что он должен пойти по болоту! И я нарисовала маму у входа в пещеру. Она стоит и улыбается Незнакомцу, потому что он такой милый и добрый. А вы... глупее вас нет на всѐм свете! Зачем вы измазали ему голову грязью?

Вымойте еѐ сию минуту!

После этого все очень долго молчали. Никто не произнѐс ни слова. Наконец главный вождь засмеялся. Потом засмеялся Незнакомец; потом засмеялся Тегумай, и так сильно смеялся, что не мог устоять на ногах; потом засмеялось всѐ тегумайское племя, — оно смеялось долго и громко. Потом главный вождь тегумайского племени прокричал, проговорил и пропел:

—О Девочка, ... ты сделала великое открытие!.. 

 

щью пальцев на руке. Так как у нас 10 пальцев на руках, это привело к использованию цифры 10 в системах счѐта.

В древние времена не существовало единой для всех стран системы счѐта. Некоторые системы исчисления брали за основу 12, другие — 60, третьи — 20, 2, 5, 8. Система исчисления, которую ввели в Древнем Риме, была распространена по всей Европе вплоть до XVI века.

4.4.    КТО ИЗОБРЁЛ БУМАГУ? (ИЗ ИСТОРИИ КИТАЯ)

Человек изобрѐл материал для письма задолго до того, как появилась бумага. Древние египтяне около 4000 лет назад брали стебли папируса, снимали кожицу и распрямляли еѐ. Потом полоски папируса клали крестнакрест и спрессовывали так, чтобы они склеивались. Высушенный лист папируса представлял собой хороший материал для письма.

Но это ещѐ не была бумага. Еѐ изобрел в Китае примерно в 105 году Цай Лунь. Он нашѐл способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева.

Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки.

Торговцы из Китая путешествовали далеко на север и запад и пришли в город Самарканд. Там арабы переняли их секрет и привезли его в Испанию. Оттуда искусство делать бумагу разошлось по всему миру. («Всѐ обо всѐм»)

 

4.6. Интересные факты.

1.     Первое письмо было написано в Греции почти 4 тысячи лет назад.

2.     Впервые письменность изобретена 4,5 тысячи лет назад древними египтянами.

3.     Первые российские библиотеки появились в ХI – ХII веках при монастырях.

4.     Латинским письмом (латиницей) пользуются около 35% населения земного шара.

5.     Первым печатным учебником славянской грамоты была «Азбука» (букварь) Ивана Фѐдорова, написанная на кириллице и выпущена в свет в 1574 году во Львове.

6.     Первая крупная российская публичная библиотека была открыта  в Санкт-Петербурге в 1814 году.

7.     Первая российская датированная печатная книга – «Апостол» - была выпущена 1 марта 1564 года основателем русского книгопечатания Иваном Фѐдоровым (около 1510-1583).

8.     В старину россияне, написав письмо, сворачивали лист пакетом, а затем обязательно запечатывали его, причѐм каждый по-своему: Царь – красной бумажкой, которая скреплялась печатью, бояре и купцы – сургучной печатью с оттиском перстня - печатки, а простолюдины – чем попало, даже концом рукоятки от ножа.

9.     Папирус – первый материал, пригодный для письма, - был изобретѐн египтянами примерно в 2000 году до н.э. и оставался единственным писчим материалом вплоть до раннего средневековья.

10. Русский язык выделился в ХIV-ХV веках из распавшегося древнерусского языка, от которого происходят также украинский и белорусский языки. Первые славянские печатные книги кирилловского шрифта вышли в 1491 году из краковской типографии Ш. Фиоля.

11. В античном мире и в средние века книги размножали путѐм переписывания.

12. Принцип алфавита был изобретѐн в середине 3-го тысячелетия до н.э. древнеханаанейскими писцами из г. Эбла (современный Тель-Мадрих, Северная Сирия).

13. Около 3000 лет до н.э. шумеры начали передавать изображениями названия отдельных конкретных предметов и общих понятий. При этом они пользовались клинописью. Так родилась письменность.

14. Окончательный состав и название букв современного русского алфавита были установлены реформой правописания 1917-18 годов.

15. Самый длинный алфавит в мире у кхмеров – жителей Камбоджи. Он состоит из 72 букв.

16. Лишь около трѐхсот языков мира обладают письменностью.

17. Приблизительно две трети всех мировых языков мира не имеют собственной письменности.

18. Первые светские российские библиотеки появились в ХVIII веке при Академии наук и Московском университете.

19. Первая типография на территории Руси была основана около 1523 года в Вильне Ф. Скориной.

20. Памятники русской письменности ХI- ХV веков – берестяные грамоты – были открыты в 1951 году в Новгороде при археологических раскопках под руководством учѐного А. В. Арциховского. Всего их обнаружено около 600 – в основном в Новгороде, единичные в Смоленске, Витебске, Пскове и Старой Руссе. Сохранность грамот в Новгороде связана с особыми почвенными условиями.

21. Изобретателем книгопечатания является Иоганн Гутенберг, который в середине ХV века (между 1453 и 1456 годами) в Майнице (Германия) отпечатал первую книгу – 42-страничную библию.

22. Самые ранние из сохранившихся письменных памятников, отражающих русскую речь, относятся к ХI веку: Остромирово евангелие 1056-57 гг., Изборники 1073 и 1076 гг. и др.

23. Первой печатной книгой считают текст, воспроизведѐнный ксилографическим путем (в виде оттиска с доски с гравированным текстом) в Корее в период с 704 по 751 годы.

24. Наиболее древним алфавитом считается алфавит города-государства Угарит (близ современного г. Латакия, Сирия), известный с середины 2-го тысячелетия до н.э. Он включает 30 знаков и использовался для записи угаритского языка.

25. Возраст самой старой переплетѐнной книги составляет 1600 лет. Эта книга, представляющая собой сборник религиозных гимнов, была найдена в одном из египетских захоронений.

26. Самая древняя из дошедших до нас энциклопедий была написана в I веке до н.э. римским писателем и учѐным Плинием. Она называлась «Естественная история» и содержала 37 томов (более 20 тысяч статей). При еѐ создании Плиний использовал произведения более чем 450 авторов.

27. Первый в мире сборник крылатых слов был выпущен в 1864 году немецким учѐным Георгом Бюхманом, который и является автором этого термина.

28. Самый старый из дошедших до нашего времени русских словарей – это словарик (в 174 слова), приложенный к Кормчей книге, появившейся в 1282 году.

29. Один из первых печатных календарей на Руси был издан в виде листа в 1581 году в городе Остроге первопечатником Иваном Фѐдоровым.

30. Звук «ф» впервые вошѐл в русский язык

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Заключение.

Работая над этим проектом, я попытался ответить на вопрос «Как прошлое сохраняется в настоящем?»

Я узнал, что изобретение системы письма рисунками ознаменовало начало возникновения цивилизации. Именно письменность позволила фиксировать все значительные события. При монастырях создавались школы и библиотеки, а многие служители церкви были выдающимися учѐными Средневековья. Историки писали книги, которые становились источником наших знаний о прошлом.

Позже люди научились записывать знаки, при помощи которых они передавали информацию. Раньше наиболее ценную информацию люди собирали в хранилищах: библиотеках, фильмотеках. А книги стоили больших денег. Одну книгу можно было обменять на табун лошадей, стадо коров, собольи шубы. Монастырь, владевший книгами, хранил их бережно. В библиотеке книги иногда приковывали цепями к полкам, чтобы их нельзя было унести. А сейчас у каждого из нас дома есть книги, магнитофонные записи, видеокассеты, фотоальбомы, а у многих и компьютеры, где при помощи интернета можно найти любую информацию по интересующей тебя теме.

Ещѐ я узнал, что в конце первого тысячелетия князь Владимир крестил Русь, а принятие христианства способствовало распространению письменности. С возникновением книгопечатания в крупных городах открывались библиотеки. Всѐ больше людей обращалось за знаниями к книге. А ведь ещѐ совсем недавно на нашей планете жили народы, которые не имели своей письменности.

Алексей Алексеевич Сидоров (книговед) сказал о книгах: «Книга - пиршество глаза и ума». Именно так можно сказать о книгах Ивана Фѐдорова.

ХХ век стал веком фантастических открытий и изобретений. Достижения науки и техники вошли в каждый дом, освободили человека от тяжѐлого труда. Но разве всѐ это появилось бы, если б не была изобретена письменность? Ведь узелковое письмо или рисуночное (пиктограммы) прочитать было нелегко. Много лет бились учѐные над разгадкой таинственных рисунков, которыми были покрыты стены древних египетских пирамид и храмов. Поэтому я считаю, что возникновение письменности повлияло на развитие цивилизации, а еѐ отсутствие не позволило бы такими быстрыми темпами передавать накопленный опыт.


                              Использованная литература:                  

1.  По следам прошлого. В. В. Суханов. М.: ТЕРРА, 1995.

2.  Твоя Россия. Н. Я. Чутко. М.: ФНМЦ им. Л. В. Занкова, издательство    «Духовное возрождение», 1998.

3.  Я иду на урок в начальную школу. История. М.: Издательство «Первое сентября», 2001.

4.Знаете ли вы? Г. Шалаева. М.: Компания «Ключ-С», 1995.

5.История. Справочник школьника. М.: Компания «ключ-С»,1996.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 22»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 22»

Нижневартовск

Нижневартовск

Введение. У каждого из нас дома есть книги

Введение. У каждого из нас дома есть книги

Археологи в каждом пласте земли открывают различные предметы

Археологи в каждом пласте земли открывают различные предметы

Прочитать такое письмо было нелегко

Прочитать такое письмо было нелегко

Рисунки, составляющие целые письма, называются пиктограммами

Рисунки, составляющие целые письма, называются пиктограммами

Кирилл учился при дворе византийского императора и кроме родного, греческого, знал ещѐ несколько языков, в том числе и славянский

Кирилл учился при дворе византийского императора и кроме родного, греческого, знал ещѐ несколько языков, в том числе и славянский

Разве вы не знаете, — спросил он их, — что только культурные языки достойны чернил и пергамена — латынь и греческий

Разве вы не знаете, — спросил он их, — что только культурные языки достойны чернил и пергамена — латынь и греческий

И братья отправились в славянские земли

И братья отправились в славянские земли

Береста - очень удобный материал для письма, хотя и требовал определенной подготовки

Береста - очень удобный материал для письма, хотя и требовал определенной подготовки

Так рука защищена, теплее ей, да и оружие держать удобнее

Так рука защищена, теплее ей, да и оружие держать удобнее

В рукописных книгах допускалось много ошибок, так как писцы уставали за работой, а некоторые не умели читать и просто срисовывали то, что видят

В рукописных книгах допускалось много ошибок, так как писцы уставали за работой, а некоторые не умели читать и просто срисовывали то, что видят

Вот что написал Луговской: Врезан в сияющий свод небесный,

Вот что написал Луговской: Врезан в сияющий свод небесный,

Римляне пользовались ещѐ папирусом и пергаментом

Римляне пользовались ещѐ папирусом и пергаментом

Когда тушь растворялась, больной выпивал этот раствор в качестве заменителя лекарства

Когда тушь растворялась, больной выпивал этот раствор в качестве заменителя лекарства

Меху придавали конусообразную форму, пучок перевязывали понизу нитью, обмазывали канифолью и вставляли в прорезь бамбуковой ручки, которая украшалась резьбой

Меху придавали конусообразную форму, пучок перевязывали понизу нитью, обмазывали канифолью и вставляли в прорезь бамбуковой ручки, которая украшалась резьбой

В 1888 году у станции Горки произошло крушение поезда

В 1888 году у станции Горки произошло крушение поезда

Приказал царь в центре Москвы, близ

Приказал царь в центре Москвы, близ

Оторвал царь глаза от книги, положил еѐ на стол, обратился к

Оторвал царь глаза от книги, положил еѐ на стол, обратился к

Упрям царь. Не поверил печатнику

Упрям царь. Не поверил печатнику

Редьярд Киплинг — автор знаменитой книги о

Редьярд Киплинг — автор знаменитой книги о

Незнакомец подумал: "Это очень удивительный ребѐнок

Незнакомец подумал: "Это очень удивительный ребѐнок

Теперь, на случай, если ты забудешь, я нарисовала снаружи то копьѐ, которое нужно папе

Теперь, на случай, если ты забудешь, я нарисовала снаружи то копьѐ, которое нужно папе

Тут Тешумай подбежала к Таффи и давай целовать еѐ, обнимать и ласкать

Тут Тешумай подбежала к Таффи и давай целовать еѐ, обнимать и ласкать

После этого все очень долго молчали

После этого все очень долго молчали

Латинским письмом (латиницей) пользуются около 35% населения земного шара

Латинским письмом (латиницей) пользуются около 35% населения земного шара

А. В. Арциховского. Всего их обнаружено около 600 – в основном в

А. В. Арциховского. Всего их обнаружено около 600 – в основном в

Заключение. Работая над этим проектом, я попытался ответить на вопрос «Как прошлое сохраняется в настоящем?»

Заключение. Работая над этим проектом, я попытался ответить на вопрос «Как прошлое сохраняется в настоящем?»

ХХ век стал веком фантастических открытий и изобретений

ХХ век стал веком фантастических открытий и изобретений

Использованная литература: 1

Использованная литература: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020