Тема: «Психологический мониторинг сформированности УУД в условиях ФГОС. Диагностический инструментарий в работе педагога-психолога»

  • doc
  • 18.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Психологический мониторинг.doc

Тема: «Психологический мониторинг сформированности УУД в условиях ФГОС. Диагностический инструментарий в работе педагога-психолога»

Цель: повышение психологической готовности педагогов-психологов к принятию инноваций в области образования

Задачи:

  • актуализировать ресурсы педагогов-психологов к саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию
  • снять эмоциональное напряжение.

 

Один праведный человек, беседуя с Богом, попросил у него: «Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад».

            Бог подвел человека к двум дверям, открыл одну и провёл человека внутрь. Там был большой круглый стол, на нём стояла огромная чаша, вкусно пахнущая пищей. Человеку безумно захотелось есть. Люди, сидящие вокруг стола, выглядели умирающими от голода. У всех у них были ложки с длинными ручками, прикреплёнными к рукам. Они могли достать чашу с едой и набрать пищу, но так как ручки у ложек были слишком длинные, они не могли поднести ложки ко ртам. Праведный человек был потрясен видом их несчастья. Бог сказал: «Ты увидел Ад».

             Затем они направились ко второй двери. Бог отворил её. Тут был такой же огромный круглый стол, та же огромная чаша с пищей. Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только выглядели они сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом.

             Человек изумился: «Как это возможно? Я не понимаю». Бог улыбнулся: «Всё просто. Они научились кормить друг друга».

Как вы думаете, уважаемые коллеги, в чём заключается смысл этой притчи?

            Это притча называется «О рае и аде», и смысл её в том, что нужно делиться друг с другом. Я надеюсь, что сегодня мы все будем работать слаженно и продуктивно, и в процессе работы поделимся своими мыслями, эмоциями, взаимно обогатимся и приобретём новые знания

 

Введение ФГОС существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды учреждения, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника образовательного процесса.

           Согласно требованиям нового стандарта, метапредметные и личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию, а метапредметные результаты – еще и оценке. УУД формируются постепенно и поэтапно. Вывести учащихся на высокий метапредметный и личностный результат педагог может только в результате систематической, постоянной работы над формированием универсальных учебных действий в течение всего периода обучения детей в основной школе. Для того чтобы отслеживать продвижение каждого ребенка по пути формирования УУД и эффективность собственной педагогической работы, и нужен мониторинг.

Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.

           Психологический мониторинг – комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

 

           Психологический мониторинг в школе реализует следующие задачи:  

  • получение максимально полной психологической информации, характеризующей интеллектуально-познавательный, мотивационно-личностный потенциал ребенка, а так же межличностное взаимодействие участников образовательного процесса;                                                                              
  • предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;                                                                                                                                       
  • структурирование системы психолого-педагогических коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий.                                                                                                                                                                                                

            Реализация задач в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям:                                                                                                   

  • психологическая диагностика
  • анализ результатов
  • рекомендации, консультация
  • коррекционно-развивающие и профилактические мероприятия.

          При помощи психологического мониторинга отслеживается формирование универсальных учебных действий учащихся:                                                                                                  

  • познавательных;
  • личностных;
  • регулятивных;
  • коммуникативных.                                                                                                                                                                           

 В ФГОС прописано, чему должен научиться ребенок на каждом этапе обучения. Стандарт устанавливает три группы образовательных результатов: личностные, метапредметные, предметные. Изучением предметных результатов занимается учитель, изучением личностных и метапредметных – психолог.

           Периодичность проведения психологического мониторинга - на всех ступенях  обучения.             

           Психологическим мониторингом охватываем всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.                                                                                                                                         

           Итоговый результат психологического мониторинга предоставляется на различных уровнях:                                                                                                                                                               1 уровень – информация для ученика.                                                                                                                                                                      2 уровень – информация для учителя.                                                                                                3 уровень – информация для управленческого звена.                                                                                              

          В рамках психологического мониторинга в условиях реализации ФГОС осуществляется психологическое сопровождение различных категорий учащихся (одаренных детей и детей с высоким уровнем интеллектуального развития, детей с ОВЗ и детей – инвалидов, подростков «группы риска»).

          Психологическое сопровождение учащегося в режиме психологического мониторинга в школе дает возможность:                                                                                                                             - определить относительное место учащегося в классе и параллели;                                               - провести ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру;                                               - выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями;                                              - отследить динамику изменений результатов от года к году;                                                            - провести сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам;                                                                         - получить сравнительную оценку качества работы педагогов.                                                                  

           Систематическое отслеживание результатов из года в год позволяет увидеть:                                                                                                             - динамику изменения УУД ученика;                                                    

- проанализировать соответствие достижений запланированным результатам,                                     - приводит к пониманию закономерностей возрастного развития;                                                - позволяет прогнозировать ожидаемое состояние образовательного процесса;                                          

- помогает оценить успешность проведенных коррекционных и профилактических мероприятий.                                         

           Таким образом, можно отметить, что психологический мониторинг делает работу педагога – психолога и каждого педагога образовательного учреждения более целенаправленной, систематизированной и эффективной в условиях реализации ФГОС.

           

Требования к методам и  организации психолого-педагогического сопровождения ФГОС и оценки  сформированности универсальных учебных действий

 

1. Обоснование выбора диагностического инструментария.

Выбор диагностического инструментария основывался на следующих критериях:

показательность конкретного вида УУД для общей характеристики уровня развития личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД;

учет системного характера видов УУД (одно универсальное учебное действие может быть рассмотрено как принадлежащее к различным классам. Например, рефлексивная самооценка может рассматриваться и как личностное, и как регулятивное действие. Речевое отображение действия может быть проинтерпретировано и как коммуникативное, и как регулятивное, и как знаково-символическое действие и пр.);

– учет возрастной специфики сформированности видов УУД. Показательность видов УУД и их значение для развития учащихся меняется при переходе с одной возрастной ступени на другую, поэтому выбор диагностического инструментария может меняться.

 

     2. Требования к методам, инструментарию и организации оценивания уровня развития универсальных учебных действий.

·         адекватность методик целям и задачам исследования;

·         теоретическая обоснованность диагностической направленности методик;

·         адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности) возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся;

·         валидность надежность применяемых методик;

·         профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов;

·         этические стандарты деятельности психологов.

Адекватность методического комплекса оценки УУД целям и задачам исследования. Система критериев и задач при оценке УУД должна быть направлена на определение уровня развития базовых составляющих учебной деятельности, что обеспечивает ее соответствие поставленным целям и задачам.

Теоретическая обоснованность методик. Психодиагностические методики должны иметь четкое и содержательное указание своей диагностической направленности и того теоретического основания, которому они соответствуют. Понятия, с помощью которых в методике формулируются ее диагностические возможности, должны быть четко определены, что образует необходимое условие интерпретации полученных результатов (Акимова, Раевский, 1995).

Смысл данного требования состоит в использовании только таких методик, содержательная сторона которых получила достаточный психологический анализ. В результате в них должна быть четко объективирована диагностическая направленность, а также показатели и критерии оценки исследуемой стороны развития ребенка.

Адекватность методов возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся. Согласно данному требованию, применяемые методики должны содержать только такие задания, которые по своей процедуре, а также уровню сложности отвечают реальным возрастным интересам и возможностям исследуемых детей.

Валидность и надежность методик. Валидность методики – это свидетельство ее достаточно высокого соответствия заявляемому диагностическому предназначению. Под надежностью методики понимается ее достаточная устойчивость к внешним помехам. В состав диагностического комплекса для оценки УУД включены преимущественно те методики, валидность и надежность которых подтверждена значительным числом психологических исследований, в рамках которых они ранее применялись. В то же время часть заданий, составленных специально для данной системы оценивания УУД, прошла необходимое опробование.

Профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов. В психологической диагностике принципиальное значение придается требованию, чтобы диагностические методики использовались только достаточно ква­лифицированными специалистами–психологами, что является необходимой и обязательной мерой по защите прав человека – будь то ребенок или взрослый – от неправильного использования средств оценки их интеллекта, личностных и иных социально значимых качеств. Для правильного применения диагностического инструментария требуется достаточно длинный период обучения и специальной подготовки. Только квалифицированный психолог может обеспечить необходимые усло­вия для правильной процедуры проведения обследования и последующей пра­вильной интерпретации диагностических оценок.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

Регулятивные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

 

Познавательные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

3) смысловое чтение.

 

Коммуникативные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

3) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

4) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

            Эффективным мониторингом считается мониторинг состоящий из

  • входящей диагностики
  • коррекции
  • итоговой диагностики

Ожидаемый результат мониторинга

            Гармоничное развитие обучающихся способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала.

            Необходимо учитывать, что психологические методики могут использоваться в качестве дополнительной диагностики, определение причин неуспеваемости.

Психолог не может являться «внешним» экспертом по отношению к процессу формирования УУД, так как он не отвечает за процесс их формирования. Мониторинг инструмент педагогической диагностики.

 

 

Диагностический инструментарий

 

 

УУД

Диагностические параметры

Инструментарий

Адресат

 

Личностные

Самооценка

Методика «Лесенка» Щур Е.В.

1 – 11 классы

Дембо-Рубинштейн «Шкала самооценки»

1 – 11 классы

Методика «Какой я»

1 – 4 классы

Опросник Г.Н. Казанцевой

5 – 11 классы

Тревожность

Проектная методика «Уровень тревожности» Прихожан А.М.

1 – 2 класс

 

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки

1 – 4 классы

Тест Ф. Филлипса «Школьная тревожность»

4 – 11 классы

Методика «Кактус»

1 – 11 классы

Методика «Человек под дождем»

5 – 11 класс

Агрессивность

Методика «Кактус»

1 – 11 классы

Методика «Несуществующее животное»

1 – 11 классы

Тест «Руки» (Б. Бринклен)

5 – 11 класс

Опросник Баса – Дарки

5 – 11 класс

Эмоциональная возбудимость

Методика «Эмоциональная возбудимость - уравновешенность» (Б.Н. Смирнова)

1 – 11 классы

Методика «Шкала вспыльчивости» (Е. П. Ильина и П. А. Ковалева)

1 – 11 классы

Эмоциональное состояние

Эмоциональное состояние цветовой тест Люшера

1 – 11 классы

Методика «Солнце, облачко, тучка»

1 – 5 классы

Методика «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго

1 – 11 классы

Методика «Дерево с человечками»

1 – 11 классы

Школьная мотивация

Методика «Что мне нравится в школе»

1 – 11 классы

Г.Н. Лусканова «Школьная мотивация»

1 – 11 классы

Проективная методика «Я в школе»

1 – 11 классы

Метапредметные

Регулятивные

Произвольная регуляция

Методика «Домик» Гудкиной

1 класс

Методика Ульенковой У.В. «Палочки крестики»

1 – 11 классы

Методика «Графический диктант»

1 – 4 классы

Работоспособность

Методика «Кодирование»

1 - 4 классы

Методика «Поставь значки»

1 - 4 классы

Тепинг-тест

1 - 11 классы

Познавательные

Восприятие

Методика «Узнавание фигур»

1 – 4 классы

Методика «Какого цвета предметы»

1 – 4 классы

Методика «Разрезные картинки»

1 – 4 классы

Методика «Узнай кто это»

1 – 4 классы

Методика «Какие предметы спрятались в рисунках»

1 – 4 классы

Методика «Чего не хватает»

1 – 4 классы

Методика «Чем залатать коврик»

1 – 11 классы

Внимание

Методика «Кодирование»

1 – 4 классы

Методика «Найди и вычеркни»

1 – 4 классы

Методика «Корректурная проба»

1 – 11 классы

Методика «Перепутанные линии»

1 – 11 классы

Методика «Запомни и расставь точки»

4 – 11 класс

Методика «Исправь ошибки»

4 – 11 класс

Методика «Расстановка чисел»

4 – 11 класс

Методика «Мюнстерберга»

4 – 11 класс

Память

Методика «Память на образцы»

Методика «Запомни фигуры»

1 – 11 классы

Методика «Запомни слова»

1 – 11 классы

Методика «10 слов» А.Р. Лурия

1 – 11 классы

Методика «Запомни числа»

1 – 11 классы

Мышление

Методика «Четвертый лишний»

1 – 11 классы

Методика «Нелепицы»

1 – 2 классы

Методика «Сюжетные картинки»

1 – 2 класс

Методика «Раздели на группы»

1 – 11 классы

Методика цветных прогрессивных матриц Равена

1 – 11 классы

Методика «Выделение существенных признаков»

4 – 11 класс

Методика «Интеллектуальная лабильность»

4 – 11 класс

Коммуникативные

Умение общаться, взаимодействовать с людьми

Методика Рене Жиля

1 – 11 классы

Проективная методика «Моя семья»

1 – 11 классы

Методика «ЦТО»

1 – 11 классы

Методика «Светофор»

1 – 11 классы

Социометрия

1 – 11 классы

Диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД (методика М.А.Ступницкой)

1 – 11 классы

Тест коммуникативных умений Л.Михельсона

8 – 11 классы

Методика «Уровень общительности» (В.Ф.Ряховский)

8 – 11 классы

 

 

 

 

 

 

 

А в заключение нашего семинара позвольте дать Вам несколько советов.

Относительно работы

  • Не работайте тяжелее, а работайте умнее.

У большинства педагогов-психологов нашего района наблюдается синдром «отличника». Они все стремятся сделать именно на «отлично».

А можно на это предложить аксиому: «Человек имеет право на ошибку, а я — человек! Мои ошибки и промахи, недовольства родителей и учеников, замечания администрации — это все естественно и не является поводом для серьезных переживаний. Это — жизнь. Это моя естественная среда обитания».

  • Умейте отказаться вежливо, но убедительно.
  • Создайте на своем рабочем месте как можно более комфортные условия труда.

Относительно самого себя и своей жизни

  • Будьте эгоистом хотя бы иногда. Почему-то психологи всегда всем что-то должны.
  • Организуйте себе свой День эгоиста.
  • Ищите свой набор способов для снятия стресса и усталости.