Тема: «Психологический мониторинг сформированности УУД в условиях ФГОС. Диагностический инструментарий в работе педагога-психолога»
Цель: повышение психологической готовности педагогов-психологов к принятию инноваций в области образования
Задачи:
Один праведный человек, беседуя с Богом, попросил у него: «Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад».
Бог подвел человека к двум дверям, открыл одну и провёл человека внутрь. Там был большой круглый стол, на нём стояла огромная чаша, вкусно пахнущая пищей. Человеку безумно захотелось есть. Люди, сидящие вокруг стола, выглядели умирающими от голода. У всех у них были ложки с длинными ручками, прикреплёнными к рукам. Они могли достать чашу с едой и набрать пищу, но так как ручки у ложек были слишком длинные, они не могли поднести ложки ко ртам. Праведный человек был потрясен видом их несчастья. Бог сказал: «Ты увидел Ад».
Затем они направились ко второй двери. Бог отворил её. Тут был такой же огромный круглый стол, та же огромная чаша с пищей. Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только выглядели они сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом.
Человек изумился: «Как это возможно? Я не понимаю». Бог улыбнулся: «Всё просто. Они научились кормить друг друга».
Как вы думаете, уважаемые коллеги, в чём заключается смысл этой притчи?
Это притча называется «О рае и аде», и смысл её в том, что нужно делиться друг с другом. Я надеюсь, что сегодня мы все будем работать слаженно и продуктивно, и в процессе работы поделимся своими мыслями, эмоциями, взаимно обогатимся и приобретём новые знания
Введение ФГОС существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды учреждения, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Согласно требованиям нового стандарта, метапредметные и личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию, а метапредметные результаты – еще и оценке. УУД формируются постепенно и поэтапно. Вывести учащихся на высокий метапредметный и личностный результат педагог может только в результате систематической, постоянной работы над формированием универсальных учебных действий в течение всего периода обучения детей в основной школе. Для того чтобы отслеживать продвижение каждого ребенка по пути формирования УУД и эффективность собственной педагогической работы, и нужен мониторинг.
Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.
Психологический мониторинг – комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Психологический мониторинг в школе реализует следующие задачи:
Реализация задач в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям:
При помощи психологического мониторинга отслеживается формирование универсальных учебных действий учащихся:
В ФГОС прописано, чему должен научиться ребенок на каждом этапе обучения. Стандарт устанавливает три группы образовательных результатов: личностные, метапредметные, предметные. Изучением предметных результатов занимается учитель, изучением личностных и метапредметных – психолог.
Периодичность проведения психологического мониторинга - на всех ступенях обучения.
Психологическим мониторингом охватываем всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.
Итоговый результат психологического мониторинга предоставляется на различных уровнях: 1 уровень – информация для ученика. 2 уровень – информация для учителя. 3 уровень – информация для управленческого звена.
В рамках психологического мониторинга в условиях реализации ФГОС осуществляется психологическое сопровождение различных категорий учащихся (одаренных детей и детей с высоким уровнем интеллектуального развития, детей с ОВЗ и детей – инвалидов, подростков «группы риска»).
Психологическое сопровождение учащегося в режиме психологического мониторинга в школе дает возможность: - определить относительное место учащегося в классе и параллели; - провести ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру; - выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями; - отследить динамику изменений результатов от года к году; - провести сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам; - получить сравнительную оценку качества работы педагогов.
Систематическое отслеживание результатов из года в год позволяет увидеть: - динамику изменения УУД ученика;
- проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, - приводит к пониманию закономерностей возрастного развития; - позволяет прогнозировать ожидаемое состояние образовательного процесса;
- помогает оценить успешность проведенных коррекционных и профилактических мероприятий.
Таким образом, можно отметить, что психологический мониторинг делает работу педагога – психолога и каждого педагога образовательного учреждения более целенаправленной, систематизированной и эффективной в условиях реализации ФГОС.
Требования к методам и организации психолого-педагогического сопровождения ФГОС и оценки сформированности универсальных учебных действий
1. Обоснование выбора диагностического инструментария.
Выбор диагностического инструментария основывался на следующих критериях:
– показательность конкретного вида УУД для общей характеристики уровня развития личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД;
– учет системного характера видов УУД (одно универсальное учебное действие может быть рассмотрено как принадлежащее к различным классам. Например, рефлексивная самооценка может рассматриваться и как личностное, и как регулятивное действие. Речевое отображение действия может быть проинтерпретировано и как коммуникативное, и как регулятивное, и как знаково-символическое действие и пр.);
– учет возрастной специфики сформированности видов УУД. Показательность видов УУД и их значение для развития учащихся меняется при переходе с одной возрастной ступени на другую, поэтому выбор диагностического инструментария может меняться.
2. Требования к методам, инструментарию и организации оценивания уровня развития универсальных учебных действий.
· адекватность методик целям и задачам исследования;
· теоретическая обоснованность диагностической направленности методик;
· адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности) возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся;
· валидность надежность применяемых методик;
· профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов;
· этические стандарты деятельности психологов.
Адекватность методического комплекса оценки УУД целям и задачам исследования. Система критериев и задач при оценке УУД должна быть направлена на определение уровня развития базовых составляющих учебной деятельности, что обеспечивает ее соответствие поставленным целям и задачам.
Теоретическая обоснованность методик. Психодиагностические методики должны иметь четкое и содержательное указание своей диагностической направленности и того теоретического основания, которому они соответствуют. Понятия, с помощью которых в методике формулируются ее диагностические возможности, должны быть четко определены, что образует необходимое условие интерпретации полученных результатов (Акимова, Раевский, 1995).
Смысл данного требования состоит в использовании только таких методик, содержательная сторона которых получила достаточный психологический анализ. В результате в них должна быть четко объективирована диагностическая направленность, а также показатели и критерии оценки исследуемой стороны развития ребенка.
Адекватность методов возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся. Согласно данному требованию, применяемые методики должны содержать только такие задания, которые по своей процедуре, а также уровню сложности отвечают реальным возрастным интересам и возможностям исследуемых детей.
Валидность и надежность методик. Валидность методики – это свидетельство ее достаточно высокого соответствия заявляемому диагностическому предназначению. Под надежностью методики понимается ее достаточная устойчивость к внешним помехам. В состав диагностического комплекса для оценки УУД включены преимущественно те методики, валидность и надежность которых подтверждена значительным числом психологических исследований, в рамках которых они ранее применялись. В то же время часть заданий, составленных специально для данной системы оценивания УУД, прошла необходимое опробование.
Профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов. В психологической диагностике принципиальное значение придается требованию, чтобы диагностические методики использовались только достаточно квалифицированными специалистами–психологами, что является необходимой и обязательной мерой по защите прав человека – будь то ребенок или взрослый – от неправильного использования средств оценки их интеллекта, личностных и иных социально значимых качеств. Для правильного применения диагностического инструментария требуется достаточно длинный период обучения и специальной подготовки. Только квалифицированный психолог может обеспечить необходимые условия для правильной процедуры проведения обследования и последующей правильной интерпретации диагностических оценок.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Регулятивные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
3) смысловое чтение.
Коммуникативные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
3) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
4) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Эффективным мониторингом считается мониторинг состоящий из
Ожидаемый результат мониторинга
Гармоничное развитие обучающихся способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала.
Необходимо учитывать, что психологические методики могут использоваться в качестве дополнительной диагностики, определение причин неуспеваемости.
Психолог не может являться «внешним» экспертом по отношению к процессу формирования УУД, так как он не отвечает за процесс их формирования. Мониторинг инструмент педагогической диагностики.
Диагностический инструментарий
УУД |
Диагностические параметры |
Инструментарий |
Адресат |
|
Личностные |
Самооценка |
Методика «Лесенка» Щур Е.В. |
1 – 11 классы |
|
Дембо-Рубинштейн «Шкала самооценки» |
1 – 11 классы |
|||
Методика «Какой я» |
1 – 4 классы |
|||
Опросник Г.Н. Казанцевой |
5 – 11 классы |
|||
Тревожность |
Проектная методика «Уровень тревожности» Прихожан А.М. |
1 – 2 класс
|
||
Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки |
1 – 4 классы |
|||
Тест Ф. Филлипса «Школьная тревожность» |
4 – 11 классы |
|||
Методика «Кактус» |
1 – 11 классы |
|||
Методика «Человек под дождем» |
5 – 11 класс |
|||
Агрессивность |
Методика «Кактус» |
1 – 11 классы |
||
Методика «Несуществующее животное» |
1 – 11 классы |
|||
Тест «Руки» (Б. Бринклен) |
5 – 11 класс |
|||
Опросник Баса – Дарки |
5 – 11 класс |
|||
Эмоциональная возбудимость |
Методика «Эмоциональная возбудимость - уравновешенность» (Б.Н. Смирнова) |
1 – 11 классы |
||
Методика «Шкала вспыльчивости» (Е. П. Ильина и П. А. Ковалева) |
1 – 11 классы |
|||
Эмоциональное состояние |
Эмоциональное состояние цветовой тест Люшера |
1 – 11 классы |
||
Методика «Солнце, облачко, тучка» |
1 – 5 классы |
|||
Методика «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго |
1 – 11 классы |
|||
Методика «Дерево с человечками» |
1 – 11 классы |
|||
Школьная мотивация |
Методика «Что мне нравится в школе» |
1 – 11 классы |
||
Г.Н. Лусканова «Школьная мотивация» |
1 – 11 классы |
|||
Проективная методика «Я в школе» |
1 – 11 классы |
|||
Метапредметные |
Регулятивные |
Произвольная регуляция |
Методика «Домик» Гудкиной |
1 класс |
Методика Ульенковой У.В. «Палочки крестики» |
1 – 11 классы |
|||
Методика «Графический диктант» |
1 – 4 классы |
|||
Работоспособность |
Методика «Кодирование» |
1 - 4 классы |
||
Методика «Поставь значки» |
1 - 4 классы |
|||
Тепинг-тест |
1 - 11 классы |
|||
Познавательные |
Восприятие |
Методика «Узнавание фигур» |
1 – 4 классы |
|
Методика «Какого цвета предметы» |
1 – 4 классы |
|||
Методика «Разрезные картинки» |
1 – 4 классы |
|||
Методика «Узнай кто это» |
1 – 4 классы |
|||
Методика «Какие предметы спрятались в рисунках» |
1 – 4 классы |
|||
Методика «Чего не хватает» |
1 – 4 классы |
|||
Методика «Чем залатать коврик» |
1 – 11 классы |
|||
Внимание |
Методика «Кодирование» |
1 – 4 классы |
||
Методика «Найди и вычеркни» |
1 – 4 классы |
|||
Методика «Корректурная проба» |
1 – 11 классы |
|||
Методика «Перепутанные линии» |
1 – 11 классы |
|||
Методика «Запомни и расставь точки» |
4 – 11 класс |
|||
Методика «Исправь ошибки» |
4 – 11 класс |
|||
Методика «Расстановка чисел» |
4 – 11 класс |
|||
Методика «Мюнстерберга» |
4 – 11 класс |
|||
Память |
Методика «Память на образцы» Методика «Запомни фигуры» |
1 – 11 классы |
||
Методика «Запомни слова» |
1 – 11 классы |
|||
Методика «10 слов» А.Р. Лурия |
1 – 11 классы |
|||
Методика «Запомни числа» |
1 – 11 классы |
|||
Мышление |
Методика «Четвертый лишний» |
1 – 11 классы |
||
Методика «Нелепицы» |
1 – 2 классы |
|||
Методика «Сюжетные картинки» |
1 – 2 класс |
|||
Методика «Раздели на группы» |
1 – 11 классы |
|||
Методика цветных прогрессивных матриц Равена |
1 – 11 классы |
|||
Методика «Выделение существенных признаков» |
4 – 11 класс |
|||
Методика «Интеллектуальная лабильность» |
4 – 11 класс |
|||
Коммуникативные |
Умение общаться, взаимодействовать с людьми |
Методика Рене Жиля |
1 – 11 классы |
|
Проективная методика «Моя семья» |
1 – 11 классы |
|||
Методика «ЦТО» |
1 – 11 классы |
|||
Методика «Светофор» |
1 – 11 классы |
|||
Социометрия |
1 – 11 классы |
|||
Диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД (методика М.А.Ступницкой) |
1 – 11 классы |
|||
Тест коммуникативных умений Л.Михельсона |
8 – 11 классы |
|||
Методика «Уровень общительности» (В.Ф.Ряховский) |
8 – 11 классы |
А в заключение нашего семинара позвольте дать Вам несколько советов.
Относительно работы
У большинства педагогов-психологов нашего района наблюдается синдром «отличника». Они все стремятся сделать именно на «отлично».
А можно на это предложить аксиому: «Человек имеет право на ошибку, а я — человек! Мои ошибки и промахи, недовольства родителей и учеников, замечания администрации — это все естественно и не является поводом для серьезных переживаний. Это — жизнь. Это моя естественная среда обитания».
Относительно самого себя и своей жизни
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.