Тема: «Психологический мониторинг сформированности УУД в условиях ФГОС. Диагностический инструментарий в работе педагога-психолога»
Оценка 4.7

Тема: «Психологический мониторинг сформированности УУД в условиях ФГОС. Диагностический инструментарий в работе педагога-психолога»

Оценка 4.7
doc
18.03.2020
Тема: «Психологический мониторинг сформированности УУД в условиях ФГОС. Диагностический инструментарий в работе педагога-психолога»
Психологический мониторинг.doc

Тема: «Психологический мониторинг сформированности УУД в условиях ФГОС. Диагностический инструментарий в работе педагога-психолога»

Цель: повышение психологической готовности педагогов-психологов к принятию инноваций в области образования

Задачи:

  • актуализировать ресурсы педагогов-психологов к саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию
  • снять эмоциональное напряжение.

 

Один праведный человек, беседуя с Богом, попросил у него: «Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад».

            Бог подвел человека к двум дверям, открыл одну и провёл человека внутрь. Там был большой круглый стол, на нём стояла огромная чаша, вкусно пахнущая пищей. Человеку безумно захотелось есть. Люди, сидящие вокруг стола, выглядели умирающими от голода. У всех у них были ложки с длинными ручками, прикреплёнными к рукам. Они могли достать чашу с едой и набрать пищу, но так как ручки у ложек были слишком длинные, они не могли поднести ложки ко ртам. Праведный человек был потрясен видом их несчастья. Бог сказал: «Ты увидел Ад».

             Затем они направились ко второй двери. Бог отворил её. Тут был такой же огромный круглый стол, та же огромная чаша с пищей. Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только выглядели они сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом.

             Человек изумился: «Как это возможно? Я не понимаю». Бог улыбнулся: «Всё просто. Они научились кормить друг друга».

Как вы думаете, уважаемые коллеги, в чём заключается смысл этой притчи?

            Это притча называется «О рае и аде», и смысл её в том, что нужно делиться друг с другом. Я надеюсь, что сегодня мы все будем работать слаженно и продуктивно, и в процессе работы поделимся своими мыслями, эмоциями, взаимно обогатимся и приобретём новые знания

 

Введение ФГОС существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды учреждения, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника образовательного процесса.

           Согласно требованиям нового стандарта, метапредметные и личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию, а метапредметные результаты – еще и оценке. УУД формируются постепенно и поэтапно. Вывести учащихся на высокий метапредметный и личностный результат педагог может только в результате систематической, постоянной работы над формированием универсальных учебных действий в течение всего периода обучения детей в основной школе. Для того чтобы отслеживать продвижение каждого ребенка по пути формирования УУД и эффективность собственной педагогической работы, и нужен мониторинг.

Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.

           Психологический мониторинг – комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

 

           Психологический мониторинг в школе реализует следующие задачи:  

  • получение максимально полной психологической информации, характеризующей интеллектуально-познавательный, мотивационно-личностный потенциал ребенка, а так же межличностное взаимодействие участников образовательного процесса;                                                                              
  • предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;                                                                                                                                       
  • структурирование системы психолого-педагогических коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий.                                                                                                                                                                                                

            Реализация задач в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям:                                                                                                   

  • психологическая диагностика
  • анализ результатов
  • рекомендации, консультация
  • коррекционно-развивающие и профилактические мероприятия.

          При помощи психологического мониторинга отслеживается формирование универсальных учебных действий учащихся:                                                                                                  

  • познавательных;
  • личностных;
  • регулятивных;
  • коммуникативных.                                                                                                                                                                           

 В ФГОС прописано, чему должен научиться ребенок на каждом этапе обучения. Стандарт устанавливает три группы образовательных результатов: личностные, метапредметные, предметные. Изучением предметных результатов занимается учитель, изучением личностных и метапредметных – психолог.

           Периодичность проведения психологического мониторинга - на всех ступенях  обучения.             

           Психологическим мониторингом охватываем всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.                                                                                                                                         

           Итоговый результат психологического мониторинга предоставляется на различных уровнях:                                                                                                                                                               1 уровень – информация для ученика.                                                                                                                                                                      2 уровень – информация для учителя.                                                                                                3 уровень – информация для управленческого звена.                                                                                              

          В рамках психологического мониторинга в условиях реализации ФГОС осуществляется психологическое сопровождение различных категорий учащихся (одаренных детей и детей с высоким уровнем интеллектуального развития, детей с ОВЗ и детей – инвалидов, подростков «группы риска»).

          Психологическое сопровождение учащегося в режиме психологического мониторинга в школе дает возможность:                                                                                                                             - определить относительное место учащегося в классе и параллели;                                               - провести ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру;                                               - выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями;                                              - отследить динамику изменений результатов от года к году;                                                            - провести сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам;                                                                         - получить сравнительную оценку качества работы педагогов.                                                                  

           Систематическое отслеживание результатов из года в год позволяет увидеть:                                                                                                             - динамику изменения УУД ученика;                                                    

- проанализировать соответствие достижений запланированным результатам,                                     - приводит к пониманию закономерностей возрастного развития;                                                - позволяет прогнозировать ожидаемое состояние образовательного процесса;                                          

- помогает оценить успешность проведенных коррекционных и профилактических мероприятий.                                         

           Таким образом, можно отметить, что психологический мониторинг делает работу педагога – психолога и каждого педагога образовательного учреждения более целенаправленной, систематизированной и эффективной в условиях реализации ФГОС.

           

Требования к методам и  организации психолого-педагогического сопровождения ФГОС и оценки  сформированности универсальных учебных действий

 

1. Обоснование выбора диагностического инструментария.

Выбор диагностического инструментария основывался на следующих критериях:

показательность конкретного вида УУД для общей характеристики уровня развития личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД;

учет системного характера видов УУД (одно универсальное учебное действие может быть рассмотрено как принадлежащее к различным классам. Например, рефлексивная самооценка может рассматриваться и как личностное, и как регулятивное действие. Речевое отображение действия может быть проинтерпретировано и как коммуникативное, и как регулятивное, и как знаково-символическое действие и пр.);

– учет возрастной специфики сформированности видов УУД. Показательность видов УУД и их значение для развития учащихся меняется при переходе с одной возрастной ступени на другую, поэтому выбор диагностического инструментария может меняться.

 

     2. Требования к методам, инструментарию и организации оценивания уровня развития универсальных учебных действий.

·         адекватность методик целям и задачам исследования;

·         теоретическая обоснованность диагностической направленности методик;

·         адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности) возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся;

·         валидность надежность применяемых методик;

·         профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов;

·         этические стандарты деятельности психологов.

Адекватность методического комплекса оценки УУД целям и задачам исследования. Система критериев и задач при оценке УУД должна быть направлена на определение уровня развития базовых составляющих учебной деятельности, что обеспечивает ее соответствие поставленным целям и задачам.

Теоретическая обоснованность методик. Психодиагностические методики должны иметь четкое и содержательное указание своей диагностической направленности и того теоретического основания, которому они соответствуют. Понятия, с помощью которых в методике формулируются ее диагностические возможности, должны быть четко определены, что образует необходимое условие интерпретации полученных результатов (Акимова, Раевский, 1995).

Смысл данного требования состоит в использовании только таких методик, содержательная сторона которых получила достаточный психологический анализ. В результате в них должна быть четко объективирована диагностическая направленность, а также показатели и критерии оценки исследуемой стороны развития ребенка.

Адекватность методов возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся. Согласно данному требованию, применяемые методики должны содержать только такие задания, которые по своей процедуре, а также уровню сложности отвечают реальным возрастным интересам и возможностям исследуемых детей.

Валидность и надежность методик. Валидность методики – это свидетельство ее достаточно высокого соответствия заявляемому диагностическому предназначению. Под надежностью методики понимается ее достаточная устойчивость к внешним помехам. В состав диагностического комплекса для оценки УУД включены преимущественно те методики, валидность и надежность которых подтверждена значительным числом психологических исследований, в рамках которых они ранее применялись. В то же время часть заданий, составленных специально для данной системы оценивания УУД, прошла необходимое опробование.

Профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов. В психологической диагностике принципиальное значение придается требованию, чтобы диагностические методики использовались только достаточно ква­лифицированными специалистами–психологами, что является необходимой и обязательной мерой по защите прав человека – будь то ребенок или взрослый – от неправильного использования средств оценки их интеллекта, личностных и иных социально значимых качеств. Для правильного применения диагностического инструментария требуется достаточно длинный период обучения и специальной подготовки. Только квалифицированный психолог может обеспечить необходимые усло­вия для правильной процедуры проведения обследования и последующей пра­вильной интерпретации диагностических оценок.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

Регулятивные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

 

Познавательные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

3) смысловое чтение.

 

Коммуникативные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

3) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

4) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

            Эффективным мониторингом считается мониторинг состоящий из

  • входящей диагностики
  • коррекции
  • итоговой диагностики

Ожидаемый результат мониторинга

            Гармоничное развитие обучающихся способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала.

            Необходимо учитывать, что психологические методики могут использоваться в качестве дополнительной диагностики, определение причин неуспеваемости.

Психолог не может являться «внешним» экспертом по отношению к процессу формирования УУД, так как он не отвечает за процесс их формирования. Мониторинг инструмент педагогической диагностики.

 

 

Диагностический инструментарий

 

 

УУД

Диагностические параметры

Инструментарий

Адресат

 

Личностные

Самооценка

Методика «Лесенка» Щур Е.В.

1 – 11 классы

Дембо-Рубинштейн «Шкала самооценки»

1 – 11 классы

Методика «Какой я»

1 – 4 классы

Опросник Г.Н. Казанцевой

5 – 11 классы

Тревожность

Проектная методика «Уровень тревожности» Прихожан А.М.

1 – 2 класс

 

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки

1 – 4 классы

Тест Ф. Филлипса «Школьная тревожность»

4 – 11 классы

Методика «Кактус»

1 – 11 классы

Методика «Человек под дождем»

5 – 11 класс

Агрессивность

Методика «Кактус»

1 – 11 классы

Методика «Несуществующее животное»

1 – 11 классы

Тест «Руки» (Б. Бринклен)

5 – 11 класс

Опросник Баса – Дарки

5 – 11 класс

Эмоциональная возбудимость

Методика «Эмоциональная возбудимость - уравновешенность» (Б.Н. Смирнова)

1 – 11 классы

Методика «Шкала вспыльчивости» (Е. П. Ильина и П. А. Ковалева)

1 – 11 классы

Эмоциональное состояние

Эмоциональное состояние цветовой тест Люшера

1 – 11 классы

Методика «Солнце, облачко, тучка»

1 – 5 классы

Методика «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго

1 – 11 классы

Методика «Дерево с человечками»

1 – 11 классы

Школьная мотивация

Методика «Что мне нравится в школе»

1 – 11 классы

Г.Н. Лусканова «Школьная мотивация»

1 – 11 классы

Проективная методика «Я в школе»

1 – 11 классы

Метапредметные

Регулятивные

Произвольная регуляция

Методика «Домик» Гудкиной

1 класс

Методика Ульенковой У.В. «Палочки крестики»

1 – 11 классы

Методика «Графический диктант»

1 – 4 классы

Работоспособность

Методика «Кодирование»

1 - 4 классы

Методика «Поставь значки»

1 - 4 классы

Тепинг-тест

1 - 11 классы

Познавательные

Восприятие

Методика «Узнавание фигур»

1 – 4 классы

Методика «Какого цвета предметы»

1 – 4 классы

Методика «Разрезные картинки»

1 – 4 классы

Методика «Узнай кто это»

1 – 4 классы

Методика «Какие предметы спрятались в рисунках»

1 – 4 классы

Методика «Чего не хватает»

1 – 4 классы

Методика «Чем залатать коврик»

1 – 11 классы

Внимание

Методика «Кодирование»

1 – 4 классы

Методика «Найди и вычеркни»

1 – 4 классы

Методика «Корректурная проба»

1 – 11 классы

Методика «Перепутанные линии»

1 – 11 классы

Методика «Запомни и расставь точки»

4 – 11 класс

Методика «Исправь ошибки»

4 – 11 класс

Методика «Расстановка чисел»

4 – 11 класс

Методика «Мюнстерберга»

4 – 11 класс

Память

Методика «Память на образцы»

Методика «Запомни фигуры»

1 – 11 классы

Методика «Запомни слова»

1 – 11 классы

Методика «10 слов» А.Р. Лурия

1 – 11 классы

Методика «Запомни числа»

1 – 11 классы

Мышление

Методика «Четвертый лишний»

1 – 11 классы

Методика «Нелепицы»

1 – 2 классы

Методика «Сюжетные картинки»

1 – 2 класс

Методика «Раздели на группы»

1 – 11 классы

Методика цветных прогрессивных матриц Равена

1 – 11 классы

Методика «Выделение существенных признаков»

4 – 11 класс

Методика «Интеллектуальная лабильность»

4 – 11 класс

Коммуникативные

Умение общаться, взаимодействовать с людьми

Методика Рене Жиля

1 – 11 классы

Проективная методика «Моя семья»

1 – 11 классы

Методика «ЦТО»

1 – 11 классы

Методика «Светофор»

1 – 11 классы

Социометрия

1 – 11 классы

Диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД (методика М.А.Ступницкой)

1 – 11 классы

Тест коммуникативных умений Л.Михельсона

8 – 11 классы

Методика «Уровень общительности» (В.Ф.Ряховский)

8 – 11 классы

 

 

 

 

 

 

 

А в заключение нашего семинара позвольте дать Вам несколько советов.

Относительно работы

  • Не работайте тяжелее, а работайте умнее.

У большинства педагогов-психологов нашего района наблюдается синдром «отличника». Они все стремятся сделать именно на «отлично».

А можно на это предложить аксиому: «Человек имеет право на ошибку, а я — человек! Мои ошибки и промахи, недовольства родителей и учеников, замечания администрации — это все естественно и не является поводом для серьезных переживаний. Это — жизнь. Это моя естественная среда обитания».

  • Умейте отказаться вежливо, но убедительно.
  • Создайте на своем рабочем месте как можно более комфортные условия труда.

Относительно самого себя и своей жизни

  • Будьте эгоистом хотя бы иногда. Почему-то психологи всегда всем что-то должны.
  • Организуйте себе свой День эгоиста.
  • Ищите свой набор способов для снятия стресса и усталости.

Тема: « Психологический мониторинг сформированности

Тема: « Психологический мониторинг сформированности

Цель мониторинга уровня сформированности

Цель мониторинга уровня сформированности

Таким образом, можно отметить, что психологический мониторинг делает работу педагога – психолога и каждого педагога образовательного учреждения более целенаправленной, систематизированной и эффективной в условиях реализации

Таким образом, можно отметить, что психологический мониторинг делает работу педагога – психолога и каждого педагога образовательного учреждения более целенаправленной, систематизированной и эффективной в условиях реализации

Адекватность методов возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся

Адекватность методов возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся

России и мира, творческой деятельности эстетического характера

России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Эффективным мониторингом считается мониторинг состоящий из входящей диагностики коррекции итоговой диагностики

Эффективным мониторингом считается мониторинг состоящий из входящей диагностики коррекции итоговой диагностики

Эффективным мониторингом считается мониторинг состоящий из входящей диагностики коррекции итоговой диагностики

Эффективным мониторингом считается мониторинг состоящий из входящей диагностики коррекции итоговой диагностики

А можно на это предложить аксиому: «Человек имеет право на ошибку, а я — человек!

А можно на это предложить аксиому: «Человек имеет право на ошибку, а я — человек!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2020