Тема Психолого-педагогические основы организации инклюзивных групп в ДОО
Оценка 4.8

Тема Психолого-педагогические основы организации инклюзивных групп в ДОО

Оценка 4.8
Лекции
doc
другое
17.10.2023
Тема Психолого-педагогические основы организации инклюзивных групп в ДОО
Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии.
Тема Тема Психолого-педагогические основы организации инклюзивных.doc

 

3.1 Тема: Психолого-педагогические основы организации инклюзивных групп в ДОО

 

Вопросы

1.  Особенности содержания дошкольного образования в инклюзивных группах.

2. Особенности организации режима в инклюзивных группах.

3. Психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ОВЗ

 

1.      Особенности содержания дошкольного образования в инклюзивных группах.

Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии.

Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых».

Для того чтобы повысить общее качество образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги, специалисты, дети и родители:

1.      Регулярно работают в сотрудничестве друг с другом.

2.      Открыто оказывают друг другу помощь и получают ее, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним.

3.      Эффективно работают как единая профессиональная команда для достижения общей цели.

Для реализации целей инклюзии в ДОУ работают специалисты разного профиля – психолог, воспитатели, логопеды, дефектолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинский работник.

При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в образовательном учреждении должны быть учтены следующие условия:

  1. Наличие семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), готовых прийти в детские сады.
  2. Психологическая готовность руководителя и коллектива ОУ (либо части его) к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивного образования и согласие с ними.
  3. Наличие необходимых специалистов.
  4. Возможность повышения квалификации педагогов.
  5. Наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды.

 

2. Особенности организации режима в инклюзивных группах.

Инклюзивная группа (группа комбинированной направленности) ДОУ открывается для совместного воспитания и образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В группах комбинированной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей (до 3 лет и старше 3 лет) и категории детей с ограниченными возможностями здоровья и составляет:

  1. до 3 лет – 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;
  2. старше 3 лет:
  3. 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью – умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;
  4. 5 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
  5. 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

Например, в одной группе могут эффективно обучаться 2 ребенка с синдромом Дауна, 1 ребенок с синдромом раннего детского аутизма, 1–2 ребенка с детским церебральным параличом, несколько детей с общим недоразвитием речи.

Содержание деятельности инклюзивной группы:

  1. осуществление развивающей деятельности (развитие речи и представлений об окружающем мире, развитие познавательной сферы, игровой, исследовательской, проектной, графической, конструктивной деятельности и т. д.);
  2. социализация в условиях совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников;
  3. реализация коррекционной деятельности специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог);
  4. реализация программ творческого развития детей (керамическая мастерская, хореография, музыкально-ритмические занятия, игротерапия и др.).

Основные направления работы педагогического коллектива в инклюзивной группе:

  1. диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
  2. комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы;
  3. планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;
  4. организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы;
  5. мониторинг инклюзивного образовательного процесса.

Инклюзивный подход предполагает организацию социальных отношений воспитанников группы с учетом реализации возможностей каждого ее участника; это требует достаточно сложных организационных усилий.

В обычном ДОУ для всей группы детей предлагаются единые расписание занятий, режим дня, меню. Инклюзивные группы, ориентированные на интересы и возможности ребенка, но, когда требуют другого организационного подхода.

В расписании инклюзивной группы должны быть учтены занятия (расписаны помещения, время, специалисты), предусмотренные индивидуальной образовательной программой ребенка с ОВЗ – как индивидуальные, так и групповые, и групповые занятия, реализующие задачи основной образовательной программы.

Режим дня и недели в инклюзивной группе для разных детей может быть гибким (кто-то может находиться в саду в режиме полного дня и все пять дней, кто-то только три или два дня до обеда). Составление расписания в ДОУ, реализующем инклюзивную практику, представляет собой довольно сложную процедуру, которая входит в обязанности старшего воспитателя и требует участия координатора и специалистов, работающих в группе.

При планировании учитывается баланс между спокойными и активными занятиями, занятиями в помещении и на воздухе, индивидуальными занятиями, работой в малых и больших группах, структурированным и неструктурированным обучением.

 

Организация совместной жизнедеятельности детей в инклюзивной группе учитывает возможности и потребности в развитии всех детей группы и решает задачи их социального взаимодействия на гуманистической основе. Всю жизнь инклюзивной группы пронизывает позитивная атмосфера принятия и поддержки. При совместном воспитании с учетом индивидуальных особенностей дети получают опыт согласования своих интересов с интересами других.

Организация жизнедеятельности детей в инклюзивной группе опирается на решение следующих задач:

  1. создание общности детей и взрослых (вместе мы группа), основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;
  2. формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми);
  3. формирование умения поддерживать друг друга;
  4. развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;
  5. активизация способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;
  6. развитие умений и навыков в игровой, познавательной, исследовательской деятельности;
  7. формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.

Инклюзивная практика осуществляется как в процессе реализации образовательных программ (ИОП, ООП), так и в ходе режимных моментов.

 

3. Психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ОВЗ

Индивидуальная образовательная программа составляется на основе диагностических данных и рекомендаций специалистов ПМПК; она строится с опорой на понимание причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития, сильные стороны ребенка и компенсирует дефициты, имеющиеся в его развитии. Реализация выделенных в индивидуальной образовательной программе образовательных областей осуществляется с использованием утвержденных и рекомендованных основных образовательных программ, коррекционных программ, авторских технологий и практического опыта специалистов. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы

В процессе реализации образовательных программ необходимо помнить, что организация деятельности группы может модифицироваться в соответствии с динамикой развития ситуации в группе – неожиданными изменениями окружающей обстановки и/или специальными потребностями ребенка с ОВЗ.

При реализации программ разрабатываются разные формы активности детей в малых группах и в целом в группе, разноуровневые задания, с учетом индивидуальных особенностей детей.

Формы реализации содержания инклюзивного образования:

1. Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Содержание встреч, планируется согласно составленному индивидуальному плану. Индивидуальные занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. Диагностика, определение задач развития и коррекции осуществляется командой специалистов, а каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком. Каждый специалист знаком с содержанием работы всех специалистов. Родителям выдается подробное описание того, что и насколько успешно делал ребенок, а также рекомендации по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность.

2. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах, через организацию игровой, проектной, исследовательской, художественно-творческой деятельности. Для этого можно использовать дополнительные развивающие программы. Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом. Обучаются навыкам согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.

3. Фронтальные формы организации активности детей могут решать, как познавательные, так и социальные задачи. Фронтальные формы могут проходить по-разному. Для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в форме круга – специально организованного, занятия, на котором дети и взрослые играют вместе в особой – спокойной, доверительной атмосфере.

4. Детско-родительские группы. Это комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия. Группы ведут специалисты: психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Основными факторами взаимодействия специалистов с родителями являются позитивное отношение ко всем детям, демонстрация конструктивных способов поведения, позитивное подкрепление эффективных взаимодействий и информационная поддержка родителей.

Важно и то, что родители включаются в игры, упражнения, песни, лепку, которыми наполнено занятие – и этим, с одной стороны, помогают своим детям включиться, с другой – сами получают эмоциональную разрядку, отдыхают и получают новый опыт общения со своим ребёнком. После занятия родители могут задать специалистам вопросы, обсудить волнующие их проблемы, получить информационную и психологическую поддержку.

Присутствие на занятии детей с ОВЗ дает возможность следовать за своими сверстниками и учиться у них, а они, в свою очередь, привыкают быть в одной среде с «особенными» детьми, получают позитивный опыт общения с ними.

5. Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада. Атмосфера при подготовке этих мероприятий творческая. Они могут быть подготовлены взрослыми – тогда это будет сюрпризом для детей, что тоже влияет на создание положительной атмосферы.

6. Специально организованная среда планируется и выстраивается совместно педагогами, специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей.

Там, где специалисты отмечают сложности и препятствия, возникающие у ребенка в освоении окружающего мира, ребенку предлагают способы, позволяющие преодолеть их. Среда выстраивается также в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка, что требует от взрослых навыков наблюдения за процессом развития ребенка

Критерии успешной реализации инклюзивной практики

Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если:

  1. все дети, включенные в образовательный процесс
  • показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков);
  • адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение;
  • получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой.
  1. родители детей с ОВЗ
  • понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;
  • полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей;
  • проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении;
  • включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка.
  1. родители всех детей, посещающих инклюзивную группу
  • занимают активную позицию сотрудничества и поддержки по отношению к семье «особого ребенка», учителю, специалистам психолого-педагогического сопровождения.
  1. педагоги
  • принимают политику администрации образовательного учреждения по инклюзивному образованию;
  • реализуют инклюзивную практику, используя как уже имеющийся профессиональный опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению, принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных планов (индивидуальных планов или программ развития в дошкольных образовательных учреждениях);
  • эффективно взаимодействуют с родителями, координатором по инклюзии, специалистами психолого-педагогического сопровождения;
  • имеют положительную мотивацию в осуществлении своей профессиональной деятельности;
  • имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне и активно их используют в профессиональной деятельности.
  1. специалисты психолого-педагогического сопровождения
  • участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и других детей группы, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения;
  • действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы;
  • эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами (воспитателями, педагогическим персоналом);
  • администрация и специалисты сопровождения имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его и активно их используют в профессиональной деятельности.
  1. руководители образовательных учреждений
  • создают условия для развития и поддержки инклюзивной культуры, формирования инклюзивных ценностей и соответствующей атмосферы учреждения;
  • занимают лидерскую позицию в формировании инклюзивной политики (стратегии) и тактики, развитии инклюзивной практики в педагогическом коллективе;
  • понимают важность оказания поддержки сотрудникам, отвечающим за координацию работы, связанной с особыми образовательными потребностями.

 


Тема: Психолого-педагогические основы организации инклюзивных групп в

Тема: Психолого-педагогические основы организации инклюзивных групп в

Например, в одной группе могут эффективно обучаться 2 ребенка с синдромом

Например, в одной группе могут эффективно обучаться 2 ребенка с синдромом

Организация совместной жизнедеятельности детей в инклюзивной группе учитывает возможности и потребности в развитии всех детей группы и решает задачи их социального взаимодействия на гуманистической основе

Организация совместной жизнедеятельности детей в инклюзивной группе учитывает возможности и потребности в развитии всех детей группы и решает задачи их социального взаимодействия на гуманистической основе

Каждый специалист знаком с содержанием работы всех специалистов

Каждый специалист знаком с содержанием работы всех специалистов

ОВЗ понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду; полноценно участвуют…

ОВЗ понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду; полноценно участвуют…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2023