Дата |
|
|
Завуч по УР |
Класс |
7а |
7б |
____________З.И.Яндиева |
Тема: Разнообразие хвойных
Цели урока:
1. Закрепить знания о голосеменных растениях, пополнить знания о значении ели и сосны для человека, рассказать об особенностях строения и биологических особенностях голосеменных на примере сосны и ели.
2. Сформировать представления учащихся о разнообразии голосеменных растений;
ознакомить с отдельными представителями голосеменных.
3. Формировать эмоционально-ценностное отношение к природе, практическое применение знаний с целью охраны здоровья человека.
4. развивать познавательный интерес, умения сравнивать, обобщать, логически мыслить, делать выводы; формировать научное мировоззрение.
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)
Приводить примеры наиболее распространённых хвойных растений, реликтовых видов голосеменных. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функциями хвои. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Применять знания о строении и особенностях размножения голосеменных в практической деятельности. Использовать ресурсы электронного приложения для подготовки сообщений о разнообразии голосеменных.
Структура урока
1.Организационный момент
2.Актуализация опорных знаний
Учитель: Мудрецы древней Галлии – Друиды считали, что люди очень похожи на деревья. Они составили гороскоп, по которому судьба каждого человека, его характер, способности, достоинства и недостатки, а также образ жизни соответствовали одному из 22 видов деревьев.
В гороскопе Друидов из 22 деревьев 4 – это сосна, кипарис, кедр и ель. Что же объединяет перечисленные деревья?..
- Давайте проверим ваши знания о строении голосеменных растений…
* Какой отдел высших растений мы начали изучать на прошлом уроке?
* Назови растения отдела голосеменные, растущие в Крыму
* Каковы основные признаки хвойных? (листья - хвоинки),
* Что такое хвоя? ( масса хвоинок).
* Где находятся семена у голосеменных? ( в шишках на твёрдых чешуях).
* Что такое шишка? (это видоизменённый побег).
3. Тема и задачи урока.
Загадки:
Не страшна ей стужа,
Не страшна метель,
Острая вершина, а зовётся..................................... ( ель).
У меня длинней иголки, чем у ёлки
Очень прямо я расту в высоту
Если я не на опушке ветви только на макушке (сосна)
Выход на задачи урока.
Почему сосна и ель относятся к голосеменным растениям? ( семена без плодов , семена видны, так как лежат без укрытия, то есть голо) Хвойные деревья размножаются семенами, но семена их находятся не внутри плода, а на чешуях, в шишках. Семена лежат попарно на верхней стороне чешуи открыто (голо). Поэтому их и называют голосеменными растениями.
4.Изучение новой темы
А) Вводное слово учителя
К отделу Голосеменные растения принадлежат 6 классов, из которых два полностью вымерли, а класс Гингковые представлен только одним видом – гинкго двулопастное.
Самый крупный и многочисленный класс среди других голосеменных – Хвойные. Почти все они деревья или кустарники
В Крыму дикорастущие хвойные породы представлены девятью видами: тис, три вида сосны и пять видов можжевельника. В качестве декоративного оформления парков и садов на полуострове выращиваются ели, кедры, кипарисы, туи.
В природе очень часто встречаются рекордсмены. Например,
Секвойя в среднем достигает высоту сто метров при диаметре ствола 20 метров и весе тысячу тонн.
Живет секвойя в среднем несколько тысяч лет. Самая старая из хвойных голосеменных деревьев – сосна остистая, имеет возраст 4600 лет. Древесина кипариса обладает антимикробными свойствами и не разлагается с течением времени. Что их все объединяет?
- Давайте проверим ваши знания о строении голосеменных растений…
Выполните задания:
1) Вставьте пропущенные слова:
а) голосеменные относятся к ___ ,т. к растение развивается из ___
б) семя голосеменных располагается ___
в) видоизмененные листья у большинства голосеменных – ___
г) Голосеменные у которых хвоя называются ___
д) на побегах хвойных растений развиваются два типа шишек:___ и ___
е) в женских шишках созревают ___а, в мужских ___
ё) в отличие от споровых для размножения им вода___
ж) это высшее растение, т. к ___
з) шишка это___
-По внешнему виду голосеменные очень разнообразны.
-Систематика голосеменных растений. Отдел голосеменных растений объединяет около 800 видов, относящихся к 80 родам. К ныне живущим голосеменным относятся четыре класса: саговниковые, гнетовые, гинкговые и хвойные.
Род Саговник, включает 20 тропических видов. Они появились ещё в каменноугольном периоде, расцвет их приходится на эпоху динозавров. Внешне это пальмовидные деревья.
Гнетовые, включает 3 рода, 70 видов
Растение вельвичии напоминает низкий и толстый пень, от которого отходят всего два лентовидных листа. Листья вельвичии никогда не опадают – растут и растут годами, веками, тысячелетиями. Установили, что возраст одной из вельвичий две тысячи лет.
-Гинкговые представлен одним видом – гинкго двулопастным. Это реликт мезозойской эры, “живое ископаемое. В естественных условиях сохранилось лишь на небольшой территории в Восточном Китае. Дерево относится к числу листопадных голосеменных. Экстракт листьев гинкго улучшает мозговое кровообращение, повышает устойчивость клеток к гипоксии.
Хвойные – вечнозеленые растения. Огромные деревья секвойи высотой более 100 м и толщиной до 10 м были обнаружены в в Калифорнии.
На пнях некоторых погибших секвой сооружали танцевальные площадки, где одновременно танцевали по нескольку пар людей.
В одном из таких деревьев, растущем в Йосемитском парке, был пробит тоннель, через который свободно проезжали автомобили.
Голосеменные растения в нашей стране в основном представлены Хвойными (Pinopsida) - 560 видов и 55 родов.
Это самый многочисленный класс
Почти все они деревья или кустарники.
- Давайте рассмотрим некоторых представителей отдела Голосеменные произрастающих в нашей местности (сообщения учащихся).
IX. Домашнее задание. Параграф 17
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.