Тема: Разнообразие хвойных

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 21.docx

Дата

 

 

Завуч по УР    

Класс

____________З.И.Яндиева

Тема: Разнообразие хвойных

Цели урока:

1.      Закрепить знания о голосеменных растениях, пополнить знания о значении ели и сосны для человека, рассказать об особенностях строения и биологических особенностях голосеменных на примере сосны и ели.

2.      Сформировать представления учащихся о разнообразии голосеменных растений;

ознакомить с отдельными представителями голосеменных.

 

3.      Формировать эмоционально-ценностное отношение к природе, практическое применение знаний с целью охраны здоровья человека.

 

4.      развивать познавательный интерес, умения сравнивать, обобщать, логически мыслить, делать выводы; формировать научное мировоззрение.

 

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Приводить примеры наиболее распространённых хвойных растений, реликтовых видов голосеменных. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функциями хвои. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Применять знания о строении и особенностях размножения голосеменных в практической деятельности. Использовать ресурсы электронного приложения для подготовки сообщений о разнообразии голосеменных.

Структура урока

1.Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний

Учитель: Мудрецы древней Галлии – Друиды считали, что люди очень похожи на деревья. Они составили гороскоп, по которому судьба каждого человека, его характер, способности, достоинства и недостатки, а также образ жизни соответствовали одному из 22 видов деревьев.

В гороскопе Друидов из 22 деревьев 4 – это сосна, кипарис, кедр и ель. Что же объединяет перечисленные деревья?..

- Давайте проверим ваши знания о строении голосеменных растений…

* Какой отдел высших растений мы начали изучать на прошлом уроке?

* Назови растения отдела голосеменные, растущие в Крыму

* Каковы основные признаки хвойных? (листья - хвоинки),

* Что такое хвоя? ( масса хвоинок).

* Где находятся семена у голосеменных? ( в шишках на твёрдых чешуях).

* Что такое шишка? (это видоизменённый побег).

3. Тема и задачи урока.

Загадки:

Не страшна ей стужа,

Не страшна метель,

Острая вершина, а зовётся..................................... ( ель).

У меня длинней иголки, чем у ёлки

Очень прямо я расту в высоту

Если я не на опушке ветви только на макушке (сосна)

Выход на задачи урока.

Почему сосна и ель относятся к голосеменным растениям? ( семена без плодов , семена видны, так как лежат без укрытия, то есть голо) Хвойные деревья размножаются семенами, но семена их находятся не внутри плода, а на чешуях, в шишках. Семена лежат попарно на верхней стороне чешуи открыто (голо). Поэтому их и называют голосеменными растениями.

4.Изучение новой темы

А) Вводное слово учителя

К отделу Голосеменные растения принадлежат 6 классов, из которых два полностью вымерли, а класс Гингковые представлен только одним видом – гинкго двулопастное.

Самый крупный и многочисленный класс среди других голосеменных – Хвойные. Почти все они деревья или кустарники

В Крыму дикорастущие хвойные породы представлены девятью видами: тис, три вида сосны и пять видов можжевельника. В качестве декоративного оформления парков и садов на полуострове выращиваются ели, кедры, кипарисы, туи.

В природе очень часто встречаются рекордсмены. Например,

Секвойя в среднем достигает высоту сто метров при диаметре ствола 20 метров и весе тысячу тонн.

Живет секвойя в среднем несколько тысяч лет. Самая старая из хвойных голосеменных деревьев – сосна остистая, имеет возраст 4600 лет. Древесина кипариса обладает антимикробными свойствами и не разлагается с течением времени. Что их все объединяет?

- Давайте проверим ваши знания о строении голосеменных растений…

Выполните задания:

1) Вставьте пропущенные слова:

а) голосеменные относятся к ___ ,т. к растение развивается из ___

б) семя голосеменных располагается ___

в) видоизмененные листья у большинства голосеменных – ___

г) Голосеменные у которых хвоя называются ___

д) на побегах хвойных растений развиваются два типа шишек:___ и ___

е) в женских шишках созревают ___а, в мужских ___

ё) в отличие от споровых для размножения им вода___

ж) это высшее растение, т. к ___

з) шишка это___

-По внешнему виду голосеменные очень разнообразны.

-Систематика голосеменных растений. Отдел голосеменных растений объединяет около 800 видов, относящихся к 80 родам. К ныне живущим голосеменным относятся четыре класса: саговниковые, гнетовые, гинкговые и хвойные.

Род Саговник, включает 20 тропических видов. Они появились ещё в каменноугольном периоде, расцвет их приходится на эпоху динозавров. Внешне это пальмовидные деревья.

Гнетовые, включает 3 рода, 70 видов

Растение вельвичии напоминает низкий и толстый пень, от которого отходят всего два лентовидных листа. Листья вельвичии никогда не опадают – растут и растут годами, веками, тысячелетиями. Установили, что возраст одной из вельвичий две тысячи лет.

-Гинкговые представлен одним видом – гинкго двулопастным. Это реликт мезозойской эры, “живое ископаемое. В естественных условиях сохранилось лишь на небольшой территории в Восточном Китае. Дерево относится к числу листопадных голосеменных. Экстракт листьев гинкго улучшает мозговое кровообращение, повышает устойчивость клеток к гипоксии.

Хвойные – вечнозеленые растения. Огромные деревья секвойи высотой более 100 м и толщиной до 10 м были обнаружены в в Калифорнии.

На пнях некоторых погибших секвой сооружали танцевальные площадки, где одновременно танцевали по нескольку пар людей.

В одном из таких деревьев, растущем в Йосемитском парке, был пробит тоннель, через который свободно проезжали автомобили.

Голосеменные растения в нашей стране в основном представлены Хвойными (Pinopsida) - 560 видов и 55 родов.

Это самый многочисленный класс

Почти все они деревья или кустарники.

- Давайте рассмотрим некоторых представителей отдела Голосеменные произрастающих в нашей местности (сообщения учащихся).

IX. Домашнее задание. Параграф 17