Тема: «Развитие коммуникативных компетенций обучающихся через организацию практической деятельности на уроках истории».
Оценка 4.6

Тема: «Развитие коммуникативных компетенций обучающихся через организацию практической деятельности на уроках истории».

Оценка 4.6
docx
27.10.2020
Тема: «Развитие коммуникативных компетенций обучающихся  через организацию практической деятельности на уроках истории».
обобщение педагогического опыта.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 с. Октябрьское

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Развитие коммуникативных компетенций
 обучающихся через организацию практической
 деятельности на уроках истории».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Автор: Тотрова Лариса Казбековна

                                      учитель истории и обществознания.

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление.

1.     Условия возникновения опыта.

2.     Актуальность и перспективность опыта.

3.     Теоретическая база опыта.

4.     Новизна опыта.

5.     Ведущая педагогическая идея.

6.     Технология опыта.

7.     Трудоёмкость.

8.     Адресная направленность.

9.      Литература.

10.  Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия возникновения, становления опыта.

В современных условиях развития образовательной системы стоит вопрос, как обеспечить качественное обучение каждого ученика, обеспечить усвоение им стандарта образования,  дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учёбе.

В условиях классно-урочной системы, когда в классе обучаются дети с разными способностями, это требование может быть обеспечено методически грамотным использованием и чередованием форм коллективной, индивидуальной и групповой работы. Активизация  познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочное время будет  обеспечена  в  первую  очередь  через  дифференцированный подход  в  обучении  и  воспитании  учащихся.

  В  последние  несколько лет  наблюдается активный поиск приёмов и средств повышения эффективности обучения в школе. Использование  наряду  с  традиционными  методиками  и  технологиями  инновационные  методы обучения – важнейшее средство улучшения результатов учебного процесса. Дифференцированный подход в обучении необходим, но он должен определяться не формой, а содержанием учебного процесса. На мой взгляд, самым эффективным и успешным уроком является тот урок, где создана проблемная ситуация.

К проблемному обучению вновь и вновь возвращается наука и практика обучения. Это объясняется, с одной стороны, пониманием преимуществ такого обучения, с другой, - трудностью его организации на практике. Важным условием проявления проблемного обучения является исследовательский характер работы учащихся в процессе обучения. По требованию ФГОС……..Общепризнанно, что урок считается неэффективным, если учащиеся не работали активно и самостоятельно, не решали задач, требующих не только определенных знаний, но и сообразительности, догадки. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке проблемной ситуации.

      Развитие внутренних сил человека - это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира практикой и желающего реализовать свой внутренний потенциал. Представители многих научных направлений и школ,  рассматривающие развитие человека, его личностных,  психологических, дидактических и других качеств, подтверждают продуктивность протекания данного процесса в ходе деятельности и общения, подчеркивая при этом, что не любая деятельность обладает развивающей функцией, а та, которая затрагивает потенциальные возможности ученика, вызывает его творческую активность, которая рассматривается как высший уровень познавательной активности, характеризующихся такими качествами, как оригинальность, нешаблонность, самостоятельность.

    Вопрос о том, можно ли человека научить проявлять познавательную активность и развивать у него способности к творческой деятельности, окончательно не решен. При знакомстве со многими исследованиями выясняется, что спектр педагогических инноваций слишком широк и не упорядочен. Работая в школе учителем истории и внедряя ФГОС ОО столкнулась с некоторыми проблемами: дети не умеют аргументированно излагать свои мысли, применять полученные знания на практике, что привело  к возникновению  ряда  противоречий:

Недостаточность формирования коммуникативных компетенций  обучающихся на уроках истории

 Формирование конкурентоспособной языковой личности, способной адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями

Слабая читательская грамотность

Формирование свободного и правильного  выражения  мыслей в устной и письменной речи с учётом разных ситуаций общения

 

 

 

наличием разных педагогических инноваций и отсутствием их системы, позволяющей от стихийного внедрения этих педагогических идей перейти к целенаправленному, более эффективному. Выявленные противоречия обусловливают выбор моей темы: «Развитие коммуникативных компетенций обучающихся через организацию практической деятельности на уроках истории».

    

 Цель данного  опыта – рассмотреть урок истории как средство формирования коммуникативных  компетенций., активация  познавательной  деятельности  учащихся  на уроках  истории,  развитие творческого потенциала личности ученика.

    

 Задачи:

- моделировать процесс исследования через  реальную проблемную ситуацию;

- формировать навыки принятия самостоятельного решения;

- стимулировать познавательный интерес, активность учащихся на уроке;

- создать эмоциональный комфорт на уроке;

- формировать конкурентоспособную личность, способную адаптироваться к различным социальным условиям, обладающую высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями.

 

 

                                         

 

                                                               Знание только тогда знание,

                                                                            когда оно приобретено усилиями

                                                                  своей   мысли, а не памятью.                                                                                                                                                                               
                                                                                                    Л. Н. Толстой                                                                                                                  

 

                         Актуальность и перспективность опыта

       Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков – на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. Сегодня общество нуждается и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути, готовой к служению Отечеству. Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Год от года увеличивается информационный поток в различных областях знаний. Введение ЕГЭ требует не только стандартных знаний, но и умений анализировать исторические ситуации, работать с разнообразными источниками, формулировать и аргументировать свою позицию.

        Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания,  умения,  убеждения,  духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая  только  к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.

     
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая база опыта.

В основе опыта лежат труды Т.А. Власова, Г. Селевко, К.Д.Ушинского, Н.Г.Чернышевского  а также И.Т. Федоренко.

В данном опыте использован метод работы И.Т. Федоренко предлагающий методы работы по развитию техники чтения учащихся. По этой методике мы проводим ежеурочные пятиминутки чтения. Никакой особой методики нет, просто у каждого ребёнка на парте лежит книга. И любой урок – будь то чтение, пение, рисование, математика – начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу  и дальше идёт обычный урок. Увеличивается время тренировки: техника чтения учащихся идет на улучшение. Ещё я использую из системы И.Т. Федоренко три типа упражнений, которые мне представляются наиболее эффективными. Это такие упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

 

Новизна  опыта  проявляется  в:

- отборе разноуровневых задач для практической   работы  по  истории;                                                                        

 -широком  использовании  методов  работы  с  любыми  источниками   информации  (учебником, Интернетом,  справочной  литературой);                                                              - оригинальной  компановке  учебного  материала  и  его  оформлении;                                   - использовании   презентаций  и  интегрированных  занятий;                                                    - решении  задач  с  помощью  таблиц  и  рисунков.                                                           

 

 

 

Ведущая педагогическая идея: обеспечение познавательной активности, поддержание интереса к изучению Отечественной истории, формирование духовно-нравственной личности с развитым критическим мышлением, умеющим аргументировано выражать свои мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология опыта

Организация самостоятельной, практической деятельности учащихся.

а) Познавательные проблемные задачи на уроках истории.

    Что понимается «под заданием для практической  работы»?  Этим понятием обозначают всю совокупность приёмов организации самостоятельной познавательной и практической деятельности школьников при изучении обществоведческих дисциплин.

   Задания условно делятся на познавательные и практические. Познавательные задания предусматривают расширение, углубление накопленных знаний. Практические задания направлены на преобразование  окружающей учащихся жизнь или на оценку типичных ситуаций. Задания могут быть использованы как в классной, так и во внеклассной работе с учащимися. Они могут быть действенным средством подготовки учащихся к восприятию нового материала, обеспечивая актуализацию полученных ранее знаний и умений и способствуют осознанию недостаточности имеющихся знаний и необходимости их пополнения.

    Например, при изучении темы: «Технические открытия  и выход к мировому океану» перед учащимися было поставлено задание: представьте себе, что вы принимаете участие в конференции, где обсуждается проблема, к какой эпохе  относится великие географические открытия- к Среднему или Новому времени. Выскажите свою точку зрения и аргументируйте её. При этом учащиеся вспоминают и систематизируют знания по истории средних веков и сопоставляя данный материал с материалом предыдущих уроков делают вывод, что Великие географические открытия стали одним из явлений, открывших эпоху Нового времени. При изучении темы: «Новые ценности преобразуют общество» в 7 классе, учащиеся, отвечая на проблемные задания «Как вы думаете, какие новые ценности больше всего влияют на изменение структуры европейского общества?»,  не только знакомились с материалом урока, но при организации работы в группах практически решало данное задание с позиции представителей отдельных сословий европейского общества. Организация групповой деятельности над решением данного задания возможна только в классе более подготовленном.  Решение вопроса и организация групповой деятельности позволяет учащимися вжиться в образ представителей отдельных сословий и как бы изнутри рассмотреть проблему, дать оценку тем изменениям произошедшим в структуре европейского общества.

   При организации работы по группам возможно выполнение как одинаковых для всех групп заданий, так и разных для каждой из них. В первом случае при обсуждении итогов сопоставляются  не только результаты, но способы выполнения заданий. Во втором случае при обсуждении результата работы каждой группы рассматривается как часть общего итога урока. Так на уроке обществознания в 8 классе, при изучении темы «Факторы, влияющие на формирование личности» учащиеся были разделены на три группы: биологов, социологов и педагогов. Каждая из которых определяла соответственно влияние наследственности социальной среды и воспитания на формирование личности. В данном случае результат работы групп рассматривался как часть общего итога урока.

   Характер заданий, выполняемых группами, были направлены на оценку типичных ситуаций и выработку практических решений (Приложение № 1)

 

б) Роль наглядно- дидактического материала в организации

самостоятельной работы

    Обобщение в целом, в том числе и наглядное, осуществляется с помощью соответствующих методов. При обучении истории наглядный метод выступает как непосредственный, а чаще опосредованный источник, а иногда как средство конкретизации исторических знаний; устное и печатное слово, опираясь на наглядные средства, воспроизводит, «оживляет», разъясняет содержание исторического материала, руководит познавательной деятельностью учащихся, используется учениками для усвоения и применения исторических знаний.

     Помимо слова, в сочетании с наглядными средствами нередко применяются различные практические действия: рисование, черчение и другие. Например,  в 5-ом классе при изучении темы: Родовые общины охотников и собирателей» организуется работа с иллюстрацией учебника «Родовая община» (стр 13). При этом идёт не простое описание иллюстрации, а даётся задание оживить картину и рассказать о чём беседуют члены общины. Использование этого задания позволяет школьникам вжиться в образ людей, привести в систему знания об образе жизни охотников и собирателей. Данное задание посильно сильным учащимся. Слабым даётся задание: нарисовать рисунок на тему: «Охота на диких козлов», при этом учащиеся осмысливают, что используя каменные и деревянные орудия труда, человек один не в силах охотиться на диких зверей и поэтому люди живут, трудятся вместе, и соответственно продукты труда делят поровну. При этом воспитываются такие качества как коллективизм, взаимовыручка, взаимопомощь (Приложение №2).

     Использование наглядности хорошо помогает при закреплении нового материала. Так, при изучении новой темы: «Вечный город,  его жители» учащиеся отправляются в воображаемую экскурсию по Риму. Перед уроком  ставится задача: представьте, что вы кинорежиссеры, после прогулки по Риму вы должны снять фильм о городе. Использование такого задания позволяет, прежде всего,  повторить и обобщить знания о Риме, которые оформляются в виде красочных фильмов. Это помогает эстетическому воспитанию учащихся, в то же время идёт профориентационная работа. Из оформленных фильмов учитель узнаёт о степени усвоения материала учащимися.

В  7 классе,  изучая тему: «Повседневная жизнь европейцев», учащиеся знакомятся с изменениями, произошедшими в моде, в еде. Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся дается задание: «Составить меню короля, рабочего, крестьянина» или «Оденьте представителя того или иного сословия». Такие задания не только вызывает интерес, но и развивают фантазию, воображение учащихся (Приложение №3 )

     В старших классах для активизации познавательной деятельности учащихся используются сравнительные таблицы, диаграммы, составляемые самими учащимися. Так по истории России в 9 классе дается задание: перед вами схематичное изображения зала заседания Думы в Таврическом дворце. Выделите различными цветами депутатские места. Полученные,  по итогам выборов в IIIДуму, следующими партиями и группами:

- социал- демократы

- трудовики и социал-демократы

- кадеты

- октябристы

- правые партии

Как вы думаете, с чем связано такое распределение мест в Думе? Данное задание выявляет не только теоретические знания детей, но и позволяет развивать логическое мышление, навыки анализа, учит их рассуждать (Приложение №4)

    Аналогичное задание используется в 8 классе, но здесь дается готовая диаграмма, учащиеся должны проанализировать её. График и диаграммы отражают количественные и качественные стороны исторического процесса, показывают соотношение однородных явлений,  темпы и тенденции развития явлений, их состав, структуру и т.д.

     Осмыслению сущности разнообразного исторического материала помогают использование логических схем, т.к. способствуют изучению причинно-следственных и закономерных исторических связей. Так в курсе «Истории средних веков»  используются схемы «Феодальная лестница», «Три сословия во Франции»  и т.д. для того, чтобы показать посредством условных  обозначений ход, итоги сражений используются так называемые локальные схемы. При их помощи показывается расположение и передвижение войск на полях сражений, ход и итоги сражений. Например, при изучении темы: «Марафонское сражение» используется схема:

https://cf.ppt-online.org/files/slide/9/9Gr1nl7LCbIqH54UTSRctyp3kFdYXzAaJxgwPf/slide-8.jpg

(Приложение № 5)

Так при изучении особое внимание и тщательный отбор заданий необходим для учащихся пятых классов. Учащиеся приходят в пятый класс с некоторым количеством исторических сведений и на базе этих знаний приступают к изучению всеобщей истории. Так изучая развитие первобытного общества, учитель формирует у школьников конкретные представления на основе которых подводит их к следующим выводам:

1.     Человек и его жизнь всё время изменялись.

2.     Чтобы существовать, человек трудился, изобретал новые орудия, совершенствовал их формы.

3.     Все эти орудия и средства труда принадлежали всем вместе.

4.     Влияние на жизнь и занятия людей природы.

5.     Развитие техники происходило медленно.

    Учащиеся 5го класса не могут сразу определить как и почему  происходили те или иные изменения в жизни людей, поэтому уместно составление логических цепочек: изменение орудий труда- увеличение производства труда- излишки продуктов- неравенство- классы- государство. При этом познавательное задание должно опираться на иллюстративный материал, чтоб ребёнок мог наглядно представить, сравнить и сделать вывод (Приложение №6)

Схемы и схематические планы с одинаковым успехом используются при обучении учащихся как средних, так и старших классов. В этом убеждает широкое использование их почти во всех школьных учебниках. Таким образом, положительный образовательно- воспитательный эффект может дать организованное наглядное обучение, которое предполагает:
1.     Отбор и практическое использование наглядных приёмов и средств в соответствии с задачами изучения и особенностями содержания учебного исторического материала;
2.     Использование воспроизводящего и творческо-поискового вариантов организации учебного процесса в рациональной последовательности;
3.     Систематическое, планомерное обучение учащихся эффективным приёмам познавательной деятельности;
4.     Развитие познавательных умений и способностей учащихся до уровня самостоятельного поиска и творческого применения разнообразных исторических и методических приёмов в процессе наглядного учения и в жизни, в общественной практике.
 
в) Развитие картографических навыков и навыков работы с хронологией.
      Установление последовательности исторических явлений и четкая их локализация во времени –необходимые условия познания исторического процесса с его закономерностями. 
     Формирование у школьников представлений о времени и последовательности явлений опирается на их личный опыт: длительность дня, смену времени года, «было до и после». Дети хорошо понимают, что начало процесса предшествует его завершению, что использование предмета следует за его проявлением. 
      Однако есть большая разница между личным опытом ребёнка и познанием отношений последовательности и временных отношений в истории. Ученик имеет представление о таких отрезках времени как секунда, минута, час, сутки, год  в обучении истории в 5 классе ученику приходится иметь дело со столетиями, тысячелетиями и даже десятками и сотнями тысяч лет. Отразить непосредственно в своих представлениях такие отрезки времени он не может. 
       В первое время обучения истории хронология является в основном объектом заучивания и не сразу становится ориентиром во времени. Последовательность конкретных событий ученики усваивают и воспроизводят легко. Усвоение последовательности в социально-экономических процессах создаёт для учащихся 5-6 классов серьёзные трудности. 
        Представление о времени складывается у учащихся на протяжении всего курса истории, но самая значительная её часть приходится на 5 класс, где впервые объясняется летоисчисление. 
     Специальный урок по летоисчислению заложит лишь первые основы его понимания. К упражнениям по определению тысячелетия, века и сопоставления уже выученных дат следует возвращаться многократно, почти на каждом уроке (Приложение №7).
      На материале стран Древнего Востока начинают уточняться временные представления учащихся, в том числе пониманию обратного порядка счёта  лет. Например, дается задание: начертите ленту времени и обозначьте на ней следующие даты: образование единого государства в Египте, год постройки пирамиды Хеопса. Вычислите на сколько лет раньше произошло,  объединение Египта по сравнению с постройкой пирамиды Хеопса. Ответ: 3000-26000=400 лет. На материале Древнего Востока школьники впервые учатся составлять календарь событий по самой простой форме: тысячелетия, век, год. В дальнейшем при составлении календаря для других стран Востока они отметят синхронность некоторых событий: например, восстание бедняков и рабов в Египте и законов Хаммурапи. Учащиеся впервые осознанно подходят к вопросу о единовременности событий. Изучение хронологий в истории служит не только систематизации уже изученных исторических фактов, но и лучшему усвоению новых.«Как градусная сетка позволяет определить место нужной точки на земном шаре, так и хронология помогает определить место нового факта в историческом процессе, включить его в систему исторических знаний»- отмечал Н.И. Кареев.
       Наиболее распространённым видом учебных пособий являются карты. В картографическом пособии могут быть показаны самые различные явления действительности с абстрагированием от других её явлений и сторон. Так на физико- географической карте, часто используемой в обучении истории, передаётся рельеф местности, гидрографическая сеть и другие природные явления с абстрагированием от жизни людей на этой территории. И напротив, карта может показывать  только политические границы государства,  расселение народов, абстрагируясь от других общественных явлений и большинства явлений природных. Сравним, например, цветную карту Египта на стр. 44 учебника. Она охватывают в основном  одну и ту же территорию. Но содержание их различно. Так на цветной карте показаны выдающиеся памятники древнеегипетского искусства, а на текстовой карте- явления, связанные с военной историей Египта. 
       Картографические пособия играют важную роль в формировании исторических представлений, и работа с данными пособиями представляет значительные трудности для учащихся 5-6 классов. Они вызываются условностью знаков, обозначающих явления, условностью передачи на картах действительных расстояний  на местности и т.д. Учащиеся 5 класса, недостаточно подготовлены к пользованию картой. В начале года большую трудность составляет большой разрыв между программами по истории и географии: характеристика географического положения и природных условий Древнего Египта сообщатся учащимися тогда, когда они ещё не изучали географии Африки.
       Поэтому задачей учителя истории является формирование умений навыков чтения карты и  практической работы по карте. На каждой новой карте внимательно изучается её название, условные знаки, легенда. Учащиеся постепенно усваивают, что карта рассказывает об исторических событиях  в динамике (показаны походы, расширение территорий).
Простое объяснение условных знаков карты не создаёт само по себе тех историко-географических представлений и ученики не научаться читать карту. Характеристика природных  условий требует яркого описания, опирающегося на зрительные представления: картины, использование образов художественной литературы, документов. Например: рассказ о разливах Нила можно начать с того, как это явление воспринимали древние египтяне: «Чудо, которое повторяется ежегодно»,  и лишь потом дать научное объяснение. Такое изложение поможет впоследствии понятьобожествление Нила. 
     Если учащиеся овладели навыками работы с картой, то они могут самостоятельно с опорой на карту добывать знания.  Например: в 5 «Б» классе был проведен урок по теме: «Природа и занятия населения Древней Греции» в форме. Опираясь на контурные карты,  учащиеся самостоятельно подошли  к выводу о влиянии природно-климатических условий на жизнь и занятия населения Греции. Данный урок приемлем  в более подготовленном классе. Учащиеся параллельного класса  затруднились при такой форме работы.
     Задачи создания ярких картин природы особенно настойчиво встают при изучении истории древнейших государств, где, как известно,  роль географического фактора была особенна велика.
 
г) Работа с учебником и дополнительной литературой.
      Одним из значимых источником знаний учащихся является учебник. Характер работы с учебником зависит от задач, которые ставит учитель. В 5 классе школьников учат осознанному чтению текста исторического содержания, а в 6 классе дети учатся воспринимать исторический текст аналитически. 
      Подход к анализу текста может быть различным. Прежде всего, нужно ориентироваться на вопросы и задания, которые в нем имеются. Тут есть и вопросы, нацеливающие школьников и на анализ его содержания, и задание на озоглавливание частей параграфа и т.д. Но, чтобы научить учащихся самостоятельно работать с учебником, учитель должен систематически показывать на уроке, как это надо делать. 
      Так при изучении темы: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» в 5 классе учащиеся знакомятся с местоположением Вавилона по карте и находят его удобным для развития торговли. Здесь же организуется работа с текстом параграфа 14 учебника, стр 66. и находят подтверждение в пункте 1 (Приложение №8). 
      Для развития аналогических способностей учащихся ставится следующий вопрос: «Что могли везти купцы на продажу в Вавилон, и что могли купить там? Почему?». Учащиеся проанализировав природно-климатические условия Двуречья приходят к выводу, что купцы везли строительный лес, металлы, а вывозили зерно, шерсть.
      Усложнение работы с текстом связано с развитием умений учащихся усваивать из него наиболее важное, существенное. 
       Например, среди вопросов и заданий к параграфу 30 в 5 классе есть вопрос: «Объясните, что такое рабовладельческая демократия?». В тексте параграфа даётся формулировка ответа на этот вопрос. Здесь уместно поработать с текстом учебника и найти ответ на вопрос: в чём проявилась власть народа?. 
      По тексту учебника учащиеся делают вывод, что для решения важнейших государственных дел созывается Народное собрание, в котором участвовали все свободные афиняне- граждане. Учреждение выборного суда и открытость судебных заседаний (учебник стр 138-139). 
     Опыт показывает, что в средних и старших классах умение школьников находить в тексте главное, устанавливать связи и взаимосвязи дает хороший образовательный и воспитательный результат. Самостоятельная работа учащихся не только учит их выделять главное, существенное в его тексте, но и способствует формированию опорных знаний, необходимых при преподавании «Обществознания» в уровне среднего образования.  
д) Работа с документами.
      Должное внимание следует уделять и работе с документами, которые содержаться в учебнике, вопросам и заданиям к ним, при этом следует показать его связь с текстом учебника как обогащающую знания, делающую информацию более достоверной. 
      Знакомство и работа с документами начинается уже в 5 классе. Так знакомясь с законами Хаммурапи, учащиеся отвечают на вопрос: «Подумайте, почему за кражу вещи, скотину и раба наказывали одинаково?». В более подготовленном классе можно поставить задание: «Внимательно прочитайте законы Хаммурапи, о существовании каких классов Вавилоне, можно узнать из законов Хаммурапи». Учащиеся обычно находят класс рабов и крестьян. Здесь учителю уместно подвести учащихся к выводу о том, что существование рабов свидетельствует о наличии класса рабовладельцев. 
     Или знакомясь с законами Солона, учащиеся узнают, что Солон запретил продавать хлеб за границу и получают задание: предположите какой части населения был выгоден этот закон. против кого направлен?. Выполняя данное задание. учащиеся подводятся к выводу, что законы Солона выгодны бедным. 
     При изучении истории в старших классах, учащиеся знакомясь с документами не просто анализируют его, а учатся определять влияние на дальнейший ход развития истории, дать оценку документу. (Приложение  №9).
     Работа с документом предполагает так же выполнение практической работы. Например при изучении темы: Сословия России в XVII веке учащиеся знакомятся с отрывками из работы С.Ф. Платонова «О сословиях России». При изучении документа предлагается выполнение следующего задания: познакомиться с документом, составьте таблицу:
Сословие 
Основные занятия и обязанности
Привилегии (если есть)
Вотчинники, дворянство
 
 
горожане
 
 
крестьяне
 
 
духовенство
 
 
     Составляя таблицу, школьники отчетливо разграничивают права, обязанности, привилегии сословий, расширяются фактические знания учащихся. 
 Для создания зрительных образов можно использовать картину в сочетании с отрывком художественного произведения. Например, при изучении темы: «Борьба с агрессией немецких и шведских феодалов» наряду с учебной картиной включается отрывок из «Ледового побоища» К. Симонова
«Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры,
А князь по-прежнему спокойно
Следил за битвою с горы.
..и только выждав, чтоб ливонцы
Смешав ряды втянулись в бой
Он полыхнув мечом на солнце
Повел дружину за собой.
Подняв мечи из русской стали
Нагнув копейные древки
Из леса криком вылетали
Новгородские полки.
По льду летели с лязгом, громом
К мохнатым гривам наклоняясь
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
И, отступая перед князьём, 
бросая копья и щиты
С коней валились немцы наземь, 
воздев железные песты..»
     Используя отрывок из художественных произведений, можно создать проблемную ситуацию, решение которой позволяет направить учащихся на самостоятельную работу с учебником, организовать поиск вариантов решения вопроса. Так при изучении темы: «Россия на рубеже 17-18 веков. Реформа ПетраI» в качестве проблемного задания был взят отрывок из «Медного всадника» А.С. Пушкина
«На берегу пустынных волн
Стоял он дум великих полн, 
                                                   и вдаль глядел» 
     Использование таких заданий позволяет даже слабым учащимся включится в процесс исследования, поиска ответов, привлечения дополнительной литературы.
     Таким образом, самостоятельная практическая работа школьников- это их познавательная деятельность, осуществляемая с помощью системы специальных заданий, с опорой на имеющихся у них знания, умения, опыт. Организация самостоятельной практической деятельности учащихся не самоцель, а один из важнейших рычагов повышения эффективности обучения и воспитания школьников. Она направлена на формирование у учащихся способности сознательно определять цель своей деятельности на каждом конкретном этапе, на развитие способности принимать нестандартные решения, проявлять инициативу и сообразительность. 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Результативность  опыта

       Проблема развития ученика является одной из сложнейших задач в педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе.   Критерием деятельности является конечный результат: либо дать ученику лишь набор по предмету, либо сформировать личность, готовую к творческой деятельности.

 Творческая деятельность учащихся не ограничивается приобретением нового. Работа будет творческой, познавательной, когда в ней проявляется замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний. Работа в кружках, решение интересных, занимательных задач воспитывает устойчивый интерес к изучению истории и обществознания. Работа над данной темой позволила прежде всего заинтересовать учащихся историей своей страны, развить потребность в самостоятельном поиске знаний и повысить  процент  качества  знаний  в классах, где  я  работаю, при  прохождении  ГИА составляет от 47-до 70%.

      Для активизации познавательной деятельности  я стремлюсь разнообразить методику проведения уроков, используя современные технологии, стараюсь создать на уроке ситуацию успеха и комфортную психологическую обстановку, повышая интерес учащихся к предмету.

Результаты ОГЭ (обществознание)

Учебные годы

ЗУН

Успеваемость

2016-2017

50 %

100%

2017-2018

50 %

100%

2018-2019

50 %

100%

 

Результаты ЕГЭ (обществознание)

Учебные годы

Ср.балл по школе

Успеваемость

2016-2017

44

100%

2017-2018

53

100%

2018-2019

51

67%

История

2018-2019

44

100%

 

 

 

Ежегодно ученики принимают участие и   являются призерами I,  II  этапов Всероссийской предметной  олимпиады школьников,  в дистанционных олимпиадах.

Учебные годы

Ф.И.О. учащихся

Предмет

Класс

Уровень

Итог

2015-2016

Болтокова Байару,

общество

11

 

муниципальный

 

призер

 

Мамаева Айлана

Право

10

призер

2016-2017

Урелова Ксения

право

 

 

11

 

 

муниципальный

 

победитель

 

региональный

участие

Мамаева Айлана

общество

11

муниципальный

призер

2017-2018

Кыдырбаева

Камила

общество

 

 

11

 

муниципальный

 

 

призер

 

 

2018-2019

Унукова Сурлай

общество

9

дистанционный

призер

Мудаева Байана

общество

9

муниципальный

призер

 

Кыдырбаева Камила

история

11

муниципальный

призер

 

2019-2020

Кендиенова Айсура

общество

7

муниципальный

призер

дистанционный

победитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поступления в ВУЗы и ССУЗы.

       Выпускники школы, выбрав на ГИА обществознание, подтверждают свои знания при поступлении и обучении в ВУЗах и ССУЗах.

Учебные годы

ФИО ученика

Поступление

2016-2017

Болтокова Байару

Томский государственный университет

Наирова Айтана

Томский государственный архитектурно-строительный университет

Кыдырбаева Фарида

Гороно-Алтайский государственный университет

2017-2018

Уванчикова Ксения

Горно- Алтайский педагогический колледж

2018-2019

Алматова Вероника

Алтайская академия гостеприимства. г. Барнаул

Кыдырбаева Камила

Горно- Алтайский педагогический колледж

Унукова Сурлай

Горно- Алтайский педагогический колледж

Метреев Айдар

Томский колледж судовождения

Шанданов Влад

Горно- Алтайский педагогический колледж

    Медалью «За отличную учебу», по итогам государственной итоговой аттестации» награждены:

2017-2018 учебный год –Мамаева Айлана,

2018-2019 учебный год – Тулесова Долоресса.

 

  Исходя из этого, я считаю, что реализация  используемых  мною  методов  и  форм  активизации  познавательной деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время  обеспечивает положительную динамику индивидуального развития каждого учащегося, развития их коммуникативных компетенций.

 

 

 

 

 

 

Трудоёмкость.

Работа по данной теме не требует максимальных затрат. Учитель должен ясно представлять результат своей деятельности и хорошо знать программу.

Трудоёмкость опыта заключается в ограничении доступности применения компьютерных технологий, ограниченность в обеспечении кабинета оборудованием и наглядными пособиями. Доступность опыта проявляется в том, что при изучении истории его возможность предлагать учащимся дифференцированные задания на уроках, используя нетрадиционную форму их проведения, дать возможность для творческого самовыражения ученику,  как на уроках, так и во внеурочное время.

 

 

Адресная направленность

Свой опыт работы адресую учителям истории, обществознания, географии, биологии и учителям истории Горного Алтая.

 

Литература

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Оглавление. 1. Условия возникновения опыта

Оглавление. 1. Условия возникновения опыта

Условия возникновения, становления опыта

Условия возникновения, становления опыта

Работая в школе учителем истории и внедряя

Работая в школе учителем истории и внедряя

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью

Теоретическая база опыта. В основе опыта лежат труды

Теоретическая база опыта. В основе опыта лежат труды

Технология опыта Организация самостоятельной, практической деятельности учащихся

Технология опыта Организация самостоятельной, практической деятельности учащихся

В данном случае результат работы групп рассматривался как часть общего итога урока

В данном случае результат работы групп рассматривался как часть общего итога урока

Так по истории России в 9 классе дается задание: перед вами схематичное изображения зала заседания

Так по истории России в 9 классе дается задание: перед вами схематичное изображения зала заседания

Человек и его жизнь всё время изменялись

Человек и его жизнь всё время изменялись

Отразить непосредственно в своих представлениях такие отрезки времени он не может

Отразить непосредственно в своих представлениях такие отрезки времени он не может

Картографические пособия играют важную роль в формировании исторических представлений, и работа с данными пособиями представляет значительные трудности для учащихся 5-6 классов

Картографические пособия играют важную роль в формировании исторических представлений, и работа с данными пособиями представляет значительные трудности для учащихся 5-6 классов

Так при изучении темы: «Вавилонский царь

Так при изучении темы: «Вавилонский царь

При изучении истории в старших классах, учащиеся знакомясь с документами не просто анализируют его, а учатся определять влияние на дальнейший ход развития истории, дать оценку…

При изучении истории в старших классах, учащиеся знакомясь с документами не просто анализируют его, а учатся определять влияние на дальнейший ход развития истории, дать оценку…

Петра I » в качестве проблемного задания был взят отрывок из «Медного всадника»

Петра I » в качестве проблемного задания был взят отрывок из «Медного всадника»

Результативность опыта

Результативность опыта

Ежегодно ученики принимают участие и являются призерами

Ежегодно ученики принимают участие и являются призерами

Поступления в ВУЗы и ССУЗы.

Поступления в ВУЗы и ССУЗы.

Трудоёмкость. Работа по данной теме не требует максимальных затрат

Трудоёмкость. Работа по данной теме не требует максимальных затрат

Тема: «Развитие коммуникативных компетенций обучающихся через организацию практической деятельности на уроках истории».

Тема: «Развитие коммуникативных компетенций обучающихся  через организацию практической деятельности на уроках истории».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2020