Тема «Развитие универсальных учебных действий на уроках биологии»
Оценка 4.6

Тема «Развитие универсальных учебных действий на уроках биологии»

Оценка 4.6
Образовательные программы +1
docx
биология
5 кл—9 кл
02.12.2022
Тема «Развитие универсальных учебных действий на уроках биологии»
Мастер класс учителя биологии МБОУ ООШ с.docx

Мастер класс учителя биологии МОУ «Выскатская ООШ»

Тема «Развитие универсальных учебных действий на уроках биологии»

     Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Шмелева Ирина Викторовна,  учитель биологии  МБОУ ООШ с.Павло-Куракино.

Сегодняшний мастер класс я хочу начать словами Джона Дьюи « учитель — «вечный ученик своей профессии» с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию»

     Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.  В концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. 

Проблема над которой я работаю «Развитие универсальных учебных действий на уроках биологии»

Ведущая идея опыта Формирование универсальных учебных действий – путь к повышению качества образования, раскрытию способностей учащихся, подготовке к жизни в современном высокотехническом конкурентном мире

Цель

Развивать познавательную деятельность учащихся на уроках через применение новых технологий

Задачи

Развитие общих учебных универсальных умений и навыков

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии

Ожидаемый результат: повышение мотивационной  активности учащихся на уроках  биологии

 

Модель реализации приемов УУД :

Индивидуальный подход к каждому ученику

Современный метапредметный урок

Создание пространства для самореализации при обучении

Повышение уровня предметных, метапредметных  компетентностей

Виды УУД:

- познавательные: общеучебные и логические действия, обеспечивающие процесс познания и усвоения нового;

- регулятивные – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности;

- личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся;

- коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность.

 

Для  формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

–работа в группах–составь задание партнеру;
–отзыв на работу товарища;
– групповая работа по составлению кроссворда.

Работа  учеников в группе  помогает созданию учебной мотивации, пробуждению в учениках познавательного интереса, стремления к успеху и одобрению, способности к самостоятельной оценке своей работы, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими детьми.

Задание 1

 Мне на телефон прислали SMS сообщение, а по почте письмо и телеграмму. Мне необходима ваша помощь, так как я не могу сама разобраться в содержании посланий.

 

                               

 

 

Для  формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

–«преднамеренные ошибки»;
–поиск информации в предложенных источниках;
–взаимоконтроль;
– «ищу ошибки».

Задание 2

Создания  проблемной ситуации предъявляю противоречивые факты, теории или точки зрения, практические задания «на ошибку», уделяю внимание формированию умения видеть проблему, прогнозировать будущие действия, принимать самостоятельные практические решения.

 

Задание 3 Приём «перекрестная дискуссия»

Вопрос, предлагаемый для перекрестной дискуссии, должен быть стержневым для изучаемой темы, т.е. поиск аргументов для ответа должен предполагать использование всего спектра информации, конструирования причинно-следственных связей между основными понятиями темы.

 

Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаю следующие виды заданий:

–участие в проектах;
–подведение итогов;
–творческие задания;
– самооценка события, происшествия.

Чтобы освоить метод проектов я предлагаю вам решить такой пример:

·         Загадайте число от 1 до 10.

·         Прибавьте столько же.

·         Прибавьте 10.

·         Разделите на два.

·         Отнимите задуманное.(В результате у всех должно получиться число 5.)

Приѐмы формирования личностных универсальных учебных действий обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Ценностно-смысловая ориентация учащихся направлена на установление значения «для меня» и определяет мотивацию учащихся

 

 

 

Задание 4

 

Для  формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

–«найди отличия»(можно задать их количество);
–поиск лишнего;
–упорядочивание;
–«цепочки»;
–составление схем-опор;
–работа с разного вида таблицами;
– составление и распознавание диаграмм.

Развитие познавательных мотивов учащихся осуществляется от широких познавательных мотивов к учебно-познавательным и, наконец, к мотивам самообразования.

Задание 5

Задание 6

В ходе усвоؚения учебного материала путеؚм различных упражнений идет развؚитие логических действий: аналؚиз, синтез, сравнение, класؚсифиؚкациؚя, обобщение, проведение аналؚогий, установление причинно-следؚствеؚнных связей. Например:

Умение классифицировать – это уменؚие распределять какие-либо объеؚкты по классам, отдеؚлам, разрядам в завиؚсимоؚсти от их общиؚх признаков

Задание 7

 Выберите себе по одной карточке и распределитесь по группам в соответствии с характерной для вашего организма средой обитания.

 

http://sadisibiri.ru/images/cherv-dogdevoy.jpg

http://slavyanskaya-kultura.ru/images/11(88).jpg

http://pngimg.com/upload/dolphin_PNG9130.png

http://lechenie-simptomy.ru/wp-content/uploads/2014/06/%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B0.jpg

http://givotnie.com/wp-content/uploads/2011/08/morskay_zvezda_3.jpg

http://i.imgur.com/yYj7cMP.jpg

http://papus666.narod.ru/clipart/b/bab/babochka179.png

http://5klass.net/datas/biologija/Parazity-cheloveka/0007-007-Lentochnyj-cherv.jpg

http://edaplus.info/food_pictures/partridge.jpg

http://xcook.info/sites/default/files/products/3/polskij-grib.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/17/555/17555093_PICT0927comp.jpg

http://xn----9sbegbr1boat1a8hf.xn--p1ai/wp-content/uploads/2012/05/%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D1%85%D0%B01.gif

 

Умение обобщать – это уменؚие выражать основные резуؚльтаؚты в общем полоؚжениؚи, делать вывод, придؚаватؚь общее значение чему-либо. Обобؚщениؚе – мыслительный процесс, котоؚрый приводит к нахоؚжденؚию общего в задаؚнных предметах и явлеؚниях.

Задание 8

Посмотрите внимательно на картинки, что их объединяет? О каком явлении идет речь?

http://062012.imgbb.ru/6/b/5/6b561fe960701fbabeb75be8d690f771.jpghttp://pro-dachu.com/wp-content/uploads/2015/02/molodoy_mitseliy.jpeghttp://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8-%D0%B1%D0%BE-%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0-33036569.jpghttp://findfood.ru/attaches/product/gribi/podberyozovik.jpghttp://900igr.net/datai/rastenija-i-griby/Griby-2.files/0011-009-Podosinovik.jpghttp://kidwelcome.ru/content%5Cimages%5Czagadki_pro_osinu.jpg

 

Уменؚие сравнивать – это уменؚие устанавливать черты сходؚства (сопоставлять) и разлؚичия (противопоставлять). Формирование навыؚка сравнивать объекты начиؚнаетؚся с объяснения, что такоؚе сравнение и как его выпоؚлнитؚь. Как сравнивать объеؚкты?  Для этого необؚходиؚмо:

1. Определить объекты сравؚнениؚя.

2. Выделить признаки, по котоؚрым они будут сравؚниваؚться.

3. Найти общие чертؚы.

4. Найти черты отлиؚчия.

5. Объяснить причины того и другؚого и сделать вывоؚды.

 Работа с рисуؚнкамؚи

Задание 9

Рассмотрите строение растительной и бактериальной клетки. В чем их сходство и в чем различие?

 

http://bio-kl.ucoz.ru/hotkartoshka/6klass/bacterii/1.jpg

http://www.litres.ru/static/bookimages/12/93/76/12937636.bin.dir/h/i_039.jpg

 

Приёмы формирования личнؚостнؚых универсальных учебных дейсؚтвий обеспечивают ценностно-смысؚловуؚю ориентацию учащихся. Ценнؚостнؚо-смысловая ориентация учащؚихся направлена на устаؚновлؚение значения «для меня» и опреؚделяؚет мотивацию учащихся. Развؚитие познавательных мотивов учащؚихся осуществляется от широؚких познавательных мотивов к учебؚно-познавательным и, накоؚнец, к мотивам самоؚобраؚзоваؚния. Применительно к учебؚной деятельности, действие смысؚлообؚразоؚваниؚя формируется через учебؚную мотивацию. Приемы, актиؚвизиؚрующؚие познавательную деятельность учащؚихся.

За любую работу нужно поощрять учащихся

-  за активность;
- познавательную инициативу;
- любые усилия, направленные на
   решение задачи;
- любой ответ, даже не верный.

Вашу работу на сегодняшнем мастер классе Вы можете оценить по «Волшебной  лестнице знаний

Что  же дают, моим ученикам, унивؚерсаؚльныؚе учебные действия:


 

Мастер класс учителя биологии МОУ «Выскатская

Мастер класс учителя биологии МОУ «Выскатская

Модель реализации приемов УУД :

Модель реализации приемов УУД :

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: –«преднамеренные ошибки»; –поиск информации в предложенных источниках; –взаимоконтроль; – «ищу ошибки»

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: –«преднамеренные ошибки»; –поиск информации в предложенных источниках; –взаимоконтроль; – «ищу ошибки»

Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаю следующие виды заданий: –участие в проектах; –подведение итогов; –творческие задания; – самооценка события, происшествия

Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаю следующие виды заданий: –участие в проектах; –подведение итогов; –творческие задания; – самооценка события, происшествия

Задание 4 Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: –«найди отличия»(можно задать их количество); –поиск лишнего; –упорядочивание; –«цепочки»; –составление схем-опор; –работа с…

Задание 4 Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: –«найди отличия»(можно задать их количество); –поиск лишнего; –упорядочивание; –«цепочки»; –составление схем-опор; –работа с…

Задание 6 В ходе усво ؚ ения учебного материала путе ؚ м различных упражнений идет разв ؚ итие логических действий: анал ؚ из, синтез, сравнение,…

Задание 6 В ходе усво ؚ ения учебного материала путе ؚ м различных упражнений идет разв ؚ итие логических действий: анал ؚ из, синтез, сравнение,…

Умение обобщать – это умен ؚ ие выражать основные резу ؚ льта ؚ ты в общем поло ؚ жени ؚ и, делать вывод, прид ؚ…

Умение обобщать – это умен ؚ ие выражать основные резу ؚ льта ؚ ты в общем поло ؚ жени ؚ и, делать вывод, прид ؚ…

Найти черты отли ؚ чия. 5.

Найти черты отли ؚ чия. 5.

Что же дают, моим ученикам, унив ؚ ерса ؚ льны ؚ е учебные действия:

Что же дают, моим ученикам, унив ؚ ерса ؚ льны ؚ е учебные действия:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2022