Тема семинара: " Профориентационная работа в начальной школе"
Оценка 4.7

Тема семинара: " Профориентационная работа в начальной школе"

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
воспитание
17.04.2020
Тема семинара: " Профориентационная работа в начальной школе"
Добрый день.docx

 

Добрый день. 

Какая же работа проводится  по профориентации в начальной школе?

 

Послушайте Притчу о выборе пути.

В поисках ответа на вопрос, как жить, куда податься, чем заниматься, юноша обратился к одному старцу:

"Скажи, добрый человек, как мне жить? Плыть ли против течения, борясь и побеждая? Или по течению, растворяясь в потоке мира?"  

"Суть заключается в том, чтобы плыть не по течению и не против, а туда, куда тебе нужно. В этом мудрость и разум твой должен быть твоим рулем, а душа – парусом".

 

База к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий еще задолго до подросткового возраста. Поэтому, важное место в этой работе принадлежит младшим школьникам.

Учеба выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д.

Основная задача  профориентационной работы в начальных классах –  расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях  в процессе непосредственного общения со взрослыми или наблюдения за их работой.

 

О необходимости с малых лет прививать детям трудовые навыки, говорят  такие  слова:

Слайд     “Беден не тот, у кого ничего нет, а тот, кто не имеет ремесла  и  старания”.

Любить труд, воспитывать уважение к представителям разных профессий, мы начинаем уже с 1 класса. Труду детей учат выполнение отдельного поручения, дежурство в классе, уважительное отношение к труду старших. У каждого ребенка есть свое маленькое трудовое поручение в классе. Очень значимым мероприятием является и организация выставок детских  поделок.

Первые профессии, о которых узнает ребенок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, врач, продавец, кассир в магазине, водитель автобуса, диктор телевидения. Ребенок ежедневно наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребенка лишней информацией, поэтому случайные детали иногда представляются существенной чертой профессиональной деятельности родителей. Так, играя в «работу», ребенок достает календарь, ставит на стол чайник, напевает песенку, имитирует разговор по телефону, не понимая, в чем суть этой самой «работы». Внешняя сторона деятельности взрослых надолго остается для детей более существенной, чем ее смысл.


       С детьми младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете есть множество профессий и выбрать свое дело очень трудно. Можно попробовать несколько разных профессий. Часто бывает так, что ребенок продолжает заниматься тем же, чем занимались его родители - «рабочая династия». Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых.   

Радостно живется тому, кто любит трудиться, любит, когда работа получается хорошо и приносит радость другим. «Кем быть?», «Куда пойти учиться после школы?». Младшие школьники пока затрудняются ответить или дают неуверенные ответы.

 Слайд        Мы знаем, что  наилучшим образом усваивается ребенком то, в чем он принимает активное участие, поэтому в свою работу мы включаем активные, деятельностные формы познания.

В этом нам помогает систематическое использование современных технических средств, интерактивной доски, применение инфомационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. Программа начальной школы построена так, что в курсе изучения предметов  уже заложены темы, где дети знакомятся с различными профессиями людей.

(Слайд     Например, уроки чтения способствуют воспитанию устойчивого интереса к труду. Чтение произведений такого раздела, как «Делу время – потехе час», расширяет объём знаний детей о разных профессиях, воспитывает уважительное отношение к труду, к людям труда. Мы знакомимся с героями таких произведений, как «Сказка о потерянном времени» Е Шварца, «Никакой я горчицы не ел» В.Голявкина и другие.

 (Слайд      Содержание учебного материала по математике позволяет учителю знакомить учащихся с рядом профессий различных отраслей народного хозяйства.  Профессиональная ориентация на уроках математики осуществляется путем проведения коротких бесед о профессии при решении задач, а также показа роли и значения предмета в жизни и деятельности людей. Например:

1. Одна бригада рабочих может заасфальтировать 15км шоссейной дороги за 30 дней, а другая – за 60 дней. За сколько дней могут заасфальтировать эту дорогу обе бригады, работая вместе?

2. Из 2 кг муки выходит 3кг печёного хлеба. Сколько печеного хлеба выйдет из 1т муки?

   Изучение окружающего мира также вносит определенный вклад в решение задач  трудового воспитания и профориентации. 

(Слайд     Уроки окружающего мира помогают воспитывать уважение к труду человека. При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности. Такие темы, как «Изобретение книгопечатания», «Мастера печатных дел», «Занятия людей в природных зонах», знакомство с отраслями экономики, изучение видов транспорта и его использование в современных условиях способствуют формированию у учащихся представлений о профессиях,  их необходимости в жизни человека, общества.

Уроки, на которых дети становятся исследователями и изучают окружающий мир с позиций астронома, географа, историка, археолога или эколога, вызывают у детей живой интерес к предмету. Одновременно с основной задачей  решается и другая - дети, играючи, подводятся к одному из главных выборов в жизни – выбору профессии.

 На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией.  На уроках русского языка и литературы использую пословицы о труде: Дело мастера боится. Терпение и труд всё перетрут. Труд кормит, а лень портит. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Маленькое дело лучше большого безделья.

 

При изучении словарных слов использую загадки о профессиях.

 

Наш ученый с другом Васей
Плавал дома на матрасе.
Ловко обогнул диван
Вася, храбрый ... (капитан)

 

В книжном море он бескрайнем

Настоящий капитан.

Отыскать любую книжку

Помогает быстро нам!  (Библиотекарь)

 

Мелом пишет и рисует,

И с ошибками воюет,

Учит думать, размышлять,

Как его, ребята, звать? (Учитель)

 

При изучении однокоренных слов предлагаю детям загадки.

 

Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

Докрасна натопим печь,

Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекарь)

 

В ресторане их найду я -

Эти люди в колпаках

Над кастрюлями колдуют

С поварешками в руках. (Повар)

 

По вариантам нужно подобрать однокоренные слова разных частей речи и выделить корень.

Например, при проведении словарной работы,  мы используем  следующие словарные слова: директор, агроном, учитель, инженер, космонавт, рабочий, хлебороб, шофёр.

Выполнение упражнений, в которых сообщается о разных профессиях, например: «Художники пишут разные картины. Художники – пейзажисты, художники – портретисты. Почему их так называют?»; «Весной вспашет хлебороб поле и посеет зерно. Труден и почётен труд хлебороба. Почему?»

    Особое значение придается развитию профессиональной ориентации младших школьников на уроках технологии, изобразительного искусства, когда освоенное трудовое действие ребенка: составление рабочего чертежа, разработка дизайна  сопоставляется с особенностью той или иной профессиональной деятельности. Например, правильность составления  рабочего чертежа важна для работы  конструктора, закройщика, архитектора.

Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, например, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок окружающего мира).

В таких играх дидактическая задача урока интегрируется с профориентационной.

           

    Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии. Как во время уроков, так и во внеурочное время предлагаю школьникам  профориентационные игры.  Например,  «Профессия на букву...» (к- кассир, курьер, коневод, х- хоккеист, художник), «Кто использует в работе?» (например, зеркало или иглу - назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?»)

 

    Например, есть игра на развитие ощущений и восприятия «Волшебный мешочек». В какой-то мешочек складываются различные предметы, связанные с разными профессиями. Не заглядывая внутрь его, – только на ощупь – ученики должны угадать предметы и связать их с какими-то профессиями. Восприятие детей 2–4-го классов становится уже более дифференцированным. 

Кроме уроков подготавливает обучающихся начальной школы к будущей профессии и творческая деятельность.

(Слайд      Мы помогаем ребенку раскрыть в себе свои собственные способности, так как период начального обучения в школе заключает огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников, а творческий, исследовательский поиск является частью любой профессии.

Развитие творческих способностей немыслимо без творческой деятельности. Результатом творческой деятельности может быть рисунок, аппликация, сообщение, сочинение рассказов, сказок, стихов, сценариев, составление схем, графиков, таблиц, моделей,

Слайд     проигрывание сценок, спектаклей и т.д.

Слайд     Главное, чтобы это было что-то субъективно– новое для конкретного ребенка.

Особенно ярко проявляется творческое начало в работах, которые дети создают дома на определенно-заданную тему.  Это могут быть сообщения, доклады, отзывы – одним словом их можно назвать мини исследования. Такая работа является подготовительной для выполнения более широкой проектно-исследовательской работы.

     Для того, чтобы усилия детей в творческо-исследовательской деятельности не пропали даром, уже в начальной школе мы создаем портфели индивидуальных достижений каждого ученика – портфолио, где накапливаем весь творческий материал, с которым ребенок и переходит в среднюю школу.

Профессиональная мини-проба «Актер театра кукол» ориентирует младших школьников в области художественного творчества в театре.

Задачи мини-пробы:

1.Развивать интерес учащихся к театру как виду искусства.

2.Выявить индивидуальные артистические способности младших школьников.

3.Формировать продуктивный опыт младших школьников, необходимый для включения в художественно-творческую деятельность.

Проведению профессиональной мини-пробы предшествует экскурсия за кулисы кукольного или драматического театра, а также заочное  путешествие по планете профессий «Человек – Художественный образ».

О посещении театра ребята пишут в тетради:

1.                 Какие профессии «работают» в театре?

2.                 С какими профессиями вы встретились впервые?

3.                 Расскажите о своих впечатлениях о посещении спектакля.

Многие школьники с удовольствием посещают концерты своих эстрадных кумиров, смотрят их выступления по телевидению. Ребятам предлагается нарисовать в свободном квадрате фрагмент эстрадного концерта (портрет любимого певца, свое эмоциональной состояние, реакцию зрителей и др.).

Рассказ К.Паустовского «Растрепанный воробей» школьники читают заранее. На занятии проходит его обсуждение по вопросам:

1. Опишите выступление балерины на сцене во время спектакля. Выберите для этого подходящие слова и словосочетания: летала, как пушинка; порхала, как птичка; легко кружилась; стонала от боли; неуклюже прыгала; неумело кланялась; великолепно танцевала; воздушная; превосходно; свинцовые ноги. Обоснуйте свой выбор.

2. Расскажите о труде балерины во время репетиций.

3. Докажите, что профессия балерины требует выносливости, терпения, отличной профессиональной подготовки.

Новая встреча на планете профессий  - художник. Ребятам предлагается нарисовать в свободном квадрате то, что удивило или запомнилось в последнее время.

Воспоминания об экскурсии в театр и беседе с людьми разных профессий, работающих на сцене и за кулисами, помогут школьникам отгадать театральные загадки.

1. О спектакле мы узнаем из …(афиша).

2. Актеры играют на …(сцена).

3. Мы ходим в театр смотреть …(спектакль).

4. Небольшое театральное представление называется …(миниатюра).

5. Предмет маскарадного представления …(маска).

6. До начала спектакля сцену от зрителей закрывают …(занавес).

7. Необходимый и основной этап создания спектакля …(репетиция).

8. Без человека этой профессии мы не сможем увидеть спектакль …(актер).

  Ознакомление с профессией актера театра кукол начинается с изучения истории. Статья в тетради содержит краткие сведения. Ребята готовят сообщения по истории театра в России и за рубежом, о кукольных персонажах разных стран по научно-популярной и справочной литературе для детей (например, детская энциклопедия «Все обо всем»).

Далее школьники записывают в тетради названия спектаклей театра кукол, которые им запомнились. Устно ребята объясняют, чем понравились эти спектакли.

 

(Слайд      Совсем недавно наши дети приняли участие в выставке рисунков о профессиях.

(Слайд      Если говорить о рейтинге профессий, изображенных на детских работах, то на первом месте оказалась профессия полицейского (6 рис.,15%). На втором – медсестра (4 рис., 10%), на третьем – продавец, строитель, врач, парикмахер (3 рис., 7%). Учитель, ветеринар, повар, военный, шофер оказались на 4 месте (2 рис.,5%).

Я  в своем классе провела анкетирование. Ребятам было задано несколько вопросов. В результате анкетирования были получены следующие результаты.

(Слайд     Почти все ребята имеют постоянные трудовые поручения дома, которые выполняют сами.

 

(Слайд     А вот на вопрос: «Постоянно ли ты выполняешь свои поручения?» большинство ответили: «НЕТ».  Ровно половина родителей поощряют детей за выполнение поручения.

 

Почти все ребята знают о работе своих родителей. Вот некоторые ответы:

«Моя мама работает почтальоном. Она разносит почту», или

«Моя мама работает на заводе »

«Мой папа работает водителем. Он доставляет разные грузы и ездит по

  разным городам».

 

Есть и такой ответ; «У папы на работе надо искать разный металл. Он его сдает и получает деньги». Т.е. у ребенка нет никакого представления, понятия  о работе папы. 

 

Среди опрошенных есть и такие, которые не знают,  где и кем работает мама, но зато очень хорошо знают,  где и кем работает бабушка.

 

       (Слайд     Рейтинг профессий, которые известны детям следующий:

на 1 месте такие профессии как учитель, повар, врач, продавец, охранник,

                                                         библиотекарь, строитель.

На 2 месте – директор, официант, певица, поэт, полицейский, пожарный,

                         водолаз, зубной врач, няня, футболист.

3 место – это ветеринар, швея, сантехник, летчик, дегустатор, таксист.

 

(Слайд     На вопрос: «Кем бы ты хотел стать, когда вырастишь?» были даны разные ответы, но большинство ребят отдали предпочтение профессии полицейского (29%). В рейтинге рисунков о профессиях полицейский также стоит на первом месте.  Следующий по рейтингу идет ветеринар (22%). Остальные 49% учащихся выбирают разного рода профессии: директор зоопарка, программист, музыкант, врач, пожарный, певица, повар.

 

(Слайд      Очень интересными были ответы на вопрос «Кем ты хотел стать, когда вырастешь?» и «Что тебя привлекает в этой профессии?»   Вот некоторые из них.

 

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

1)     Ветеринаром.

Я очень люблю животных и в будущем хочу им помогать (лечить).

2)     Певицей

Я очень красиво пою дома. Я очень люблю петь.

3)     Врачом

Чтобы лечить бабулю. Мне нравится помогать людям.

4)     Милиционером

Чтобы всех врагов, злодеев в тюрьму сажать, ездить на полицейской машине.

5)     Поваром.

Повар знает много разных рецептов и вкусно готовит.

6)     Программистом

Я буду программировать, создавать программы. Для меня это интересно.

 

   

 

 

 

 

       Внеурочная профориентационная работа включает разные направления: экскурсии,

классные часы, внеклассные занятия, встречи со специалистами в разных сферах труда, конкурсы, выставки, кружки и спецкурсы.

            Посещая  музеи, картинные галереи, библиотеки, театры младшие школьники не только приобщаются к миру прекрасного, но и  имеют возможность получить информацию о профессии экскурсовода, художника, библиотекаря, актёра.

            На  классных часах и на внеклассных занятиях младшие школьники читают стихи о разных профессиях, разгадывают загадки, инсценируют произведения, составляют пословицы о труде, рассказывают о профессиях своих родителей, участвуют в викторинах «Все работы хороши».

            Например, читая разные книги, мы встречаемся с разными героями, которые стали знамениты благодаря своей профессии. И вы их, конечно, узнаете и сможете назвать персонажей и авторов этих произведений.

1.Лучшая в мире няня - гувернантка, прилетевшая однажды на зонтике неизвестно откуда

(Мэри Поппинс, П. Треверс)

2.Воспитательница, которая была о себе очень высокого мнения. «У меня, - говорила она, - и дети, и собаки становятся шелковыми» (Фрекен Бок, А. Линдгрен)

 

Профориентационная работа с родителями обучающихся.

В зависимости от особенностей характера ребенка, его темперамента и способностей у него начинает проявляться интерес к определенным профессиям.

Кто-то просит родителей купить ему машинку, кто-то аптечку, кому-то интересно шитье, а кто-то не может усидеть на месте: его тянет бегать, танцевать, петь и т.п.

            Учитель должен помочь разобраться родителям с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями.

            На родительских собраниях нацеливаю родителей на включение школьников в разные кружки и секции. В результате в спортивных секциях (рукопашный бой, карате, бокс, дзюдо, в танцевальных кружках ,в школе искусств В театральном кружке дети занимаются.

            Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора.

 (Слайд     И закончить свое выступление я хочу словами из стихотворения


Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется.

Посеять в душу благодать,

Увы, не всякий раз  дается.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать,

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить,

Зачатки в души молодые,

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться…

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!


 

(Слайд   

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



 


 

Добрый день. Какая же работа проводится по профориентации в начальной школе?

Добрый день. Какая же работа проводится по профориентации в начальной школе?

Радостно живется тому, кто любит трудиться, любит, когда работа получается хорошо и приносит радость другим

Радостно живется тому, кто любит трудиться, любит, когда работа получается хорошо и приносит радость другим

При изучении словарных слов использую загадки о профессиях

При изучении словарных слов использую загадки о профессиях

Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии

Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии

О посещении театра ребята пишут в тетради : 1

О посещении театра ребята пишут в тетради : 1

Слайд А вот на вопрос: «Постоянно ли ты выполняешь свои поручения?» большинство ответили: «НЕТ»

Слайд А вот на вопрос: «Постоянно ли ты выполняешь свои поручения?» большинство ответили: «НЕТ»

Внеурочная профориентационная работа включает разные направления: экскурсии, классные часы, внеклассные занятия, встречи со специалистами в разных сферах труда, конкурсы, выставки, кружки и спецкурсы

Внеурочная профориентационная работа включает разные направления: экскурсии, классные часы, внеклассные занятия, встречи со специалистами в разных сферах труда, конкурсы, выставки, кружки и спецкурсы

Тема семинара: " Профориентационная работа в начальной школе"

Тема семинара: " Профориентационная работа в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2020